УДК 316.72
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ)
В.А. Михайлов, А.Э. Борисенко
Рассматривается специфика политического поведения и электоральной культуры сельской молодежи Тверской области.
Ключевые слова: политическое действие, политическое поведение, электоральная культура
Стратегический курс руководства государства на укрепление демократии и становление гражданского общества требует развернутого изучения умонастроений молодого поколения (в том числе - сельской молодежи) как важного субъекта общественно - политической жизни страны. Исследования показывают, что уровень политического участия людей, проживающих в сельской местности, остается весьма низким. Бросается в глаза абсентеизм сельской молодежи. Встает задача повсеместного развития электоральной культуры.
Молодежь в возрасте 18-30 лет представляет существенный интерес для государства и политических партий (составляет около 20 % всех избирателей страны). Электоральная культура - разновидность политической культуры, которая объединяет сознание и поведение субъектов электорального процесса, связанная с голосованием на выборах и референдумах, т. е. электоральным сознанием и поведением» [1]. Электоральная культура населения сельской местности отличается от городской. Например, важным является существенное различие в уровне информированности городской и сельской молодежи, а СМИ играют ключевую роль в формировании электоральной культуры молодых избирателей. Вторая важная особенность - абсентеизм сельской молодежи.
Характерные черты, свойственные функционированию электорального пространства Тверского региона, формируются под влиянием политических и социально-экономических факторов. К политическим можно отнести: степень политического участия населения в решении социально-экономических проблем, степень электоральной активности населения, уровень конфликтности в обществе (несогласие в целях, в средствах достижения цели, несогласие по приоритетам), степень доверия населения властным структурам, а также уровень электоральной культуры населения региона. Комплекс социально -экономических факторов является более важным для анализа особенностей развития регионального электорального пространства. Это связано с тем, что в большинстве российских регионов именно эта группа факторов формирует отношение избирателей к институтам и представителям государственной власти, которые в обыденном сознании олицетворяют коммунальные службы, правоохранительные органы, службы социального обеспечения, а не законодательную или исполнительную ветви власти.
Эти черты определяют результаты выборов в большинстве российских регионов. Не является исключением и Тверская область, где специфика функционирования электорального пространства связана со сложной демографической ситуацией в области, высоким уровнем электорального абсентеизма, несогласованностью работы исполнительной и законодательной ветвей власти в политическом поле, влиянием комплекса социально-экономических проблем на электоральное поведение избирателей, общим низким уровнем электоральной культуры, а также изменением направленности политической рекламы в регионе [2].
В лаборатории социально-политических исследований Тверского государственного университета в период с 18.04.16-05.05.16 было проведено конкретно-социологическое исследование на тему «Формирование и функционирование электоральной культуры в условиях сельских поселений (на примере Рамешковского района)». Основной целью исследования было выявить особенности электоральной культуры сельских поселений на примере Рамеш-ковского района. Генеральная совокупность составляла 3151 человека, выборочная совокупность - 355 респондентов. Для сравнения были использованы результаты прикладного исследования, проведенного в феврале-марте 2014 года в Рамешковском районе на тему «Электоральная активность сельской молодежи». Главной целью работы было выявить особенности электорального поведения сельской молодежи и раскрыть причины абсентеизма в молодежной среде в сельских поселениях.
Рамешковский район - административная единица и муниципальное образование на востоке Тверской области. Площадь — 2511,5 км2, что составляет около 3 % всей площади области. Рамешковский район по численности населения занимает 18-е место среди муниципальных образований Тверской области. Административный центр - поселок городского типа Рамешки, который находится в 62 километрах от г. Твери. Этот район был выбран для исследования электоральной активности сельской молодёжи не случайно, т.к. он является типичным среднестатистическим районом для Центрального федерального округа.
Результаты исследования показали, что большинство избирателей не приходит на участки для голосования по двум причинам: во-первых, неверие в то, что выборы могут что-то изменить; во-вторых, отсутствие в бюллетене для голосования кандидата или партии, которая представляла бы личные интересы потенциального избирателя (19,7 % и 17,5 % соответственно).
Молодежь очень часто игнорирует проводимые выборы как в органы местного самоуправления, так и выборы в Государственную Думу и Президента РФ. Две трети опрошенных респондентов в возрасте от 18 до 29 лет не участвовали в выборах в Государственную Думу. Выборы Президента РФ проигнорировали почти 60 % молодежи Рамешковского района. Частично это объясняется тем, что в районе нет учреждений высшего и средне-специального образования, все выпускники школ вынуждены уезжать в более крупные города. В целом имеет место как недоверие к действующей власти, так и недоверие к кан-
дидатам на выборную должность. Зачастую доверия не испытывают к самой системе выборов, к прозрачности действий избирательной комиссии, (рис. 1).
Рис. 1. Распределение респондентов по причинам неучастия в парламентских выборах (%)
Несмотря на сомнения в значимости своего голоса, более половины респондентов (52,4 %) отметили, что в той или иной степени знакомы с программами политических лидеров и партий. Только 10,1 % опрошенных о них ничего не знают. При этом надо отметить то, что абсолютному большинству респондентов хватило весьма поверхностного знакомства с этими программами, у респондентов, как правило, не возникает желания познакомиться с ними более подробно.
Результаты ответов сельской молодежи на вопрос о доверии к власти заставляют задуматься о том, почему в ряду причин политического неучастия одним из главных пунктов стало тотальное недоверие к власти.
Уровень доверия к власти
Испытывает тотальное недоверие к власти Количество респондентов
Абсолютный показатель Относительный показатель
Да 120 33,8 %
Скорее да, чем нет 62 17,5 %
Скорее нет, чем да 49 13,8 %
Нет 53 14,9 %
Затрудняюсь ответить 71 20 %
При этом сельская молодежь очень часто задается вопросом о том, как считают голоса на выборах. Например, 37,2 % респондентов посчитали, что избирательные комиссии не обеспечивают соблюдение избирательного законодательства РФ, а четверть опрошенных говорит о том, что система выборов и вовсе себя изжила.
Абсентеисты делятся на две группы - «абсентеисты-радикалы», которые не поддерживают политику нашего государства и заявляют об этом открыто; «абсентеисты-конформисты», которые некритично принимают господствующий порядок, но полагают, что государство и его граждане вполне справятся и без их политического участия.
Абсолютное большинство опрошенных (88,5 %) не состоят в политических организациях. Более того, половина респондентов даже не знают об их существовании. На вопрос «Хотели бы Вы вступить в молодежную политическую организацию?» положительно ответили только 15,2 % опрошенных, 13 % респондентов ответили на этот вопрос отрицательно, а чуть более двух третей -затруднились с ответом. Это даёт нам право сделать вывод о том, что большинство опрошенных не задумывались серьёзно над этим вопросом. Представленные данные позволяют предположить, что вряд ли человек захочет вступить в политическую организацию, если не имеет о ней никакого представления. Вот данные об уровне информированности молодежи в данной области, (рис.2).
Рис. 2. Информированность респондентов о существовании молодежных общественно-политических организаций в Рамешковском районе (%)
Можно подвести некоторые итоги:
- результаты исследования засвидетельствовали низкую электоральную активность граждан в возрасте от 18 до 29 лет, низкий уровень правовой культуры, отсутствие нацеленности на результат в политическом пространстве;
- основными причинами неявки молодежи на избирательные участки Рамешковского района является убеждение, что ее голос ничего не решает, недоверие к избирательной комиссии;
- факторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование электорального поведения, являются семья и СМИ;
- основой разделения абсентеистов на конформистов и радикалов является первичная политическая социализация индивида в семье;
- отношение абсентеистов к проводимым реформам в избирательной системе неоднородно, оно, как правило, зависит от конкретной реформы;
- степень участия молодых людей в молодежных общественно-политических организациях находится на крайне низком уровне;
- большинство опрошенных ничего не знает о деятельности молодежных общественно-политических организациях и не стремятся пополнить их ряды;
- проблема вовлечения людей в избирательный процесс носит комплексный характер и определяется социальными, экономическими, общественно-политическими, идеологическими и иными причинами. Добиться коренного улучшения положения дел можно только объединив усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, системы избирательных комиссий, политических партий и общественных объединений, учреждений образования и культуры, всех других заинтересованных лиц и органов;
- задача повышения активности молодежи требует ее систематического политического воспитания, начиная со школьной скамьи. Это предполагает не только усвоение общественно-политических знаний о государственном устройстве, системе выборов, правах и обязанностях гражданина, но и овладение навыками политического действия и поведения;
- мероприятий, осуществляемых только силами избирательных комиссий и некоторых заинтересованных органов, явно недостаточно. Большинство мер направлено лишь на политически и социально активных молодых людей, уровень знаний которых в сфере избирательного права и процесса выше, чем у большинства пассивных школьников и студентов;
- перечень проводимых мероприятий, направленных на повышение правовой электоральной культуры в сельской месности, увеличивается год от года. В реализации участвуют органы государственной власти, избирательные комиссии всех уровней, учреждения образования и культуры, общественные организации. Однако разработка и реализация программ, как правило, носит фрагментарный характер;
- особенно важным является обеспечение нейтрального характера электоральных акций, исключение возможности использовать те или иные мероприятия лишь для призывов проголосовать за конкретного кандидата или партию. Необходимо предоставить молодым право выбора и научить выбирать.
Список литературы
1. Карпова Н.В. Политическая культура современной России: состояние, проблемы, пути трансформации // Социология и политология. 2008. № 2. С. 42-58.
2. Бакалова Т.А. Политические предпочтения избирателей Тверской области. Тверь, 2009.
Михайлов Валерий Алексеевич, д-р филос. наук, проф., Mikhaylov. VA@tversu.ru, Россия, Тверь, Тверской государственный университет,
Борисенко Алина Эдуардовна, магистр социологии, Mikhaylov. VA@tversu.ru, Россия, Тверь, Тверской государственный университет
POLITICAL BEHAVIOR AND ELECTORAL CULTURE OF RURAL YOUTH (ON THE EXAMPLE OF
TVER REGION)
V. A. Mikaylov, A. E. Borisenko
The article discusses the specifics of the political behavior and electoral culture of rural youth of the Tver region
Key words: political action, political behavior, electoral culture
Mikhailov Valery Alekseevich, doctor of philosophical sciences, professor, Mikhay-lov.VA@tversu.ru, Russia, Tver, Tver State University,
Borisenko Alina Eduardovna., master of sociology, Mikhaylov. VA@tversu.ru, Russia, Tver, Tver State University