Научная статья на тему 'Проблемы повышения эффективности организации таможенного контроля лесоматериалов в Красноярском крае'

Проблемы повышения эффективности организации таможенного контроля лесоматериалов в Красноярском крае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Резанова Ю. С., Полухин И. В.

На сегодняшний день в России отсутствует действенный механизм урегулирования экспорта лесоматериалов. На наш взгляд, наиболее эффективным способом учета лесоматериалов является их поштучное электронное биркирование. В работе рассмотрены главные аспекты применения данного способа учета леса на примере Красноярской таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения эффективности организации таможенного контроля лесоматериалов в Красноярском крае»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 339.543

Ю. С. Резанова Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

На сегодняшний день в России отсутствует действенный механизм урегулирования экспорта лесоматериалов. На наш взгляд, наиболее эффективным способом учета лесоматериалов является их поштучное электронное биркирование. В работе рассмотрены главные аспекты применения данного способа учета леса на примере Красноярской таможни.

Красноярский край является крупнейшим лесным регионом России, где сосредоточено 12 % площади лесов [2]. В крае, как и в Сибири в целом, основное лесопользование связано с заготовкой древесины, а ее переработка находится в европейской части страны.

Товарная структура экспорта леса Красноярского края отражает неблагоприятную ситуацию. Основу экспорта традиционно составляет круглый лес и пиломатериалы, то есть сырье и дерево, прошедшее первичную обработку (товары подгрупп 4403 и 4407 ТН ВЭД РФ).

Красноярская таможня занимает второе место по объему экспорта лесоматериалов в регионе деятельности Сибирского таможенного управления. Наибольшие объемы экспорта необработанных круглых лесоматериалов в регионе деятельности Красноярской таможни оформляются на Канском, Лесоси-бирском и Ачинском таможенных постах. Объем экспорта круглого леса в регионе деятельности Красноярской таможни в 2009 г. по сравнению с экспортом пиломатериалов уменьшился, однако он все еще значительно превышает экспорт пиломатериалов по объемам: в 2009 г. из Красноярского края экспортировано 2 186 856 м3 круглого леса и

1 906 224 м3 пиломатериалов (для сравнения в 2008 г. -

2 594 740 м3 и 1 661 936 м3 соответственно).

Основными проблемами в лесной отрасли на протяжении последних десятилетий являются:

- фактическое завышение запасов древесины на корню из-за использования устаревших данных масштабного таксационного исследования 80-х годов;

- контрабанда леса, в частности, круглого. «Все знают, что российский лес воруют. Все знают, что его воруют много, но никто не знает, сколько именно» [3].

Если за 9 месяцев 2008 г. таможнями Западной Сибири было возбуждено 246 уголовных дел, то в 2009 г. этот показатель вырос до 337 дел. При этом изменилась сама структура объектов преступлений. По 2009 г. наряду с традиционными товарами народного потребления (97 дел), лидирующие позиции в этом списке также принадлежат продукции лесопромышленного комплекса (94 дела). С нелегальным экспортом последней связано почти 30 % уголовных дел, тогда как в 2008 г. - 7 % [4].

Данные обстоятельства требуют решительных действий со стороны государственных органов по регулированию экспорта лесоматериалов, в частно-

сти, круглого леса и пиломатериалов. На сегодняшний день актуальной является проблема принятия таких мер государственного регулирования экспорта леса, которые бы обеспечили эффективность проведения таможенного контроля и при этом не ущемляли интересы участников внешнеэкономической деятельности. На наш взгляд, наиболее эффективной мерой является электронное биркирование лесоматериалов (круглого леса).

Целями внедрения системы электронного поштучного учета являются:

- обеспечение достоверного учета количественно-качественных характеристик отгруженных на экспорт лесоматериалов с применением современных средств автоматизации учетно-вычислительных операций;

- повышение качества таможенного контроля при снижении временных и ресурсных затрат;

- организация контроля сохранности лесоматериалов, перемещаемых на территорию места отгрузки.

Достижение указанных целей осуществляется на основе маркировки каждого бревна, находящегося на территории места отгрузки на экспорт, на лесосеке.

Маркировка осуществляется посредством жесткой пластиковой бирки, прилепляемой к торцу бревна. Маркировка бревна содержит уникальный штрих-код и идентичный ему цифровой код. В электронную базу данных вводится паспорт этого совершенно конкретного бревна, в котором указаны диаметр, длина и объем, порода дерева, сортность и другие необходимые данные.

Из этих данных формируется доступная таможенным, налоговым, правоохранительным и иным надзорным органам общая электронная база, в которой содержится полная информация обо всех бревнах, вырубленных на лесосеках, и отслеживается их передвижение. Идентификация леса с использованием бирок позволит существенно снизить время, необходимое для осуществления любых видов государственного контроля.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что метод поштучного электронного биркирования лесоматериалов - это:

- средство контроля доставки каждого бревна от деляны;

- основа мониторинга заготовленных объемов в местах рубок;

Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»

- инструмент учета количественных и качественных характеристик лесоматериалов;

- признак наличия системы менеджмента качества на предприятии;

- серьезное основание возможности использования упрощенной системы декларирования при экспорте круглых лесоматериалов;

- персональный критерий доверия качеству поставляемых лесоматериалов со стороны потребителей.

Биркирование лесоматериалов необходимо производить уже на нижнем складе. При этом лесоматериалы, перевозимые железнодорожным транспортом, должны перемещаться только в «рогатках», чтобы была возможность определить соответствие бревен в транспортном средстве заявленным в документах сведениям.

Для того чтобы система электронного поштучного учета экспортируемых необработанных лесоматериалов и пиломатериалов была действенной, необходимо разработать и принять единый нормативно-правовой документ, посвященный электронному поштучному учету лесоматериалов. Только в этом

случае биркирование станет обязательным и наиболее эффективным инструментом государственного регулирования экспорта лесоматериалов.

Библиографические ссылки

1. О направлении материалов «Исследование рынка заготовки, производства и реализации лесоматериалов (необработанный лес, пиловочник, пиломатериалы, древесные плиты) : в РФ Письмо ФНС РФ [от 21.08.2009 г.] № ШС-23-3/656.

2. Леса Красноярского края. Библиотека краеведческих материалов «Родное Красноярье». URL: http://library.cross-ipk.ru/RK/t-les.htm.

3. Кузнецов Г. Электронная метка. ВосточноСибирская правда. 01.11.2005. URL: http://www. vsp.ru/economic/2005/11/01/429981.

4. На 35 % увеличилось число уголовных дел, возбужденных таможнями Западной Сибири. ФТС России. 28.10.2009. URL: http://mastertest.customs. ru/ru/press/news_stu/index.php?id286=28356.

© Резанова Ю. С., Полухин И. В., 2010

УДК 339.543

О. В. Северюхина Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО И МУЛЬТИМЕДИЙНОГО РЫНКОВ

Массовые нарушения авторских и смежных прав в России являются фактором, который значительно осложняет интеграцию Российской Федерации в мировое экономическое и правовое пространство. В частности, нарушение авторских прав является одной из причин, препятствующих вступлению России во Всемирную торговую организацию.

Правительство РФ серьезно проявляло озабоченность данной проблемой, в последние годы борьба с нарушениями авторских прав существенно усилилась.

Вместе с тем, на территории Сибири деятельность по защите авторских и, в особенности, смежных прав велась до настоящего времени фрагментарно и несистемно. Отсутствовала должная координация действий между организациями, представляющими правообладателей, и соответствующими подразделениями органов государственной власти. Не велось в должной мере информирование юридических и физических лиц, нарушающих своей деятельностью законодательство РФ об авторских и смежных правах, о последствиях таковой деятельности.

Одним из наиболее массовых видов нарушения статей ГК РФ, посвященных авторским и смежным правам, является воспроизведение музыкальных фонограмм российских и зарубежных исполнителей без выплаты вознаграждения исполнителям и производителям. Подобным образом нарушают российское законодательство многие сотни предприятий и

организаций, работающих в сфере потребительского рынка: рестораны, кафе, бары, ночные клубы, торговые центры, магазины, фитнесс-клубы. В число нарушителей законодательства попадают и многие другие предприятия - от гостиниц, пансионатов и баз отдыха, номера которых оснащены видео- и аудиоаппаратурой, до теле- и радиокомпаний и Интернет-сайтов.

Указанные действия образуют не только состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 7.12. КоАП РФ, но и подпадают под действие ст. 146 УК РФ. Соответственно, диапазон наказаний весьма велик - от штрафа в несколько десятков тысяч рублей, вплоть до лишения свободы.

Приоритетной задачей организаций, представляющих интересы правообладателей, на ближайшее время является информирование предприятий потребительского рынка о порядке легализации пользования авторскими и смежными правами. Такое информирование требуется производить:

1. Путем публикации соответствующих разъяснений в печатных СМИ и на сайтах организаций;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.