Научная статья на тему 'Мотивы участия / не участия студентов и учащихся в выборах депутатов государственной Думы РФ (2011 г. ) и Президента РФ (2012 г. )'

Мотивы участия / не участия студентов и учащихся в выборах депутатов государственной Думы РФ (2011 г. ) и Президента РФ (2012 г. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1401
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ИНТЕРЕС К ПОЛИТИКЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ АБСЕНТЕИЗМ / СТУДЕНЧЕСКАЯ И УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ / ELECTIONS / INTEREST IN POLITICS / ELECTORAL ABSENTEEISM / STUDENT AND YOUTH / MOTIVATION FOR ELECTORAL PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мартынова А. В.

На основе данных проекта исследования электорального поведения россиян «Электоральная панель 2011–2012» ВЦИОМ анализируются мотивы участия / не участия студентов и учащихся в выборах депутатов Государственной Думы (2011 г.) и Президента РФ (2012 г.), раскрываются уровень интереса к политике и планирование участия в выборах студентов и учащейся молодежи. В статье рассмотрены ожидания молодых людей от предстоящих выборов и их результатов. Освещены факторы, которые влияют на электоральный абсентеизм, предложены некоторые рекомендации, направленные на решение проблемы электорального абсентеизма студентов и учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF PARTICIPATION/NON-PARTICIPATION OF STUDENTS AND YOUTH IN THE 2011 STATE DUMA ELECTIONS AND THE 2012 PRESIDENTIAL ELECTIONS

Based on the 2011-2012 Electoral panel study conducted by VCIOM, the author gives an attempt to analyze the motives of participation and non-participation of students in the 2011 State Duma and the 2012 Presidential elections. The article describes the level of interest of students in politics, as well as the outcome they expect. The article considers factors that influence electoral absenteeism; a number of recommendations to solve the problem of electoral absenteeism among students are also made.

Текст научной работы на тему «Мотивы участия / не участия студентов и учащихся в выборах депутатов государственной Думы РФ (2011 г. ) и Президента РФ (2012 г. )»

КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ - ПРЕДСТАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

УДК 324-057.87(470+571)’’2011/2012’’: 316.334.3

А. В. Мартынова

МОТИВЫ УЧАСТИЯ / НЕ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ В ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ (2011 Г.)

И ПРЕЗИДЕНТА РФ (2012 Г.)

МАРТЫНОВА Алла Валерьевна - студентка факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, e-mail: [email protected] .

Аннотация. На основе данных проекта исследования электорального поведения россиян «Электоральная панель 2011-2012» ВЦИОМ [5] анализируются мотивы участия / не участия студентов и учащихся в выборах депутатов Государственной Думы (2011 г.) и Президента РФ (2012 г.), раскрываются уровень интереса к политике и планирование участия в выборах студентов и учащейся молодежи. В статье рассмотрены ожидания молодых людей от предстоящих выборов и их результатов. Освещены факторы, которые влияют на электоральный абсентеизм, предложены некоторые рекомендации, направленные на решение проблемы электорального абсентеизма студентов и учащейся молодежи.

Ключевые слова: выборы, интерес к политике, электоральный абсентеизм, студенческая и учащаяся молодежь, мотивация участия в выборах.

В основе проекта «Электоральная панель 2011-2012» ВЦИОМ лежит общероссийское панельное исследование (проведено 7 волн панельного опроса, не считая «нулевой» волны, в ходе которой происходил рекрут респондентов, опрошено 1787 респондентов, задано более 350 вопросов), проведенное в период федеральной избирательной кампании с сентября 2011 по март 2012 г.[5].

Опрос проводился методом формализованного интервью. Использовались две технологии: личные интервью по месту жительства респондента - 52%, телефонные интервью с применением технологии CATI - 48% (в том числе респонденты, указавшие в ходе рекрутинга в качестве желательного метода сбора информации интернет-опрос).

Студенческая и учащаяся молодежь является важнейшим социальным и электоральным ресурсом общества, который может быть использован различными партиями, политическими лидерами и силами в своих интересах.

Какие мотивы побуждают молодых людей идти голосовать, почему они не принимают участия в политической жизни, по каким причинам теряют интерес к политике, каких изменений россияне ожидают после выборов - эти и многие другие вопросы рассматриваются современной политической социологией.

© Мартынова А.В, 2013

1 Научное руководство работой над статьей осуществил кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии Башкирского государственного университета Ковров Владимир Федорович, e-mail: [email protected].

137

Нынешнюю российскую молодежь нельзя обвинить в полной апатии к политике, однако и высокой ее политическую активность назвать нельзя. Сравнительно невысокий интерес молодежи к политике понятен и во многом объективно обусловлен прежде всего тем, что спектр жизненных интересов, особенно подростков и юношества, сфокусирован на проблеме вхождения во взрослую жизнь, а социальный опыт ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Но по мере увеличения социальных связей (университет, армия, работа и т. д.) происходит перераспределение жизненных интересов в сторону общественного и политического участия [1, с. 93].

При сравнении ответов на вопрос «Скажите, пожалуйста, интересуетесь ли Вы политикой?» в 2011 г. ив 2012 г. мы видим, что с приближением выборов интерес к политике падает.

В 2012 г. перед выборами Президента РФ число россиян, проявляющих интерес к политике, значительно сократилось по сравнению с 2011 г.: безусловно интересующихся - с 16% до 13%, скорее интересующихся - с 53% до 39% опрошенных. Не заинтересованных политикой в 2011 г. было чуть менее 30%; скорее не интересовались 23%, совершенно не интересовались 5% респондентов. В 2012 г. число россиян, не проявляющих интереса к политике, заметно увеличилось: скорее не проявляют интереса - 34%, совершенно не интересуются политикой - 8%, затруднились ответить - 3% в 2011 г. и 7% - в 2012 г. (табл. 1).

Таблица 1. Скажите, пожалуйста, Вы интересуетесь политикой? (% от всех опрошенных, по данным 0-ой и 5-ой волн)

Скажите, пожалуйста, Вы интересуетесь политикой? Итого

Безусловно, интересуюсь Скорее интересуюсь Скорее не интересуюсь Совершенно не интересуюсь Затрудняюсь ответить

0-ая волна 5-ая волна 0-ая волна 5-ая волна 0-ая волна 5-ая волна 0-ая волна 5-ая волна 0-ая волна 5-ая волна

Всего 16,3 13,3 53,2 38,6 23,3 33,6 4,6 8 2,6 6,5 100

Подобная ситуация наблюдается среди студенческой молодежи (4% от всех опрошенных): в 2011 г. безусловно интересовались политикой 9% учащихся и студентов, в 2012 г. - 8%; число скорее интересующихся снизилось с 49% до 40%.

Снижается интерес к политике и среди учащихся и студентов: ближе к президентским выборам доля молодежи, не проявляющей интереса к политике, возрастает по сравнению с 2011 г.: скорее не интересующихся политикой - с 29% до 40%, совершенно не интересующихся - с 10 % до 7%. Затруднились ответить 3-5% учащейся молодежи (табл. 2).

Подавляющее число россиян планировало принять участие в выборах депутатов Государственной Думы (около 80%). Что касается молодежи, готовой принять участие в выборах, то ее доля также велика. Ответили, что точно примут участие, - 35%, скорее примут - 34%, скорее не примут - 14%, точно не примут - 9%,. Затруднились ответить - 8% учащихся и студентов.

Таблица 2. Скажите, пожалуйста, Вы интересуетесь политикой? (% от учащихся и студентов, по данным 0-ой и 5-ой волн)

Каково Ваше основное занятие в настоящий момент? Скажите, пожалуйста, Вы интересуетесь политикой?

Безусловно, интересуюсь Скорее интересуюсь Скорее не интересуюсь Совершенно не интересуюсь Затрудняюсь ответить Итого

0-ая волна 5-ая волна 0-ая волна 5-ая волна 0-ая волна 5-ая волна 0-ая волна 5-ая волна 0-ая волна 5-ая волна

Учащийся, студент 9,1 7,8 49,4 40,3 28,6 40,3 10,4 6,5 2,6 5,2 100

Вопрос: «Планируете ли Вы лично принять участие в выборах?» был задан в двух волнах: 5 волне, проходившей 01--07.02.2012 г., и 6 волне, проходившей 26-29.02.2012 г. Сравнение результатов показывает незначительную динамику - с приближением выборов Президента РФ желание населения участвовать в выборах возрастает. Намерение «обязательно участвовать» увеличивается с 52 до 58%. А число желающих «скорее всего» принять участие ближе к выборам снижается с 32% до 29%. Доля не намеренных участвовать ближе к выборам сокращается: скорее всего, не примут участие - с 5% до 4%, точно не примут - с 5% до 4%. Затруднились ответить - 6-5% всех опрошенных (табл. 3).

Таблица 3. Планируете ли Вы лично принять участие в выборах? (% от всех опрошенных, по данным 5-ой и 6-ой волн)

Планируете ли Вы лично принять участие в выборах?

Обязательно приму участие в выборах Скорее всего, приму участие в выборах Скорее всего, не приму участие в выборах Точно не пойду на выборы Затрудняюсь ответить Итого

5-ая волна 6-ая волна 5-ая волна 6-ая волна 5-ая волна 6-ая волна 5-ая волна 6-ая волна 5-ая волна 6-ая волна

Все опрошенные 52,4 57,9 32,6 29,9 4,6 3,7 4,7 3,8 5,6 4,7 100

С приближением выборов Президента РФ все больше студентов и учащихся планировали принять в них участие: обязательно - 33% - 49%; скорее всего - 49% - 33%. Среди учащейся молодежи число тех, кто, скорее всего, не примет участие в выборах, и тех, кто точно не пойдет на выборы, сокращается с 7% до 5%. Затруднились ответить 5-8% студентов и учащихся (табл. 4).

Таблица 4. Планируете ли Вы лично принять участие в выборах? (% от учащихся и студентов, по данным 5-ой и 6-ой волн)

Каково Ваше основное занятие в настоящий момент? Планируете ли Вы лично принять участие в выборах?

Обязательно приму участие в выборах Скорее всего, приму участие в выборах Скорее всего, не приму участие в выборах Точно не пойду на выборы Затрудняюсь ответить Итого

5-ая волн а 6-ая волна 5-ая волна 6-ая волна 5-ая волна 6-ая волна 5-ая волна 6-ая волна 5-ая волна 6-ая волна

Учащийся, студент 32,5 49,4 49,4 32,5 6,5 5,2 6,5 5,2 5,2 7,8 100

Судя по результатам поствыборного опроса, значительная часть россиян все-таки приняла участие в выборах Президента РФ (около 79%). Не пошли голосовать менее четверти опрошенных (18%), затруднились ответить 4% респондентов (рисунок 1).

Что из перечисленного Вы делали? Я принял участие в

выборах

3,6

■ да

■ нет

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 1 - Что из перечисленного Вы делали? Я принял участие в выборах (% от всех

опрошенных, по данным 7-ой волны)

Большинство учащихся и студентов (8%) также приняли участие в выборах. Не участвовали 29% опрошенных, 4% студентов затруднились ответить (рис. 2).

учащиеся, студенты

3,9

■ да

■ нет

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 2 - Что из перечисленного Вы делали? Я принял участие в выборах (% от учащихся и

студентов, по данным 7-ой волны)

Вера в то, что участие в выборах что-то изменит, значительно или косвенно повлияет на жизнь, а от голосования что-то будет зависеть, - важный фактор, определяющий электоральную активность.

Большая часть респондентов считает, что результаты выборов практически никак не влияют на их жизнь. С 39% в 2011 г. этот показатель увеличивался до 48% в 2012 г. Ближе к президентским выборам число людей, считающих, что результаты выборов никак не влияют на их жизнь, сократилось до 31%.

Зависимость от выборов и значительное влияние на жизнь отмечают около 30 % опрошенных. Если в 2011 г. доля респондентов, придерживающихся такого мнения, составляла 28%, то перед выборами депутатов в Государственную Думу она уменьшилась до 18%. Перед выборами Президента РФ 2012 г. доля россиян, уверенных, что результаты выборов окажут на их жизнь значительное влияние, увеличилась до 29%.

Считают, что выборы повлияют на жизнь лишь косвенно, в 2011 г. - 25% всех опрошенных, ближе к выборам в Госдуму - 23%, перед президентскими выборами - 30%. Ближе к выборам растет и число опрошенных, затруднившихся ответить (табл. 5).

Таблица 5. Влияние предстоящих выборов и их результатов на жизнь людей (% от всех опрошенных, по данным 2-ой, 3-ей и 6-ой волн)

Как Вы считаете, повлияют ли предстоящие выборы и их результаты на Вашу жизнь или нет?

Значительно влияют на мою жизнь - от их результатов многое зависит Влияют на мою жизнь, но косвенно - я могу легко избежать их Практически никак не влияют на мою жизнь -какими бы ни были Затрудняюсь ответить Итого

2-ая волна 3-тья волна 6-ая волна 2-ая волна а І 1 6-ая волна 2-ая волна 3-тья волна 6-ая волна 2-ая волна 3-тья волна 6-ая волна 2-ая волна а 1 1 6-ая волна

Все опрошенные 28,5 17,6 29,2 25,3 23,7 30,1 39,2 48,4 31,7 7,0 10,3 9,1 100 100 100

Почти половина учащихся и студентов также изменила свое мнение по поводу того, что выборы никак не влияют на их жизнь: в 2011 г. - с 48% до 46%, а в 2012 г. до - 30%.

Доля учащейся молодежи, считающей, что результаты выборов значительно повлияют на их жизнь, ближе к выборам также сокращается: 31%, 23%, 25%.

Косвенное влияние результатов выборов на жизнь учащиеся и студенты больше ощущали перед президентскими выборами 2012 г. - 36%, в 2011 г. - 29%, 22 %.

Молодые люди становятся менее уверенными в своем мнении перед самими выборами (табл. 6).

Таблица 6. Влияние предстоящих выборов и их результатов на жизнь людей (% от учащихся и студентов, по данным 2-ой, 3-ей и 6-ой волн)

141

Как Вы считаете, повлияют ли предстоящие выборы и их результаты на Вашу жизнь, или нет?

Значительно влияют на мою жизнь - от их результатов многое зависит Влияют на мою жизнь, но косвенно - я могу легко избежать их Практически никак не влияют на мою жизнь -какими бы ни были Затрудняюсь ответить Итого

2-ая волна 3-тья волна 6-ая волна 2-ая волна 3-тья волна 6-ая волна 2-ая волна 3-тья волна 6-ая волна 2-ая волна 3-тья волна 6-ая волна 2-ая волна 3-тья волна 6-ая волна

Учащийся, студент 20,8 23,4 25 28,6 22,1 35,5 48,1 45,5 30,3 2,6 9,1 9,2 100 100 100

Почти половина опрошенных россиян считает, что результаты выборов в Государственную Думу ни на что серьезно не повлияют (47%). Такого же мнения придерживаются 53% студентов.

Верят, что выборы на обстановку в стране серьезно не повлияют, но их результаты дадут сигнал власти, что народ думает о ее курсе, и, может быть, заставит этот курс изменить, менее трети респондентов (30%). Среди студентов и учащихся - 22%.

Позитивно настроены на то, что результаты выборов в Госдуму серьезно повлияют на состав правительства, на законы и государственный бюджет, которые принимает Государственная Дума, около четверти россиян (17%), среди студентов - 17%. Затруднились ответить 7%, среди студентов - 8%.

На открытый вопрос о том, по каким причинам россияне участвовали в выборах, было предложено выбрать два варианта ответа. Самый распространенный мотив - гражданский долг, активная позиция (53%). Далее следуют мотивы: «вдруг мой голос будет решающим, каждый голос важен» (27%) и надежда, что «что-то изменится к лучшему» (28%). Затруднились ответить 14% опрошенных.

Но для половины учащихся и студентов главным мотивом участия в выборах является страх, что их голосом воспользуется кто-то другой (51%). Гражданский долг (14%), «вдруг мой голос будет решающим, каждый голос важен» (13%), также являются важными мотивами при принятии решения участия в выборах для учащейся молодежи. 9% учащихся и студентов затруднились ответить на вопрос о том, почему они планируют участвовать в выборах (рис 3).

Рисунок 3 - Если Вы планируете принять участие в выборах, то почему (% от учащихся и

студентов, по данным 1-ой волны)

Среди видов абсентеизма можно выделить следующие: абсентеизм безразличия и аполитичности (характерен для молодежи, слоев, находящихся в депрессии, нищете, без работы); абсентеизм негативного отношения к предполагаемым итогам выборов (характерен для избирателей старше 50 лет); абсентеизм-протест; абсентеизм, вызванный внешними факторами; случайный абсентеизм [3, с. 9-10].

Формирование у человека мотивов принятия электорального решения обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов. В качестве объективных рассматриваются различные характеристики политической социализации: пол, возраст, социальное происхождение, статус, образование; внутренняя и внешняя политическая обстановка. К субъективным факторам, относятся: индивидуальные психологические качества избирателя, его воспитание, культура, воздействие СМИ, специфика влияние политических организаций [4].

На вопрос «Если Вы не планируете принять участие в выборах, то почему?» было предложено выбрать два варианта ответа. Полученные данные свидетельствуют о том, что россияне проявляют электоральную пассивность по двум главным причинам: уверенности в нечестности выборов и в том, что их участие в выборах все равно ничего не изменит (по 22%). Также респонденты объясняют свое неучастие в выборах тем, что нет политических партий, которым можно было бы доверять, и лидеров (по 13%). Затруднились ответить 4%.

Главная причина, по которой студенты и учащиеся (7% от опрошенных) не планируют принимать участие в выборах - уверенность, что их мнение ничего не изменит (25%). Молодежь не видит смысла участвовать в выборах из-за уверенности в фальсификации результатов выборов (16%), в виду отсутствия сильных политических партий (14 %), времени (12%), и достойных политических лидеров (11%). Затруднились ответить 2% (рис 4).

143

■ студенты, учащиеся

■ всего

Рисунок 4 - Если Вы не планируете принять участие в выборах, то почему? Выберите наиболее подходящий ответ из списка (% от учащихся и студентов, по данным 1-ой волны)

Большинство россиян объясняли свое неучастие в выборах объективными причинами (65%), для 27% респондентов такое решение было осознанным, и лишь немногие признались, что вообще никогда не ходят на выборы (6%). Затруднились ответить 1% опрошенных.

Среди учащейся молодежи (6% от всех опрошенных) большинство (59%) также не приняли участия в выборах по объективным причинам. Для 32% молодых людей решение было осознанным. 9% молодых людей сообщили, что никогда не ходят на выборы (рис 5).

учащийся, студент

■ я никогда не хожу на выборы

■ это было осознанное решение

■ не смог пойти по объективным причинам

Рисунок 5 - Вы не участвовали в выборах. Это было осознанное решение или Вы не смогли прийти на выборы по объективным причинам? (% от учащихся и студентов, по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

данным 4-ой волны)

В основном опрошенные не участвовали в выборах в Государственную Думу РФ из-за уверенности в фальсификации результатов (32%). Многие россияне затруднились ответить о причинах своего неучастия в выборах (20%). Также распространенными причинами низкой электоральной активности россиян являются: отсутствие интереса к политике (16%), и недовольство ситуацией в стране, отсутствие смысла участия в выборах (16%) (рис. 6).

Меня устраивает ситуация в стране и особого смысла участия в выборах я не вижу

Я противник выборов органов власти. Страной должны руководить назначаемые профессионалы-управленцы

У парламента нет реальной власти и нет смысла его выбирать

Меня не устраивает ситуация в стране, но выборы ее изменить не смогут

Выборы все равно будут сфальсифицированы, и от моего участия в них ничего не зависит

Я не интересуюсь политикой, все это очень далеко от меня и моих интересов

Политика - "грязное дело", и участие в ней в любых

формах не приемлемо для порядочного человека

Затрудняюсь ответить

О 5 10 15 20 25 30 35

Рисунок 6 - Если Вы приняли решение не участвовать в выборах, то почему? (% от всех

опрошенных, по данным 4-ой волны)

Самой распространенной причиной, по которой молодые люди (15% от всех опрошенных) отказываются участвовать в выборах, можно считать убеждение в том, что от их участия ничего не будет зависеть, а результаты будут сфальсифицированы (34%). Некоторые учащиеся и студенты объяснили свое неучастие в выборах тем, что: «я не интересуюсь политикой, все это очень далеко от меня и моих интересов» (19%), «меня устраивает ситуация в стране и особого смысла участия в выборах я не вижу» (15%). Среди ответов учащихся и студентов, которые приняли решение не участвовать в выборах, часто встречался такой вариант ответа: «среди политических сил и отдельных кандидатов мне никто не нравится» (9%). Затруднились ответить 16% молодых людей (рис. 7).

Среди политических сил и отдельных кандидатов мне никто не нравится

Меня устраивает ситуация в стране и особого смысла участия в выборах я не вижу

Меня не устраивает ситуация в стране, но выборы ее изменить не смогут

Выборы все равно будут сфальсифицированы, и от моего участия в них ничего не зависит

Я не интересуюсь политикой, все это очень далеко от меня и моих интересов

Затрудняюсь ответить

О 5 10 15 20 25 30 35 40

Рисунок 7 - Если Вы приняли решение не участвовать в выборах в Госдуму, то почему? (% от учащихся и студентов, по данным 4-ой волны)

Опрос после выборов Президента РФ дал возможность проанализировать причины политической пассивности электората. Здесь наблюдается такая же ситуация, как и после выборов депутатов в Государственную Думу. Отсутствие интереса (23%), уверенность в фальсификации выборов (18%) являются основными факторами отказа участвовать в выборах Президента РФ. Однако многие опрошенные (18%) свое неучастие в выборах объяснили тем, что победа одного из кандидатов была очевидной, и не было смысла его выбирать.

Распространенными причинами, по которым учащиеся и студенты не участвовали в выборах Президента РФ, также являются: «победа одного из кандидатов была очевидной, и не было смысла его выбирать» (23%), «я не интересуюсь политикой, все это очень далеко от меня и моих интересов» (23%), «меня устраивает ситуация в стране и особого смысла участия в выборах я не вижу» (15%), «выборы все равно будут сфальсифицированы, и от моего участия ничего не зависит» (12%) (рис. 8).

Меня устраивает ситуация в стране и особого смысла участия в

Политика - "грязное дело", и участие в ней в любых формах не

Я не интересуюсь политикой, все это очень далеко от меня и м

Меня не устраивает ситуация в стране, но выборы ее изменить

Выборы все равно будут сфальсифицированы, и от моего участия

Я противник выборов власти, страной должны руководить

Среди политических сил и отдельных кандидатов мне никто не н

Победа одного из кандидатов была очевидной, и не было смысла

Затрудняюсь ответить

-А—/

20 25

23

■ всего

■ студенты, учащиеся

0 5 10 15

Рисунок 8 - Если Вы приняли решение не участвовать в выборах Президента РФ, то почему? (% от учащихся и студентов, по данным 7-ой волны)

Таким образом, на абсентеизм российской учащейся и студенческой молодежи более всего влияют факторы общесоциального и общеполитического характера (отсутствие интереса к политике, отстраненность от власти, уверенность в фальсификацию выборов, отсутствие веры на изменения в жизни в лучшую сторону после выборов, позиция «от меня ничего не зависит, мой голос ничего не изменит» и т. д.).

Кроме того, на аполитичное поведение современных молодых людей оказывают сильное влияние причины, связанные с особенностями конкретной избирательной кампании (отсутствие достойной конкуренции среди кандидатов, сильных политических лидеров, малопривлекательные кандидаты, слабая агитация отсутствие и др.

Вопрос вовлечения молодежи в избирательный процесс исключительно важен не только в связи с использованием этого ресурса в ходе избирательных кампаний. Молодежь наследует все достижения и проблемы в развитии общества и государства, одновременно формируя образ будущего страны.

Отсутствие должного внимания к вопросам политической социализации молодежи, недостаточное ее привлечение к участию в политическом процессе ведут к формированию субкультуры, настроенной враждебно по отношению к основам государства, политическим институтам, обществу.

На сегодняшний день в российской молодежной среде наблюдаются две противоположные тенденции: с одной стороны - стремление участвовать в политической жизни страны, с другой - безразличие ко всем политическим процессам, происходящим в России.

Принципиальное изменение отношения молодежи к политике, к институту выборов возможно лишь тогда, когда сама она почувствует себя реальным участником и субъектом

трансформационных процессов в стране. Это может произойти только тогда, когда молодежная политика станет реально, а не формально приоритетной. Именно государство должно обеспечивать социализацию молодых людей в духе уважения к политическим институтам и механизмам политического участия.

Анализ данных «Электоральной панели 2011-2012» Всероссийского центра изучения общественного мнения, позволяет сделать следующие выводы.

Подавляющее большинство населения (около 80%) как планировало, так и приняло участие в выборах. Около половины опрошенных студентов и учащихся тоже участвовали в голосовании.

Желание идти на выборы с приближением самих выборов меняется. И молодежь, и население в целом считают выборы Президента РФ более значимыми, нежели депутатов в Госдуму. Неслучайно в выборах Президента РФ приняли участие 79% опрошенных россиян.

Гражданский долг, активная позиция, вера в значимость своего голоса, надежда на изменения явились главными мотивами, побуждающими участвовать в выборах, как для молодежи, так и для всех опрошенных. Молодые надеются на изменения к лучшему, стремятся поддержать свою партию и более других опасаются того, что их голосом кто-либо воспользуется.

Недоверие к самой процедуре выборов, честности их результатов; уверенность, в том, что в стране и в собственной жизни ничего не изменится; отсутствие сильных политических партий и лидеров; мнение, что политика - «грязное дело» - основные причины, по которым россияне отказываются участвовать в выборах. Молодежь также уверена в фальсификации результатов выборов, не видит достойных кандидатов и партий, считает участие в политике «неприемлемым для порядочного человека», не надеется на изменения к лучшему в жизни после выборов.

Проблема электорального абсентеизма в России стоит достаточно остро в основном из-за низкого уровня электоральной культуры населения, а также грамотной просветительской и образовательной работы. Желание участвовать в выборах, мотивированное «привычкой, традицией», крайне низко.

Для преодоления электорального абсентеизма необходимо воспитывать в молодом поколении чувства собственного достоинства, патриотизма, основу которых должна закладывать прежде всего семья.

Влияние семьи на ребенка особенно эффективно в политическом смысле, если родители и родственники имеют однородные социально-политические взгляды, придерживаются сходных политических ценностей [2].

В процесс воспитания политической культуры должны быть включены различные социальные институты, в том числе школы, вузы и т. д.

Широкое участие молодежных, волонтерских, общественных организации, студенческих научных кружков и обществ в работе избирательных комиссий различного уровня, распространение информации, показывающей, что выборы проводятся справедливо, в строгом соответствии с законом, открытость и защищенность наблюдателей оппозиционных политических объединений при подсчете голосов, публикация фактов фальсификации на страницах как государственных, так и независимых СМИ, - все это будет способствовать повышению правовой грамотности и политической активности молодежи.

Одной из важнейших задач российского государства должно стать преодоление абсентеизма. Для этого необходимо постепенно внедрять в сознание молодежи установки

ответственности граждан за происходящее в стране. Противовесом указанным тенденциям могла бы стать (хотя бы в качестве временной меры) конституционная норма, устанавливающая обязательное участие в голосовании для граждан или введение штрафных санкций в случае неучастия в выборах.

Решение проблемы электорального абсентеизма среди учащейся и студенческой молодежи может быть достигнуто только благодаря совместной деятельности политических партий и общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений общего и профессионального образования, высших и средних специальных учебных заведений, СМИ и других организаций и учреждений, а также привлечения самих избирателей к участию на всех этапах избирательного процесса.

Литература

1 Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социол. портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. - 592 с.

2 Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. - 304 с.

3 Охременко И. В. Электоральное поведение: теория вопроса. Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 52 с.

4 Охременко И. В. Электоральное поведение: социолог. ретроспектива конца 90-х гг. XX в. Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 56 с.

5 Проект «Электоральная панель 2011-2012»: [веб-сайт] / ВЦИОМ. 11^: http://politpanel.wciom.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.