Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА БАЗЕ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА БАЗЕ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ВУЗЕ / STUFF COMPETENCE DEVELOPMENT SYSTEM / ACADEMIC STUFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ростова О. С.

в статье рассматривается процесс организации подготовки научных и научно-педагогических кадров на базе высшего учебного заведения в Российской Федерации. Автором исследуются нормы действующего законодательства в данной сфере и нового законопроекта об образовании в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ACADEMIC STUFF COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT DUE TO THE EDUCATIONAL REFORMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

the article deals with the process of academic stuff competence development in the Higher Educational Establishments of Russian Federation. The author analyses rules of the legislation in force and those of the new draft law "About Education in the Russian Federation"

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА БАЗЕ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

• ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

О.С. Ростова,

кандидат юридических наук,

начальник научно-исследовательского отдела

Саратовской государственной

юридической академии

[email protected]

Нормативное регулирование подготовки научно-педагогических кадров на базе вуза в контексте реформ образования в Российской Федерации

Аннотация: в статье рассматривается процесс организации подготовки научных и научно-педагогических кадров на базе высшего учебного заведения в Российской Федерации. Автором исследуются нормы действующего законодательства в данной сфере и нового законопроекта об образовании в Российской Федерации.

Ключевые слова: образование, научные кадры, система подготовки кадров в вузе.

Summary: the article deals with the process of academic stuff competence development in the Higher Educational Establishments of Russian Federation. The author analyses rules of the legislation in force and those of the new draft law "About Education in the Russian Federation ".

Key words: education, academic stuff, stuff competence development system.

Организация подготовки научно-педагогических и научных кадров регламентируется нормами законодательства в сфере образования. Правовую основу системы российского образования в целом определяют нормы международного права, Конституция Российской Федерации федеральные законы, нормативные акты Правительства и субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, прежде всего Министерства образования и науки Российской Федерации. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)1. Новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — законопроект), получивший широкое общественное обсуждение, определяет систему

1 См.: Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 13 февраля 2009 г.

№ 186-ФЗ) // Российская газета. 1992. 31 июля.

87

образования в Российской Федерации как совокупность взаимодействующих элементов и субъектов, направленных на достижение целей образования (ст. 10). Законопроект направлен на создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования; комплексную модернизацию законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; повышение эффективности механизма правового регулирования; обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Под элементами и субъектами системы образования законодатель понимает:

— федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые вузами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;

х — организации, осуществляющие образовательную деятельность, их ра-^ ботников, обучающихся и их родителей (законных представителей); ^ — органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультатив-§ ные, совещательные и иные органы;

— организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ^ ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образователь-< ной деятельности и управления системой образования, оценку качества :: образования;

^ — объединения юридических лиц, работодателей и их объединения, обще° ственные и государственно-общественные объединения, осуществляющие к деятельность в сфере образования.

т Если действующее законодательство предусматривает подготовку научно-

го педагогических кадров в аспирантуре, адъюнктуре, докторантуре как одну из

<

форм послевузовского профессионального образования1 (наряду с дополнительным), то новый законопроект подразделяет образование на общее, про-88 фессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение, - обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование). Новая система образования призвана обеспечить условия для непрерывного образования посредством реализации преемственных основных образовательных программ и различных

о

сч

См. Закон «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 13 февраля 2009 г. № 186-ФЗ) (Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135); Об утверждении положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации : приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 27 марта 1998 г. № 814 (БНА федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 20) и другие законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие систему послевузовского образования.

дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющегося образования, квалификаций, опыта практической деятельности при получении образования последующих уровней.

Рассмотрим процесс подготовки научно-педагогических работников на базе вуза по действующему законодательству. В соответствии со ст. 19 о Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» докторантура и аспирантура являются основными формами под- | готовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского О профессионального образования, предоставляющими гражданам Российской ® Федерации возможность повышения уровня образования, научной и педа- у гогической квалификации. и

В данном Законе урегулирована структура послевузовского профес- о сионального образования, которая представляет собой совокупность го- ° и сударственных образовательных стандартов высшего профессионального о ® образования, федеральных государственных требований к послевузовскому т ё профессиональному образованию и образовательных программ высшего и ТО послевузовского профессионального образования. В соответствии со ст. 5 Закона «государственные образовательные стандарты послевузовского про- О Н фессионального образования предназначены для обеспечения: м Ч

1) качества послевузовского профессионального образования; о -

2) единства образовательного пространства России; 3 д

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных о О учреждений, реализующих образовательные программы послевузовского | Ч профессионального образования; В К

4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о послевузовском профессиональном образовании».

Отличительная черта послевузовского образования в сфере подготовки СО кадров научной квалификации — это фактическое отсутствие по многим па- й Н раметрам каких-либо жестких и заранее установленных государственных об- ф в разовательных стандартов послевузовского профессионального образования. | е

Согласно новому законопроекту подготовка научно-педагогических а ° кадров с 1 января 2013 г. будет реализована на третьем уровне высшего | § профессионального образования, соответственно, после бакалавриата, специалитета, магистратуры (ст. 70). Образовательные программы высшего дд

образования, определяющие его содержание, т. е. программы бакалавриата, -

подготовки специалиста, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) относятся к категории основных (ст. 12). Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре, в форме ассистентуры-стажировки приравнивается, по новому 8 законопроекту, к высшему образованию

— подготовке научно-педагогических § кадров, ординатуре, ассистентуре-стажировке (ст. 113), что обеспечивает создание современной системы непрерывного образования на базе вузовского профессионального образования.

Вместе с тем законопроект не содержит подготовки научно-педагогических кадров на базе докторантуры. Из текста законопроекта не ясно, относит ли

"О х

С к В а

д а

о о

законодатель соискателей ученой степени доктора наук и уже состоявшихся докторов наук к научно-педагогическим кадрам вообще.

К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование — прошедшие обучение по программе подготовки специалиста или магистратуры. Данная формулировка не совсем корректна, т. к. ст. 70 определяет бакалавриат как первый уровень высшего образования, тем самым ограничивая права лиц, имеющих диплом бакалавра, на поступление в аспирантуру. Законопроект дает следующее определение аспиранта (адъюнкта) — лицо (военнослужащий), имеющее высшее образование (подготовка специалиста или магистратура), обучающееся в аспирантуре (адъюнктуре) по программе подготовки научно-педагогических кадров (ст. 33).

Таким образом, можно сделать вывод, что подготовка научно-педагогических и научных кадров рассматривается в новом законопроекте как завершающая ступень высшего образования. По названию эта система представляет часть высшего образования, по содержанию — во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, при положительном результате которой происходит защита диссертации и присуждается ученая степень кандидата наук.

Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре должна заключаться не только в выполнении требований образовательного компонента, т. е. индивидуального плана подготовки аспиранта, но, прежде § всего, должна быть направлена на овладение умениями подготовки научно-квалификационной работы. Принципиально важным в данном случае, по ^ мнению экспертов, представляется наличие взаимосвязи базовых компонен-< тов научно-квалификационной работы: формулирование темы, сопряжен:: ной с целями, задачами, объектом, предметом исследования, положениями ^ научной новизны и положениями, выносимыми на защиту1. Таким образом, ° данный вид деятельности предполагает овладение навыками организации и к проведения научных исследований.

т Вполне очевидно, что Федеральные государственные образовательные ш стандарты и федеральные государственные требования в части подготовки научных кадров, являясь, по сути, основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего 90 уровня и направленности, должны не только соединять в себе требования

- к подготовке научно-квалификационных работ, но и отвечать требованиям

наивысшего уровня высшего профессионального образования, а потому £ должны рассматриваться как особый вид образовательной деятельности, ° регулируемый отдельным законодательным актом.

^ Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

1 Подробнее см.: Рыбаков О.Ю. Проблемные вопросы при подготовке и защите диссертационных исследований (на примере специальности 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве) // Юридическое образование и наука. 2011. № 2. С. 13-16.

К

Решение этих задач видится в выработке адекватной концепции подготовки научно-педагогических и научных кадров на базе высшего образования,

Н.В. Дородонова,

зав. сектором научно-исследовательского отдела Саратовской государственной юридической академии [email protected]

Проблемы повышения качества подготовки научно-педагогических кадров в Российской Федерации

Аннотация: в статье рассматривается подготовка научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского образования по действующему законодательству. Автор выявляет критерии качества подготовки аспирантов (соискателей ученых степеней).

Ключевые слова: образование, научные кадры, система подготовки кадров в вузе, критерии качества.

Summary: the article deals with the process of academic stuff competence development in the postgraduate system of Higher Educational Establishments due to the legislation in force. The author examines the quality measures of the system of qualifications of the candidates for a degrees.

Key words: education, academic stuff, stuff competence development system, quality measures.

В настоящее время подготовка научно-педагогических и научных кадров регулируется законодательством в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, в частности Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»1, который определяет порядок и основные формы подготовки научно-педагогических и научных кадров.

В соответствии со ст. 21 указанного Закона подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре (адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций, д^ а также путем прикрепления к таким образовательным учреждениям и на- — учным организациям соискателей для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук либо путем перевода педагогических работников на должности научных работников для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук.

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, фе-

1 См.: О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федеральный закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 13 февраля 2009 г. № 186-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.