Ибрагимова Л. Г.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.3. К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ибрагимова Ляйсан Газинуровна, ассистент кафедры конституционного и административного права юридического факультета
Место работы: Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Аннотация: Автором статьи исследованы проблемы, возникающие при определении правового статуса Центрального Банка Российской Федерации (Банка России). Определение более четких пределов «независимости» Банка России позволит избежать злоупотребления принадлежащими ему полномочиями
Ключевые слова: правовой статус Центрального Банка Российской Федерации, правовое положение Банка России, полномочия Банка России
TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION
Ibragimova Laisan G., assistant
Work place: Kazan (Volga Region) Federal University
Annotation: To prevent abuse of the Bank of Russia the powers belonging to it, it seems appropriate to define more clearly the limits of his independence. A clearer definition of the limits of the "independence" of the Bank of Russia will allow to avoid abuse of powers belonging to it.
Keywords: the legal status of the Central Bank of the Russian Federation, the legal status of the Bank of Russia, the powers of the Bank of Russia
В Российской Федерации финансово-экономическую («денежную») власть олицетворяет Центральный банк Российской Федерации (Центральный Банк РФ), который в соответствии со своим конституционно-правовым статусом, определенным статьей 75 Конституции Российской Федерации (Конституции РФ), располагает исключительным правом на осуществление денежной эмиссии и в качестве своей основной функции защиту и обеспечение устойчивости рубля. Как указал в ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации (Конституционный Суд РФ), данные полномочия Центрального банка РФ по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, и осуществляются независимо от иных органов власти.^] При этом Центральный банк РФ наделен нор-мотворческими полномочиями, которые предполагают исключительные права и обязанности Центрального банка РФ по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирова-ния.[2,с.182]
Кроме того, в соответствии со статьями 4, 7, 34 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) Банк России наделен монопольным правом организации наличного денежного обращения на территории России, определения порядка ведения кассовых операций по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, подлежащих официальному опубликованию в «Вестнике Банка России». Так, согласно преамбуле к Положению Банка России от 24 апреля 2008 года № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации»[3] оно издано Банком России по вопросу, отнесенному к его исключительной компетенции, с соблюдением формы, порядка издания и опубликования нормативного правового акта. Этот документ распространяется как на юридических лиц, так и на индивидуальных предпринимателей (абз. 1 п. 1.1 Положения о кассовых операциях). При этом, как указывает Верховный Суд, нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым бы предприниматели освобождались от соблюдения порядка ведения кассовых операций полностью или в части и которому могли бы противоречить оспариваемые нормы, не имеется.
Анализ статьи 75 Конституции РФ (в части слов «независимо от других органов государственной власти») наводит на мысль, что Центральный Банк РФ является органом государственной власти. Действительно ли это так, учитывая, что Центральный Банк РФ нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти? Характер конституционных полномочий Центрального Банка РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения (Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 268-О[4]); в указанном Определении Центральный Банк РФ не называется органом государственной власти; в нем отмечено, что Центральный Банк РФ обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти).[5, с. 71-76]
Центральный Банк РФ в качестве мер принуждения может использовать приостановление действий лицензии кредитных организаций, наложение штрафов и так далее. Кроме того, изданные Центральным Банком РФ нормативные акты обязательны для всех государственных органов, физических, юридических лиц.
Как указывается в запросе Верховного суда о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», данная норма, наделяющая Банк России правом в рамках административных полномочий на издание приказа об отзыве лицензии минуя судебный порядок, противоречит положениям Конституции Российской Федерации о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1) и на судебную защиту своих прав и свобод (статья 46, часть 1). Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что внесудебный порядок отзыва лицензии у
Бизнес в законе
4'2015
кредитных организаций ставит их в неравное положение с другими субъектами гражданского права.
Банк России имеет право отозвать лицензию, что является властным принудительным действием и означает не ликвидацию, а запрещение данной деятельности для конкретной кредитной организации. Данные действия являются осуществлением конституционной функции по надзору, что было определено Конституционным Судом Российской Федерации в официально опубликованном определении от 5 ноября 1999 года по запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности пунктов 1 и 4 части четвертой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»[6].
В данном случае указанные действия не являются умалением установленных Конституцией РФ прав, и кредитные организации могут решение Банка России и его должностных лиц обжаловать в суд или арбитражный суд.
Однако Верховным судом усмотрено неравное положение кредитной организации в связи с внесудебным порядком отзыва лицензии в отличие от других субъектов.
Между тем, исходя из особого конституционно - правового статуса Банка России, законодатель вправе урегулировать вопросы лицензирования кредитных организаций специальными законами, каковыми в настоящее время являются Федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не регламентирует вопросы отзыва лицензий кредитных организаций, поскольку согласно пункту 3 статьи 19 данного Федерального закона его действие не распространяется на те виды деятельности, лицензирование которых установлено иными вступившими в силу федеральными законами.
Независимость Банка России обеспечивается также особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального Банка РФ. В соответствии с пунктом «г» статьи 83 Конституции РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ представляет Президент, который также ставит перед Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ. В пункте «в» части 1 статьи 103 Конституции РФ предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального Банка РФ Дума.
Тем не менее, Банк России по характеру своей деятельности, прежде всего банк, кредитное учреждение, хотя и осуществляет некоторые функции органа государственной власти.[7, с.40-45]
Расчетно-платежная дисциплина в сфере денежного обращения базируется на выполнении основных принципов осуществления денежных расчетов, закрепленных в действующем законодательстве. Соблюдение расчетно-платежной дисциплины способствует, с одной стороны, ускорению оборота денежных средств и укреплению финансового состояния хозяйствующего субъекта, с другой, укреплению денежного оборота страны, ее финансовой системы, поскольку движение денежных средств связывает части финансовой системы в единое целое. В свою очередь, нарушение установленных правил денежного оборота может быть следствием неудовлетворительной работы банковской
системы, поскольку Центральный банк обеспечивает эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы, а коммерческие банки непосредственно обслуживают оборот денег.[8, с.630]
На основании вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы. Во избежание злоупотребления Банком России принадлежащими ему полномочиями представляется целесообразным более четко определить пределы его независимости.
В первую очередь необходимо урегулировать взаимодействие Банка России с другими органами государственной власти (прежде всего с Президентом РФ, Правительством РФ, а также палатами Федерального Собрания РФ). Конституцией РФ предусмотрены основы такого взаимодействия, однако детальное их урегулирование на федеральном уровне не установлено. Особенно это проявляется в принятии и реализации единой государственной денежно-кредитной политики Российской Федерации, ее основных принципов, целей и сценариев развития на среднесрочную перспективу.
Конституция РФ установила, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (пункт «б» части 1 статьи 114). Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» указал, что Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику (пункт 1 статьи 4). Вместе с тем действующий порядок данного взаимодействия несовершенен. Например, по нему невозможно определить, кто несет ответственность за результаты проведения денежно-кредитной политики.
Кроме того, возникает необходимость развития нор-мотворческой функции Банка России. В настоящее время правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются им самостоятельно. Они подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (статья 7 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Между тем следует согласиться с мнением Е. Н. Пастушенко о том, что закрепление правил подготовки и издания нормативно-правовых актов Банка России необходимо на уровне федерального закона, с соблюдением единых подходов к форме правового регулирования Банком России общественных отношений в денежно-кредитной сфере [9, с.96], поскольку нормативно-правовые акты Банка России регулируют деятельность банковского сектора и затрагивают экономические интересы общества в целом.
Законодатель, установив специфический конституционно-правовой статус Банка России, признал его независимость, обособив от других органов государственной власти. При этом не в полной мере определил ее пределы. А ведь именно от того, в какой степени отражается принцип независимости Банка России в нормотворческой и правоприменительной деятельности, зависит его место в системе органов государственной власти и роль в становлении современной банковской системы.
Ибрагимова Л. Г.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 268-О «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ч. 3 ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // ВКС РФ. 2001. № 2.
2. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма, Инфра-М, 2011. С. 544.
3. Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации (утв. Банком России 24.04.2008 № 318-П) // Вестник Банка России, № 29-30, 06.06.2008.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// Вестник Конституционного Суда РФ, № 2, 2001.
5. Ескина Л. Б. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 7. С. 71-76.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 № 185-О «По запросу Арбитражного Суда Республики Карелия и жалобам ОАО «ЛенНИИхиммаш», ОАО АКБ «Автобанк», ОАО «Бритиш Американ Тобакко - СТФ», АОЗТ «Разнотрейд» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 1 и 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» // КонсультантПлюс, 2012.
7. Замотаева Т.Б. Правовой статус Центрального Банка России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2. С. 40-45.
8. Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. С.792.
9. Пастушенко Е.Н. Нормотворческая деятельность Банка России: вопросы теории и практики / Под ред. Н.И. Химиче-вой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. С. 230.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Ибрагимовой Л. Г. «К вопросу о правовом статусе
Центрального Банка Российской Федерации». В статье Ибрагимовой Л.Г. «К вопросу о правовом статусе Центрального Банка Российской Федерации» исследованы проблемы, возникающие при определении правового статуса Центрального Банка Российской Федерации (Банка России). Наделение Центрального Банка Российской Федерации, большим кругом полномочий ставит вопрос об определении его независимости, что подтверждает актуальность темы исследования и возможность практического применения данного исследования на практике.
Все разделы статьи логически взаимосвязаны, а положения статьи подтверждены цитатами из источников и ссылками на научные исследования.
Статья Ибрагимовой Л.Г. «К вопросу о правовом статусе Центрального Банка Российской Федерации» рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Научный руководитель д-р юрид. наук, профессор
Хусаинов Зуфар Фаагович