Научная статья на тему 'Проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов Камчатского края'

Проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ефименко В. Н.

В данной статье представлен анализ результатов исследования, проведенного специалистами детского дома по выявлению основных проблем выпускников детских домов Камчатского края в период их постинтернатной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов Камчатского края»

Таким образом, будучи личностно-ориентированным, поликультурное образование направлено на создание психолого-педагогических условий на становление творческой, толерантной личности, способной создать материальные и духовные богатства, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях; признавая уникальность личности студентов, оно реализует гуманистические принципы в содержании образования и в организации учебно-воспитательного процесса.

Принципиальный вывод заключается в том, что поликультурное образование - это процесс, в ходе которого происходит усвоение студентами этнической, общенациональной и мировой культуры, их духовное обогащение и развитие планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.

Список литературы:

1. Гукаленко О.В., Мельничук А.В. Культура межнационального общения как фактор разрешения конфликтов в поликультурном образовании / О.В. Гукаленко, А.В. Мельничук // Северный Кавказ. Образование: история и современность. - Ставрополь, 2001.

2. Джуринский А.Н. Право на образование в современном мире / А.Н. Джу-ринский // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 93-97.

3. Комаров В. П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: авто-реф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань: 1996. - 22 с.

ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ1

© Ефименко В.Н.*

Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

В данной статье представлен анализ результатов исследования, проведенного специалистами детского дома по выявлению основных проблем выпускников детских домов Камчатского края в период их постинтернатной адаптации.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федереции ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» на 2012 год, проект 6.2633.2011.

* Доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.

Общество и государство к современному выпускнику школы предъявляют весьма серьезные требования. На выходе из школы современный молодой человек должен быть способным решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими социального опыта, быть гибким и мобильным, способным к самообразованию, самореализации и успешному вхождению в самостоятельную жизнь.

Обозначенные выше требования относятся и к выпускникам учреждений интернатного типа. Однако анализ современного состояния устроен-ности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что их переход в самостоятельную жизнь представляется для них очень сложным и трудным.

Ряд авторов в своих работах, посвященных исследованиям проблем постинтернатной адаптации выпускников детских домов (Л.В. Байбородо-ва, И.В. Дубровина, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова, Г.В. Семья, Н.В. Владимирова, Н.Г. Зайцева и др.) утверждают, что трудности их адаптации чаще всего проявляются в социальной неготовности детей взаимодействовать с окружающим миром для личностного развития и становления в жизни. Особенно остро эти трудности проявляются в период юношеского возраста, когда ребенок сталкивается с проблемой личностного и профессионального определения, когда он входит в мир новых отношений в социуме, профессиональном учебном заведении и трудовом коллективе.

По наступлению совершеннолетия выпускники детских домов остаются одни без поддержки взрослых. Они не знают, кому бы могли доверять, на кого бы могли рассчитывать. В случае возникающих проблем, юноши и девушки не могут вернуться в родные пенаты, они лишены поддержки со стороны родных и близких, чаще всего они испытывают дискриминацию со стороны внешнего мира, для них возрастает риск вовлечения в криминальное сообщество [5, с. 41].

Обозначенные проблемы характерны и для выпускников детских домов Камчатского края. В частности, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский дом № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1999 года проводит работу по отслеживанию судьбы выпускников учреждения. Так за период с 1999 по 2011 года детский дом выпустил во взрослую жизнь 32 человека. Наблюдения психолога и социального педагога детского дома за судьбой выпускников, встречи, переписка с молодыми людьми показали, что какие бы комфортные условия не имело интернатное учреждение, сама система такого учреждения формирует у выпускников детского дома стойкий комплекс иждивенчества, не развивает способность самостоятельно решать проблемы.

С 2008 по 2009 год педагогами-воспитателями, социальным педагогом детского дома были обследованы условия постинтернатной адаптации 64 выпускников детских домов города Петропавловска-Камчатского. Анализ

полученных данных показал, что самыми острыми проблемами для выпускников-сирот являются проблемы, связанные с жилищными вопросами -постановка в очередь на получение жилья (отсутствие жилья, проживание в общежитии, невозможность совместного проживания с родственниками, расширение жилья и т.п.); ликвидация задолженности по оплате за жилье, оформление субсидии.

На втором месте оказались проблемы, связанные с трудоустройством, и получением профессионального образования. Данные трудности, являются составной частью общих проблем выпускников, к которым можно отнести:

- не соответствие требований выбранной специальности состоянию здоровья обучающегося;

- разочарование в выборе специальности (как следствие отсутствие сознательной мотивации к обучению, пропуски занятий и т.п.);

- отсутствие общежития по месту учебы;

- отсутствие трудовой мотивации и понимания, что работать надо, чтобы купить еду и одежду, платить за жилье и т.п.;

- отсутствие специализированных программ поддержки выпускников после выхода из учреждений;

- недостаточная ориентация в мире профессий и трудности в самоопределении;

- низкий уровень личной ответственности, завышенные требования к заработной плате;

- выпускники не способны защищать свои личные и профессиональные интересы, недостаточно владеют информацией в сфере трудового права;

- отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;

- недостаточная компетенция руководства предприятий и организаций, куда приходят на работу выпускники;

- слабое взаимодействие учреждений, специалистов, занимающихся детьми-сиротами в период выпуска и в последующий период;

- отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства.

На третьем месте оказались проблемы, связанные с трудностями в оформлении документов, необходимых для получения статуса матери-одиночки: для получения выплат, пособий, льгот и т.п. и в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях, что приводит к регулярным пропускам занятий по причине невозможности оставить малолетних детей без присмотра, невозможность трудоустройства по той же причине.

Одной из самых важных проблем оказалась проблема в создании и развитии внутрисемейных отношений. Бывшие воспитанники детских домов не владеют знаниями и опытом проживания в семье, у них не сформирована ответственность за свою семью.

Как показали результаты проведенного исследования студентами 4 курса, психо лого-педагогического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, одной из проблем социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни является низкая социальная компетентность как результат длительного нахождения в условиях институционализации. Она выражается в следующем:

- не понял что сказали, не знает как выполнить требования, не может объяснить причину непонимания, боится переспросить;

- заболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;

- не знает элементарных вещей: как звонить по телефону, чтобы что-то узнать или предупредить о невыходе на работу, как пользоваться справочной литературой;

- не знает что такое трудовая книжка, страховой полис, как посчитать причитающуюся зарплату, как регулируется трудовая деятельность, как оформить то или иное заявление и т.д.;

- не владеет простейшими навыками делового общения (как обращаться за помощью, как вести беседу, или разговор по телефону и пр.).

Результаты проведенных исследований В.С. Мухиной показывают, что одной из причин затрудняющих процесс постинтернатной адаптации выпускников детских домов, можно считать внутреннюю позицию детей-сирот. Исследователь отмечает, что в детском доме воспитанники находятся в условиях «психологического капсулирования». В связи с этим, дети-сироты ориентированы на выполнение простейших социальных функций и у них формируется позиция «ничейного». При вступлении в самостоятельную жизнь, столкновении с негативным к себе отношением часто приводит к тому, что внутренняя позиция выпускника становится отчужденной ко всему социуму и перерастает в отчужденную позицию «один - против всех».

К конструктивному диалогу с выпускниками учреждений интернатного типа не готово и само общество и обнажает еще одну проблему адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Так, ряд проведенных исследований ярко демонстрируют, что выпускники-сироты стараются скрыть свое «сиротское прошлое», а все проблемы, возникающие у молодых людей, окружающие сразу относят на их интернатное прошлое (Г.В. Семья, И.А. Бобылева) [5, с. 42].

К перечисленным выше проблемам адаптации детей-сирот можно отнести и проблему минимизации поддержки выпускников детей-сирот, отмечает Г.В. Семья. Суть данного феномена заключается в следующем. Современная законодательная база РФ гарантирует и обеспечивает реализацию практически всех прав, льгот и интересов выпускников. Права, льготы и интересы в ряде субъектов Российской Федерации выполняются в полном объеме. По сути, результатом этого выполнения должна стать социальная защи-

щенность выпускников учреждений интернатного типа. Однако на практике часть выпускников, получив квартиру, теряют ее в результате чужих махинаций или собственной наивности; поступив в институт, не выдерживают груза самостоятельности обучения и бросают учебу; устроившись на работу, - теряют ее, так как не готовы к регулярной деятельности, часто монотонной и т.п. Таким образом, в действительности выпускники оказываются социально и психологически незащищенными, а, следовательно, эффективность нормативно-правовой базы, вложенных финансовых средств, усилий специалистов существенно минимизируется.

Одной из причин этого является социально-психологический статус выпускника как результат пребывания в учреждениях интернатного типа, который проявляется в наличии иждивенчества, рецептивных ориентаций (потребность в советчике), повышенного уровня виктимности (готовность стать жертвой), несостоятельных жизненных планов, отсутствия трудовой мотивации и др.

Обозначенные нами проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов требуют немедленного решения, которое нам видится в создании целостной системы сопровождения адаптации выпускников детских домов и разработке научного и организационно-методического обеспечения этого процесса.

Список литературы:

1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учеб. пособие / И.А. Бобылева - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 176 с.

2. Владимирова Н.В. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов / Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд - М.: «Генезис», 2007. - 176 с.

3. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Л.В. Бай-бородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - 196 с.

4. Рожков М.И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие / М.И. Рожков, Л.Б. Байбо-родова, Т.Н. Сапожникова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. -108 с.

5. Семья В.Г. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве. Методические рекомендации / Г.В. Семья, Н.В. Владимирова, Н.Г.Зайцева. - М.: Изд-во БФРГТЗ «Слово», 2006. - С. 104.

6. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов / Под. ред. Н.М. Иовчук. - М.: Издательский центр «Реалтэк», 2003. - 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.