Научная статья на тему 'Проблемы повышения эффективности камеральных налоговых проверок в Российской Федерации'

Проблемы повышения эффективности камеральных налоговых проверок в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1477
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
налоговое законодательство / камеральная проверка / налоговый орган / контроль / налогоплательщик / декларация. / tax legislation / desk audit / tax authority / control / taxpayer / declaration.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльмира Башировна Алиева, Абид Надирович Дамаев

В статье проанализированы некоторые проблемы проведения камеральных проверок в рамках реализации налогового контроля в России. Сформулированы основные направления и рекомендации, которые, по мнению авторов, будут способствовать повышению эффективности их проведения на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of improving the efficiency of in-house tax audits in Russia

The article analyzes some problems of Desk audits in the framework of tax control in Russia. The main directions and recommendations aimed at improving the efficiency of their implementation at the present stage are formulated.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения эффективности камеральных налоговых проверок в Российской Федерации»

УДК 342.951:351.82 ББК 67.401.1

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10244

проблемы повышения эффективности камеральных налоговых проверок

V V _ _

в российской федерации

Эльмира Башировна АЛИЕВА, доцент кафедры административного, финансового и таможенного права Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук E-mail: alievaelmira67@ynadex.ru

Абид Надирович ДАМАЕВ, магистрант юридического института Дагестанского государственного университета E-mail: abid.damaev@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье проанализированы некоторые проблемы проведения камеральных проверок в рамках реализации налогового контроля в России. Сформулированы основные направления и рекомендации, которые, по мнению авторов, будут способствовать повышению эффективности их проведения на современном этапе.

Ключевые слова: налоговое законодательство, камеральная проверка, налоговый орган, контроль, налогоплательщик, декларация.

Annotation. The article analyzes some problems of Desk audits in the framework of tax control in Russia. The main directions and recommendations aimed at improving the efficiency of their implementation at the present stage are formulated.

Keywords: tax legislation, desk audit, tax authority, control, taxpayer, declaration.

Рецензент: А.З. Арсланбекова, профессор кафедры административного,

финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета, доктор юридических наук

Законодательство о налогах и сборах, в частности п. 1 ст. 87 НК РФ, закрепляет два основных вида налоговых проверок, которые проводят соответствующие налоговые органы. К ним относятся камеральная и выездная налоговые проверки [1]. Дифференцируются они по различным признакам. В первую очередь, по месту их проведения.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения самого налогового органа на основании налоговых деклараций (расчетов) и документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения, связанные с осуществлением деятельности налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения фискально обязанных лиц и месту получения ими прибыли.

В этом фундаментальное различие между двумя видами налоговых проверок [1].

Законодательство также предусматривает различные сроки их проведения. Общий срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня предоставления необходимых документов налоговым органам и регламентируется ст. 88, п. 2 НК РФ.

В соответствии с Письмом ФНС России от 7 ноября 2018 г. № ЕД-4-15/21688 «О направлении рекомендуемых форм» в НК РФ были вне-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

сены поправки относительно срока проведения камеральной налоговой проверки в части сокращения с трех месяцев до двух (нововведение касается налоговых деклараций, представленных после 3 сентября 2018 г.).

Контроль за соблюдением налогового законодательства РФ налогоплательщиками — основная цель проведения камеральной налоговой проверки. Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи: провести предварительные мероприятия, связанные с профилактикой, предотвращением налоговых правонарушений, что должно эффективно отражаться на налоговых поступлениях в доходные части бюджетов различных уровней государства.

Для множества юристов-налоговедов проведение камеральных налоговых проверок является объектом научных исследований. Именно камеральные налоговые проверки, по мнению таких ученых, как А.М. Галаев, Н.М. Турбина, М.В. Чистова, Н.В. Черемисина, в системе контроля занимают лидирующую роль. Это обусловлено следующими факторами:

1) практически полный анализ и сопоставление показателей данных на основании таких документов налогоплательщиков как декларация, бухгалтерская отчетность, лицевой счет;

2) оценка финансового положения налогоплательщика по показателям доходности;

3) проверка обоснованности применения налоговых льгот, их соответствие действующему законодательству;

4) сравнительно меньшие затраты и трудоемкость относительно проведения выездных налоговых проверок [3].

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что эффективность камеральных проверок в отношении фискально обязанных лиц напрямую зависит от деятельности налоговых органов, связанной с возможностями анализа и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщика, предупреждения и выявления правонарушений в этой сфере, доначисления необходимых сумм недоимки, пени и штрафов по ним. Именно камеральные проверки являются важнейшим формой контроля, усиление и совершенствование которой предполагает понижение рисков бюджетной доходности государства за счет налоговых поступлений.

Однако, несмотря на значимость камеральной формы контроля, данный вид проверки не лишен своих недостатков. Существуют серьезные проблемы их реализации на практике. Этим обоснована актуальность выбранной темы ис-

следования данной статьи, целью которой является определение проблем проведения камеральных налоговых проверок и путей их совершенствования.

Назвать налоговое законодательство в области организации и проведения камеральных налоговых проверок окончательно сформированным нельзя, многие аспекты и направления их проведения требуют совершенствования и доработок. В связи с этим на практике между налоговыми органами и налогоплательщиками возникает большое количество споров. Нередки противоречия между различными судебными инстанциями.

Проанализируем некоторые проблемы, снижающие эффективность проведения камеральных налоговых проверок в России:

1. Оптимизация налогоплательщиком хозяйственной деятельности путем занижения сумм налоговых отчислений. Проблема состоит в законодательном ограничении использования сведений о деятельности налогоплательщика при проведении камеральной проверки. В рамках этого вида проверки налоговые органы не имеют права истребовать иные документы, подтверждающие сведения о формировании налоговой базы, кроме тех, которые являются первичными и содержатся в декларации [2].

В законодательстве отсутствует возможность проведения углубленной камеральной проверки, в частности, возникают проблемы проведения проверок в отношении крупных налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с экспортными и импортными операциями. Как следствие, трудно доказать намеренное занижение налоговых выплат. Такая возможность возникает только в рамках проведения выездной налоговой проверки. Осуществить полноценную камеральную проверку по причинам отсутствия необходимых объемов материалов не представляется возможным.

2. Проблемы анализа документов и счетфак-тур, подтверждающих право применения вычетов по НДС [4]. По мнению арбитражных судов, непредоставление в налоговый орган документов, подтверждающих правильность формирования налоговой базы и исчисления НДС, не является свидетельством занижения базы налогообложения и неуплаты налога. То есть применение налогового вычета носит в данном случае правомерный характер. Тем не менее судьи указывают на то, что налоговые санкции могут быть носить обоснованный характер только после

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

исследования соответствующих документов. Получается, что налогоплательщик не обязан одновременно с подачей декларации предоставлять документы, подтверждающие право на вычет. Такая обязанность возникает с момента истребования документов налоговыми органами.

3. Много вопросов возникает при проведении камеральных проверок в отношении так называемых фирм-однодневок. Дифференцировать и выявлять таких налогоплательщиков достаточно сложно. Необходимо систематизировать мониторинг движения денежных средств на счетах таких организаций и нулевые, сознательно заниженные показатели деятельности налогоплательщика. Как правило, такие организации ставят своей целью возмещение НДС, не представляют отчетности и являются претендентами на вычеты. В рамках проведения камеральных проверок не предоставляется возможным исследование дополнительных документов как самой организации, так и ее учредителя.

Претенденты на возмещение НДС должны иметь достаточное количество движимого и недвижимого имущества, основных средств, а также высокие показатели торгового оборота. При определении их сделок мнимыми, установлении фактов операций «обналичивания» денежных средств налоговые органы обязаны направлять правоохранительным органам соответствующую информацию. Кредитные органы, в свою очередь, должны расторгать договора об открытии счетов, а налоговые органы предпринимать меры, связанные с приостановлением операций по счетам таких налогоплательщиков. Углубленная камеральная проверка снизила бы уровень налоговых рисков и предотвратила развитие столь популярных на рынке мошеннических схем недобросовестных налогоплательщиков.

4. Нельзя не учитывать, что дополнительные мероприятия, связанные с осуществлением камеральных проверок, приведут к еще больше загруженности налоговых инспекторов, что может сказаться на качестве их проведения. Как следствие — массовый характер упущений, недочетов и ошибок при анализе деклараций, сумм уплаченных налогов. Доначисление значительных сумм приведет к увеличению показателей выявленных правонарушений и применения по результатам проверок административных и собственно налоговых санкций [3].

Таким образом, камеральная проверка является механизмом выявления правонарушений в налоговой сфере, направлена на их предотвращение. Это способствует повышению бюджет-

ной результативности за счет увеличения налоговых поступлений.

Безусловно, целью налоговых проверок является не только обеспечение дополнительных доходов бюджета, но, в первую очередь, предупреждение возможных налоговых правонарушений и преступлений. Однако эта цель может быть обеспечена и более экономичными, а главное — более эффективными с точки зрения ее достижения методами.

Необходимо выработать устойчивые критерии, по которым могут выявляться нарушители налогового законодательства и становиться объектами камеральных налоговых проверок. В связи с этим можно предложить универсализировать методику анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика как комплекса осуществляемых налоговым органом контрольных процедур, так как применение форм и мероприятий налогового контроля, не предусмотренных налоговым законодательством, приводит к нарушению прав и законных интересов налогоплательщиков.

В целях общего повышения эффективности камеральных налоговых проверок, по нашему мнению, необходимо упорядочить процесс их проведения путем конкретизации вопросов и направлений, которые должны стать основой проверки. Правильным было бы разработать методические рекомендации, направленные на совершенствование отбора потенциальных кандидатов на камеральную проверку и повышение результативности проверки.

Итак, важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур камеральных проверок в части разработки системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок; совершенствование форм, приемов и методов камеральных проверок; использование системы оценки работы налоговых инспекторов.

Для повышения качества нормативно-правовой базы и устранения текущих противоречий в налоговом законодательстве, касающихся камеральных проверок, необходимо внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих основания для проведения углубленной камеральной проверки.

Следует также проводить работу с налогоплательщиками, в отношении которых выявлены налоговые риски. Например, могут проводиться комиссии в присутствии налогоплательщиков или их представителей, при которых будут рас-

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2019

сматриваться налоговые риски, выявленные в ходе предварительного анализа, а также заслушиваться и рассматриваться их пояснения в отношении выявленных рисков. Указанная мера, по нашему мнению, позволит налогоплательщикам исправить выявленные при камеральной проверке налоговые нарушения, избежать низкоэффективных выездных проверок.

Помимо сформулированных выше мер, для повышения эффективности камеральных налоговых проверок целесообразно расширить перечень документов, которые можно истребовать при проведении камеральной налоговой проверки, так как на современном этапе сведения о счетах налогоплательщика предоставляются налоговым органам лишь по специальному запросу. Актуальной также остается проблема повышения качества знаний работников налоговых органов, а также самих налогоплательщиков в области законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. Баташев Р.В. Оценка результативности и направления повышения эффективности камеральных налоговых проверок // Молодой ученый. 2016. № 9. С. 485.

3. Егорова E.H. Налоговые проверки и пути повышения эффективности и результативности контрольных мероприятий // «Сервис +». 2013. № 4. С. 18.

4. Турбина Н.М., Черемисина Н.В, Черемиси-на Т.Н. Анализ эффективности проведения выездных и камеральных проверок // Социально- экономические явления и процессы. 2016. № 6. С. 76.

5. Чистова М.В, Галаев A.M. Пути повышения эффективности контрольной работы налоговых органов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 2. С. 588.

Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность.

4-е изд., перераб. и доп. Учебник. 2019 г. 439 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Под ред. И.А. Климова

978-5-238-03172-9

Изложены базовые положения теории оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий, оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства и других вопросов, не составляющих государственную тайну.

В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.