Пространственная Экономика 2008. № 4. С. 139-152
С. Н. Грибова
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ И КИТАЙ В ТОРГОВЛЕ ЛЕСОМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
Модель российско-китайского приграничного сотрудничества, сформированная в начале 1990-х гг., природные ресурсы России и рабочая сила КНР оказались сегодня сырьевой ловушкой для Забайкальского края* 1. Несмотря на богатейшие запасы лесных ресурсов (общий запас древесины в Забайкалье оценивается в 2,4 млрд м3, объем расчетной лесосеки составляет 15,3 млн м3, край занимает 8-е место по размерам лесосечного фонда среди регионов РФ), эффективность их использования крайне низка. Легкодоступные лесные участки вдоль дорог, у населенных пунктов истощены. Большая часть леса края недоступна из-за своей удаленности и низкого качества, что требует дополнительных затрат на их освоение. Наиболее ценные леса области (по породе, возрасту) располагаются в горных районах. Рельеф местности обусловливает небольшие площади лесосек — в среднем 13 га, что в 2—4 раза меньше, чем средние площади лесосек в других районах Сибири и Дальнего Востока [10, с. 145]. Это также усложняет эксплуатацию и ведет к удорожанию древесных лесных ресурсов, актуализирует проблемы лучшего их использования.
К настоящему времени древесина стала основной статьей вывоза Забайкалья. По данным таможенной статистики, в 2007 г. ее доля в совокупном экспорте достигла 94,3%, что сводит весь региональный экспорт, по существу, к единственному товару. Выручка от реализации древесины возросла с 0,85 млн долл. в 1995 г. до 334,40 млн долл. — в 2007 г., т. е. в 390 раз (табл. 1). Это свидетельствует, с одной стороны, о значении древесины во внешней торговле Забайкалья, а с другой — о неразвитости ее товарной структуры, уязвимости внешней торговли.
© Грибова С. Н., 2008
1 11 марта 2007 г. прошел референдум, итогом которого явилось объединение Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа в единый субъект РФ — Забайкальский край. Статус нового субъекта — с 1 марта 2008 г.
139
С. Н. Грибова
ПЭ4 № 4
2008
Основной потребитель забайкальского леса сегодня — Китай1. Его доля составляет 98,7%. Эти обстоятельства превращают лесной рынок в рынок одного покупателя — монопсонию, где превалирует спрос и покупатель диктует цену.
Таблица 1
Экспорт древесины в Читинской области за 1995—2007 гг.
Наименование 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Древесина и изделия из нее млн долл. 0,85 30,33 42,50 63,89 63,53 105,12 176,80 209,4 334,4
тыс. м3 15,9 621,6 918,1 1402,0 1511,2 2507,6 2651,7 3313,6 4160,4
в % к общему экспорту 0,6 38,0 50,4 73,0 71,1 70,9 71,8 84,7 94,3
Источники: [1; 17].
Лесопромышленный комплекс региона представлен несколькими категориями предприятий:
• средние лесопромышленные предприятия (таких предприятий очень мало, наиболее крупными представителями являются ООО «МК «Рассвет», ООО «ДОК-75», ООО «Забайкальская лесная компания»). Это наиболее перспективная категория, поскольку помимо экспорта круглого леса и пиломатериалов данные предприятия занимаются (пусть пока в небольших объемах) глубокой переработкой древесины и имеют возможность и желание эти объемы наращивать;
• мелкие, разрозненные лесозаготовительные организации с небольшими объемами производства, которые либо сами экспортируют древесину (в основном необработанную), либо продают ее на так называемые пункты приема и отгрузки древесины;
• пункты приема и отгрузки древесины. Некоторые из них помимо скупки древесины частично занимаются ее заготовкой. Данная категория является самой многочисленной и проблемной с точки зрения законности осуществляемой деятельности. Здесь работают китайские скупщики леса за наличный расчет и под вывеской лесозаготовительных пунктов россиян. В настоящее время лесозаготовками занимаются несколько сотен лесопользователей1 2. Сопоставив динамику экспортных операций по категориям участ-
1 В советский период лес поставлялся на Украину, в республики Средней Азии, сегодня высокие железнодорожные тарифы определяют иных поставщиков для этих стран. Поставки леса в Японию практически сошли на нет.
2 Точных данных о количестве лесозаготовителей нет. По данным Забайкальской лесной товарной биржи, таковых примерно 260, но с учетом так называемых «черных лесорубов» их число можно увеличить в несколько раз.
140
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ И КИТАЙ В ТОРГОВЛЕ ЛЕСОМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
ПЭ4 № 4
2008
ников (табл. 2) с динамикой вывоза древесины (табл. 1), можно заметить, что рост стоимостных объемов экспорта сопровождается увеличением числа микрофирм в категории физических лиц. Именно физические лица обеспечивают почти 60% стоимости экспорта, в котором 94% составляет древесина. Численность работающих на таких фирмах до 10 человек. При этом трудно заметить те предприятия, которые функционируют более года.
Таблица 2
Динамика экспортных операций Читинской области по категориям участников 1995—2005 гг. (по стоимости), %
Категория участников 1995 2000 2005
Акционерные общества 72,8 30,1 10,9
Государственные унитарные предприятия 4,5 2,6 0,6
Муниципальные унитарные предприятия 0,6 0,0 —
Общества с ограниченной ответственностью — 21,9 28,3
Общественные организации 0,15 0,0 —
Потребительские кооперативы 0,2 1,3 2,4
Производственные кооперативы 0,16 0,1 0,1
Филиалы иностранных и международных организаций 0,15 0,0 0,0
Коммандитные товарищества — 0,2 —
Учреждения 0,0 0,0 —
Физические лица, перемещающие товары для производства 0,0 42,9 57,6
Полные товарищества 4,5 0,2 —
Всего 100,0 100,0 100,0
Источники: [1; 17].
Иными словами, рынок леса со стороны предложения представлен огромным числом мелких лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий. Мелкие экспортеры продают лес по демпинговым ценам, поскольку их большая численность влечет за собой несогласованность действий и конкуренцию между собой в торговле с китайскими предпринимателями, действия которых хорошо скоординированы. Консолидировать свое ценовое поведение такому количеству участников невозможно, особенно в условиях разброса лесозаготовок по огромной территории края. Все это и отсутствие должного контроля со стороны государственных органов позволяет китайским партнерам устанавливать цены на рынке и диктовать свои условия. Очевидно, что ситуация на рынке не в пользу продавцов — цена устанавливается ниже ее возможного уровня. Так, темпы роста физического объема экспорта и темпы роста средней цены, соотнесенные к 2000 г., пока-
141
С. Н. Грибова
ПЭ4 № 4
2008
зывают значительное расхождение. Темпы роста цены существенно отстают (рис. 1). При такой цене предприятиям не под силу инвестировать в лесопереработку, лесовосстановительные мероприятия, строительство дорог. Более того, уровень рентабельности таких предприятий, согласно данным статистики, свидетельствует о возрастающих убытках в лесопереработке. Так, в
2004 г. уровень рентабельности по виду экономической деятельности «обработка древесины, производство изделий из дерева» составил минус 2,3%, в
2005 г. — минус 0,2%, в 2006 г. — минус 12,0% [18, с. 183].
—•—Темп роста физического объема экспорта —■—Темп роста средней цены экспортной древеснны
Рис. 1. Темпы роста экспорта древесины и ее цены, %
Убыточность лесопереработки — одна из причин экспорта необработанной древесины (пиловочника). Достаточно привести данные за последние годы. Доля лесоматериалов обработанных не поднималась выше 10%. А обработанная древесина представляет в основном товарную позицию «пиломатериалы, распиленные вдоль», т. е. доска, самый примитивный вид обработки.
Способы заготовки мелких лесозаготовителей носят хищнический характер и криминальную направленность — быстро срубил, быстро продал, фирмы больше нет. Следующая регистрация под другим именем. По данным управления лесами, в 2007 г. фактический объем рубок (подтвержденный лесорубочными билетами) составил 2280 тыс. м3 [3]. Согласно таможенной статистике [17] объем экспорта древесины в 2007 г. равнялся 4 160,4 тыс. м3. Разница между заготовленной и реализованной в Китае древесиной, а это около 2 млн м3, обусловлена незаконными рубками и вывозом древесины. Из этого числа около 1 млн м3 древесины автомобильным транспортом завезено из Республики Бурятия. Существенная ее часть — незаконного происхож-
142
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ И КИТАЙ В ТОРГОВЛЕ ЛЕСОМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
ПЭ4 № 4
2008
дения [19]. Тогда в Забайкальском крае размер криминальных рубок можно оценить в 1 млн м3. Это около половины (44%) объема рубок, подтвержденных лесорубочными билетами. Потери для края очевидны. Они как в низких ценах на незаконно заготовленную древесину, так и в ценовом давлении на законно добытый лес, что делает затруднительными обновление производства и переход к более глубокой и качественной переработке леса.
Таким образом, рынок со стороны предложения характеризуется наличием огромного числа мелких лесозаготовителей и лесоперерабатывающих предприятий. Предприятия имеют морально устаревшее и физически изношенное технологическое оборудование, малочисленный персонал и не могут, в соответствии с требованиями рынка, резко увеличивать объемы производства или изменять номенклатуру выпускаемых изделий в сторону более глубокой переработки. Экспорт в подавляющем объеме представляет пиловочник (бревна). Рост физических объемов экспорта древесины опережает рост цен.
Спрос со стороны Китая1 на российскую древесину можно охарактеризовать следующим.
Темпы производства древесины в стране не поспевают за стремительно растущим спросом, который растет как вследствие увеличения потребления древесины и бумаги, связанного с ростом уровня жизни, так и вследствие создания новых и развития ранее существовавших предприятий, экспортирующих свою продукцию за рубеж. Китай сегодня превратился в крупнейшего экспортера напольных деревянных плит, его доля на мировом рынке данной продукции составляет 10%. Внутренний рынок строительных лесоматериалов, целлюлозы и бумаги занимает второе место в мире после США. Так, с 1996 по 2006 г. общее потребление круглого леса в Китае возросло с 3,19 млн м3 до более 100 млн м3, т. е. более чем в 25 раз [16].
Собственного леса Китаю явно недостаточно. Реализация программы по охране и защите естественных лесов Китая, начатая в 1998 г., привела к резкому сокращению лесозаготовок в стране. В рамках этой программы был объявлен мораторий на рубки в верхнем и среднем течении Хуанхэ, в верхнем течении Янцзы и сокращены объемы заготовок в государственных лесах на северо-востоке Китая. Более 60% территории Китая охарактеризованы как уязвимые в экологическом плане. На душу населения приходится 0,13 га лесных земель (в пять раз меньше показателей в среднем по миру).
С середины 1990-х гг. Китай стремительно изменяет вектор импорта леса. Общие поставки российского леса возросли с 0,53 млн м3 в 1996 г. до 25,4 млн м3 круглого леса и 1,6 млн м3 пиломатериалов в 2007 г., т. е. в среднем за год растут на 54%. Преимущественно это лес Сибири и Дальнего Востока.
1 Здесь и далее использованы материалы: [16].
143
С. Н. Грибова
ПЭ4 № 4
2008
Доля России в валовом импорте древесины в последние два года составляет примерно 70%, на втором месте находятся Папуа — Новая Гвинея и Малайзия (по 6%), доля остальных стран не превышает 4% [8].
Интерес к российскому лесу обусловлен сравнительно низкой ценой и схожестью используемых пород. Импортируются породы, которые традиционно произрастают на северо-востоке Китая и во Внутренней Монголии (сосна обыкновенная, корейский кедр, лиственница и пихта). Работники деревообрабатывающих предприятий Китая хорошо знакомы с качеством, технологическим процессом по переработке такой древесины и возможностями ее использования.
Создан развитый, современный, отвечающий мировым стандартам лесоперерабатывающий комплекс на российском сырье. Древесина поступает в Китай по трем основным каналам: Гродеково (Приморский край) — Суй-фыньхэ (пров. Хэйлунцзян), Забайкальск (Забайкальский край) — Маньчжурия (Автономный район Внутренняя Монголия — АРВМ) и Наушки (Республика Бурятия) — Монголия — Эрляньхот (АРВМ). На границе с Забайкальем в 2003 г. была построена зона деревообработки — Manzhouli Imported Resources Park Zone. На территории работают 17 деревообрабатывающих заводов, общий объем инвестиций в которые составляет 1 млрд юаней. Годовая производственная мощность предприятий зоны достигает 1 млн м3.
Китайские импортеры совместно контролируют торговлю древесиной и устанавливают цены, поэтому российские экспортеры, которые поставляют свою продукцию в Китай, не могут самостоятельно проникнуть на рынок лесоматериалов и торговать напрямую с конечными потребителями. В настоящий момент российские экспортеры не в состоянии поставлять древесину в северо-восточные регионы Китая напрямую, без китайских торговых посредников.
Система китайского посредничества на лесном рынке функционирует следующим образом. На пути к конечному потребителю импортируемый из России лес проходит через рынки первого, второго и третьего уровня. Рынки первого уровня организованы в основном в крупных пунктах поступления древесины, таких как Суйфыньхэ, Маньчжурия и Эрляньхот. Рынки второго уровня — это крупные дистрибьюторские центры, многие из которых находятся в административных центрах провинций или транспортных узлах. Рынки третьего уровня — это небольшие розничные рынки около крупных дистрибьюторских центров. Китайское посредничество выполняет важную социальную функцию — обеспечение занятости населения, что придает устойчивость этой системе.
Российский лес обрабатывается в приграничных провинциях, проводится его сертификация, и он отправляется на экспорт в Японию, США, стра-
144
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ И КИТАЙ В ТОРГОВЛЕ ЛЕСОМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
ПЭ4 № 4
2008
ны АТР. Китайский экспорт пиломатериалов в 2007 г. составил: Япония — 402,6 тыс. м3 (53,9%), Таиланд — 4,3 тыс. м3 (32,2%), Вьетнам — 4,1 тыс. м3 (30,9%), Корея — 86,3 тыс. м3 (11,5%), США — 65,1 тыс. м3 (8,7%) [8].
Правительством России в 2007 г. предприняты меры по стимулированию экспорта обработанной древесины, рецессии нелегальных заготовок. Среди них повышение таможенных пошлин на необработанную древесину1, обнуление таможенных ставок на продукцию лесопромышленного комплекса высокой степени переработки [12], определение мест декларирования древесины [14], введение поштучного электронного учета древесины [15]. На решение этих вопросов направлены усилия и региональных властей. В частности, был принят закон Читинской области [4], который устанавливает правила приема, учета, хранения, транспортировки и отчуждения древесины на территории региона. Но вряд ли эти меры способны резко изменить ситуацию на лесном рынке Забайкалья. Мелкий забайкальский бизнес не способен обеспечить переход к технологиям по глубокой переработке древесины, как вследствие недостатка собственных оборотных средств, наличия физически и морально устаревшего технологического оборудования, недостатка инвестиций, так и вследствие низкого кадрового потенциала. Даже средние предприятия ЛПК Забайкалья не готовы к освоению крупных инвестиционных проектов (в частности, получения статуса приоритетного инвестиционного проекта). Китайские инвестиции в условиях повышения экспортных тарифов на необработанную древесину будут направлены, скорее, на распиловку бревен и вывоз доски. Повышение таможенных ставок на необработанную древесину и, как следствие, рост цен китайские власти готовы компенсировать. Уже сегодня НДС на импорт круглого леса и пиломатериалов в режиме приграничной торговли снижен в два раза, до 6,5 и 8,5% соответственно. Введена льготная политика для деревообрабатывающих предприятий некоторых приграничных районов в виде льготы по уплате налога на прибыль и платы за землю. Кроме того, значителен реверс цен между ценой закупки древесины в России и ее продажей на внутренних рынках Китая. Так, по данным ЗЛТБ, в феврале 2008 г. в пос. Бада (Забайкальский край) цена на круглый лес (сосна) франко-вагон в среднем равнялась 1800 руб., или 72 долл./м3. Стоимость аналогичной древесины в Маньчжурии составляла уже 165 долл./м3. Учитывая расходы на транспортировку древесины, таможенную очистку, доход посредника составил примерно 50 долл./м3. В промышленных районах Китая цены на российскую древесину в этот период превышали 200 долл./м3.
Оптимизация лесной торговли с Китаем требует институционализации рынка. Это появление либо крупных партнеров в лице единой компании
1 С 1 июля 2007 г. 20%, или 10 евро, за 1 м3, с 1 апреля 2008 г. — 25%, или 15 евро, с 1 января 2009 г. — 80%, или 50 евро, за 1 м3 [13].
10. Заказ 6811
145
С. Н. Грибова
ПЭ4 № 4
2008
с разветвленной сетью хозрасчетных единиц (вариант китайской организации), либо ассоциаций предпринимателей, объединяющих усилия поставщиков и формирующих скоординированную ценовую политику (вариант картельного соглашения, холдинговая структура). Близкой структурой может служить Приморская ассоциация лесопромышленников и лесоэкспортеров (ПАЛЭКС), созданная в 2001 г. Ассоциация вырабатывает единую политику ценообразования, координирует действия на внешнем рынке, защищает права и интересы членов ассоциации в международных организациях и перед иностранными партнерами. Она разрабатывает предложения по совершенствованию правовой базы в сфере своей деятельности, привлекает инвесторов с целью структурной перестройки лесного комплекса на базе современных технологий и лесовосстановления, развивает лизинговую форму приобретения техники для лесной отрасли края. Ассоциация создала базу данных, отражающую полную информацию по лесопромышленному комплексу края, начиная от выписанных порубочных билетов и заканчивая сведениями об экспорте. Но и образование ассоциации требует укрупнения лесного бизнеса, сотни мелких заготовителей и криминализация заготовок не способствуют этому. Не отрицая этих вариантов в будущем, а учитывая сегодняшнюю неготовность забайкальского бизнеса к их принятию, приемлемым вариантом стала организация оптовой торговли в формате биржевого института.
Пиломатериалы и круглый лес являются классическими биржевыми товарами, так как обладают всеми необходимыми для этого признаками: стандартизированы, взаимозаменяемы, транспортабельны; производство отличает отсутствие монополизма, массовость, спрос — долгосрочный, устойчивый.
ЗАО «Забайкальская лесная товарная биржа» (ЗЛТБ) было учреждено в сентябре 2007 г. по инициативе губернатора Читинской области. В создании биржи приняли участие 4 государственных предприятия, Торгово-промышленная палата Читинской области, крупнейшие предприятия в сфере деревопереработки и другие коммерческие организации, которые заинтересованы в создании организованного рынка лесоматериалов на территории региона. Участие государственных учреждений в создании биржи подтверждает ее значимость для региона, а также то, что основной целью деятельности биржи является организация оптового рынка, способного предоставить свои преимущества для продавцов, покупателей, региона в целом.
Основой деятельности Забайкальской лесной товарной биржи стали биржевые склады, привязанные к железнодорожной магистрали. Они организованы на базе существующих пунктов приема древесины наиболее крупных лесозаготовителей, но не являются собственностью биржи, а связаны с ней
146
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ И КИТАЙ В ТОРГОВЛЕ ЛЕСОМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
ПЭ4 № 4
2008
соглашениями. Для того чтобы стать биржевым складом, предприятие обязано пройти биржевую аккредитацию, т. е. соответствовать 22 требованиям, в числе которых наличие собственной лесосырьевой базы, отсутствие претензий со стороны правоохранительных и контролирующих структур и так далее. Биржевые склады пользуются преференциями со стороны государственных органов власти. Биржевая торговля осуществляется только с этих складов. Прием леса ведется от всех физических и юридических лиц, если доказана законность его происхождения, тем самым оттесняются китайские посредники, скупающие за наличные деньги криминальную древесину.
Одной из главных целей создания ЗЛТБ стала необходимость пресечения торговли лесом незаконного происхождения [7]. Система организации биржевой торговли и деятельность биржевых складов позволяют повысить эффективность контроля над законностью происхождения древесины. Современное оснащение биржевых складов, прием древесины квалифицированным инспектором1, поступление полной информации о размещенной на складе древесине способствуют этому. Электронная система связи биржевых складов с информационным центром биржи позволяет в режиме реального времени учитывать объемы поступающей древесины на склад, место ее заготовки и, соответственно, ее легальность. В результате применения системы маркировки каждая единица лесоматериалов легко идентифицируется, прослеживается ее движение от биржевого склада до конечного покупателя. Перепроверить легальность вывозимого сырья можно будет на любом посту ГИБДД или на таможне по марке, имеющейся на каждом бревне.
Систему биржевой торговли также можно рассматривать как один из способов диверсификации внешнеторговых связей региона. Одним из перспективных путей диверсификации является возобновление торговли лесоматериалами с Японией. Одним из условий, предъявляемых Японией и другими странами к древесине, является наличие сертификата FSC1 2. В настоящее время сертификат в Забайкальском крае не получил ни один лесопользователь3. Причины — длительность и дороговизна данной процедуры,
1 До начала торгов на ЗЛТБ инспектора прошли обучение на специальных курсах.
2 Лесной попечительский совет (ЛПС, FSC) остается лидирующей международной организацией на пути к ответственному попечению над лесами, через выполнение совместных обязательств на стыке многочисленных интересов. ЛПС разрабатывает требования и стандарты. Существуют два вида сертификатов (FSC): Сертификат системы качества ведения лесного хозяйства (FM) и Сертификат системы качества отслеживания источников происхождения продукции (COC), который отслеживает путь продукции от сырья, получаемого в лесу, к потребителю, включая все последовательные стадии переработки продукции. Прежде чем продавать свою продукцию как сертифицированную по схеме ЛПС, лесопользователь должен пройти сертификацию системы качества (FM) и сертификацию отслеживания источников происхождения продукции (COC) [9].
3 В соседней Иркутской области 7 организаций получили соответствующий сертификат FM/COC.
10*
147
С. Н. Грибова
ПЭ4 № 4
2008
которые не по силам мелким и средним лесозаготовителям. Избежать дополнительных затрат и длительной процедуры получения сертификата можно, если стать подрядной организацией крупных компаний, имеющих сертификат. Можно, если объединиться с еще несколькими малыми предприятиями, создав единый кластер. Можно, если сертификация пройдена лесничеством, а в дальнейшем ею воспользуются все предприятия, осуществляющие свою деятельность на его территории. Биржа, организуя всю экспортную продажу леса на основе легитимных лесозаготовках, отсекает возможность доступа на внешний рынок криминальной древесины. Лишает «черных лесорубов» рынка сбыта, ликвидирует их экономическую основу и тем самым предопределяет укрупнение лесного бизнеса. Рамки сертификата устанавливают четкие пункты (начальный и конечный) цепочки поставок. Конечным пунктом лесной продукции обычно является лесная биржа, фабрика или место складирования лесной продукции (нижний склад). Таким образом, биржа, обеспечивая легитимность заготовок, может способствовать получению сертификата.
Развитие биржевой торговли способно вывести средние и мелкие предприятия Забайкалья на новые зарубежные рынки. Используя систему биржевых торгов, легче выйти на рынки других стран, предприниматели которых часто не рискуют напрямую устанавливать торговые отношения с мелкими производителями из России. Система отслеживания качества продукции, выставляемой на торги, снизит риски для иностранных партнеров в получении продукции, качество которой ниже заявленного в контракте.
Также одним из положительных результатов деятельности биржи может стать повышение степени обработки экспортной древесины с помощью привлечения иностранных инвестиций. Одним из условий функционирования промышленного предприятия является бесперебойное снабжение его сырьем, т. е. наличие достаточной сырьевой базы. Без соответствующей инфраструктуры трудно организовать производство, проще продавать заготовленную древесину, а не обрабатывать ее. Созданная система биржевых складов позволяет аккумулировать в одном месте объемы древесины, достаточные для организации лесопереработки в больших масштабах. Так, за короткий промежуток времени в Читинской области было создано 8 биржевых складов. Только один биржевой склад сможет обеспечить производство мощностью до 500 тыс. м3 древесины в год. В настоящее время на базе биржевых складов разрабатываются проекты, направленные на привлечение инвестиций. Планируемый объем привлеченных средств варьируется от 10 до 40 млн долл. Предполагается создать безотходное производство OSB плит, заготовок для мебели, топливных брикетов.
Выгоды от деятельности биржи получают, прежде всего, продавцы, пос-
148
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ И КИТАЙ В ТОРГОВЛЕ ЛЕСОМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
ПЭ4 № 4
2008
редники и покупатели через создание условий для облегчения, ускорения и удешевления торговых операций и соглашений, т. е. снижения их трансакционных издержек. Свертывание государственной поддержки лесного сектора в 90-х гг. привело к прекращению функционирования сбытовых цепочек, на которые ориентировались участники лесного сектора, лишило их вспомогательных услуг (складских и логистических, информационных, снабженческо-сбытовых и т. д.). Последствия оказались наиболее ощутимы для мелких производителей. Обеспечение сделки требует поиска покупателя (продавца), проверку его надежности, определение и установку выгодной цены, оценку качества продукции, способа мобилизации ресурсов для финансирования сделки, определения способов поставки и платежа, установления способов урегулирования споров, страхования и пр. Эти и многие другие вопросы определяются стандартизированным биржевым контрактом. Биржа устанавливает процедуры для эффективного контроля над участниками рынка и затем гарантирует осуществление торговых операций и получение страховых полисов, покрывающих риск неплатежа.
Еще одним преимуществом участников биржевых торгов является надежность осуществляемых сделок. Предварительный 100%-ный гарантийный взнос покупателя на ЗЛТБ устраняет риск неполной оплаты товара продавцом. Соответствие товара заявленному качеству, его количество, основные характеристики сначала проверяются сотрудниками биржи, и только после этого товар выставляется на торги.
Не менее важна для участников биржевой торговли конфиденциальность. Сделки совершаются на бирже в основном через брокеров, которые хранят в тайне всю информацию, поступившую от клиента. А котировочный бюллетень биржи, предоставляемый участникам торгов, дает представление об уровне сложившихся цен, общей ситуации на рынке лесоматериалов. Информация о предыдущих торгах дает возможность выстроить стратегию своего поведения как покупателям, так и продавцам. У покупателя имеется возможность формировать значительные партии лесоматериалов, находящиеся на разных биржевых складах. Для продавца в результате конкурентного торга на бирже возможно повышение цен на его продукцию. Цена может вырасти в несколько раз. При этом продавец не может остаться в убытке, так как сам заранее определяет нижнюю границу уровня цен.
Однако биржевая торговля несет в себе как преимущества, так и недостатки. Повышение цен на товар вследствие конкурентного торга является преимуществом для продавца и одновременно потерей для покупателя. Кроме того, биржевая система предусматривает расходы на хранение на биржевом складе, транспортировку, осмотр и проверку товара. Данные затраты чаще всего ложатся на покупателя. В конечном итоге можно ожидать повышения
149
С. Н. Грибова
ПЭ4 № 4
2008
цен, что обеспечит доходность российских деревообрабатывающих предприятий, рецессии незаконных заготовок и, как показал анализ, не грозит снижению объемов китайского спроса.
ЗЛТБ — не единственная на восточном пространстве страны. В Иркутске действует Байкальская лесная товарная биржа (БЛТБ)1. Ее опыт работы был использован при создании биржи в Забайкалье. А отличие заключается в том, что, во-первых, в своей организации ЗЛТБ опиралась на заинтересованность и серьезную поддержку администрации края. Четыре государственных предприятия стали учредителями биржи. Кроме того, накануне региональная власть, объединив усилия всех структур, повела решительную и бескомпромиссную борьбу с незаконными лесозаготовками1 2. Другой точкой опоры являются договорные отношения со всеми государственными структурами, связанными с лесным рынком. Это налоговые органы, таможенная служба, правоохранительные органы, управление лесами, фитосанитарная инспекция, Забайкальская железная дорога и др. Во-вторых, свою деятельность ЗЛТБ начала с организации курсов и обучения биржевых брокеров и инспекторов биржевых складов, поставив это условием аккредитации биржевых складов3. К началу первых торгов были аккредитованы 8 биржевых складов4, до конца 2008 г. планируется открытие 35—40 складов. Аккредитация на ЗЛТБ не предусматривает предварительных взносов. Главное, чтобы соблюдались основные условия, в числе которых прием абсолютно легитимного леса, наличие собственной лесосырьевой базы и лесопромышленного производства, правоустанавливающих документов на пункт отгрузки и лесопогрузочную технику. Наконец, особенности самого рынка лесопродукции Забайкалья: рынок одного покупателя (КНР), отсутствие крупных экспортеров леса и устойчивых связей с зарубежными контрагентами5; ориентированность ле-
1 БЛТБ создана 1 августа 2005 г., первые торги прошли в феврале 2007 г. Ее учредителями стали лесозаготовители региона, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области, руководители предприятий перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, бизнесмены.
2 С этой же целью 11 декабря 2007 г. в семи районах области введен режим чрезвычайной ситуации. За это время приостановлена деятельность 105 пунктов приема и отгрузки древесины до принятия судебного решения, составлен реестр пунктов приема и отгрузки древесины, организована работа 28 площадок во всех лесных районах по хранению изъятой техники и незаконно заготовленной древесины [6].
3 Подготовка квалифицированных кадров БЛТБ началась спустя два года после начала работы биржи.
4 Лесные терминалы на БЛТБ не смогли обеспечить достаточный уровень проверки качества, законности происхождения лесоматериалов, не было их реального участия в товарообороте биржи. В апреле 2007 г. БЛТБ начала осуществлять «конвертацию» лесных терминалов в биржевые аккредитованные склады. Стоимость такой аккредитации — 500 тыс. руб. [11].
5 Некоторые крупные фирмы Иркутской области уже установили контакты с покупателями, имеют длительные договоры на поставку и работают вне биржи. Так, не решен вопрос об участии в БЛТБ терминалов крупнейшей в регионе корпорации — «Илим Палп» (доля компании составляет около 50% от общего объема заготовок в Приангарье) [11].
150
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ И КИТАЙ В ТОРГОВЛЕ ЛЕСОМ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
ПЭ4 № 4
2008
созаготовок преимущественно на экспортные поставки1. Поэтому БЛТБ носит несколько искусственный характер, а реальные сделки среди участников торгов могут заключаться вне биржи. Отсюда средняя цена леса на БЛТБ составила (весна 2007 г.) около 85 долл./м3, в то время как на открытом рынке она выше — 110 долл. [2].
Первые торги на ЗЛТБ прошли в конце апреля 2008 г. В мае Забайкальская лесная товарная биржа провела вторую биржевую сессию. В целом объем проданного на данной биржевой сессии лесоматериала увеличился по сравнению с предыдущей сессией в 2,1 раза, общая сумма заключенных по итогам данной биржевой сессии контрактов выросла в 2,2 раза. Средняя цена за 1 м3 круглого леса диаметром 30 см и выше составила на бирже 1850 руб., тогда как цена 1 м3 круглого леса на приемных пунктах Забайкалья не превышает 1200 руб. На бирже уже формируется портфель заказов на лесопродукцию китайских деревообрабатывающих и мебельных предприятий центральных и южных провинций Китая.
Таким образом, Забайкалье, располагая древесными ресурсами, преимуществами приграничного расположения, перспективами устойчивого и долгосрочного китайского спроса, имеет крайне неэффективный лесопромышленный комплекс. Действуют сотни конкурирующих между собой мелких фирм, имеют место незаконная заготовка древесины, ее скупка китайскими посредниками, а цены столь низки, что легитимные заготовители и лесопереработчики несут убытки. В результате в КНР идет необработанная древесина. Потери края очевидны. Необходим новый организационный подход — создание биржевой торговли. Забайкальская лесная товарная биржа призвана укрупнить и структурировать лесной рынок, обеспечить новые, более цивилизованные торговые отношения с китайским соседом. Биржевой механизм упорядочит и организует лесной рынок, изменит ситуацию, полнее обеспечив интересы российской стороны. Перспективы ЗЛТБ видятся в объединении рынка леса Республики Бурятия [19] и Забайкальского края, а в дальнейшем в сотрудничестве с БЛТБ, с Российской товарно-сырьевой биржей в Санкт-Петербурге.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитический обзор по Читинской области. ГТК РФ. Вост.-Сиб. ТУ. Иркутск, 1995.
2. «Забайкальская лесная торговая биржа» на второй сессии удвоила объем торгов. РИА Новости. 30.05.2008. http://www.sibarea.ru/news/id/1119/subject_id/22/sub_id/22.
3. Задачи и перспективы развития отрасли: Доклад заместителя губернатора Чи-
1 Объем заготовок в Иркутской области в 2006 г. составил 22 млн м3, а на экспорт было отправлено 6,9 млн м3 необработанной древесины [2].
151
С. Н. Грибова
ПЭ4 № 4
2008
тинской области — председателя Комитета промышленности и природных ресурсов Е. В. Вишнякова итоговому совещанию работы лесопромышленного комплекса Читинской области в 2007 г.
4. Закон Читинской области «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области» от 19 сентября № 992-ЗЧО // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW.
5. Информационный портал. РИА Новости. http://www.sibarea.ru/news/id/1119/ subject_id/22/sub_id/22.
6. Информационный портал. РИА Новости. http://sibir.rian.ru/economy/2008021 1/81646834-print.html.
7. Информационный сайт. Новости ИА REGNUM. 02.06.2008. http://www.lestrade. ru/news.php?act=by_id&news_id=2749&print_ver=1.
8. Информационный сайт. Доклад КНР о торговле древесиной за 2007 г. (кит. яз.). http://timber.fordaq.com/fordaq/news/China_timber trade16578.html.
9. Лесной попечительский совет. Официальный сайт ЛПС (FSC). http://www.fsc. ru/about_fsc_03.html.
10. Макарова В. В. Формирование механизма лесопользования в регионе. Иркутск: Изд-во БЕУЭП, 2004.
11. Официальный сайт РАО «БУМПРОМ». http://www.bumprom.ru/index. php?ids=324&sub_id=11176.
12. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части отдельных видов продукции лесопромышленного комплекса высокой степени переработки» от 30 октября 2007 г. № 721 // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/ online/base/?req=doc;base=LAW;n=68700
13. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. № 795 в отношении отдельных видов лесоматериалов необработанных» от 5 февраля 2007 г. № 75 // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/online/ base/?req=doc;base=LAW;n=65981.
14. Приказ ФТС «О местах декларирования отдельных видов товаров» от 29 октября 2007 г. № 1327 // Справочно-правовая система Консультант Плюс. http://www. consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=79050.
15. Приказ Читинской таможни «О применении периодического временного декларирования лесоматериалов необработанных с использованием системы электронного поштучного учета» от 10.01.2008 г. № 9 // Информ. портал СФО, СТУ, Читинская таможня. http://www.sfo.nsk.su/stu/tam/chita.php?action=art&nart=4182.
16. Российско-китайская торговля лесом и нелегальная заготовка древесины в Сибири и на Дальнем Востоке. www.wwf.ru/resources/publ/book/234.
17. Таможенная статистика внешней торговли Читинской области: бюлл. СТУ. Новосибирск, 2000—2007.
18. Читинская область в цифрах: 2007: Стат. сб. / Читастат. Чита, 2007.
19. Читинская область и Республика Бурятия намерены подписать соглашение о совместной борьбе с незаконным оборотом древесины // «Дерево^и» — деловой журнал по деревообработке. http://www.derewo.ru/?p=111&id=299.