Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВУЗЕ / STUFF COMPETENCE DEVELOPMENT SYSTEM / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / QUALITY MEASURES / ACADEMIC STUFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дородонова Н.В.

в статье рассматривается подготовку научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования по действующему законодательству. Автор выявляет критерии качества подготовки аспирантов (соискателей ученых степеней).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEMS OF THE ACADEMIC STUFF QUALITY IMPROVING IN THE RUSSIAN FEDERATION

the article deals with the process of academic stuff competence development in the postgraduate system of Higher Educational Establishments due to the legislation in force. The author examines the quality measures of the system of qualifications of the candidates for a degrees.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Решение этих задач видится в выработке адекватной концепции подготовки научно-педагогических и научных кадров на базе высшего образования,

Н.В. Дородонова,

зав. сектором научно-исследовательского отдела Саратовской государственной юридической академии nis@sgap.ru

Проблемы повышения качества подготовки научно-педагогических кадров в Российской Федерации

Аннотация: в статье рассматривается подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования по действующему законодательству. Автор выявляет критерии качества подготовки аспирантов (соискателей ученых степеней).

Ключевые слова: образование, научные кадры, система подготовки кадров в вузе, критерии качества.

Summary: the article deals with the process of academic stuff competence development in the postgraduate system of Higher Educational Establishments due to the legislation in force. The author examines the quality measures of the system of qualifications of the candidates for a degrees.

Key words: education, academic stuff, stuff competence development system, quality measures.

В настоящее время подготовка научно-педагогических и научных кадров регулируется законодательством в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, в частности Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»1, который определяет порядок и основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров.

В соответствии со ст. 21 указанного Закона подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, д^ а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и на- — учным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, фе-

1 См.: О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 13 февраля 2009 г. № 186-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135.

деральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.

В соотвествии в вышеназванным Федеральным законом государственные образовательные стандарты послевузовского научного профессионального образования включают федеральный, региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения, его осуществляющего.

Государственные образовательные стандарты послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.

Министерство образования и науки Российской Федерации:

а) устанавливает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти соотношение федерального компонента, регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения (организации) государственных образовательных стандартов профессионального образования с учетом уровня и профиля основных образовательных программ профессионального образования;

б) организует разработку федеральных компонентов государственных об-х разовательных стандартов профессионального образования и согласовывает ^ их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; к в) утверждает и вводит в действие федеральные компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования;

§ г) устанавливает порядок внесения изменений в федеральные компоненты государственных образовательных стандартов профессионального ^ образования.

< Руководствуясь ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском :: профессиональном образовании», можно сделать вывод о том, что федераль-^ ные компоненты государственных образовательных стандартов послевузов-° ского научного профессионального образования включают в себя: к 1) общие требования к основным образовательным программам после-

т вузовского профессионального образования;

т 2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ послевузовского научного профессионального образования, к условиям их реализации;

92 3) сроки освоения основных образовательных программ послевузовского - научного профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся (аспирантов, адъюнктов, докторантов).

Концептуальные основы функционирования и развития системы подготовки научно-педагогических и научных кадров должны опираться на твердую единую нормативно-правовую базу, учитывать традиции развития научных школ и вместе с тем отвечать требованиям послевузовского профессионального образования России.

Региональный компонент государственных образовательных стандартов отражает национально-региональные особенности подготовки специалистов.

о

сч

Региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов профессионального образования:

1) разрабатываются образовательными учреждениями (организациями) по инициативе органа исполнительной власти субъекта РФ и отражаются в основных образовательных программах профессионального образования;

2) утверждаются и вводятся в действие образовательными учреждениями (организациями).

Наличие регионального компонента государственных образовательных стандартов отражает и обеспечивает реализацию принципа федерализма в сфере образования. Пункт 4 ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закрепляет право высшего учебного заведения самостоятельно определять содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов послевузовского профессионального образования в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, компоненты образовательного учреждения (организации) государственных образовательных стандартов профессионального образования разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие образовательными учреждениями (организациями) и отражаются в основных образовательных программах профессионального образования. ® е

Следовательно, компонент образовательного учреждения определяется | ы им самостоятельно и им же финансируется. Данный компонент учитывает специфику образовательного или научного учреждения, осуществляющего РО Ы послевузовское научное профессиональное образование.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закрепляет, что государственный контроль качества послевузовского профессионального образования, направленный на обеспечение с единой государственной политики в области послевузовского профессио- | а! нального образования, рациональное использование бюджетных средств, ф ^ выделяемых на финансирование системы послевузовского профессиональ- | о ного образования, осуществляется федеральным

власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере образова- и и ния. Далее по тексту данной статьи законодатель определяет, что качество послевузовского профессионального образования должно соответствовать 93

федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным -

государственным требованиям и устанавливаемым в соответствии с п. 4 ст. 5 данного Федерального закона образовательным стандартам и требованиям. ^

Вместе с тем законодатель не определяет критерии качества послевузов- ^ ского профессионального образования ни в указанном нормативном акте, ни в каком другом. Попытки обнаружить указанные стандарты качества ^ подготовки научно-педагогических и научных кадров в правовой базе не § увенчались успехом. Что касается невузовских форм подготовки научно- а педагогических и научных кадров, законодательно не получили закрепления ни организационные формы, ни разновидности подготовки, ни, что самое важное, критерии качества самой подготовки.

Г =1

о

®

Отсутствие четких критериев качества порождает возможность интерпретировать их различными способами. Отсюда и проблемы, связанные с качеством послевузовского профессионального образования. В этой ситуации крайне необходимо учитывать, что качество послевузовского профессионального образования, так же как, впрочем, и других видов образования, зависит от множества факторов: требований к лицам, которые получают образование, соответствия качества подготовки аспирантов, докторантов требованиям государственных образовательных стандартов, востребованности аспирантов, докторантов, апробации результатов их научных исследований.

Согласимся, что необходимо применять селективный подход к лицам, поступающим в аспирантуру (докторантуру), уже на этапе отбора кандидатов. По данным социологических исследований, среди поступающих велика доля молодых людей со слабой мотивацией к научному труду1. Многие выпускники аспирантуры не выбирают профессию научных и научно-педагогических работников, что обусловливает несбалансированность возрастной структуры кадрового корпуса российской науки и высшей школы. Причин тому множество: экономические (финансовые), организационные, личностные. Поэтому и решение данной проблемы требует комплексного подхода.

Если говорить об обучении в аспирантуре (или в форме соискательства), то по окончании обучения молодой исследователь должен представить своему научному руководителю текст диссертации (что и предусмотрено индивидуальным планом подготовки) в соответствии с требованиями Положения о по-§ рядке присуждения ученых степеней2. Именно данное Положение определяет □Е правовые основы оценки квалификации научных и научно-педагогических работников и критерии, которым должны отвечать диссертации — научно-квалификационные работы, представленные на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.

Таким образом, если говорить о критериях качества подготовки научно° педагогических работников на базе послевузовского профессионального к образования, следует, прежде всего, исходить из критериев, предъявляемых т к освоению навыками и умениями подготовки научно-квалификационных ш работ. В процессе подготовки диссертации молодым ученым необходимо освоить навыки научно-исследовательской работы, которые предусматривают способность к аналитической работе уже при выборе темы исследования3. д4 Как правило, этот процесс проходит под руководством опытного наставника,

- т. е. эффективность его результатов зависит не только от желаний и усилий

самого аспиранта, но и от умения научного руководителя организовать их

г-

т- 1 См.: Мацкевич И.М. Основные тезисы доклада на пленарном заседании конференции «Госу-° дарство и право: вызовы XIX века (Кутафинские чтения)», состоявшейся 2 декабря 2010 г. в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 2.

2 Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 июня 2011 г. № 475).

3 См.: Рыбаков О.Ю. Типичные ошибки при выборе и редакции тем диссертационных исследований (на примере специальности 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве) (тезисы доклада) // Юридическое образование и наука. 2010. № 2. С. 5-8.

К

с

с

взаимодействие, которое позволило бы начинающему исследователю приобрести необходимые компетенции и в то же время найти свой путь в науке1.

Новизна постановки решаемой в диссертационном исследовании проблемы (задачи) также играет важную роль, поскольку предполагает обеспечение преемственности в науке: соискатель должен принимать во внимание проведенные ранее исследования и полученные предшественниками результаты, исключая их дублирование2, что предполагает способность к самосовершенствованию, творческому освоению новых компетенций.

В настоящее время систему подготовки научно-педагогических и научных кадров по праву можно признать одной из наиболее авторитетных областей российской образовательной системы.

Таким образом, решение накопившихся проблем, в том числе главной из них — снижения уровня качества подготовки и качества диссертационных исследований аспирантов должно осуществляться в рамках комплексного подхода. Сегодня широко обсуждается новый проект закона «Об образовании в Российской Федерации», который также не содержит критериев качества подготовки в аспирантуре (в форме соискательства)3. На наш взгляд, необходим пересмотр ряда нормативных правовых документов, в значительной мере определяющих условия функционирования системы подготовки научно-педагогических кадров: 3 -о

1) путем закрепления в нормативных актах гарантий деятельности аспи- ® е рантов и докторантов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов | ы РФ, а также в локальных правовых актах образовательных учреждений и д О научных организаций; -о ы

2) приведения в соответствие норм законодательства об образовании, опреде- га | ляющих государственные стандарты в сфере образовательных услуг, и требований, предъявляемых к научно-квалификационным работам, установленных Положением о порядке присуждения ученых степеней и Высшей аттестационной с комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации; | !

3) применения к аспирантам (соискателям ученых степеней) мер организа- ф ^ ционного и воспитательного воздействия, особенно в процессе обучения при | о невыполнении индивидуального плана, учитывая, что в России подготовка РЦ О в системе послевузовского профессионального образования осуществляется и и преимущественно за счет госбюджета;

4) определения роли научного руководителя в процессе обучения в аспи- 95 рантуре (в форме соискательства). -

Для исправления сложившейся ситуации необходимо развивать адекватные организационные механизмы интеграции вузов с ведущими научными ^

д

а

о

®

учреждениями и предприятиями передовых технологий, способные интен- ^ сифицировать целевую подготовку научных кадров высшей квалификации по приоритетным для государства научным направлениям. |

1 См.: Грибанькова А.А. Научное руководство аспирантами: социально-психологические аспек- § ты // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 70—73.

2 См.: Рыбаков О.Ю. Указ. соч. С. 5.

3 Подготовка научных кадров на базе докторантуры законодательно не закрепляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.