ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ
И.А. МОСИЧЕВА, зам. директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Е.В. КАРАВАЕВА, исп. директор Ассоциации классических университетов России В.Л. ПЕТРОВ, зам. председателя президиума Координационного совета УМО Минобрнауки России
Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В публикации рассмотрены ключевые вопросы развития программ аспирантуры в условиях введения нового закона «Об образовании в Российской Федерации ». Определены особенности образовательных программ и стандартов. Описаны нормативные документы, разработка которых обеспечит качественную реализацию образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров.
Ключевые слова: высшее образование, федеральный закон, аспирантура, образовательный стандарт, учебная программа, научно-педагогические кадры, квалификация, аккредитация, лицензирование, документ об образовании, диссертация
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»), вступающий в силу (в части высшего образования) с 1 сентября 2013 г., предусматривает значительные изменения в системе высшего образования страны. Основные структурные новшества связаны с позиционированием программ подготовки кадров высшей квалификации (в том числе - подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре) в качестве программ третьего уровня высшего образования.
Очевидно, что законодатель, определив такую норму, направил свои усилия на гармонизацию отечественной системы образования с трехцикловой системой высшего образования, действующей на общеевропейском образовательном пространстве. Однако российские программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - программы аспирантуры), разработанные и реализованные согласно нормам нового закона,
еще не будут в полной мере соответствовать программам третьего цикла высшего образования зарубежных университетов, ведущих к присвоению степени доктора философии (PhD). Для того чтобы степень (или квалификация), присвоенная выпускнику российской программы аспирантуры, была узнаваема (признаваема) в мире как степень, приравненная к PhD, необходимо определить еще ряд норм, связанных с процедурами получения и системой ученых степеней и званий в нашей стране. Далее мы не будем развивать эту тему, отметим лишь одно обстоятельство, имеющее принципиальное значение для вопросов, обсуждаемых в данной статье.
Для отечественной практики подготовки кадров высшей квалификации всегда было характерно разделение двух систем:
• системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре);
• системы аттестации научных
кадров высшей квалификации.
Статья 60. п. 9. ФЗ «Об образовании в РФ» гласит: «Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук». Таким образом, установив новый статус программ аспирантуры, новый закон по-прежнему не включает в содержание этих программ процедуру защиты на соискание ученой степени кандидата наук.
Согласно Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации”» порядок защиты научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук будет установлен Правительством Российской Федерации. Процедура защиты формально не входит в программу аспирантуры (адъюнктуры). В рамках же освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) лицо, завершающее освоение этой программы, будет защищать выпускную квалификационную работу и получит «диплом об окончании аспирантуры» (статья 60, п. 6 ФЗ «Об образовании в РФ»), в котором будет указана образовательная квалификация (а не ученая степень). ФЗ «Об образовании в РФ» не установил на-
званий квалификаций выпускников профессиональных образовательных программ. Рабочая группа Минобрнауки России по утверждению порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки и утверждению ФГОС по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (руководитель группы - И.Е. Апыхтина) предложила присваивать всем выпускникам программ аспирантуры единую квалификацию «Исследователь. Преподаватель-исследователь». В середине июля 2013 г. Минобрнауки России вынесло на обсуждение общественности это название квалификации вместе с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре [1; 2].
Что изменится в реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), на которые будет осуществлен набор обучающихся после 1 сентября 2013 г., то есть с момента вступления в силу ФЗ «Об Образовании в РФ»? Остановимся на этом вопросе подробнее.
До вступления в силу указанного закона российские программы аспирантуры относились к программам «послевузовского образования», лицензировались и реализовывались по конкретным специальностям научных работников, определенных Номенклатурой специальностей научных работников, не вели к присвоению квалификаций или образовательных степеней и не завершались выдачей документов об образовании. Вузы и научные организации самостоятельно устанавливали сроки приема на программы аспирантуры и сроки начала обучения. Программы аспирантуры по всем специальностям научных работников регулировались едиными Федеральными государственными требованиями (ФГТ), утвержденными приказом
Минобрнауки России № 1365 от 16.03.2011.
Необходимо заметить, что структура Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденная приказом Минобрнауки России № 59 от 25.02.2009, и примененные в этой Номенклатуре принципы классификации не согласуются со структурой и принципами классификации, примененными в Перечнях направлений подготовки магистратуры и специальностей высшего профессионального образования. Подходы, примененные в ФГТ в части требований к результатам освоения программ послевузовского образования (аспирантуры) и требований к структуре этих программ, существенно отличаются от подходов, примененных в ФГОС для программ высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов). Приведем только один пример. ФГТ установили трудоемкость (объем) программы аспирантуры продолжительностью в три года равной 210 зачетным единицам, а программ продолжительностью в четыре года - равной 265 зачетным единицам! Такой объем никак не может быть согласован с объемами европейских программ третьего цикла высшего образования (программ PhD), которые определяются исходя из базового соотношения, установленного Европейской системой накопления и переноса кредитов (ECTS): трудоемкость одного учебного года при очной форме обучения (полный объем работы обучающегося, в том числе аспиранта) равна 60 кредитам (зачетным единицам). Такую же норму для трудоемкости учебного года установили и российские ФГОС по программам бакалавриата, магистратуры, подготовки специалистов. Именно такого рода нюансы, отраженные в соответствующих доку-
ментах об образовании, могут создать сложности обладателям этих документов при проведении процедур признания, а также при реализации совместных образовательных программ аспирантуры отечественными и зарубежными образовательными и научными организациями.
После вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ» согласно нормам, установленным данным законом, программы аспирантуры как программы третьего уровня высшего образования разрабатываются и реализуются образовательными и научными организациями:
■ в соответствии с Перечнем направлений подготовки в аспирантуре, утвержденным Приказом Минобрнауки России;
■ на основе ФГОС по направлениям подготовки в аспирантуре, утвержденных приказами Минобрнауки России, или на основе образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых образовательными организациями высшего образования, которым дано такое право в соответствии с федеральным законодательством;
■ с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП) (за исключением программ аспирантуры, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно);
■ на основе норм, установленных следующими документами, утвержденными приказами Минобрнауки России: Порядок приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъ-
юнктуре), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
Таким образом, после выхода ФЗ «Об образовании в РФ» перед Минобрнауки России встали следующие задачи:
• сформировать Перечень направлений подготовки в аспирантуре в единой структуре и логике с Перечнями направлений подготовки магистров и специалистов, осуществив его гармонизацию с международными Классификаторами образовательных программ и Классификаторами областей наук и технологий;
• установить «таблицы соответствия» («переходники») направлений подготовки в аспирантуре специальностям научных работников из действующей Номенклатуры специальностей научных работников, решить вопрос о процедуре замены лицензий и свидетельств о государственной аккредитации;
• утвердить ФГОС по всем направлениям подготовки в аспирантуре, организовав их разработку на основе принципов и подходов, примененных в ФГОС для программ других уровней высшего образования (магистратуры, специалитета, бакалавриата);
• утвердить Порядок разработки ПООП, проведения их экспертизы и ведения реестра ПООП;
• утвердить следующие нормативные документы: Порядок приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), Порядок организа-
ции и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), организовав их разработку в логике соответствующих документов, регулирующих реализацию программ других уровней высшего образования (магистратуры, специ-алитета, бакалавриата).
В декабре 2012 г. Рабочая группа по модернизации содержания высшего образования под руководством О.И. Ребрина, созданная при Департаменте государственной политики в сфере высшего образования (далее - Рабочая группа), приступила к разработке Концепции формирования Перечня направлений подготовки в аспирантуре и макета ФГОС по направлению подготовки в аспирантуре.
Минобрнауки России поставило перед группой задачу при работе над Перечнем направлений подготовки в аспирантуре оптимизировать и структуру Перечней всех уровней профессионального образования, сохранив при этом действующие в настоящее время направления подготовки и специальности профессионального образования.
Рабочей группой были применены следующие принципы оптимизации Перечней.
1. Унифицированная структура перечней по всем уровням профессионального образования (среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка).
2. Соответствие структуры Перечней по всем уровням профессионального образования структурам современных международных классификаторов по образованию и классификаторов областей науки и технологий. За
основной ориентир взята международная система классификации областей науки и технологий, разработанная Организацией экономического сотрудничества и развития (Field of Science and Technology, 2007). Для того чтобы учесть специфику уровней среднего профессионального образования и бакалавриата, а также не потерять образовательные программы в тех областях профессиональной деятельности, которые не содержат научный и высокотехнологичный компоненты (сервис, культура и искусство и т.п.), в качестве второго ориентира использована Международная система классификации по образованию (МСКО, 2011), утвержденная и поддерживаемая в актуальном состоянии Организацией объединенных наций.
3. Построение структуры Перечней на основе трех иерархических уровней:
• область образования;
• укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - Укрупненные группы);
• направление подготовки (для бакалавриата, магистратуры и аспирантуры), или специальность (для специа-литета, ординатуры и ассистентуры-стажировки), или профессия (специальность) среднего профессионального образования.
4. Для обеспечения принципов преемственности в свете концепции «образование в течение всей жизни» формирование Областей образования и Укрупненных групп как единых для всех уровней профессионального образования.
По решению Минобрнауки России в каждой Укрупненной группе было определено (за отдельными исключениями) не более одного направления подготовки аспирантуры.
На основе изложенных принципов
Рабочей группой была предложена единая структура всех Перечней по уровням высшего образования, состоящая из 9 образовательных областей и 51 Укрупненной группы. Новая структура Перечней обсуждалась и была одобрена Ассоциацией ведущих университетов России (АВУР) в апреле 2013 г. и Советом Минобрнауки России по ФГОС в июле 2013 г. Все Перечни направлений подготовки и специальностей высшего образования в июле 2013 г. были размещены на Интернет-сайтах для широкого обсуждения.
Рабочая группа разработала концепцию рамочного ФГОС по направлению подготовки в аспирантуре с учетом международных подходов к регламентации программ докторантуры (аспирантуры) и приняв во внимание недостатки действующих ФГОС для программ бакалавриата, магистратуры и программ подготовки специалистов, выявленные в ходе мониторинга эффективности реализации ФГОС ВПО, проведенного Ассоциацией классических университетов России и Ассоциацией технических университетов по заданию Минобрнауки России в 20112013 гг. [3].
Концепцией ФГОС по направлению подготовки в аспирантуре предусмотрено:
♦ ФГОС должен устанавливать только рамочные требования к реализации программ аспирантуры, оставляя большую свободу образовательным и научным организациям для выбора направленности (профиля) программ, ориентированных на конкретные специальности научных работников или имеющих междисциплинарный характер.
♦ Во все ФГОС по направлениям подготовки в аспирантуре ввести единый набор универсальных компетенций.
♦ Установить только рамочные требования к структуре основных образовательных программ, не вводя при этом циклов или иных горизонтальных структур в программы аспирантуры, оставляя свободу образовательным и научным организациям применять модульный или иной формат построения программ.
♦ Оставить в ФГОС по направлениям подготовки в аспирантуре только требования к материально-техническим, кадровым и финансовым условиям реализации. Все условия реализации образовательных программ в части организации образовательного процесса вынесены в нормативный документ (проект которого разрабатывался параллельно с разработкой макета ФГОС): «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».
При формировании окончательного варианта макета ФГОС по направлению подготовки в аспирантуре, которое было осуществлено двумя рабочими группами, упоминавшимися ранее, были учтены все требования нового закона к структуре ФГОС и к нормам, которые должны устанавливать образовательные стандарты (среди новых норм, которые теперь устанавливают образовательные стандарты, - разрешенные формы получения образования и формы обучения, сроки обучения для разных форм обучения, объемы образовательных программ в зачетных единицах, инклюзив-ность образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями и др.). В макете ФГОС были отражены также возможности реализации образовательных программ в сетевой форме (с применением электронного обучения и дистанционных образователь-
ных технологий), установленные новым законом.
Необходимо заметить, что одновременно с разработкой макета ФГОС по направлениям подготовки в аспирантуре и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) была осуществлена доработка и корректировка таких документов, как Порядок приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), разработанных и вынесенных на обсуждение общественности еще весной 2013 г.
Разработка проектов всех нормативных документов, регулирующих организацию образовательной деятельности по программам аспирантуры, была проведена с учетом положений проекта Концепции модернизации аттестации научных кадров высшей квалификации в Российской Федерации. Последним предусмотрена реализация пилотных проектов по апробации новых моделей аттестации, означающая, что в ближайшее время лидирующим в научном отношении научным и образовательным организациям (отобранным на конкурсной основе) будет предоставлена автономия в отношении порядка присуждения ученых степеней в рамках установленных условиями пилотного проекта ограничений. При этом будут введены новые наименования ученой степени доктора по областям знаний (доктор медицины, доктор права, доктор истории, доктор философии и др.), эквивалентной степени кандидата наук по отрасли науки. Организациям, участвующим
в пилотном проекте, будет дано право выдавать дипломы об ученой степени доктора по области знания в форме, утверждаемой Минобрнауки России. Те образовательные организации высшего образования, которые согласно ФЗ «Об образовании в РФ» имеют право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты для программ аспирантуры и получат право выдавать диплом об ученой степени доктора по области знания, смогут включить в состав мероприятий итоговой аттестации в качестве ВКР защиту диссертации на соискание степени доктора по области знаний. В таком случае выпускники аспирантуры будут получать и диплом об окончании аспирантуры, и диплом о наличии ученой степени данной образовательной организации.
В начале лета 2013 г. разработка макета ФГОС по направлениям подготовки в аспирантуре и проектов указанных выше нормативных документов, регулирующих организацию образовательной деятельности по программам аспирантуры, была завершена и вынесена на обсуждение общественности. МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации на основе предложенного макета ФГОС инициативно разработали первые проекты ФГОС по ряду направлений подготовки в аспирантуре. Все проекты ФГОС размещены в Интернете [1; 2], направлены на экспертизу и доработку в Российскую академию наук, в ведущие вузы Российской Федерации. Но это только начало большой работы по формированию ФГОС по направлениям подготовки в аспирантуре, которую предстоит выполнить Минобрнауки России, РАН, ведущим вузам в ближайшее время. В октябре 2013 г. на Совете Минобрнауки России по
ФГОС, возглавляемом министром образования и науки Д. Ливановым, запланировано рассмотреть проекты ФГОС по направлениям подготовки в аспирантуре.
В 2014 г. должен быть сформирован общедоступный реестр примерных основных образовательных программ, являющийся компонентом государственной информационной системы. И если российская система образования имеет богатый опыт разработки примерных основных образовательных программ высшего образования для уровней подготовки бакалавров, специалистов и магистров в рамках предшествующих поколений стандартов, то для разработки аналогичных программ аспирантуры потребуется выработать новые подходы, которые будут определять их методическое содержание. Очевидно, что содержание ПООП должно быть ориентировано в первую очередь на паспорта специальностей научных работников, определяемых ВАК. Однако рамочный характер ФГОС по направлению подготовки в аспирантуре позволяет образовательным и научным организациям при проектировании основных образовательных программ самим определять направленность (профиль) программы, в том числе с учетом требований паспортов специальностей научных работников.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» нормативно закрепил возможность сетевой формы реализации образовательных программ, что имеет большую перспективу для программ аспирантуры. Кроме общих положений по реализации программ аспирантуры в сетевой форме, которые сформулированы в ФГОС и в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в
аспирантуре (адъюнктуре), Минобрнауки России планирует выпустить Методические рекомендации по осуществлению сетевой формы реализации образовательных программ.
В заключение мы хотели бы обратить внимание образовательных и научных организаций, реализующих программы аспирантуры (адъюнктуры), на необходимость ответственного и тщательного подхода к осмыслению и формированию новых условий реализации программ подготовки научнопедагогических кадров высшей квалификации. Лица, ответственные за организацию обучения по программам аспирантуры (адъюнктуры), должны четко осознавать разницу в реализации программ аспирантуры, на которые произошло зачисление обучающихся до 1 сентября 2013 г. (они реализуются в соответствии с ФГТ и на основании старых лицензий и свидетельств о государственной аккредитации), и программ аспирантуры, на которые прой-
дет зачисление обучающихся после 1 сентября 2013 г. Последние должны реализовываться на основе ФГОС, на основании новых лицензий и свидетельств о государственной аккредитации (процедура замены или получения лицензий и свидетельств будет определена Минобрнауки совместно с Рос-обрнадзором), на основе утвержденных Минобрнауки новых Порядков (организации и осуществления образовательной деятельности по программам аспирантуры, приема, государственной итоговой аттестации), о которых шла речь в данной статье.
Литература
1. http://regulation.gov.ru
2. http://fgosvpo.ru
3. Караваева Е.В., Телешова И.Г., Улья-
нова М.Е., Эченикэ В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 3-13.
Двухлетний импакт-фактор
LIBRARy.RU r РИНЦ2011
(в скобках — без самоцитирования)
НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА
Социологические исследования Вопросы философии Педагогика
1,090 (0,995) 0,898 (0,811) 0,732 (0,700)
Высшее образование в России
0,619 (0,514)
Вопросы образования Alma mater
Философия образования Эпистемология и философия науки Социология образования Высшее образование сегодня
0,590 (0,538) 0,418 (0,388) 0,344 (0,108) 0,217 (0,160) 0,206 (0,144) 0,200 (0,184)