Секция «Актуальные проблемы таможенного дела: взгляд молодых»
- инструмент учета количественных и качественных характеристик лесоматериалов;
- признак наличия системы менеджмента качества на предприятии;
- серьезное основание возможности использования упрощенной системы декларирования при экспорте круглых лесоматериалов;
- персональный критерий доверия качеству поставляемых лесоматериалов со стороны потребителей.
Биркирование лесоматериалов необходимо производить уже на нижнем складе. При этом лесоматериалы, перевозимые железнодорожным транспортом, должны перемещаться только в «рогатках», чтобы была возможность определить соответствие бревен в транспортном средстве заявленным в документах сведениям.
Для того чтобы система электронного поштучного учета экспортируемых необработанных лесоматериалов и пиломатериалов была действенной, необходимо разработать и принять единый нормативно-правовой документ, посвященный электронному поштучному учету лесоматериалов. Только в этом
случае биркирование станет обязательным и наиболее эффективным инструментом государственного регулирования экспорта лесоматериалов.
Библиографические ссылки
1. О направлении материалов «Исследование рынка заготовки, производства и реализации лесоматериалов (необработанный лес, пиловочник, пиломатериалы, древесные плиты) : в РФ Письмо ФНС РФ [от 21.08.2009 г.] № ШС-23-3/656.
2. Леса Красноярского края. Библиотека краеведческих материалов «Родное Красноярье». URL: http://library.cross-ipk.ru/RK/t-les.htm.
3. Кузнецов Г. Электронная метка. ВосточноСибирская правда. 01.11.2005. URL: http://www. vsp.ru/economic/2005/11/01/429981.
4. На 35 % увеличилось число уголовных дел, возбужденных таможнями Западной Сибири. ФТС России. 28.10.2009. URL: http://mastertest.customs. ru/ru/press/news_stu/index.php?id286=28356.
© Резанова Ю. С., Полухин И. В., 2010
УДК 339.543
О. В. Северюхина Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО И МУЛЬТИМЕДИЙНОГО РЫНКОВ
Массовые нарушения авторских и смежных прав в России являются фактором, который значительно осложняет интеграцию Российской Федерации в мировое экономическое и правовое пространство. В частности, нарушение авторских прав является одной из причин, препятствующих вступлению России во Всемирную торговую организацию.
Правительство РФ серьезно проявляло озабоченность данной проблемой, в последние годы борьба с нарушениями авторских прав существенно усилилась.
Вместе с тем, на территории Сибири деятельность по защите авторских и, в особенности, смежных прав велась до настоящего времени фрагментарно и несистемно. Отсутствовала должная координация действий между организациями, представляющими правообладателей, и соответствующими подразделениями органов государственной власти. Не велось в должной мере информирование юридических и физических лиц, нарушающих своей деятельностью законодательство РФ об авторских и смежных правах, о последствиях таковой деятельности.
Одним из наиболее массовых видов нарушения статей ГК РФ, посвященных авторским и смежным правам, является воспроизведение музыкальных фонограмм российских и зарубежных исполнителей без выплаты вознаграждения исполнителям и производителям. Подобным образом нарушают российское законодательство многие сотни предприятий и
организаций, работающих в сфере потребительского рынка: рестораны, кафе, бары, ночные клубы, торговые центры, магазины, фитнесс-клубы. В число нарушителей законодательства попадают и многие другие предприятия - от гостиниц, пансионатов и баз отдыха, номера которых оснащены видео- и аудиоаппаратурой, до теле- и радиокомпаний и Интернет-сайтов.
Указанные действия образуют не только состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 7.12. КоАП РФ, но и подпадают под действие ст. 146 УК РФ. Соответственно, диапазон наказаний весьма велик - от штрафа в несколько десятков тысяч рублей, вплоть до лишения свободы.
Приоритетной задачей организаций, представляющих интересы правообладателей, на ближайшее время является информирование предприятий потребительского рынка о порядке легализации пользования авторскими и смежными правами. Такое информирование требуется производить:
1. Путем публикации соответствующих разъяснений в печатных СМИ и на сайтах организаций;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
2. Путем предоставления соответствующей информации в подразделения УВД, контролирующими соблюдение законодательства предприятиями потребительского рынка;
3. Путем создания системы постоянного консультирования предприятий потребительского рынка со стороны организаций, представляющих интересы правообладателей, о порядке легального использования авторских и смежных прав.
Замечено, что получение достоверной информации о порядке легального использования авторских и смежных прав стимулирует значительную часть предприятий потребительского рынка к прекращению нарушения законодательства.
Можно сделать вывод: в настоящее время особую актуальность приобрел вопрос координации деятельности организаций, представляющих инте-
ресы правообладателей, с органами МВД и прокуратуры, намечены основные принципы координации деятельности. Организации должны вести публичные реестры легальных пользователей прав, выявлять нарушителей законодательства и предоставлять соответствующую информацию в органы охраны правопорядка. Существует необходимость участия юристов организаций, представляющих интересы правообладателей, во всем процессе борьбы с нарушениями законодательства: от подготовки соответствующих документов и вплоть до завершения судебных процессов, с целью отработки взаимодействия с государственными органами и отработки прецедентной и методической базы.
© Северюхина О. В., Сурник А. П., 2010
УДК 339.543
О. В. Северюхина Научный руководитель - Н. В. Полежаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМА ЗАЯВЛЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ВЭД НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ
О ТОВАРЕ И ЕГО СТОИМОСТИ
Пожалуй, в России не найдется ни одного, даже вполне респектабельного, участника внешнеэкономической деятельности, который ни разу не нарушил бы таможенное законодательство. Стремление сэкономить на таможенных платежах заставляет и китов российского бизнеса, и мелких торговцев всеми правдами и неправдами уклоняться от уплаты таможенных пошлин и сборов, искать коридоры для контрабанды, занижать таможенную стоимость товара при оформлении, добиваться возврата из бюджета НДС - (который никто и не думал платить), инсценировать уничтожение, утрату импорта в результате пожара, кражи, разбойного нападения на перевозчиков и тому подобное.
Вопрос определения таможенной стоимости является наиболее серьезным и сложным, так как таможенная стоимость товаров используется для исчисления таможенных платежей для применения мер государственного регулирования внешнеэкономических отношений, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов России.
Одним из самых распространенных нарушений таможенного законодательства является заявление участниками ВЭД недостоверных сведений о товаре и его стоимости.
При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы.
Заявление недостоверных кодов ТН ВЭД России По закону товар, который пересекает таможенную границу России, должен быть отнесен декларантом к конкретной товарной позиции, субпозиции и подсубпозиции, содержащимся в ТН ВЭД России. В декларации указывается соответствующий им цифровой код. В зависимости от присвоенного кода ТН ВЭД определяется ставка таможенной пошлины.
При использовании данной схемы декларируется не тот товар, который в действительности пересекает таможенную границу, а товар со сходными характеристиками, но меньшей стоимостью. Так, например, оксид молибдена декларируется как молибденовый концентрат, а марганцевый концентрат становится корковыми отходами силикомарганца. Заявляются и недостоверные сведения о химическом составе товара: как правило, указывается меньший процент основного дорогостоящего вещества, а это напрямую влияет на стоимость товара. Если, по мнению таможни, декларант указал неверные коды, решение о классификации товара будет приниматься с учетом заключения таможенной лаборатории.
Указание в таможенной декларации неправильного кода товарной номенклатуры само по себе не является правонарушением, если при этом декларант заявил достоверные сведения о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию. Это неоднократно подчеркивали российские арбитражные суды, отменяя постановления таможен о привлечении декларантов к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Вместе с тем отсутствие состава админи-