Научная статья на тему 'Основные тенденции развития республиканской системы подготовки научных кадров высшей квалификации'

Основные тенденции развития республиканской системы подготовки научных кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадры высшей квалификации / аспирантура / докторантура / эффективность подготовки научных кадров высшей квалификации / отрасли науки. / scientific personnel of higher qualification / postgraduate study / doctoral studies / efficiency of training scientific personnel of higher qualification / branch of science

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э М. Щурок

В данной статье представлена динамика подготовки кадров высшей квалификации в республиканской аспирантуре и докторантуре за период 2008–2018 гг. Проведен анализ эффективности деятельности подготовки научных кадров высшей квалификации по отраслям науки. Результаты анализа могут быть использованы для принятия мер, направленных на совершенствование системы послевузовского образования страны и кадровой политики в научной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS IN DEVELOPMENT OF THE REPUBLICAN SYSTEM OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED SCIENTIFIC PERSONNEL

This article presents the dynamics of training highly qualified personnel in the republican postgraduate and doctoral programs for the period 2008–2018. The effectiveness of the training of highly qualified scientific personnel in the branches of science is analyzed. The results of the analysis can be used for taking measures aimed at improving the system of postgraduate education in the country and personnel policy in the scientific sphere.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития республиканской системы подготовки научных кадров высшей квалификации»

УДК 316.334.2(476)

Э. М. ЩУРОК,

научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, г. Минск, e-mail: [email protected]

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

В данной статье представлена динамика подготовки кадров высшей квалификации в республиканской аспирантуре и докторантуре за период 2008-2018 гг. Проведен анализ эффективности деятельности подготовки научных кадров высшей квалификации по отраслям науки. Результаты анализа могут быть использованы для принятия мер, направленных на совершенствование системы послевузовского образования страны и кадровой политики в научной сфере.

Ключевые слова: кадры высшей квалификации, аспирантура, докторантура, эффективность подготовки научных кадров высшей квалификации, отрасли науки.

E. M. SHCHUROK,

Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: [email protected]

MAIN TRENDS IN DEVELOPMENT OF THE REPUBLICAN SYSTEM OF TRAINING HIGHLY QUALIFIED SCIENTIFIC PERSONNEL

This article presents the dynamics of training highly qualified personnel in the republican postgraduate and doctoral programs for the period 2008-2018. The effectiveness of the training of highly qualified scientific personnel in the branches of science is analyzed. The results of the analysis can be used for taking measures aimed at improving the system of postgraduate education in the country and personnel policy in the scientific sphere.

Keywords: scientific personnel of higher qualification, postgraduate study, doctoral studies, efficiency of training scientific personnel of higher qualification, branch of science.

Активная цифровизация общества определяет разного уровня образование как ключевой элемент его эффективного развития. При сложившихся обстоятельствах системе послевузовского образования отводится основополагающая роль. Однако в условиях ухудшения качественных характеристик занятого в науке персонала, интенсивного оттока исследователей средних возрастов, сокращения социальной и интеллектуальной базы воспроизводства научной элиты эффективно включится в новые реалии жизни достаточно проблематично. В связи с этим и приобретают особую актуальность задачи оптимизации системы подготовки научных кадров высшей квалификации -аспирантуры и докторантуры.

7000-, 6000500040003000200010000-

4281

1317

9=-

1516

1469

5779

1756

5456

1361

5265

1431

4900 4932 5090 5149

5357

1342

1465

1083

1091 1015

1099

1075

1172

1148

957

Численность аспирантов, человек

Принято, человек

1519 1497 1628

-О— -о- — О

828 803 -т- 857 ^

6 7 8

02 02 02

Выпущено, человек

Рис. 1. Основные показатели деятельности республиканской аспирантуры за период 2008-2018 гг., человек. Составлено автором по: [1-3]

Основные показатели деятельности республиканской аспирантуры за период 2008-2018 гг. представлены на рис. 1.

Как видим из данных рис. 1, с 2008 по 2018 г. численность аспирантов увеличилась на 1076 человек, то есть почти на 25,0 %. Наряду с этим упали показатели выпуска из республиканской аспирантуры с 1083 человек в 2008 г. до 857 человек в 2018 г., или на 20,9 %. При этом число лиц, принятых на обучение на первую ступень послевузовского образования, за последнее десятилетие оставалось практически неизменным. Данное обстоятельство может свидетельствовать о значительном отсеве аспирантов в течение периода обучения.

Рост численности числа аспирантов в 2011 г. связан с тем обстоятельством, что с 2011 г., в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, в показатели деятельности аспирантуры включены данные о подготовке научных работников высшей квалификации в форме соискательства. Вместе с тем за период с 2011 по 2018 г. численность аспирантов в целом по республике уменьшилась на 422 человека (7,3 %).

Таким образом, в связи со вступлением нового законодательного акта об образовании, который внес изменения в предоставлении статистической информации о подготовке кадров высшей квалификации, целесообразно рассматривать динамику деятельности республиканской аспирантуры с 2011 г.

Исходя из этого, анализ динамики численности обучающихся в аспирантуре по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям в 2011-2018 гг. показывает, что уменьшение численности аспирантов в целом по республике произошло, главным образом, за счет аспирантов, обучающихся в аспирантурах научных организаций (табл. 1).

Так, численность обучающихся в аспирантуре научных организаций за этот период уменьшилась на 383 человека - с 1285 в 2011 г. до 936 человек в 2018 г., или на 27,2 %. В то же самое время численность обучающихся в уч-

реждениях образования, реализующих образовательную программу аспирантуры, с 2011 по 2018 г. сократилась на 73 человека - с 4494 до 4421 человека соответственно, или на 1,6 % [2, с. 116].

Таблица 1. Основные показатели деятельности аспирантуры в Республике Беларусь

с 2011 по 2018 г.

Показатели Республика Беларусь Научные и иные организации Учреждения образования

2011 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г. 2011 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г. 2011 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г.

Число учреждений образования, ор-

ганизаций, реализующих образова- 120 119 119 123 75 73 73 75 45 46 46 48

тельные програм-

мы аспирантуры,

единиц

Численность обучающихся, человек 5779 4900 5090 5357 1285 812 885 936 4494 4088 4205 4421

Прием, человек 1756 1342 1519 1628 362 218 256 291 1394 1124 1263 1337

Выпуск, человек, 1099 1148 828 857 254 236 155 176 845 912 673 681

из них с защитой диссертации 51 67 59 92 12 14 9 14 39 53 50 78

Следует отметить, что ведущие позиции в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации принадлежат организациям Министерства образования. Так, по данным Государственного комитета по науке и технологиям, в 2017 г. доля обучающихся в аспирантурах этого ведомства, осуществляющих подготовку на первой ступени послевузовского образования, охватывала 58,1 %. Аспиранты организаций НАН Беларуси составляли только 11,4 % от общей численности аспирантов по стране, а 12,8 % - проходили подготовку в аспирантурах Министерства здравоохранения (табл. 2).

Таблица 2. Динамика численности обучающихся в аспирантуре по республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям с 2011 по 2017 г.*, человек [4-6]

Органы государственного управления 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Всего по республике, из них 5779 5381 4990 4649 4657 4769 4769

Организации при Президенте Республики Беларусь 135 126 110 107 130 160 173

МВД 57 63 69 71 67 68 67

Минздрав 648 603 578 563 559 579 608

Минкультуры 135 129 144 154 149 151 124

Минобороны 109 98 81 78 70 62 64

Минобразования 3226 3147 2963 2728 2747 2802 2769

Минприроды 30 25 26 27 23 31 25

Минсельхозпрод 389 329 278 230 204 178 177

Окончание табл. 2

Органы государственного управления 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Минэкономики 26 25 19 18 19 21 22

Минстройархитекту ры 9 9 6 6 6 6 7

МЧС 44 44 39 36 40 35 33

Минспорт 63 63 56 50 53 60 57

КГБ 36 32 35 34 28 * *

НАН Беларуси 774 671 586 514 527 533 543

Минтранс - - - 33 34 41 46

Госпогранкомитет - - - - 1 3 4

Другие 26 17 - - 28 39 50

* С 2012 г. данные предоставлены без учета иностранных граждан.

На рис. 2 представлена динамика численности аспирантов по ведущим органам государственного управления с 2011 по 2017 г., осуществляющих подготовку научных кадров высшей квалификации в Республике Беларусь [4-6]. Значительно сократили темпы подготовки аспирантов академические научные организации республики. Так, численность обучающихся в аспирантуре научных организаций НАН Беларуси за этот период уменьшилась на 231 человека - с 774 человек в 2011 г. до 543 человек в 2017 г., или на 30,0 %. Количество аспирантов учреждений Минобразования, осуществляющих подготовку на первой ступени послевузовского образования, за рассматриваемый период сократилось на 457 человек, или на 15,0 %. В учреждениях послевузовского образования Министерства здравоохранения подготовка аспирантов уменьшилась с 2011 г. только на 7,0 %.

Анализ отраслевой структуры республиканской аспирантуры показывает, что подготовка научных кадров высшей квалификации ведется без учета прогнозных показателей реальной потребности в научных кадрах той или

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

О Минобразования ■ Минздрав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015 г. 2016 г. О НАН Беларуси

С 2012 г. данные предоставлены без учета иностранных граждан.

Рис. 2. Динамика численности обучающихся в аспирантуре по основным республиканским органам государственного управления за период 2011-2017 гг.

иной специальности и специализации. Как и раньше, наблюдается преобладание доли аспирантов в области общественных и гуманитарных наук над всеми остальными отраслями наук. Причем этот показатель продолжает расти: в 2011 г. доля аспирантов в области общественных и гуманитарных наук в общей численности аспирантов составила 46,8 %, а в 2018 г. - 48,6 % (при этом численность аспирантов общественного и гуманитарного профиля сократилась с 2011 по 2018 г. на 3,6 %). И наоборот, наблюдается отрицательная динамика численности аспирантов по важнейшим для обеспечения инновационного развития экономики страны отраслям науки. В 2018 г. доля обучающихся в республиканской аспирантуре по специальностям естественных наук составила 12,7 %. Каждый пятый аспирант в республике проходил подготовку по техническим наукам (20,4 %). Доля аспирантов в области медицинских наук составила 12,1 % от общей численности аспирантов, а среди сельскохозяйственных специальностей - только 4,3 % (табл. 3).

За период с 2011 по 2018 г. численность аспирантов уменьшилась: в области естественных наук на 14,6 % (на 116 человек), технических наук - на 7,4 % (на 87 человек), сельскохозяйственных - на 35,9 % (на 128 человек). Положительные тенденции на первой ступени послевузовского образования наблюдаются только при подготовке специалистов высшей квалификации в области медицинских наук, которая выросла на 5,4 % (на 33 человека).

В настоящее время эффективность деятельности республиканской аспирантуры остается не очень высокой, несмотря на незначительные увеличения данного показателя по сравнению с 2011 г. (табл. 4). В 2018 г. доля лиц, защитивших диссертацию во время обучения в аспирантуре, в общей численности выпуска составила 10,7 % против 4,6 % в 2011 г. При этом повышение эффективности республиканской аспирантуры происходит за счет увеличения этого показателя в учреждениях образования. Среди выпускников аспирантур, завершивших обучение в 2018 г. с защитой диссертации (92 человека), 84,8 % (78 человек) составили выпускники учреждений образования, реализующих образовательную программу аспирантуры, и только 15,2 % (14 человек) - выпускники аспирантур научных организаций. Результативность деятельности организаций, реализующих образовательную программу аспирантуры, в 2018 г. была равна 8,0 %, а среди выпускников аспирантур учреждений образования, осуществляющих подготовку кадров высшей квалификации, доля выпускников, завершивших обучение с защитой диссертации, составила 11,5 %.

Продолжают наблюдаться негативные тенденции и в деятельности региональной аспирантуры (табл. 5). Всего по областям республики сокращение численности аспирантов составило 293 человека с 2011 г. (-19,6 %). Наиболее выражено сокращение численности аспирантов в организациях Минской и Могилевской областей (на 28,1 % и 47,0 % соответственно). В организациях, осуществляющих подготовку научных кадров высшей квалификации Брестской области, намечена положительная динамика. Численность аспирантов в этом регионе увеличилась на 5,4 %.

Таблица 3. Динамика численности обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) по отраслям науки в 2011-2018 гг., человек [2, с. 117]

Отрасли науки Численность обучающихся на конец года, человек Изменение численности аспирантов с 2011 по 2018 г.

2011г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. человек | %

Естественные науки

Физико-математические 291 253 270 275 254 275 285 267 -24 -8,2

Химические 114 103 82 72 71 82 77 76 -38 -33,3

Биологические 318 284 280 228 244 243 229 232 -86 -27,0

Науки о Земле 71 74 90 75 75 91 92 103 +32 +45,1

Итого 794 714 722 650 644 691 683 678 -116 -14,6

Технические науки

Технические (в том числе строительство и архитектура) 1179 1163 1123 996 1064 1074 1081 1092 -87 -7,4

Медицинские науки

Медицинские (в том числе фармацевтические) 614 547 539 525 523 549 591 647 +33 +5,4

Сельскохозяйственные науки

Сельскохозяйственные (в том числе ветеринария и зоотехния) 357 303 251 218 208 206 217 229 -128 -35,9

Общественные и гуманитарные науки

Исторические и археология 251 241 228 176 172 174 199 215 -36 -14,3

Экономические 774 724 653 629 649 641 667 713 -61 -7,9

Философские 64 61 53 49 46 42 45 42 -22 -34,4

Филологические 394 372 394 365 344 340 337 335 -59 -15,0

Юридические 359 383 338 348 329 351 336 342 -17 -4,7

Педагогические 414 404 399 385 376 391 369 386 -28 -6,8

Искусствоведение 100 97 137 145 157 166 165 207 +107 +в 2 раза

Психологические 172 166 159 143 161 183 191 194 +22 +12,8

С оцио логические 54 59 83 55 51 62 51 52 -2 -3,7

Политология 51 46 44 40 45 53 55 53 +2 +3,9

Культурология 71 62 68 75 70 73 64 67 -4 -5,6

Итого 2704 2615 2556 2410 2400 2476 2479 2606 -98 -3,6

Прочие науки

Прочие 131 114 74 101 93 94 98 105 -26 -19,8

Итого по республике 5779 5456 5265 4900 4932 5090 5149 5357 -422 -7,3

Таблица 4. Показатели эффективности деятельности аспирантуры в Республике Беларусь с 2011 по 2018 г. [2, с. 116]

Показатели Республика Беларусь Научные и иные организации Учреждения образования

2011 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г. 2011 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г. 2011 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г.

Выпуск, человек, 1099 1148 828 857 254 236 155 176 845 912 673 681

в том числе с защитой диссертации, человек 51 67 59 92 12 14 9 14 39 53 50 78

удельный вес с защитой от выпуска, % 4,6 5,8 7Д 10,7 4,7 5,9 5,8 8,0 4,6 5,8 7,4 11,5

Таблица 5. Динамика численности обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) в областях Беларуси и г. Минске в 2011-2017 гг.,

человек [4-6]

Регион 2011 г. 2012 г.* 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. Изменения с 2011 по 2017 г.

человек %

Всего по республике, из них 5779 5381 4990 4649 4657 4769 4769 -1010 -17,5

Минск 4282 3994 3730 3491 3507 3582 3565 -717 -16,7

Всего по областям, из них 1497 1387 1260 1158 1150 1187 1204 -293 -19,6

Брестская 92 87 90 94 102 110 97 +5 +5,4

Витебская 336 317 288 247 252 261 279 -57 -17,0

Гомельская 302 268 256 250 256 281 301 -1 -0,3

Гродненская 319 287 274 261 246 253 262 -57 -17,9

Минская 146 135 107 98 96 101 105 -41 -28,1

Могилев екая 302 293 245 208 198 181 160 -142 -47,0

* С 2012 г. данные представлены без учета иностранных граждан.

В решении задачи формирования оптимальной отраслевой и возрастной структуры докторов наук важная роль принадлежит республиканской докторантуре, которая призвана подготовить докторов наук по приоритетным направлениям научных исследований и обеспечить омоложение белорусской научной элиты.

Динамика основных показателей деятельности республиканской докторантуры за период 2008-2018 гг. представлена в табл. 6.

Таблица 6. Динамика основных показателей деятельности республиканской докторантуры с 2008 по 2018 г. [1-3]

Показатели Годы

2008 2009 2010 2011* 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Численность обучающихся в докторантуре 124 110 98 220 218 242 282 352 432 503 572

Прием в докторантуру 34 42 28 65 76 87 105 117 152 142 153

Выпуск из докторантуры 53 53 33 58 65 44 51 42 53 60 69

Выпуск из докторантуры с защитой диссертации, человек 4 0 2 9 4 0 9 6 4 16 6

Выпуск из докторантуры с защитой диссертации, % 7,5 0,0 6,1 15,5 6,2 0,0 17,6 14,3 7,5 26,6 8,7

* В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании с 2011 г. в число докторантов включены лица, проходящие обучение в форме соискательства.

Как видно из данных табл. 6, в 2018 г. общая численность докторантов в целом по стране составила 572 человека. За рассматриваемый период общая численность докторантов выросла в 4,6 раза со 124 человек в 2008 г. Однако это увеличение произошло в основном за счет лиц, проходящих подготовку в форме соискательства, которых, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, начиная с 2011 г., стали считать полноценными докторантами. В частности, в 2016 г. на дневной докторантуре обучалось 114 человек, остальные докторанты (318 человек) проходили подготовку в форме соискательства [7, с. 171-173].

Соответственно, с 2008 по 2018 г. существенно выросли показатели приема в докторантуру (в 4,5 раза): с 34 человек в 2007 г. до 153 человек в 2017 г.

Однако, если рассматривать динамику деятельности докторантуры с 2011 г. после вступления в силу нового законодательного документа об образовании, внесшего коррективы в предоставление статистических данных о показателях деятельности республиканской докторантуры, численность обучающихся в докторантуре в 2018 г. выросла в 2,6 раза по сравнению с 2011 г. При этом увеличение показателя выпуска из докторантуры за рассматриваемый период существенно не произошло. В 2011 г. выпуск составил 58 человек, и в 2018 г. -69 человек. Данный факт говорит о том, что наблюдается тенденция отчисления лиц, проходящих подготовку в докторантуре, во время периода обучения.

Следует отметить, что в докторантурах научных организаций республики в 2018 г. обучалось 147 человек, или 25,7 %; в учреждениях образования -425 человек (74,3 %) (табл. 7). Это значит, что на науку работает только одна четверть республиканской докторантуры. И это при том обстоятельстве, что число научных организаций, реализующих образовательные программы докторантуры, немного больше количества учреждений образования этого направления - 36 научных организаций и 32 учреждения образования осуществляют подготовку кадров на второй ступени послевузовского образования. В этой связи стоит задача развития докторантуры в научных организациях НАН Беларуси, как основной республиканской структуры, сконцентрировавшей в себе значительную долю всего научного потенциала страны.

Результативность республиканской докторантуры на протяжении длительного периода оставалась крайне низкой. В 2018 г. заметно упали по сравнению с 2017 г. показатели эффективности деятельности докторантуры: из 69 выпускников докторантуры 6 человек, или 8,7 %, окончили докторантуру с защитой диссертации в срок обучения. Как уже говорилось выше, такие показатели эффективности докторантуры происходят за счет подготовки докторов наук в учреждениях образования, реализующих образовательные программы второй ступени послевузовского образования (табл. 7). Из 6 человек, окончивших докторантуру в 2018 г. с защитой диссертации, 66,7 % (4 человека) являются выпускниками докторантур высших учебных заведений.

Таблица 7. Основные показатели деятельности докторантуры в Республике Беларусь

с 2011 по 2018 г. [2, с. 120]

Показатели Республика Беларусь Научные и иные организации Учреждения образования

2011 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г. 2011 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г. 2011 г. 2015 г. 2017 г. 2018 г.

Число организаций, реализующих образовательные программы докторантуры, единиц 59 59 64 68 29 28 33 36 30 31 31 32

Численность обучающихся, человек 220 352 503 572 46 82 132 147 174 270 371 425

Прием, человек 65 117 142 153 12 27 35 41 53 90 107 112

Выпуск, человек, 58 42 60 69 16 12 15 23 42 30 45 46

в том числе с защитой диссертации, человек 9 6 16 6 2 1 2 2 7 5 14 4

удельный вес с защитой от выпуска, % 15,5 14,3 26,7 8,7 12,5 8,3 13,3 8,7 16,7 16,6 31,1 8,7

Анализ отраслевой структуры республиканской докторантуры показывает, что она не в полной мере отвечает задачам инновационного развития экономики (рис. 3). Так, в 2018 г. доля докторантов, проходящих подготовку в области общественных и гуманитарных наук, составила 43,4 % от общей численности докторантов (248 человек), при этом доля докторантов, проходящих подготовку в области общественных и гуманитарных наук, в 2018 г.

самая большая за рассматриваемый период. В области естественных наук - 11,7 % (67 человек); технических - 13,3 % (76 человек); медицинских -25,2 % (144 человека); сельскохозяйственных - 5,2 % (30 человек). В целом отраслевая структура республиканской докторантуры с момента вступления в силу нового законодательного акта об образовании фактически не менялась, несмотря на все принимаемые меры, направленные на подготовку для инновационного развития экономики высококвалифицированных научных кадров.

Анализ региональной докторантуры также не радует своими показателями. Основным центром подготовки докторов наук является столица. Если в регионах в 2006 г. готовили % часть всех докторантов, то в 2017 г. в областях республики проходят подготовку только 17,6 % докторантов. При этом в Брестской области с 2016 г. подготовку докторантов не осуществляют вообще. Региональная подготовка в докторантуре в основном сосредоточена в Витебской и Минской областях [6, с. 129].

Рассматривая подготовку кадров высшей квалификации в докторантуре, нельзя не обратить внимания и на возрастной состав обучающихся. Согласно статистических данных, в 2017 г. почти половина всех докторантов (46,7 %) находилась в возрастной категории 40-49 лет [6, с. 129]. Каждый четвертый докторант - старше 50 лет. Только 11,0 % обучающихся докторантов в возрасте до 35 лет, и 17,9 % находятся в возрастном диапазоне 35-39 лет. К сожалению, эта тенденция, связанная с низким показателем доли молодежи в общей численности докторантов, не меняется с 2008 г.

О трудностях, которые сложились в системе подготовки докторов и кандидатов наук в Республике Беларусь, говорит и тот факт, что с 2008 г. Высшая

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. И Естественные □ Технические

В Медицинские □ Сельскохозяйственные

□ Общественные и гуманитарные ■ Прочие

Рис. 3. Динамика отраслевой структуры республиканской докторантуры с 2011 по 2018 г.

аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК) ежегодно утверждает в среднем 45 докторских диссертаций. В частности, в 2018 г. было утверждено 50 диссертаций на соискание ученой степени доктора наук и 489 диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, что меньше на 6,0 % по сравнению с этим показателем в 2011 г. (520 соискателей получили степени кандидата наук) [2, с. 121]. Для сравнения: в 2005 г. ВАК было присуждено 116 степеней доктора наук и 661 степень кандидата наук [1, с. 61].

Высококвалифицированный кадровый потенциал белорусской науки является одним из основных ресурсов развития не только научной сферы, но и национальной инновационной системы. Быстрая смена технологических укладов, темпы развития всех секторов экономики и цифровизация общества диктуют необходимость быстрого реагирования во всем образовательном пространстве. Значимость послевузовского образования в цифровой экономике с последующим включением высококвалифицированных специалистов в экономическую сферу очень высока, поэтому и вытекают задачи, требующие скорейшего решения по совершенствованию республиканской системы подготовки научных кадров высшей квалификации с целью кардинального роста результативности послевузовской системы образования, повышения престижа и усиления мотивации научной деятельности.

Список использованных источников

1. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2010 года и за период 2006-2010 годов : аналит. доклад / под ред. И. В. Войтова. - Минск : БелИСА, 2011. - С. 48-55.

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2019 [Электронный ресурс]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2019. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/puЫicatюns/izdama/puЫic_compilatюn/mdex_14636/. - Дата доступа: 18.10.2019.

3. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2013 [Электронный ресурс]. - Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2013. - Режим доступа: https://www.belstat. gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/statisticheskie-izdaniya/ ки!ех_171/. - Дата доступа: 01.10.2018.

4. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2014 года : аналит. доклад / под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. - Минск : БелИСА, 2015. - С. 155-167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2016 года : аналит. доклад / под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. - Минск : БелИСА, 2017. - С. 103-117.

6. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2017 года : аналит. доклад / под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. - Минск : БелИСА, 2018. - С. 119-131.

7. Образование в Республике Беларусь : стат. сб. [Электронный ресурс]. - Минск : Белстат, 2017. - С. 162-173. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/obrazovanie/publikatsii_8/index_7499/. - Дата доступа: 18.09.2019.

Поступила 25.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.