Выпуск 3
пути России: строительство, эксплуатация, управление: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию подготовки кадров для водного транспорта России. — СПб.: СПГУВК, 2009.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И УРОВЕНЬ ОСНАЩЕННОСТИ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО И ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ФЛОТА НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИИ THE CURRENT STATE AND EQUIPMENT LEVEL OF TECHNICAL AND AUXILIARY FLEET ON INLAND WATERWAYS
В статье освещается современное состояние и уровень оснащенности навигационным и контрольным оборудованием технического и вспомогательного флота России, в том числе одного из самых передовых государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства — Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (ГБУ «Волго-Балт»).
The article shows the current state and equipment level with the navigational and control facilities of technical and auxiliary fleet of Russia, including one of the most advanced state board of waterways and navigation — Volga-Baltic State Basin Board of Waterways and Navigation (GBU “Volgo-Balt”).
Ключевые слова: внутренние водные пути, автоматизированная система управления судами технического и вспомогательного флота (АСУ ТВФ), речная информационная служба (РИС), безопасность судоходства.
Key words: inland waterways, the automated control system of technical and auxiliary fleet ships, river information system, safety of navigation.
С. 346-349.
УДК 656.62:621.396
С. В. Рудых,
канд. техн. наук, СПГУВК
РОССИЙСКОЙ Федерации для
ральное государственное унитарное предпри-
судоходства используется свыше 100 тыс. км внутренних водных
ятие (ФГУП).
путей, из которых более 48 тыс. км имеют гарантированные габариты судового хода и более 60 тыс. км обслуживаются береговыми и плавучими средствами навигационного оборудования (СНО). Задача обеспечения условий для безопасного и беспрепятственного плавания судов и составов на внутренних водных путях возложена на 16 бассейновых государственных управлений, из которых 15 имеют статус федеральных государственных учреждений государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ФГУ ГБУВПиС) и одно имеет организационную форму государственного управления — феде-
Указанная задача решается путем выполнения комплекса путевых работ на ВВП РФ для обеспечения заданных габаритов судового хода и улучшения судоходных условий. Протяженность водных путей, обслуживаемых бассейновыми государственными управлениями, представлена на рис. 1.
Путевые работы выполняются с помощью судов технического флота, в состав которого входят обстановочные теплоходы, земснаряды и грунтоотвозные шаланды, мотозавозни, дноочистительные снаряды, водолазные боты, грейферные плавкраны и др. Для снабжения и нормальной эксплуатации технического флота необходимы суда вспо-
ФГУ «С еверо-Двинское ГБУВПиС»
ФГУ «Печорское ГБУВПиС»
ФГУ «Обское ГБУВПиС»
ФГУ «Обь-Иртышское ГБУВПиС»
ФГУ «Кубанское ГБУВПиС»
ФГУП «Канал им. Москвы»
ФГУ «Камское ГБУВПиС»
ФГУ «Енисейское ГБУВПиС»
ФГУ «Волжское ГБУВПиС»
ФГУ «Волго-Донское ГБУВПиС»
ФГУ «Волго -Балтийское ГБУВ ПиС»
ФГУ «Беломоро-Онежское ГБУВПиС»
ФГУ «Байкало-Ангарское ГБУВПиС»
ФГУ «Азово-Донское ГБУВПиС»
ФГУ «Амурское ГБУВПиС»
ФГУ «Ленское ГБУВПиС»
О 5000 10 000 15 000 20000 25000
Протяженность, км
□
=1
I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I ]
Рис. 1. Протяженность внутренних водных путей, обслуживаемых государственными бассейновыми управлениями
могательного флота, в состав которого входят суда-водолеи, нефтеналивные суда для бункеровки топливом, буксиры для буксировки несамоходных судов технического флота, очистные плавучие станции, промерные катера, брандвахты, несамоходные баржи, служебноразъездные суда, а также суда экологического назначения.
Целью настоящей работы является анализ современного состояния и уровня оснащенности технического и вспомогательного флотов государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, используемых для производства путевых работ на внутренних водных путях России.
Возрастная структура технического и вспомогательного флота
Возрастную структуру технического и вспомогательного флота, по-видимому, нельзя назвать удовлетворительной, поскольку подавляющее количество судов построено в 1970-1980-е гг. и с тех пор технический флот практически не обновлялся. При этом нужно
отметить, что обновление флота ГБУВПиС предусматривалось подпрограммой «Внутренние водные пути» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», которая предусматривала строительство 100 судов технического и вспомогательного флота, в том числе: 9 земснарядов, 64 самоходных судов (буксиров и обстановочных судов) и 27 судов экологического назначения. Однако реализация подпрограммы оказалась провальной, и за 8 лет было построено всего лишь 2 земснаряда, 28 самоходных судов и 7 судов экологического назначения. В результате к 2010 г. средний возраст судов технического флота, решающего задачу обеспечения безопасных условий для судоходства на внутренних водных путях, превысил 30 лет, при нормативных сроках 35-40 лет. Темпы выбывания технических судов из эксплуатации настолько высоки, что если в течение ближайших 5-10 лет технический флот не пополнится новыми судами, он будет не в состоянии обеспечить безопасные судоходные условия на внутренних путях России, для поддержания которых
Выпуск 3
Выпуск 3
ҐЛ
в соответствии с существующими габаритами и протяженностью судоходных трасс необходимо ежегодное проведение дноуглубительных работ в объеме более 20 млн кубометров и содержание в исправном состоянии около 90 тыс. береговых и плавучих знаков навигационного оборудования.
Учитывая всю серьезность сложившейся ситуации, федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ, предусматривается обновление технического и вспомогательного флота в количестве 352 единиц из которых: 22 земснаряда, 250 обстановочных судов, 32 промерно-изыскательских судна, 32 служебно-вспомогательных судна и 16 судов, предназначенных для сбора и переработки отходов, утилизации нефтесодержащих вод.
Однако результаты анализа потребности государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства в судах технического флота, отраженные в работе [3, с. 23-40], свидетельствуют о том, что в действительности в период 2010-2015 гг. требуется строительство 48 земснарядов вместо 22, предусмотренных федеральной целевой программой (ФЦП). Таким образом, нехватка дноуглубительных судов будет ощущаться, даже если ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в части технического флота будет полностью реализована, что будет весьма затруднительно выполнить, учитывая сегодняшнее состояние экономики и промышленности России. Невыполнение ФЦП может привести к существенному снижению габаритов судовых ходов и протяженности пригодных для судоходства участков водных путей. Это в свою очередь приведет к недогрузу крупнотоннажных судов, увеличению себестоимости перевозок, уменьшению грузооборота внутренним водным транспортом и другим серьезным проблемам.
■ 39,4%
Уровень оснащенности технического и вспомогательного флота
Обстановочный флот
Основные задачи, возложенные на обстановочный флот, — это определение границ и направления наиболее глубоководного и удобного фарватера для движения судов и обозначение его на местности береговыми и плавучими знаками навигационного оборудования, регулярный осмотр и ремонт навигационных знаков, а также периодическая замена элементов питания и источников света.
Поскольку содержание в исправном состоянии навигационного оборудования водных путей занимает одно из ведущих мест в поддержании безаварийного судоходства, этому виду работ уделяется повышенное внимание.
В поддержании безаварийного судоходства не менее важное место занимает проверка чистоты судового хода. Для проверки чистоты судового хода на каменистых участках и на участках русла с включением валунов производится траление жестким тралом. Эта задача, как правило, также возлагается на обстановочный флот.
При этом надо отметить, что обстановочный флот в основной своей массе состоит не из специально построенных обстановочных судов, а из переоборудованных буксиров, паромов и тому подобного, далеко не в полной мере отвечающих условиям оптимальной работы обстановочного флота.
Так, обстановочный флот Волго-Бал-тийского ГБУВПиС только на 42,4 % состоит
□ 3,0% «3,0% И 3,0% П3,0%
Номер проекта
3,0%
□ 376>391П1439П 722И160БПКС-10СРР-121П926АИ433> 946БПр-159
Рис. 3. Комплекс «Путевой мастер», разработанный для высокоточной постановки
плавучих навигационных знаков
из судов, специально построенных для целей обстановки, из которых 39,4 % занимают суда проекта 391 различных модификаций и 3 % суда проекта Р-121. Остальные 57,6 % — это переоборудованные суда, в основном состоящие из буксиров мощностью 150-170 л/с, дооборудованных кран-балками для постановки и обслуживания плавучих знаков навигационного оборудования (рис. 2).
Постоянное недофинансирование государственных бассейновых управлений водных путей судоходства и отсутствие должного внимания к проблемам путейцев со стороны государства привели к тому, что обстановочные суда, отвечающие за безопасность судоходства, даже в настоящее время плохо оснащены средствами навигации и связи.
Для выхода на новый уровень обеспечения судов обстановочного флота и автома-
тизации постановки плавучих знаков навигационного ограждения на внутренних водных путях специалистами ГБУ «Волго-Балт» был разработан программно-аппаратный комплекс «Путевой мастер» (рис. 3).
Комплекс состоит из БОР8-приемоин-дикатора, цифрового эхолота и переносного компьютера со специализированным программным обеспечением на основе электро-но-картографической системы. Он позволяет с высокой точностью устанавливать плавучие знаки навигационного оборудования в заданных координатах, контролировать местоположение плавучих СНО и в случае их смещения со штатного места оперативно восстановить местоположение плавучего знака в соответствии с планом ограждения. Комплекс был успешно испытан на Волго-Балтийском водном пути и в навигацию 2010 г. им было уже
Выпуск 3
Выпуск 3
оснащено 60 % обстановочных судов ГБУ «Волго-Балт».
Кроме того, к началу навигационного периода 2011 г. 18 % обстановочных судов ГБУ «Волго-Балт» были оборудованы судовыми обстановочными комплексами (СОК), разработанными ЗАО «Транзас» (рис. 4), также предназначенными для высокоточной постановки плавучих СНО.
Судовой обстановочный комплекс состоит из переносного компьютера в вибро-защитном исполнении, БОР8-приемника, цифрового эхолота и в зависимости от комплектации может поставляться как с локальной контрольно-корректирующей станцией, так и без нее, специализированного программного обеспечения на основе электронной картографии.
Обстановочные суда, обслуживающие Ладожское озеро, оснащены системами отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ), являющимися модификацией Электронной картографической навигационной информационной системы (ЭКНИС) для внутренних водных путей России. СОЭНКИ является достаточно эффективным и удобным дополнительным навигационным средством, позволяющим судоводителю при подключении соответствующих датчиков информации в процессе управления судном получить следующую информацию:
— о фарватере, глубинах водного пути, штатном местоположении плавучих и береговых СНО;
— положении судна относительно судо-
вого хода, береговой линии и препятствиях в сочетании с координатами судна;
— приближающихся судах по сигналам автоматизированной идентификационной системы (АИС);
— приближающихся объектах по данным судовой радиолокационной станции (РЛС).
Совмещение вышеуказанной информации на одном экране позволяет судоводителю более детально оценить сложившуюся обстановку и принять решение в кратчайшее время. Очевидно, что подобными системами необходимо оснащать технический и вспомогательный флот, работающий на крупных озерах и водохранилищах, а также на устьевых участках рек, впадающих в моря.
Те обстановочные суда Волго-Балтий-ского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, которые пока еще не оборудованы комплексами «Путевой мастер», судовыми обстановочными комплексами СОК «Транзас», оснащены спутниковыми приемниками, работающими в дифференциальном режиме. Среди таких приемников лидирующее положение занимают приемоиндикаторы Бишио ОР-37, доля которых составляет около 80 %.
Оснащение обстановочных судов современными средствами радиосвязи оставляет желать лучшего. Так до сих пор еще 31 % обстановочных судов ГБУ «Волго-Балт» использует в своем арсенале морально и физически устаревшие радиостанции Кама-Р, выпуск которых прекратился еще в начале 1990-х гг. (рис. 5).
1СОМ 1С-М 402 А Остальные
6% 15%
ПКама-Р
■ МоЬгаИа СМ-350
□ МоЬгоИа вР-360
□ Гранит 2Р-24 И Радиома 300 □Ермак СР-360
■ |СОМ Ю-М 402 А
□ Остальные_______
Технический флот Из общего числа работающих земсна-
а) Суда дноуглубительного флота. рядов 75 % оснащены спутниковыми БОР8-
Большинство рек в естественном состо- приемоиндикаторами Бигиио ОР-37. Осна-
янии не в полной мере удовлетворяют требованиям судоходства и требуют проведения дноуглубительных (землечерпательных) работ для увеличения габаритов судового хода. Для этого вида работ, в составе
флота ГБУ имеется тех- Рис. 6. Распределение земснарядов в ГБУ «Волго-Балт»
нический флот, тип и ко- по типу извлечения грунта
личество судов которого должны отвечать условиям оперативного выполнения работ на всем протяжении закрепленного водного пути.
Распределение земснарядов в государственных бассейновых управлениях водных путей и судоходства по типам и количеству, как правило, зависит от физико-механических свойств грунтов, слагающих дно водотоков и водоемов на вверенном ГБУВПиС участке внутреннего водного пути, и объемов дноуглубительных работ, необходимых для поддержания габаритов судового хода и улучшения судоходных условий.
Так, в ГБУ «Вол-го-Балт» ввиду наличия большого количества трудноразрабатыва-емых связных грунтов преимущественно IV-VII категории основное ядро дноуглубитель-
ного флота составляют многочерпаковые земснаряды (рис. 6).
Рис. 7. Оснащенность земснарядов ГБУ «Волго-Балт» средствами связи
Рис. 8. Распределение типов грунтоотвозных шаланд в ГБУ «Волго-Балт» по проектам
Рис 9. Оснащенность самоходных грунтоотвозных шаланд ГБУ «Волго-Балт» спутниковым оборудованием
□ 75%
□ Многочерпаковые
□ Штанговые
□ Землесосы
Выпуск 3
Выпуск 3
щенность земснарядов ГБУ «Волго-Балт» средствами связи иллюстрируется на рис. 7.
Извлекаемый многочерпаковыми и штанговыми земснарядами грунт транспортируется на подводные отвалы грунтоотвозными шаландами, основная часть которых является самоходными (рис. 8). Все самоходные шаланды, осуществляющие отвал грунта в Финском заливе Балтийского моря, оснащены: морскими радиостанциями 1СОМ 1С-М 402 и ГМССБ УКВ-радиостанциями 8ашуи^ 8ТЯ-6000 А, одобренными Российским речным регистром и Российским морским регистром Судоходства, а также отвечающими международным конвенционным требованиям, изложенным в резолюциях ИМО (А.803)19, М8С.68(68),
А.694(17) (рис. 9).
б) Руслоочистительные суда.
Наряду с судами, выполняющими землечерпательные работы, в составе технического флота должны быть суда, способные выполнить руслоочистительные работы, суть которых заключается в извлечении со дна и берегов предметов, являющихся препятствием для судоходства, с транспортировкой и укладкой их в места, исключающие попадание этих предметов вновь на судовой ход.
В настоящее время дноочистительные суда не оснащаются спутниковым оборудованием и радиолокационными станциями, поскольку их работа, как правило, ведется под контролем обстановочных судов или изыскательских партий.
Вспомогательный флот
Основная задача вспомогательного флота — это обеспечение технического, обстановочного, а зачастую и транспортного флота.
Для буксировки несамоходных судов технического флота (несамоходных земснарядов, несамоходных шаланд и барж) в составе вспомогательного флота имеются буксирные суда соответствующего класса. Для снабжения горюче-смазочными материалами вспомогательный флот располагает танкерами и судами-бункеровщиками. Для снабжения питьевой водой используются специальные суда-водолеи. Для откачки подсланевых вод применяются специальные плавучие станции очистки. Доставку лоцманов на суда транс-
портного флота осуществляют лоцманские суда. Кроме того, к вспомогательным судам относят служебно-разъездные суда, промерные катера, брандвахты и суда экологического назначения.
Несмотря на то что вспомогательный флот занимается обеспечением технического флота и выполняет второстепенную задачу, оснащенность его средствами радиосвязи и спутниковым оборудованием находится на уровне судов технического флота.
Это связано прежде всего с тем, что ввиду недостаточного финансирования в первую очередь новейшими средствами радиосвязи, спутникового оборудования и навигации оборудуются суда, которым приходится выполнять хоздоговорные работы в акваториях морских портов, и суда, к которым предъявляются повышенные требования по обеспечению технической безопасности плавания и экологической безопасности (танкеры, служебно-разъездные суда).
Необходимо отметить, что очень важным и необходимым шагом на пути к повышению безопасности судоходства и построению качественной автоматизированной системы мониторинга и управления техническим и вспомогательным флотом на Волго-Бал-тийском водном пути является оснащение в 2011 г. всех самоходных судов ГБУ «Волго-Балт» приемоиндикаторами АИС.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что развитие внутреннего водного транспорта невозможно без наличия безопасных водных магистралей, создаваемых и обслуживаемых путейцами Росморречфлота, а качество судоходных трасс и их своевременная подготовка к навигации напрямую зависят от технического состояния судов ГБУВПиС и их оснащенности.
Выход на новый, более высокий уровень безопасности внутренних водных путей для плавания судов в настоящее время, по-видимому, возможен лишь при решении комплекса задач, основными из которых являются:
1. Обеспечение государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства современными высокопроизводительными судами технического и вспомогательного флота.
2. Создание автоматизированных систем управления техническим и вспомогательным флотом (АСУ ТВФ) в качестве подсистем речных информационных служб (РИС) для обеспечения эффективной работы вышеуказанных флотов, с включением в структурную схему АСУ ТВФ очень важной с точки зрения безопасности судоходства системы дистан-
ционного мониторинга СНО на основе АИС-технологий и дифференциальных подсистем ДГЛОНАСС/ DGPS.
3. Разработка нормативной базы АСУ ТВФ и технических требований к оборудованию, предназначенному для постановки, обслуживания и мониторинга СНО.
Список литературы
1. Гришанин К. В. Водные пути / К. В. Гришанин, В. В. Дегтярев, В. М. Селезнев. — М.:
Транспорт, 1986. — 400 с.
2. Рудых С. В. Основные характеристики и особенности эксплуатации технического и вспомогательного флотов на внутренних водных путях России / С. В. Рудых // Морская радиоэлектроника. — СПб., 2010. — Вып. 3 (33)-4 (34). — С. 6-10.
3. Егоров Г. В. Обоснование необходимости строительства новых судов технического флота / Г. В. Егоров, Н. В. Автутов, Д. В. Чериков // Вюник ОНМУ. — Одеса: ОНМУ, 2010. — Вип. 31.
4. Каретников В. В. Автоматизация судовождения / В. В. Каретников, В. Д. Ракитин,
А. А. Сикарев. — СПб., 2007. — 264 с.
УДК 621.43 В. Г. Митягин,
Рассмотрены актуальные вопросы эксплуатации и обеспечения экологической безопасности судовых дизелей, работающих на топливах с различной вязкостью. Предложены рекомендации по работе дизеля на тяжелом топливе, а также рассмотрено внедрение теплотехнических приборов и систем контроля, которые повышают экономичность и долговечность судовых дизелей.
The authors consider topical questions of operation and ecological safety of diesel engines operating with fuels of different viscosity. Recommendations for operation with heavy fuel are proposed. Also, application of heat engineering appliances and control systems which improve the economy and durability of diesel engines is considered.
СПГУВК;
В. Н. Окунев,
канд. техн. наук, доцент, СПГУВК;
В. В. Мартьянов,
ассистент,
СПГУВК
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕИ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ТОПЛИВА
PROBLEMS OF SHIP DIESEL ENGINES OPERATION WITH DIFFERENT KINDS OF FUEL
Выпуск 3