тельные возможности увеличения своих прибылей и снижения издержек, так как менеджеры, неправильно понимая всеобъемлемость
логистических операций, не считают нужным направлять усилия на проведение экономического анализа операций компании.
Список литературы
1. Шматько Л. П. Туризм и гостиничное хозяйство — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
2. Боголюбов В. С. Орловская В. П. Экономика туризма. — М.: Академия, 2005.
3. Саратовцев Е. Ю. Технология туризма. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
4. Гвозденко А. А. Логистика в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2004.
5. Харрисон А., Хоук В. Р. Управление логистикой. Разработка стратегий логистических операций. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.
6. Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин В. С. Управление индустрией туризма. — М.: Кро-нус, 2007.
УДК 338.984 Е. А. Маслова,
аспирант, СПГУВК
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE STATE SERVICES
ON THE SAILING CHARTER
В статье рассматриваются государственные услуги, оказываемые предприятиями внутреннего водного транспорта, в частности в ГБУ «Волго-Балт». Рассмотрены количественные и качественные индикаторы, применяемые при бюджетировании, ориентированном на результат, и ведущие к росту эффективности и результативности бюджетных расходов.
In article the state services rendered by the enterprises of an internal sailing charter, in particular in «Volgo-Balt» are considered. The quantitative and qualitative indicators applied at budgeting, focused on result, and leaders to growth of efficiency and productivity of budgetary expenses are considered.
Ключевые слова: стандарт качества, государственная услуга, критерии качества, безопасность судоходства, бюджетирование, ориентированное на результат, эффективность, результативность, индикаторы.
Key words: the quality standard, the state service, criteria of quality, safety of navigation, the budgeting focused on result, efficiency, productivity, indicators.
ТАНДАРТ качества оказания госу- черское регулирование движения судов и про-
дарственных услуг в области внут- водку судов государственными лоцманами. реннего водного транспорта распро- Государственная услуга—это деятель-
страняется на эксплуатацию и развитие вод- ность органа власти в ответ на обращение
ных путей и гидротехнических сооружений, гражданина или организации, результатом
обеспечение безопасности судоходства, эко- которой является возникновение (изменение,
логической и пожарной безопасности, диспет- прекращение) правоотношения (например,
выплата социальной помощи) либо создание документа (например, выдача паспорта моряка, лоцманского удостоверения).
Качество оказания услуг — это степень удовлетворенности получателя бюджетной услуги, т. е. соответствие полученного и ожидаемого.
Основная услуга внутреннего водного транспорта—обеспечение безопасности судоходства. В связи с этим рассмотрим государственные услуги, оказанные предприятиями внутреннего водного транспорта, в частности Федеральным государственным учреждением «Волго-Балтийское бассейновое управление водных путей и судоходства» (далее ГБУ «Волго-Балт»). Для того чтобы стандарт качества соблюдался, необходимо определить индикаторы его измерения, ведущие к росту эффективности и результативности бюджетных расходов.
Проблемы совершенствования качества, существующие в ГБУ «Волго-Балт», были связаны главным образом с самим типом бюджетного планирования. Постатейная форма представления бюджета не позволяет отслеживать и контролировать результаты произведенных бюджетных расходов. Единственно доступным параметром бюджетных расходов является величина затраченных ресурсов (финансовых, материальных, людских и т. д.), на которой строится оценка эффективности расходов. Другими словами, можно определить, сколько ресурсов потрачено на ту или иную функцию, услугу, товар. Однако оценить целесообразность расходов и их направленность на повышение качества не представляется возможным. Поэтому в ГБУ «Волго-Балт» стала рассматриваться возможность перехода на другой тип финансового планирования — бюджетирование, ориентированное на результат, связывающий расходование бюджетных средств с заявленными приоритетами.
Важно также и то, что бюджетирование, ориентированное на результат, должно было способствовать участию в бюджетном процессе общественности, так как использует в качестве своих целей общественно значимые приоритеты, определяемые на основе опросов населения, общественных слушаний, работы общественных советов и т. д.
Более того, использование в бюджете ряда нефинансовых показателей, направленных на рост качества услуг, потенциально могло повысить его прозрачность, предоставляя инструмент мониторинга и контроля выполнения декларируемых целей.
В развитых странах попытки внедрить систему БОР начали предприниматься еще с середины ХХ века. К примеру, в США к концу 1990-х гг. процедуры бюджетирования, ориентированного на результат, были законодательно оформлены в 31 штате, а еще в 16 существовал ряд его элементов. В настоящий момент система бюджетирования, ориентированного на результат, в том или ином виде используется в большинстве стран Европейского союза, Австралии, Новой Зеландии и в других государствах.
Метод бюджетирования, ориентированного на результат, был заимствован из практики частного бизнеса. Главной новацией для общественного сектора было сочетание централизации при выборе целей расходования бюджетных средств с децентрализацией определения способа их достижения. Однако в отличие от частного бизнеса в общественном секторе не существует механизмов (аналогов «ценовых сигналов» на открытом рынке), позволяющих автоматически регулировать предложение и качество услуг в соответствии со спросом. Более того, мотивация работников в частных структурах отлична от мотивации чиновников. В связи с этим применение бюджетирования, ориентированного на результат, в публичном секторе экономики ведет к необходимости разработки целого комплекса количественных параметров (индикаторов), на основе которых можно оценивать эффективность и результативность бюджетных расходов, ведущих к повышению качества услуг.
Индикаторы разрабатываются для каждого из этапов предоставления бюджетной услуги.
К основным типам индикаторов относятся следующие категории.
Затраты — ресурсы, необходимые для предоставления бюджетной услуги. Индикаторами в данном случае служат объемы денежных и материальных ресурсов, например количество средств, затраченных на ремонт
шлюза, количество человек, занятых в работах и т. д.
Результаты — объем предоставленных услуг. Как правило, индикаторы имеют абсолютное выражение — численность населения, получившего услугу, количество построенных объектов (шлюзы и т. д.), протяженность благоустроенных водных путей и т. д.
Социально-экономический (общественный) эффект — показатель общественной выгоды от затраченных ресурсов. Примерами количественных индикаторов могут являться увеличение объема перевозок в результате роста пропускной способности указанных участков, увеличение объема перегрузочных работ в результате строительства новых грузовых причалов. Примеры качественных индикаторов — содержание навигационного обслуживания в надлежащем состоянии. Важно учитывать, что именно общественный эффект является целью бюджетной политики, в то время как результаты являются ее
инструментами.
Результативность — оценка достижения намеченной цели, степень соответствия результатов поставленным целям. Индикаторы результативности во многом схожи с параметрами, используемыми при оценке общественного эффекта. В общем виде отличие заключается в том, что под результативностью понимается качественная степень достижения цели только за счет данной расходной программы, без учета других факторов.
Эффективность — количество затраченных ресурсов на единицу произведенной услуги. Индикатором может служить количество бюджетных денег, затраченных на качественный ремонт 1 км русла реки, затраты на одного нанятого рабочего и т. д.
Ниже представлена таблица, обобщающая данные понятия и показывающая различные сочетания индикаторов, используемых при оценке качества бюджетных расходов (табл. 1).
Таблица 1
Количественные и качественные индикаторы, применяемые при бюджетировании, ориентированном на результат
Количество Качество
Ресурсы (затраты) Объем произведенных работ и затраченных ресурсов Качество услуг (доступность, уровень обслуживания, своевременность и т. д.)
Результаты и эффект Объем оказанных услуг, количество получателей услуг (результат и эффективность) Количество получателей услуг, получивших от нее пользу (эффект и результативность)
Необходимо учитывать, что важность данных индикаторов неодинакова. При традиционном затратном финансировании наиболее ценную информацию будет содержать левый нижний квадрант, в то время как при бюджетировании по результатам — правый нижний.
В таблице цифрами показана приоритетность каждого из квадрантов в рамках БОР. Данная схема крайне удобна при выборе индикаторов для расходных программ. В табл. 2 приведен пример использования схемы для услуг внутреннего водного транспорта.
Таблица 2
Количественные и качественные индикаторы для оценки расходов на внутренний водный транспорт
Количество Качество
Ресурсы (затраты) Количество судовладельцев, получающих навигационные услуги Содержание навигационного обслуживания в надлежащем состоянии. Доля судовладельцев, оплачивающих дополнительные сборы (лоцманская проводка и др.)
Результаты и эффект Количество обновленных шлюзов, маяков. Затраты на один маяк Доля судов, прошедших через шлюз вовремя, без задержек
ш
Применение такого подхода к бюджетному процессу предоставляет большую свободу распорядителям бюджетных средств в выполнении поставленных перед ними задач, а также позволяет измерять эффективность и результативность бюджетных расходов. По сути, данные преимущества ведут к отказу от практики затратного финансирования, стимулируют критический анализ структуры
и объема расходования бюджетных средств, способствуют выбору расходных направлений в соответствии с поставленными стратегическими целями.
Анализ практики ГБУ «Волго-Балт» показывает, что используемая администрацией схема бюджетного процесса в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, состоит из четырех этапов (см. схему).
Схема применения бюджетирования, ориентированного на результат,
в ГБУ «Волго-Балт»
Рассмотрим результаты по основным услугам, оказываемым внутренним водным
Требования к показателям качества
транспортом, которые представлены в табл. 3.
Таблица 3
оказываемых государственных услуг
Услуга
Определение качества оказываемой услуги
Результат оказываемой услуги в 2009 г.
1. Навигационное обслуживание судов
1. Содержание навигационного обслуживания (маяки, буи, ограждения и др.) в надлежащем состоянии
2. Поддержка гарантированных габаритов судовых ходов
3. Сохранение сроков действия судоходной обстановки
4. Диспетчерское регулирование движения судов
5. Обеспечение судов путевой гидрометеорологической информацией
Ремонт маяков, буев и т. д.; строительство новых навигационных ограждений; модернизация; реструктуризация водных путей
2.1. Увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами на 16,5 % (с 42 тыс. км в 2000 г. до 48,92 тыс. км в 2009 г.)
3.1 Продление сроков навигации в 2009 г. позволило на 5,8 % увеличить использование внутренних водных путей для перевозок грузов и пассажиров
4.1 Повышение качества работы диспетчерской службы в 2009 г.:
— повышение квалификации;
— обновление оборудования;
— повышение прозрачности предоставляемой информации
5.1. Обновление гидрометеорологической информации
Гш|
2. Дно- углуби-тельные, выправи-тельные работы Работы по расширению берегов или углублению дна водоемов посредством выемки грунта, восстановление и укрепление берегов рек и каналов. Позволяют значительно увеличить ширину и глубину водоемов Появление новых классов судов, в частности пассажирских и грузовых с большей осадкой
3. Подготовка материалов для издания карт и схем внутренних водных путей, корректура карт Получение готовых карт и схем в объеме, необходимом для всех пользователей внутренних водных путей Применение новых карт и схем, что способствует увеличению производительности
4. Лоцманская проводка Оказание помощи судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем Повышение качества работы лоцманской службы: — обучение лоцманов на курсах повышения квалификации; — повышение эффективности работы по цепи: диспетчер — лоцман
5. Дипло-мирование лиц командного состава судов Проведение аттестации ответственных за обеспечение безопасности судоходства работников
Так как целью бюджетной политики является эффект, а результаты являются инструментами, то рассмотрим эффективность государственных услуг.
Введем показатели эффективности по государственным услугам на внутреннем водном транспорте:
1. Доля новых маяков (буев) = = Кол-во новых маяков (буев) / Всего маяков (буев) * 100 %, %.
CQ
■ I«» 2. Доля реконструированных маяков
(буев) = Кол-во новых маяков (буев) / Всего маяков (буев) * 100 %, %.
3. Доля реконструированных маяков (буев) = Кол-во новых маяков (буев) / Всего маяков (буев) * 100 %, %.
4. Коэффициент обновления текущей базы навигационного обслуживания =
= Суммарная стоимость введенных ОС (шлюзов, дамб, ограждений и т. д.) /
/ Первоначальная стоимость ОС на к. г. * 100 %, %.
5. Коэффициент выбытия текущей базы навигационного обслуживания =
= Суммарная стоимость выбывших в течение года ОС (шлюзов, дамб, ограждений и т. д.) / Первоначальная стоимость ОС на н. г. * 100 %, %.
6. Коэффициент эффективности судопо-тока на н. г. = Основные фонды н. г. / Количество обслуживаемых судов, руб./шт.
7. Коэффициент эффективности судопо-
тока на к. г. = Основные фонды к. г. / Количество обслуживаемых судов, руб./шт.
8. Коэффициент протяженности навигационной обстановки = Количество прошедших судов во время продления нав. обстановки / Количество обслуживаемых судов * 100 %, %.
9. Коэффициент эффективности повышения качества работы персонала = Количество работников, повысивших квалификацию / Общее число работников * 100 %, %.
Ключевыми и наиболее трудными элементами БОР являются разработка и использование количественных и качественных индикаторов оценки эффективности и качества бюджетных расходов. В свою очередь сложность их применения заключается в определении связей между затратами, результатами
университета ШИПИ водных дДДДтдр коммуникации
и общественным эффектом, полученными от предоставленной государственной услуги. Зачастую власти не располагают статистическими данными, по которым можно было бы проследить подобные взаимосвязи. Еще более трудно планировать затраты в зависимости от желаемого общественного эффекта. Вместе с тем использование количественных и качественных индикаторов составляет базис БОР.
Вот почему методические основы внедрения БОР требуют тщательного планирования результатов деятельности организации и разработки элементов результативности и эффективности по всем направлениям деятельности. С нашей точки зрения, эту проблему призваны решать не только органы власти, но и непосредственно государственные и муниципальные учреждения.
Список литературы
1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ.
2. Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2015
года.
3. Савицкая Г. В. Государственные услуги на водном транспорте: Учебник. — М.: Инфра-М, 2008. — 438 с.
4. Внутренние документы ГБУ «Волго-Балт» за 2008-2010 гг.
УДК 65.012:656.615 М. Ю. Артамонова,
ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ КОНТРОЛЛИНГА
В МОРСКИХ ПОРТАХ
METHODS OF EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE SERVICE OF
CONTROLLING IN SEAPORTS
В условиях постоянно усиливающейся конкуренции в морских портах должна быть создана служба контроллинга, с помощью которой можно принимать управленческие решения. В статье представлены состав этой службы и ее работа, для оценки эффективности которой рассмотрены инструменты контроллинга, позволяющие управлять парком перегрузочного оборудования. Разработана линейная модель управления затратами на ремонт оборудования, следовательно, можно определить его оптимальный парк при снижении этих затрат, что является важной составляющей технической политики порта.
Гш