Научная статья на тему 'Студенческая молодежь России: иные реалии, новые вызовы'

Студенческая молодежь России: иные реалии, новые вызовы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / YOUNG STUDENTS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STATE YOUTH POLICY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / POLITICAL SOCIALIZATION / МОЛОДЕЖНЫЕ АКЦИИ / YOUTH UNRESTS / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / IRKUTSK REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казарин Виктор Николаевич

Рецензия посвящена анализу процессов политической социализации студенческой молодежи в современной России, в том числе в Байкальской Сибири, данному в новейшем учебном пособии, предназначенном для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Организация работы с молодежью» и «Политология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Young Students in Russia: Different Realias, New Challenges

The review is aimed to analyze the processes of political socialization of young students in contemporary Russia including Baikal Siberia that are described in the most recent textbook for higher school students pursuing degree in «Arrangement of work with the youth» and «Political science».

Текст научной работы на тему «Студенческая молодежь России: иные реалии, новые вызовы»

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ / REVIEWS AND SURVEYS

Серия «Политология. Религиоведение»

2013. № 1 (10). С. 177-181 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 316.35(571.5)

Студенческая молодежь России

иные реалии, новые вызовы

В. Н. Казарин

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Рецензия посвящена анализу процессов политической социализации студенческой молодежи в современной России, в том числе в Байкальской Сибири, данному в новейшем учебном пособии, предназначенном для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Организация работы с молодежью» и «Политология».

Ключевые слова: студенческая молодежь, государственная молодежная политика, политическая социализация, молодежные акции, Иркутская область.

Представленное учебное пособие канд. полит. наук, старшего преподавателя кафедры политологии и истории Иркутского государственного университета Р. Ю. Зуляр в основе своей является, вместе с тем, и компактной, но весьма содержательной монографией на актуальную в современных условиях тему. За весь прошедший более чем двадцатилетний постсоветский период мы наблюдаем повышение социальной и политической активности так называемого среднего класса и российской молодежи, прежде всего студенческой. Прошедшие массовые митинги в Москве и других крупных городах России по итогам выборов в Государственную Думу в конце 2011 г. и периодически проходящие политические акции 2012 г. наглядно это показали. При этом содержание митингов, обсуждение политической ситуации в стране говорят о том, что повышается градус социальной активности, а предметом обсуждения становятся не только результаты выборов, но и более широкий круг политических и экономических проблем.

При этом необходимо иметь в виду, что политическую активность проявляет уже «постсоветская» молодежь, социализация которой происходила в новых исторических реалиях. Это не советская молодежь развитого социализма и не молодежь периода развала СССР. За последнее двадцатилетие действовали иные факторы социализации личности, в том числе и явно негативные. Студенческая молодежь сегодня представляет собой сложный кон-

* Рец. на кн.: Зуляр Р. Ю. Политическая социализация студенческой молодежи : учеб. пособие / Р. Ю. Зуляр. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - 173 с.

гломерат молодых людей примерно одного возраста (как правило, это вчерашние школьники), но значительно отличающихся по уровню общеобразовательной «стартовой» для вуза подготовки, социального и имущественного положения их родителей, собственных морально-нравственных предпочтений, жизненных установок. Преподаватели высших учебных заведений, работающие на первых курсах дневных отделений, особенно ведущие дисциплины в первом семестре, ощущают это особенно остро. Сейчас нет «рабфаков», квот для абитуриентов с производственным стажем или демобилизованных из Вооруженных Сил, имевших определенные льготы при поступлении в вузы, как это было в советский период. Студенческая молодежь сегодня - это люди 17-23 лет, подавляющая часть которых обучается на платной основе, ориентированные на высокий социальный статус в будущем и «очень приличную» зарплату. Чувство коллективизма, солидарной ответственности, в отличие от советских времен, выражено у большинства молодежи крайне слабо. Преобладает индивидуальное сознание как проявление либеральной идеологии постсоветского периода. Кто-то, приехав из небольших городов или сельской местности, снимает квартиры или комнаты в большом городе, что является заметной финансовой нагрузкой для их родителей, а кто-то из студентов приезжает на занятия в престижных автомобилях. Студенческая молодежь современной России - это даже не просто «срез» нашего общества со всеми его социальными и территориальными противоречиями, это, скорее, «увеличительное стекло» современного российского социума.

Конечно, Россия первого десятилетия ХХ1 в. и наших дней отличается от «ельцинской» «этой страны», особенно периода первой половины 1990-х гг. После развала Союза ССР и ликвидации прежних структур власти и общественных молодежных объединений молодое поколение было предоставлено само себе. Отсутствие объединяющей идеи или хотя бы каких-то общих ценностей привело к эгоцентризму и утилитаризму многих молодых людей студенческого возраста. В начале 1990-х гг. государство - «ночной сторож», по представлениям «младореформаторов», занятых разделом прежней собственности, «ушло» из системы высшего образования, сосредоточившись на обучении как образовательной услуге. И только позднее пришло неотвратимое понимание всех последствий для страны появления «упущенного поколения».

Все это, как и многое другое, заслуживает серьезного непредвзятого изучения. Поэтому тема, заявленная исследователем в учебном пособии, является не только актуальной с теоретической точки зрения, но и социально востребованной, что очевидно повышает ее значимость.

Необходимо отметить, что учебное пособие Р. Ю. Зуляр является дополненным и в значительной степени переработанным изданием ее долгой плодотворной научной работы, результатом которой явилась успешно защищенная кандидатская диссертация на тему «Политическая социализация российской студенческой молодежи как институциональный процесс (региональный аспект)» по специальности 23.00.02 - Политические институты, процессы и технологии (политические науки). Диссертации предшествовала скрупулезная работа с научной и учебной литературой, обобщением опыта работы

властных структур различного уровня по проведению государственной молодежной политики, в том числе в Иркутской области.

Результаты представленного пособия имеют значительную апробацию. Прежде всего, следует отметить пять статей в реферируемых изданиях, а также более десятка статей и тезисов докладов и научных сообщений на конференциях, имеющих статус международных, всероссийских и региональных. Обращает внимание и «география» публикаций: Иркутск, Улан-Удэ, Чита, т. е. административные центры Байкальского региона. Все это свидетельствует о научной зрелости автора пособия, доказывает, что Р. Ю. Зуляр является одним из ведущих специалистов по данной проблематике.

Научные публикации, доклады и выступления на различных конференциях, общение с практическими работниками - все это в той или иной степени составило основу представленного пособия. Значительную роль сыграло и базовое социологическое образование, полученное в Иркутском классическом университете, и собственный педагогический опыт чтения нескольких социально-политических курсов и проведения практических занятий со студентами-политологами дневного и заочного отделений ИГУ.

Для написания учебного пособия автор привлекла 230 источников. Согласитесь, что далеко не каждая монография, не говоря уже об учебном пособии, имеет такую солидную научную основу. В список рекомендованной литературы входят: нормативные и официальные документы РФ; монографии, учебные пособия, справочники; статьи из книг, материалов конференций, совещаний; авторефераты диссертационных исследований; материалы из сети Интернет.

Учебное пособие состоит из введения, трех глав, каждая из которых содержит краткие выводы, заключения и списка рекомендуемой литературы. Во введении автор, своеобразно разговаривая с читателем, убеждает его в актуальности представленной работы. Три положения, а именно: проблемы становления гражданского общества в современной России; развитие общества и индивида в условиях информационной цивилизации; сложность и противоречивость настоящего этапа российской истории, актуализируют проблему на «макроуровне». В этой связи особенно важным является изучение вопросов, связанных с формированием и проведением государственной молодежной политики (ГМП). Но эта политика отражает процессы, проходящие на различных уровнях российского социума. Их и рассматривает автор: федеральный уровень (Российская Федерация), региональный уровень (Байкальский регион - Иркутская область), муниципальный уровень (города и районы региона) и низовой (отдельные организации, учреждения, корпорации, фирмы и др.).

Структура пособия представляется продуманной и логичной. Автор убедительно, последовательно раскрывает заявленную проблему. Первая глава посвящена раскрытию теоретической проблемы «Понятие и содержание политической социализации и способы ее организации». Глава состоит из трех параграфов; первый из них посвящен определению понятия и содержания политической социализации. Автором выявлены основные параметры социализации, рассмотрена политическая социализация через ее значение, изучены

базовые концепции ее обоснования; здесь же показаны организации, акторы, агенты и факторы процесса политической социализации. Содержание этой главы, что называется, должно «поставить базу», теоретически подготовить студента к последующему восприятию материала, который объективно более «подвижен» и изменчив.

Основываясь на теоретических подходах, во второй главе пособия Р. Ю. Зуляр рассматривает политическую социализацию российской молодежи как составную часть государственной молодежной политики. Молодежь исследуется как объект политической социализации. Автор выделяет социальные функции и роли в политическом процессе, определяет идеологические факторы, влияющие на социализацию молодежи.

В отдельном параграфе в качестве отдельного объекта ГМП выделено российское студенчество, определены роль и место высшей школы как института политической социализации. В этой же главе дан анализ нормативной базы ГМП, определена ее периодизация и показаны результаты деятельности государства по политической социализации молодежи.

Третья глава посвящена региональному аспекту данного исследования. В ней автор раскрывает пути, формы и методы деятельности региональной власти по формированию желаемых социально-политических ориентаций студенческой молодежи. Данная глава, в отличие от предыдущих, имеет выраженное прикладное значение. Р. Ю. Зуляр определяет региональные особенности политической социализации современной российской студенческой молодежи, приводит статистические данные о молодежи Иркутской области. Очень подробно рассмотрены субъекты организации ГМП в регионе (Законодательное собрание, губернатор, правительство области, избирательная комиссия и органы местного самоуправления).

Автором указано на значение в политической социализации молодежи таких акций, как «Молодежь Прибайкалья», «Георгиевская ленточка», «Молодежь в лицах», «Героям Халхин-Гола», турнир по парламентским дебатам и др.

Хорошо прописано автором развернутое заключение, которое, как и принято в настоящее время в некоторых новейших учебниках, содержит не только выводы, не противоречащие основному тексту, но и резюме основных положений пособия. Вместе с тем Р. Ю. Зуляр выделяет пути и методы совершенствования политической социализации студенческой молодежи как в регионе, так и в целом по стране. Можно согласиться с автором в том, что целесообразно сформировать общероссийский корпус профессиональных работников в области реализации ГМП, создать систему подготовки кадров для молодежной сферы, ориентированных на инновационное социально-экономическое развитие территорий. Полезно, безусловно, предусмотреть налоговые стимуляторы для привлечения отечественного бизнеса к реализации ГМП, организовать постоянный мониторинг положения дел в молодежной среде и области реализации молодежной политики.

Учебное пособие построено по так называемому модульному принципу. Он позволяет преподавателю, студенту, практическому работнику акцентировать внимание на интересующих его отдельных проблемах или проблема-

тике в целом, дополнять, обновлять, модифицировать отдельные модули. По каждой теме автором даны контрольные вопросы и задания, а также вопросы для дискуссий на семинаре.

Конечно же, некоторые разделы пособия могли быть представлены чуть подробнее, например, об использовании средств массовой информации в деятельности региональной власти по формированию желаемых социально-политических ориентаций студенческой молодежи; идеологические факторы, влияющие по политсоциализацию молодежи. Но, с другой стороны, именно материал этих модулей изменчив, подвижен, и здесь имеется широкое поле для обновления информации. Этим и должен заниматься, и занимается преподаватель, читающий свои спецкурсы.

Учебное пособие Р. Ю. Зуляр, на наш взгляд, - удачное сочетание солидной монографической основы исследования с новейшими требованиями, предъявляемыми к учебным пособиям третьего поколения. Каждый: ученый, преподаватель-методист, креативный студент, государственный или муниципальный служащий, так или иначе связанный с молодежными проблемами, найдет в учебном пособии немало ему необходимого и полезного.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что научно-учебный фонд Иркутского классического университета, осуществляющего, в числе других, подготовку политологов, будущих государственных и муниципальных служащих, пополнился еще одним необходимым и востребованным изданием. Надеемся, что оно заинтересует наших коллег соответствующего профиля в различных высших учебных заведениях России, и особенно Байкальского региона.

Young Students in Russia: Different Realias, New Challenges

V. N. Kazarin

Irkutsk State University, Irkutsk

The review is aimed to analyze the processes of political socialization of young students in contemporary Russia including Baikal Siberia that are described in the most recent textbook for higher school students pursuing degree in «Arrangement of work with the youth» and «Political science».

Key words: young students, state youth policy, political socialization, youth unrests, Irkutsk region.

Казарин Виктор Николаевич - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Юридического института Иркутского государственного университета, 664082, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 10-220, тел. 8(3952)521188, e-mail: [email protected]

Kazarin Victor Nikolayevich - Doctor in Historical Sciences, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Law Institute of the Irkutsk State University, 640082, Irkutsk, Ulan-Batorskaya St., 10-220, phone 8(3952)521188, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.