Таким образом, будучи личностно-ориентированным, поликультурное образование направлено на создание психолого-педагогических условий на становление творческой, толерантной личности, способной создать материальные и духовные богатства, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях; признавая уникальность личности студентов, оно реализует гуманистические принципы в содержании образования и в организации учебно-воспитательного процесса.
Принципиальный вывод заключается в том, что поликультурное образование - это процесс, в ходе которого происходит усвоение студентами этнической, общенациональной и мировой культуры, их духовное обогащение и развитие планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.
Список литературы:
1. Гукаленко О.В., Мельничук А.В. Культура межнационального общения как фактор разрешения конфликтов в поликультурном образовании / О.В. Гукаленко, А.В. Мельничук // Северный Кавказ. Образование: история и современность. - Ставрополь, 2001.
2. Джуринский А.Н. Право на образование в современном мире / А.Н. Джу-ринский // Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 93-97.
3. Комаров В. П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы: авто-реф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Казань: 1996. - 22 с.
ПРОБЛЕМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ КАМЧАТСКОГО КРАЯ1
© Ефименко В.Н.*
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский
В данной статье представлен анализ результатов исследования, проведенного специалистами детского дома по выявлению основных проблем выпускников детских домов Камчатского края в период их постинтернатной адаптации.
1 Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федереции ФГБОУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» на 2012 год, проект 6.2633.2011.
* Доцент кафедры Педагогики, кандидат педагогических наук, доцент.
Общество и государство к современному выпускнику школы предъявляют весьма серьезные требования. На выходе из школы современный молодой человек должен быть способным решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими социального опыта, быть гибким и мобильным, способным к самообразованию, самореализации и успешному вхождению в самостоятельную жизнь.
Обозначенные выше требования относятся и к выпускникам учреждений интернатного типа. Однако анализ современного состояния устроен-ности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что их переход в самостоятельную жизнь представляется для них очень сложным и трудным.
Ряд авторов в своих работах, посвященных исследованиям проблем постинтернатной адаптации выпускников детских домов (Л.В. Байбородо-ва, И.В. Дубровина, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова, Г.В. Семья, Н.В. Владимирова, Н.Г. Зайцева и др.) утверждают, что трудности их адаптации чаще всего проявляются в социальной неготовности детей взаимодействовать с окружающим миром для личностного развития и становления в жизни. Особенно остро эти трудности проявляются в период юношеского возраста, когда ребенок сталкивается с проблемой личностного и профессионального определения, когда он входит в мир новых отношений в социуме, профессиональном учебном заведении и трудовом коллективе.
По наступлению совершеннолетия выпускники детских домов остаются одни без поддержки взрослых. Они не знают, кому бы могли доверять, на кого бы могли рассчитывать. В случае возникающих проблем, юноши и девушки не могут вернуться в родные пенаты, они лишены поддержки со стороны родных и близких, чаще всего они испытывают дискриминацию со стороны внешнего мира, для них возрастает риск вовлечения в криминальное сообщество [5, с. 41].
Обозначенные проблемы характерны и для выпускников детских домов Камчатского края. В частности, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский дом № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1999 года проводит работу по отслеживанию судьбы выпускников учреждения. Так за период с 1999 по 2011 года детский дом выпустил во взрослую жизнь 32 человека. Наблюдения психолога и социального педагога детского дома за судьбой выпускников, встречи, переписка с молодыми людьми показали, что какие бы комфортные условия не имело интернатное учреждение, сама система такого учреждения формирует у выпускников детского дома стойкий комплекс иждивенчества, не развивает способность самостоятельно решать проблемы.
С 2008 по 2009 год педагогами-воспитателями, социальным педагогом детского дома были обследованы условия постинтернатной адаптации 64 выпускников детских домов города Петропавловска-Камчатского. Анализ
полученных данных показал, что самыми острыми проблемами для выпускников-сирот являются проблемы, связанные с жилищными вопросами -постановка в очередь на получение жилья (отсутствие жилья, проживание в общежитии, невозможность совместного проживания с родственниками, расширение жилья и т.п.); ликвидация задолженности по оплате за жилье, оформление субсидии.
На втором месте оказались проблемы, связанные с трудоустройством, и получением профессионального образования. Данные трудности, являются составной частью общих проблем выпускников, к которым можно отнести:
- не соответствие требований выбранной специальности состоянию здоровья обучающегося;
- разочарование в выборе специальности (как следствие отсутствие сознательной мотивации к обучению, пропуски занятий и т.п.);
- отсутствие общежития по месту учебы;
- отсутствие трудовой мотивации и понимания, что работать надо, чтобы купить еду и одежду, платить за жилье и т.п.;
- отсутствие специализированных программ поддержки выпускников после выхода из учреждений;
- недостаточная ориентация в мире профессий и трудности в самоопределении;
- низкий уровень личной ответственности, завышенные требования к заработной плате;
- выпускники не способны защищать свои личные и профессиональные интересы, недостаточно владеют информацией в сфере трудового права;
- отсутствие реального выбора дальнейшего пути после выхода из учреждения;
- недостаточная компетенция руководства предприятий и организаций, куда приходят на работу выпускники;
- слабое взаимодействие учреждений, специалистов, занимающихся детьми-сиротами в период выпуска и в последующий период;
- отсутствие специальных программ по социализации в процессе обучения и первичного трудоустройства.
На третьем месте оказались проблемы, связанные с трудностями в оформлении документов, необходимых для получения статуса матери-одиночки: для получения выплат, пособий, льгот и т.п. и в получении мест в дошкольных образовательных учреждениях, что приводит к регулярным пропускам занятий по причине невозможности оставить малолетних детей без присмотра, невозможность трудоустройства по той же причине.
Одной из самых важных проблем оказалась проблема в создании и развитии внутрисемейных отношений. Бывшие воспитанники детских домов не владеют знаниями и опытом проживания в семье, у них не сформирована ответственность за свою семью.
Как показали результаты проведенного исследования студентами 4 курса, психо лого-педагогического факультета Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, одной из проблем социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни является низкая социальная компетентность как результат длительного нахождения в условиях институционализации. Она выражается в следующем:
- не понял что сказали, не знает как выполнить требования, не может объяснить причину непонимания, боится переспросить;
- заболел, не знает, что нужно обратиться в поликлинику и взять больничный лист;
- не знает элементарных вещей: как звонить по телефону, чтобы что-то узнать или предупредить о невыходе на работу, как пользоваться справочной литературой;
- не знает что такое трудовая книжка, страховой полис, как посчитать причитающуюся зарплату, как регулируется трудовая деятельность, как оформить то или иное заявление и т.д.;
- не владеет простейшими навыками делового общения (как обращаться за помощью, как вести беседу, или разговор по телефону и пр.).
Результаты проведенных исследований В.С. Мухиной показывают, что одной из причин затрудняющих процесс постинтернатной адаптации выпускников детских домов, можно считать внутреннюю позицию детей-сирот. Исследователь отмечает, что в детском доме воспитанники находятся в условиях «психологического капсулирования». В связи с этим, дети-сироты ориентированы на выполнение простейших социальных функций и у них формируется позиция «ничейного». При вступлении в самостоятельную жизнь, столкновении с негативным к себе отношением часто приводит к тому, что внутренняя позиция выпускника становится отчужденной ко всему социуму и перерастает в отчужденную позицию «один - против всех».
К конструктивному диалогу с выпускниками учреждений интернатного типа не готово и само общество и обнажает еще одну проблему адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни. Так, ряд проведенных исследований ярко демонстрируют, что выпускники-сироты стараются скрыть свое «сиротское прошлое», а все проблемы, возникающие у молодых людей, окружающие сразу относят на их интернатное прошлое (Г.В. Семья, И.А. Бобылева) [5, с. 42].
К перечисленным выше проблемам адаптации детей-сирот можно отнести и проблему минимизации поддержки выпускников детей-сирот, отмечает Г.В. Семья. Суть данного феномена заключается в следующем. Современная законодательная база РФ гарантирует и обеспечивает реализацию практически всех прав, льгот и интересов выпускников. Права, льготы и интересы в ряде субъектов Российской Федерации выполняются в полном объеме. По сути, результатом этого выполнения должна стать социальная защи-
щенность выпускников учреждений интернатного типа. Однако на практике часть выпускников, получив квартиру, теряют ее в результате чужих махинаций или собственной наивности; поступив в институт, не выдерживают груза самостоятельности обучения и бросают учебу; устроившись на работу, - теряют ее, так как не готовы к регулярной деятельности, часто монотонной и т.п. Таким образом, в действительности выпускники оказываются социально и психологически незащищенными, а, следовательно, эффективность нормативно-правовой базы, вложенных финансовых средств, усилий специалистов существенно минимизируется.
Одной из причин этого является социально-психологический статус выпускника как результат пребывания в учреждениях интернатного типа, который проявляется в наличии иждивенчества, рецептивных ориентаций (потребность в советчике), повышенного уровня виктимности (готовность стать жертвой), несостоятельных жизненных планов, отсутствия трудовой мотивации и др.
Обозначенные нами проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов требуют немедленного решения, которое нам видится в создании целостной системы сопровождения адаптации выпускников детских домов и разработке научного и организационно-методического обеспечения этого процесса.
Список литературы:
1. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учеб. пособие / И.А. Бобылева - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 176 с.
2. Владимирова Н.В. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов / Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд - М.: «Генезис», 2007. - 176 с.
3. Преодоление трудностей социализации детей-сирот / Под ред. Л.В. Бай-бородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. - 196 с.
4. Рожков М.И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот: методическое пособие / М.И. Рожков, Л.Б. Байбо-родова, Т.Н. Сапожникова. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. -108 с.
5. Семья В.Г. Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве. Методические рекомендации / Г.В. Семья, Н.В. Владимирова, Н.Г.Зайцева. - М.: Изд-во БФРГТЗ «Слово», 2006. - С. 104.
6. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов / Под. ред. Н.М. Иовчук. - М.: Издательский центр «Реалтэк», 2003. - 211 с.