Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 29(244). Право. Вып. 29. С. 14-16.
М. В. Сербии
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассматриваются проблемы повышения правовой культуры и электоральной активности российской молодежи в современных условиях. Особый акцент делается на роли политических партий в процессе формирования активной гражданской позиции молодого поколения.
Ключевые слова: электоральная активность, правовая культура, выборы, политические партии, молодежь.
Проблема участия молодежи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, поскольку именно эта возрастная группа населения является наиболее социально активной.
Знание избирательных процедур, умение проанализировать предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, защитить свои избирательные права — все это необходимо знать и уметь молодому избирателю.
Явка избирателей на выборы — один из важнейших показателей современного демократического процесса. Голосование на выборах представляет собой важную и массовую форму политической активности. Акт голосования позволяет индивиду ощутить свою принадлежность к обществу, почувствовать себя способным повлиять на правительственную политику — пусть даже на практике его роль крайне мала1.
Голосование является «вкладом», сделанным ради получения желаемого результата. Принимая решение относительно участия или неучастия в выборах, индивид учитывает два фактора: полезность для него ожидаемого исхода выборов и собственные затраты на голосование (время и силы, которые потребуются для получения и анализа информации о кандидатах, а также само посещение избирательного участка). Если последние оказываются слишком высокими, индивид воздерживается от голосования.
Отказ избирателей от участия в голосовании создает серьезные проблемы для демократического устройства страны и является важным показателем ее политической нестабильности, отношения граждан к своему государству и условиям жизни в нем2.
Существуют три модели негативного электорального поведения молодых людей. Первая модель может быть выражена следующим обра-
зом: «На выборы не хожу, потому что мой голос ничего не изменит». Исходя из этой модели неучастие молодежи в выборах объясняется тем обстоятельством, что на политической сцене отсутствуют силы, способные агрегировать интересы молодежи, что неизбежно ведет к неверию молодых людей в собственные силы. Вторая модель негативного электорального поведения выражается так: «На выборы не хожу, потому что мне это вообще неинтересно». Эта модель характерна для значительной части молодежи, которая занята своими собственными делами и для которой политическая жизнь вообще не представляет никакого интереса. Для части респондентов данная формула является указанием на нежелание что-либо объяснять по поводу своего отношения к выборам. Третью модель можно определить следующей фразой: «На выборы не хожу, потому что никому не верю, политика — это грязное дело». Эта модель голосования объясняет неучастие молодежи в выборах по причине общего неприятия действующей власти и института выборов. Молодые люди считают, что выборы — это циничный процесс, их механизм хорошо известен. За деньги кандидат нанимает команду, ему пишут речи, выпускают листовки, учат подстраиваться под избирателей — и победа обеспечена. Он много обещает, но ничего не делает. Молодые люди не хотят быть пешками в чужой игре и поэтому отказываются в ней участвовать.
Итак, отчужденность молодежи от политики в российском обществе, а также политический абсентеизм ученые объясняют следующими факторами:
1) общество само является причиной снижения деятельностной активности молодого поколения и развития политического отчуждения в молодежной среде;
2) интересы молодежи сосредоточены в настоящее время на проблемах поддержания своего существования и выживания в современных условиях;
3) молодежь, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой — не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации;
4) в последнее время отмечается усиление принципиальной несовместимости интересов, потребностей и ценностных ориентаций молодежи с политикой, а также тенденции ее усиливающегося отчуждения от органов государственной власти на всех уровнях, общественных и государственных структур и институтов.
Такое электоральное поведение демонстрируют не только различного рода неформалы и радикалы, но и часть студенческой и рабочей молодежи, которая поглощена проблемами исключительно личного характера. К сожалению, число молодых людей, придерживающихся данной позиции, растет.
С целью повышения электоральной культуры молодых избирателей, по нашему мнению, необходимо проведение с ними просветительско-информационной работы по разъяснению законодательных актов Российской Федерации, ознакомление их с конституционными правами и обязанностями, формирование навыков, связанных с применением ими правовых знаний в повседневной жизни. Государство должно способствовать воспитанию правовой культуры молодых избирателей и становлению их эффективной гражданской позиции, активному участию в развитии гражданского общества и правовой системы.
На сегодняшний день в молодежной среде можно наблюдать две противоположные тенденции. С одной стороны, это стремление активно участвовать в политической жизни страны, с другой — апатия ко всем политическим процессам, происходящим в России.
Принципиальное изменение отношения молодых людей к политике, институту выборов возможно лишь тогда, когда сама молодежь почувствует себя реальным участником происходящих в стране процессов. Руководство современных российских партий отчетливо осознает тот факт, что расширение участия молодежи в политическом, экономическом и культурном раз-
витии страны является первым и необходимым шагом на пути формирования стабильного гражданского общества в России. Это способ формирования взаимоотношений между молодыми людьми, обществом и властью. Кроме того, участие молодежи в политической жизни государства создает возможности для принятия молодыми людьми на себя ответственности за развитие своей страны и общества в целом.
Каждая политическая партия в свое время приходит к открытию для себя значимости молодежной политики, в то же время существуют три причины, которые делают молодежную политику универсальной политической технологией: значительный электоральный потенциал молодежи; привлекательный образ молодежи как субъекта будущего; специфический характер политической мобилизации молодежи3.
Молодежь сегодня представляет собой один из самых многочисленных, но и наиболее проблемных сегментов электорального поля. В последние годы все ведущие российские партии стали формировать действенную, а не номинальную молодежную политику не только с целью привлечения молодежи в качестве пассивного участника политического процесса, но и создания для нее условий политической самореализации и реального вхождения во власть. Партии для молодежи все больше становятся не только институтами политической социализации, но и каналами карьерного роста и своеобразными «социальными лифтами».
В наибольшей степени роль современных партий значима при формировании политических предпочтений молодежи и ее электоральных ориентаций. На сегодняшний день российские партии в своей молодежной политике основное внимание уделяют работе в нескольких направлениях:
участие в организации и проведении специальных политических проектов, связанных с повышением уровня политической культуры молодежи, разработка программ социализации подростков, организация политических курсов и семинаров для молодежи, проведение деловых игр («детские выборы», «молодежная мэрия», «молодежный парламент»), В рамках этих проектов в вузах появляются и «неполитические» студенческие организации;
создание условий для включения молодежи в избирательный процесс, в том числе в избирательные списки кандидатов;
создание собственных молодежных организаций или взаимодействие с уже существующими. Некоторые партии способствовали образованию собственных молодежных организаций: «КПРФ» — «Союз коммунистической молодежи Российской Федерации», «Справедливая Россия» — «Молодые социалисты России», «ЛДПР» — «Время молодых», «Единая Россия» — «Молодая Гвардия Единой России». Другие партии стали взаимодействовать с самостоятельными молодежными организациями.
Изучение политических позиций молодежи показывает, что молодые люди постепенно приобретают гражданскую ответственность. В связи с этим возрастает роль глобальных государственно-ориентированных моделей воздействия на молодежь.
Современная российская молодежь неоднородна как по характеру политического участия, так и по его содержанию. С одной стороны, мы имеем группу молодежи, у которой уже сложились политические взгляды и убеждения. Являясь немногочисленной, она отличается самостоятельностью суждений (причем не только в политической плоскости), менее склонна быть ведомой, представляет собой скорее кадровый резерв для «взрослой партийной элиты». С другой стороны, более многочисленную группу составляют те, кто голосует в тех случаях, когда той или иной политической силе удается действительно сильно задеть их интересы, каким-то образом побудить их к участию в выборах4. Этому может способствовать появление яркого партийного лидера, который увлекает молодежь своим нестандартным имиджем и поведением. Растянутое по времени переходное состояние молодых людей к «взрослости» характеризуется различием их социального опыта, поведенческих стереотипов и, соответственно, гражданской ответственности, а также степени конформизма и нонконформизма, устойчивости формирования референтных групп. Исходя из этого значимым является фактор дифференциации политических технологий на те из них, которые действенны для всей молодежи, и те, которые
предназначены для отдельных ее сегментов.
Необходимо стремиться к тому, чтобы молодые люди несли в себе большой потенциал правовой культуры, которая предполагает, прежде всего, правовую образованность, то есть знание основ законодательства, умение ими пользоваться в конкретных жизненных обстоятельствах. «Пора совершеннолетия для каждого молодого человека — это время формирования жизненных принципов, время неуемной энергии и жажды свершений, это новый этап пути, когда приходится учиться, работать, неся ответственность за свои поступки»5.
Российские политические партии всех идеологических направлений в последнее время обращают все более пристальное внимание на молодых активистов и потенциальных соратников из числа входящего во взрослую жизнь поколения. Превращение этого явления в устойчивых процесс предполагает определение поведения политических партий в отношении молодежной политики как один из первостепенных стратегических вопросов, а также выработку и реализацию целого комплекса политических молодежных технологий. Направить политическую активность молодежи в созидательное русло, организовать мягкое и органичное вхождение молодежи в политику — вот задача, которая стоит сегодня перед российскими политическими партиями.
Примечания
1 См.: Ефремова, Н. Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. 2009. № 3. С. 32.
2 См.: Лупандин, В. Н. Молодежь как субъект политики в современном российском обществе: специфика и формы участия : автореф. дис. ... канд. полит, наук. Орел, 2006. С. 50.
3 См.: Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001. С. 172.
4 См.: Российская молодежь: проблемы и решения / под ред. Ф. Э. Шереги. М., 2005. С. 97.
5 Чекмарев, Э. В. Мотивация политического участия молодежи // Электоральные процессы и формирование политической власти в современной России: региональная практика. Саратов, 2003. С. 69.