Научная статья на тему 'Проблемы политической социализации студентов в Байкальском регионе на рубеже XX-XXI вв'

Проблемы политической социализации студентов в Байкальском регионе на рубеже XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT"S YOUTH / POLITICAL / SOCIALIZATION / POLITICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зуляр Раксана Юрьевна

В статье рассмотрены проблемы политической социализации студенческой молодежи дается определение этого понятия выделены механизмы ее проявления. Проводится анализ состояния этого процесса в нашей стране, в Байкальском регионе автор пытается выделить основные факторы, влияющие на низкий уровень политической социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Political Socialization of Students in the Baikal Region at the Turn of 20TH-21ST Centuries

In clause problems of political socialization of student"s youth are considered, is defined this concept, mechanisms of its display are allocated. The analysis of a condition of this process in our country, in the Baikal region is spent, and the author tries to allocate the major factors influencing a low level of political socialization.

Текст научной работы на тему «Проблемы политической социализации студентов в Байкальском регионе на рубеже XX-XXI вв»

Серия «Политология. Религиоведение»

2009. № 1 (3). С. 91-98 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 378:371.4:Ф2(571.5)

Проблемы политической социализации студентов в Байкальском регионе на рубеже XX-XXI вв.

Р. Ю. Зуляр

Иркутский государственный университет, г. Иркутск e-mail: auf@admin.isu.ru

В статье рассмотрены проблемы политической социализации студенческой молодежи; дается определение этого понятия; выделены механизмы ее проявления. Проводится анализ состояния этого процесса в нашей стране, в Байкальском регионе; автор пытается выделить основные факторы, влияющие на низкий уровень политической социализации.

Ключевые слова: политическая, социализация, политическая социализация, студенческая молодежь.

Проблемы социализации относятся к разряду проблем общественного развития, не теряющих актуальности, так как отражают сущность, закономерности и особенности действующего механизма социального наследования, обеспечивающего передачу новым поколениям накопленного социальнополитического опыта, преемственность норм, ценностей и институтов. Смена поколений непрерывна и универсальна - в систему общественных отношений, в культурный процесс включаются новые участники, вынужденные освоить нормы и правила общества, т. е. социализироваться. Социализация -это культурно и исторически определенное соотношение преемственности и обновления.

Ускорение технологического прогресса разрушительно действует на межпоколенческую преемственность, оно ведет к подрыву позиций старшего поколения, к инверсии ролей Учителя и Ученика сначала на производстве, а потом и в семье [3; 4]. Биологические отцы, перестав быть социальными учителями, теряют свой статус. В эпохи быстрых перемен процесс социализации уже не выглядит как культурное наследование, и даже сама необходимость преемственности ставится под вопрос. Социальные институты не справляются со своими социализирующими функциями.

Социализация - многомерный процесс, пронизывающий как каждого индивида, так и общество в целом. Объект, рассматриваемый в статье, уже, и относится к сфере гражданской социализации. Профессор С. И. Сергейчик определяет понятие «гражданская социализация» как процесс усвоения каждым индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей и традиций в

трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [5, с. 107].

Его содержание определяют три элемента:

— профессиональная социализация, позволяющая молодому человеку приобрести знания, освоить трудовые и профессиональные навыки;

— правовая социализация, направленная на устранение среди молодежи правового нигилизма, уяснение молодым гражданином прав и обязанностей;

— политическая социализация, способствующая повышению активности индивида в защите своих прав и свобод, в управлении государственными и общественными делами.

Размеры статьи не позволяют рассмотреть совокупность проблем гражданской социализации, поэтому автор остановился только на политической. В энциклопедии «Социология» политическая социализация понимается как «процесс усвоения личностью определенных политических знаний, ценностей и норм, позволяющих ей ориентироваться в политической жизни общества» [6, с. 93]. По другой трактовке: «Политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности поэтапно формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения» [2, с. 448].

Понятие «политическая социализация» шире, чем понятия политического воспитания, образования или просвещения. Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие политических институтов и политических процессов господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира. Человек способен выбирать из имеющегося набора политические позиции, отвечающие его предпочтениям и убеждениям, причем не всегда осознанно. Личность способна на встречное воздействие на социализирующую ее систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического воздействия системы на пассивного индивида во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.

Личность - одновременно субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а для третьих характерно дистанцирование от политики. Одни стремятся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение; другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию. Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического поведения во многом обусловлено характером политической социализации личности.

Механизмы политической социализации функционируют на нескольких уровнях. Выделяют общесоциальный, групповой и индивидуальный уровни действия этих механизмов. На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп на человека действует огромное число мак-росоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой

оценке и, на основе этой оценки, происходит выработка соответствующего отношения к данному обществу и его политической системе.

На групповом уровне политические цели и ценности транслируются системой как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая эмоциональное отношение к ним.

Индивидуальный уровень предполагает формулирование политического «я», которое, с одной стороны, способствует политическому самовыражению личности, а, с другой стороны, - соответствует установленным в данном обществе образцам политического поведения. На этом уровне в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых формируются потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые определяют политическое сознание и поведение человека.

Россия, как и многие трансформирующиеся страны, втянута в глобальную систему взаимоотношений, сопровождающуюся перестройкой политического сознания. На эти особенности наложились нерешенные внутригосударственные проблемы:

— не сформировались новые политические институты;

— нет сильной политической элиты;

— не выработана новая идеология.

Во время радикальных перемен в нашей стране и регионе произошло нарастание процессов деформации социальных и политических институтов, девальвация базовых ценностей, вследствие чего были нарушены почти все механизмы передачи знаний и опыта, преемственность между поколениями, которая должна происходить в процессе социализации. Старшее поколение, воспитанное в условиях государственного патернализма, в большинстве случаев не может помочь молодежи, потому что само вынуждено адаптироваться к происходящим изменениям в обществе. В советский период государство принимало активное участие в процессе социализации молодой личности. Оно обеспечивало эффективное вхождение молодежи в политическую и общественную жизнь. На современном этапе молодежь вынуждена адаптироваться к изменяющимся условиям без широкой государственной поддержки.

Трансформационные процессы в политической сфере проявились в модернизации политической системы общества и демократизации политической жизни, которая осуществлялась крайне непоследовательно и противоречиво. Поэтому формирующиеся новые общественно-политические отношения во многом не совпадали с ожидаемыми. Этому способствовали переориентация правящей элиты на западные ценности без учета исторического опыта и национально-культурных особенностей страны, острый экономический кризис, перманентные конфликты ветвей власти, распространение коррупции.

Тем не менее, к началу XXI в. экономические реформы и политическая модернизация, пробивая себе дорогу, сформировали в стране новые общественно-политические отношения, политические институты, нормы и ценности,

основанные на принципах альтернативности и рыночных отношений. Начали преодолеваться фрагментарность и мозаичность политической культуры. К жизни вызваны новые активные формы массового политического поведения. Страна из кризисного состояния стала переходить к устойчивому развитию. Благодаря этому начали складываться благоприятные условия для создания нового механизма политической социализации, отвечающего современным потребностям политической жизни. Речь идет о начальном этапе этого процесса, но он налицо, и это заставляет исследователей обратить внимание на проблему политической социализации в условиях перехода социума к устойчивому развитию.

Молодежь должна рассматриваться как стратегический ресурс, который важнее сырьевых, энергетических, финансовых и других богатств, что требует институционализации молодежной политики в качестве приоритета государственной политики, реализация которой должна послужить возрождению современной России. Следует незамедлительно углублять и совершенствовать политическую социализацию подрастающего поколения, так как на фоне не устоявшейся тенденции к росту политического самосознания отчетливо проявляется отчуждение молодежи от государства, наблюдается рост апатии, цинизма среди молодых людей, их неверие в официальную политику, провозглашенную властными структурами. Политическую деятельность как форму проведения свободного времени называют 0,4 % студенческой молодежи. Чуть более 50 % студентов интересуются политикой от случая к случаю, 25 % не интересуются вообще, и только 10,8 % - постоянно [1, с. 95].

Становление молодого поколения России, в том числе в Байкальском регионе, как субъекта политических отношений осложнено рядом факторов:

— обострением проблемы его «жизненного старта» (внутригрупповое материальное и социальное неравенство, низкий жизненный уровень молодого поколения, неравноправность доступа к образованию, трудоустройству, профессиональной карьере);

— разочарованием социальным статусом;

— игнорированием молодежью опыта старших поколений, угрозой разрыва преемственности поколений;

— противоречивостью политических взглядов и ориентации молодых людей;

— отсутствием политического опыта, фрагментарностью политической культуры;

— слабостью институтов политической социализации;

— отсутствием эффективной, научно обоснованной государственной молодежной политики.

В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом проявляются региональные, национальные, социально-экономические различия и особенности разных слоев и групп молодежи; формируются социальные интересы, мотивы и уст-

ремления, состояние и содержание которых определят в недалеком будущем становление гражданского общества в России.

Процесс политической социализации сегодняшней студенческой молодежи, совпавший по времени со становлением новых российских социальноэкономических и политических отношений, и отличающийся противоречивостью, неустойчивостью и неуправляемостью, может быть характеризован как конфликтный тип политической социализации.

Анализ состояния политической социализации молодежи в Байкальском регионе показал, что здесь, как и в целом по стране, студенчество в значительной степени фрагментировано. В результате отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения. Политическое сознание студентов имеет противоречивый характер. Наряду с недоверием к политическим институтам страны в сознании студентов постепенно формируется понимание ценности государства; оценки ситуации в стране становятся все более взвешенными и спокойными, а позиции -рациональными.

Одновременно с пониманием частью молодежи важности молодежной самоорганизации имеет место и нежелание принимать личное участие даже в тех молодежных организациях (напр., в ИГУ их восемь), которые могут отстаивать ее интересы. Доброжелательное отношение молодежи к идее демократии и принятие ее ценностей сочетаются с низким показателем активно -сти в инновационных формах участия. 95 % студентов Иркутского технического университета, по данным опроса 2007 г., не принимают никакого участия в деятельности политических партий, 3 % принимают участие в работе политорганизации «Единство» [1, с. 96]. Наличие этих противоречий обусловлено как объективными обстоятельствами переходного общества, так и социально-психологическими и статусными особенностями молодежи. Такие факторы, как ценностный конфликт между поколениями, сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация, ухудшение здоровья молодых людей, рост неудовлетворенности молодежи основными показателями качества жизни, существенно снижают роль молодежи как социального ресурса и определяют состояние и направленность изменения политического сознания молодежи.

Политическая социализация молодежи в регионе имеет преимущественно стихийный характер, поскольку в рамках существующей политической системы институты политической социализации находятся в процессе сложной и противоречивой эволюции. В современных условиях отсутствует единый орган, призванный осуществлять системные связи субординации и координации по становлению гражданственности молодежи, ее политической социализации. Результатом этого является отсутствие надлежащего влияния и авторитета институтов политической социализации, способных воздействовать на сознание молодежи; слабая заинтересованность государственных органов в повышении эффективности данного процесса. Переходные процессы в российском обществе привели не только к изменению основных ролей ин-

ститутов политической социализации, но и к разрушению системных связей между ними.

Региональные аспекты социализации молодежи, являющейся практически целиком учащейся, обусловлены особенностями социокультурной среды региона, составляющими которых выступают:

— возрождение сибирской ментальности и воспитание части молодого поколения Байкальской Сибири в духе национальных традиций и религиозных верований;

— возрождение форм работы с подрастающим поколением в традициях православия;

— поиск новых форм работы со студенчеством в рамках региональной молодежной политики.

Несмотря на значительную информационную составляющую, в современной России, в том числе в Байкальском регионе, СМИ практически превратились в стихийный фактор политической социализации, роль которого постоянно увеличивается, при этом социализирующее влияние политических партий и различных объединений политической направленности в регионе на студенческую молодежь малоэффективно и эпизодично. Ввиду неразвитости инфраструктуры и ограниченности ресурсов, вузовские, молодежные и общественные организации оказывают слабое влияние на политический процесс в Байкальской Сибири.

В связи со слабостью молодежных и общественных организаций высшая школа как общественный институт играет главенствующую роль в политической социализации сибирского студенчества и выступает одним из важных факторов формирования его социально-политических ориентаций через курсы общественно-политических дисциплин, вовлечение в студенческое самоуправление, общественную и научную работу.

Политическую социализацию современной молодежи представляется важным рассматривать через призму влияния информационного пространства. В условиях становления информационного общества резко возрастают роль информации и информационных субъектов в формировании образа социально-политической реальности. Государственная информационная политика России включает два уровня - общефедеральный и региональный, при этом каждому соответствует не только особый аппарат управления, но и своя методика реализации информационной политики. В различных субъектах Российской Федерации выстраиваются своеобразные модели этой политики с учетом региональной специфики. Вследствие этого необходима четко сформулированная государственная информационная политика на уровне федеральной власти с целью оптимизации взаимоотношений центра и регионов.

Информационное пространство Байкальского региона представлено средствами массовой информации всех уровней: международного, федерального, регионального (республиканского), местного. Здесь функционируют периодическая печать, телевидение, радио, электронные СМИ, информационное агентство и информационные центры. Учредителями СМИ выступают органы государственной власти различных уровней, общественные организа-

ции и объединения, промышленные предприятия, коммерческие структуры и физические лица. В информационной сфере регион сумел избежать радикализма, крайностей, отрицания исторического прошлого.

Важной стороной политической социализации в таком полиэтническом регионе, как Байкальский, является воспитание культуры межнационального общения студенческой молодежи. Опыт высших заведений демонстрирует укрепление взаимопонимания между учащейся молодежью региона, в которой проживают представители 120 этносов и многочисленных зарубежных диаспор. Политическая социализация молодежи предполагает целенаправленное патриотическое воспитание представителей этой социальной группы.

Анализ эффективности мероприятий государственной молодежной политики в РФ, призванных воздействовать на процессы политической социализации молодежи, позволил сделать вывод, что период 1990-х - начала 2000-х гг. стал временем концептуального оформления основ государственной молодежной политики в РФ, становления организационных структур проведения молодежной политики. Разрабатывается система мероприятий, призванных воздействовать на процесс политической социализации молодого поколения, на интенсивность его вовлеченности в различные формы политического участия. Однако значительных результатов подобные мероприятия не принесли, что объясняется следующими причинами:

— отсутствием качественной научной и правовой обоснованности государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях;

— недостаточностью инфраструктуры учреждений по работе с молодежью;

— дезинтеграцией деятельности в данной сфере профильных органов государственного управления и их учреждений;

— недостаточным уровнем кадрового и финансового обеспечения;

— противоречием между активизацией действий органов исполнительной власти по разработке молодежной политики и отсутствием заметных сдвигов в положении большинства молодых россиян.

Данные факторы указывают на то, что государственная молодежная политика как сфера государственной деятельности находится в стадии становления.

Государственная молодежная политика в Байкальском регионе по содействию патриотической политической социализации студентов должна быть сосредоточена на следующих ключевых направлениях:

— в первую очередь, на выстраивании целостной системы политической социализации студенчества, включающей, в том числе, непосредственную поддержку вузовских органов студенческого самоуправления как первичных общественных объединений молодежи;

— во-вторых, на усилении государственного влияния на систему подготовки профессиональных кадров - от долгосрочного прогнозирования основных образовательных тенденций до вопросов трудоустройства и распределения выпускников вузов;

— в-третьих, на социальной поддержке студенчества, особенно в области здравоохранения, науки и помощи молодым семьям.

Литература

1. Гузик М. В. СМИ как фактор формирования политической культуры молодежи // Иркутская социологическая школа на рубеже XXI в. - Иркутск, 2008.

2. Ирхин Ю. В. Социализация политическая // Социологическая энциклопедия : в 2 т. - М. : Мысль, 2003.

3. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции / К. Мангейм. - М. : ИНИОН РАН, 2000.

4. Мид М. Культуры и мир детства / М. Мид. - М., 1983.

5. Сергейчик С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2002. - № 5.

6. Социология : энциклопедия. - Минск, 2003.

Problems of Political Socialization of Students in the Baikal Region at the Turn of 20TH-21ST Centuries

R. Yu. Zulyar

In clause problems of political socialization of student's youth are considered, is defined this concept, mechanisms of its display are allocated. The analysis of a condition of this process in our country, in the Baikal region is spent, and the author tries to allocate the major factors influencing a low level of political socialization.

Key words: political, socialization, political socialization, student's youth.

Зуляр Раксана Юрьевна - преподаватель кафедры политологии и отечественной истории Иркутского государственного университета, соискатель ИГУ, e-mail: auf@admin.isu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.