Научная статья на тему 'Система управления транспортными потоками в туристической индустрии'

Система управления транспортными потоками в туристической индустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЛОГИСТИКА / СЕРВИС / ПРОДУКТ / ПЕРЕВОЗКА / ПЛАН / УПРАВЛЕНИЕ / TOURISM / LOGISTICS / SERVICE / A PRODUCT / TRANSPORTATION / THE PLAN / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Людоговская Мария Владимировна

В статье поднимаются вопросы по использованию системы транспортных потоков в туристической индустрии для эффективной деятельности туристических организаций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article questions on use of system of transport streams in the tourist industry for effective activity of the tourist organisations are brought up.

Текст научной работы на тему «Система управления транспортными потоками в туристической индустрии»

¡Выпуск 4

грузов, исходя из современных реалий и мирового опыта. Об этом более подробно изложено в [1].

Совершенствование организации обслуживания судов в российских портах, кроме рассмотренного ранее, несомненно,

повысит и уровень конкурентоспособности наших портов со всеми вытекающими последствиями: увеличением товарооборота

через наши порты, рабочих мест, налоговых отчислений и т. д.

Список литературы

1. Бабурин В. А. Организационно-правовые аспекты совершенствования обслуживания судов в портах // Журнал университета водных коммуникаций. — 2009. — Вып. 3. — С. 82-83.

2. Бабурин В. А., Бабурин Н. В. Управление грузовыми перевозками на водном транспорте. — СПб.: Издательский дом «М1рь», 2007. — 304 с.

3. Ирхин А. П., Суворов В. С, Щепетов В. К. Управление флотом и портами. — М.: Транспорт, 1986. — 391 с.

4. www.marinеtraffic.com

5. www.helkom.fi

УДК 658.656.6.

М. В. Людоговская,

аспирант,

СПГУВК

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПОТОКАМИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ MANAGEMENT SYSTEM OF TRANSPORT FLOWS IN TOURIST INDUSTRY

В статье поднимаются вопросы по использованию системы транспортных потоков в туристической индустрии для эффективной деятельности туристических организаций.

In article questions on use of system of transport streams in the tourist industry for effective activity of the tourist organisations are brought up.

Ключевые слова: туризм, логистика, сервис, продукт, перевозка, план, управление.

Key words: tourism, logistics, service, a product, transportation, the plan, management.

J22j

УСЛОВИЯХ развития рыночных отношений в России изменяются ориентации производственно-коммерческой деятельности хозяйственных структур, усиливается значимость стратегической ориентации и степени удовлетворения спроса потребителей.

Уже в 90-е годы прошлого века туризм превратился в наиболее динамичную отрасль

мировой экономики, а с начала нынешнего века влияет на экономику целых стран и регионов. Индустрия туризма является весьма эффективной и высокодоходной отраслью. На его долю приходится около 11 % мирового валового продукта.

Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится около 10 % капиталовложений [1, с. 53].

Интеграция нашей страны в мировую экономическую систему, достаточно свободный доступ на рынок иностранных конкурентов приводит отечественных производителей к необходимости завоевывать свое место на мировом рынке, что требует не только разнообразных знаний и профессионализма в туристско-экскурсионной деятельности, но и умения пользоваться новыми прогрессивными методами обработки и приема-передачи информационных и материальных потоков. Вследствие чего возникает необходимость изучения ряда управленческих проблем. Эти проблемы связаны с всесторонним анализом, совершенствованием и развитием конкурентоспособности отечественных структур за счет активного формирования туристского рынка. Одним из важных факторов повышения конкурентоспособности современных туристских фирм является логистическое управление с учетом современных требований бизнес-структур. И как свидетельствует мировой опыт в области туризма, лидерство в конкурентной борьбе за рынки сбыта тур-продукта сегодня завоевывает тот, кто умело пользуется разработками и рекомендациями логистики [2, с. 78].

Рассматривая управление материальными потоками как процесс основной в организации туризма, мы считаем, что постоянное повышение уровня управления будет являться задачей инновационной логистики. Инновационная логистика — это наиболее актуальная составляющая логистики, которая занимается изучением возможности и реальным внедрением инноваций в организацию текущего и стратегического управления потоковыми процессами путем их оптимизации.

Сегодня в России многие предприятия рассчитывают на повышение эффективности функционирования за счет выявления и использования резервов с помощью логистических систем. Исследования показывают, что клиенты фирм логистического сервиса могут снизить общие издержки на 6-10 % и одновременно улучшить качество обслуживания потребителей.

Процесс внедрения логистического управления не влечет за собой никаких нововведений и не противоречит внутренней

экономической политике туристской фирмы, а лишь дополняет их, выводя фирму на более высокий уровень, обеспечивающий улучшение финансовых дел и психологический климат в коллективе.

Туристская отрасль сегодня представляет собой единый комплекс, который включает множество подотраслей, дополняющих друг друга, обеспечивающих заданные темпы роста и производства туристских и вспомогательных услуг. Каждая из них отличается определенным технологическим процессом, организацией производства и управления, продукцией (услугой) и т. п. Услуга не принимает материально-вещественной формы и потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления. Следовательно, услуги должны быть своевременными и качественными, чтобы поддерживать репутацию фирмы. Взаимодействие потоковых процессов между данными составляющими все еще не позволяет осуществить эффективное управление резервами, незадействованными в хозяйственном обороте [3, с. 52].

Слово «логистика» заимствовано из французского языка; представляет военный термин, который означает искусство перевозки, поставки и размещения воинских подразделений, а в экономике — искусство управления материалопотоком и потоком продукции от источника до потребителя, т. е. комбинирование видов деятельности различных учреждений и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием производства и его управлением.

Что касается использования этого термина в туризме, то он может быть определен следующим образом. Логистика — наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответству- сэ ющей информации [4, с. 14]. Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав системы входят:

Выпуск 4

¡Выпуск 4

124]

— информация — планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса. Любая логистическая система управляется при помощи информационной;

— перевозка — выбор вида транспорта и компании-перевозчика;

— кадры, обслуживающие туристов, это важный составной элемент системы логистики, их подбору и подготовке придается большое значение;

— обслуживающее производство — подразделения, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю.

Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Важной проблемой для нее является определение размера туристского предприятия.

Элементы логистической системы и факторы, которые необходимо учитывать при ее разработке:

1. Филиалы туристской фирмы. Размещение и количество филиалов необходимо осуществить с учетом количества туристов, которое фирмы реально могут обслужить, доступности и привлекательности места расположения офисов.

2. Связь. Для эффективной работы все подразделения, входящие в логистическую систему, должны быть связаны информационной, контрольной и транспортной сетью.

3. Информационная связь. В этих целях, как правило, используются компьютерные технологии (Шегпе^ е-тай).

4. Транспортная модель. Оптимальная транспортная модель в большинстве случаев определяется поставщиком транспортных услуг (т. е. авиакомпанией и др.)

Деловая логистика является жизненно важным компонентом экономики, специалисты в этой области должны иметь необходимые навыки для эффективного решения логистических задач в рамках фирмы. Применение этих навыков тесно связано с информационной, транспортной системами, сбытом продукции и другими областями, входящими в логистическую систему.

Управление деловой логистической системой — это системный принцип, охватывающий в итоге все мероприятия по использованию информации и перемещению потоков туристов по каналам фирмы [5, с. 44]. Это означает, во-первых, что специалисты, призванные управлять этой деятельностью, должны понимать проблемы всего предпринимательства в целом и учитывать, что принятие решений в одной области логистической системы (например, в области перевозок) может повлиять на систему в целом. Во-вторых, деловая логистика в туризме самым тесным образом связана с обслуживанием потребителей, учитывает предложение туристского продукта на рынке при заранее определенных затратах и параметрах обслуживания. Это подразумевает наличие рыночных аспектов в логистических системах туризма. В-третьих, основным требованием разработки эффективного управления деловой логистикой является тесная связь между процессами составления тура, продаж и оказания услуг.

Принцип системы деловой логистики связан с управлением информационными потоками и распределением. Американские ученые считают, что логистика — это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области деловой логистики связана с обеспечением механизма разработки стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.

Одна из особенностей деловой логистики состоит в том, что она не только интегрирует виды деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за перевозку туристов (бронирование мест на самолете) и продажи туров может входить в раздельные функции перевозок и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области продаж без учета возможностей транспорта (предварительно выкупленного по выгодной цене блока мест) может привести к увеличению общих затрат на перевозку из-за возникающей необходи-

мости выкупать в разгар сезона авиабилеты у других компаний. В логистической системе вышеупомянутые функции должны быть взаимосвязаны.

В логистических решениях принимают участие:

а) поставщики составных элементов туристского продукта;

б) транспортные агентства;

в) потребители.

Основные стратегические и межфункци-ональные решения, которые принимаются на предприятии, по своим значениям делятся на:

1) решения, касающиеся продаж и маркетинга;

2) решения, касающиеся продукции и ее производства.

В компании, ориентированной на обслуживание потребителей (турагент), стратегию диктуют продажи и маркетинг. Ключевые решения касаются типа распространяемых продуктов и их сочетания; типа обслуживаемых потребителей и уровня предоставляемого сервиса. Ключевыми являются решения, связанные с подходами к ценовой политике, а также с установлением сферы влияния на продажи. После того как задана ориентация на обслуживание клиентов, следуют необходимые производственные решения. В компаниях, ориентированных на производство (туроператоры), акцент делается на противоположное. Прежде всего определяются и решаются проблемы производственной стратегии.

Основные решения того или иного типа будут результатом односторонних потоков. В компаниях, ориентированных на обслуживание потребителей, обратная связь от производства к продажам и маркетингу максимально ограничена. То же самое может быть сказано об обратной связи от продаж и маркетинга к производству в компании, ориентированной исключительно на производство. Например, если туристская компания основывает свое долгосрочное планирование на политике разработки новых экзотических туров для состоятельных клиентов, полагая, что выгодные рынки сбыта конечной продукции всегда найдутся, и не уделяя должного внимания маркетингу, то она может в конце концов обанкротиться.

Этот типичный односторонний принцип принятия решений становится незаметным, когда элементы логистики не собраны воедино и не являются функциональной ответственностью. Из-за отсутствия централизации подразделения по продажам управляют собственными видами продукции: производственное подразделение планирует, с какими из поставщиков услуг, составляющих турпа-кет, работать фирме; транспортный отдел управляет перевозками туристов различными видами транспорта; экономисты посредством прогнозов продаж помогают отрегулировать товарные уровни и т. д.

Чтобы турфирмы не пострадали от одностороннего потока в принятии логистических решений, топ-менеджмент должен принимать корректирующие действия.

Компании вынуждены разрабатывать долгосрочные планы перевозок туристов за границу, бронирования блоков мест в гостиницах. В таких случаях необходимо заранее до начала сезона планировать примерное количество туристов, которое фирме придется обслужить. Финансовый риск таких решений может быть действительно ощутим. Скажем, сняв на сезон целый самолет, при некоторых обстоятельствах (снижение покупательной способности населения, смена вкусов или даже плохая политическая обстановка в стране отдыха) турфирма почти наверняка понесет огромные убытки. Понятно, что крупные компании все больше обращаются к методам анализа риска. Некоторые специально разработанные для турфирм компьютерные программы позволяют производить взаимосвязанные усовершенствования в планировании перевозок туристов, бронировании мест в отелях, что помогает сократить до минимума количество не используемых в данный момент времени мест.

Планы необходимо пересматривать и исправлять ежесезонно, а иногда и чаще, ориентируясь на сложившуюся на рынке ситуацию [6, с. 34].

Проекты логистики, без сомнения, выгодны очень большим компаниям с собственными аналитиками, способными их разрабатывать, и компьютерным персоналом. В то же время небольшие компании, каких на туристском рынке большинство, теряют значи-

Выпуск 4

Выпуск 4

тельные возможности увеличения своих прибылей и снижения издержек, так как менеджеры, неправильно понимая всеобъемлемость

логистических операций, не считают нужным направлять усилия на проведение экономического анализа операций компании.

Список литературы

1. Шматько Л. П. Туризм и гостиничное хозяйство — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

2. Боголюбов В. С. Орловская В. П. Экономика туризма. — М.: Академия, 2005.

3. Саратовцев Е. Ю. Технология туризма. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005.

4. Гвозденко А. А. Логистика в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Харрисон А., Хоук В. Р. Управление логистикой. Разработка стратегий логистических операций. — Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2007.

6. Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин В. С. Управление индустрией туризма. — М.: Кро-нус, 2007.

УДК 338.984 Е. А. Маслова,

аспирант,

СПГУВК

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE STATE SERVICES ON THE SAILING CHARTER

В статье рассматриваются государственные услуги, оказываемые предприятиями внутреннего водного транспорта, в частности в ГБУ «Волго-Балт». Рассмотрены количественные и качественные индикаторы, применяемые при бюджетировании, ориентированном на результат, и ведущие к росту эффективности и результативности бюджетных расходов.

In article the state services rendered by the enterprises of an internal sailing charter, in particular in «Volgo-Balt» are considered. The quantitative and qualitative indicators applied at budgeting, focused on result, and leaders to growth of efficiency and productivity of budgetary expenses are considered.

Ключевые слова: стандарт качества, государственная услуга, критерии качества, безопасность судоходства, бюджетирование, ориентированное на результат, эффективность, результативность, индикаторы.

Key words: the quality standard, the state service, criteria of quality, safety of navigation, the budgeting focused on result, efficiency, productivity, indicators.

ТАНДАРТ качества оказания госу- черское регулирование движения судов и продарственных услуг в области внут- водку судов государственными лоцманами.

реннего водного транспорта распро- Государственная услуга—это деятель-

страняется на эксплуатацию и развитие вод- ность органа власти в ответ на обращение

ных путей и гидротехнических сооружений, гражданина или организации, результатом

обеспечение безопасности судоходства, эко- которой является возникновение (изменение,

логической и пожарной безопасности, диспет- прекращение) правоотношения (например,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.