Научная статья на тему 'Доктор культурологии, кандидат философских наук, профессор Игорь Ашотович Арзуманов. К 55-летию со дня рождения'

Доктор культурологии, кандидат философских наук, профессор Игорь Ашотович Арзуманов. К 55-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
640
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. А. АРЗУМАНОВ / I. A. ARZUMANOV / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER EDUCATION / ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ / PHILOSOPHICAL SCIENCES / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTUROLOGY / ПОЛИТОЛОГИЯ / POLITICAL SCIENCE / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / LEGAL STUDIES / ВЕРОИСПОВЕДНАЯ ПОЛИТИКА / RELIGIOUS POLITICS / ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА БАЙКАЛЬСКОЙ СИБИРИ / TRANSFORMATION OF BAIKAL SIBERIA CONFESSIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казарин Виктор Николаевич

В статье рассмотрены основные моменты научно-педагогической биографии доктора культурологии, профессора Иркутского государственного университета И. А. Арзуманова. Он представлен как сложившийся педагог высшей школы, осуществляющий подготовку бакалавров и магистров по социально-гуманитарным дисциплинам. Освещены теоретико-методологические основы и направления научных исследований, показан его вклад в изучение вероисповедной политики России начиная с ХVIII в. до настоящего времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Казарин Виктор Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 55th Anniversary of Igor Ashotovich Arzumanov's Birth - Doctor of Sciences (Culturology), Candidate of Sciences (Philosophy), Professor

The article considers main time points of academic biography of Doctor of Sciences (Culturology), Professor of Irkutsk State University. He is presented as an accomplished university professor training bachelors and masters of social sciences and humanities. Theoretical and methodological framework for his studies is outlined. His contribution to the study of religious politics in Russia beginning with XVIII century is shown.

Текст научной работы на тему «Доктор культурологии, кандидат философских наук, профессор Игорь Ашотович Арзуманов. К 55-летию со дня рождения»



Серия «Политология. Религиоведение»

И З В Е С Т И Я

2015. Т. 12. С. 208-218

Иркутского государственного университета

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

УДК 1:2(57)(092)

Доктор культурологии, кандидат философских наук, профессор Игорь Ашотович Арзуманов. К 55-летию со дня рождения

В. Н. Казарин

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. В статье рассмотрены основные моменты научно-педагогической биографии доктора культурологии, профессора Иркутского государственного университета И. А. Арзуманова. Он представлен как сложившийся педагог высшей школы, осуществляющий подготовку бакалавров и магистров по социально-гуманитарным дисциплинам. Освещены теоретико-методологические основы и направления научных исследований, показан его вклад в изучение вероисповедной политики России начиная с XVIII в. до настоящего времени.

Ключевые слова: И. А. Арзуманов, высшая школа, философские науки, культурология, политология, юриспруденция, вероисповедная политика, трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири.

Известному сибирскому ученому, кандидату философских наук, доктору культурологии, профессору Иркутского государственного университета, члену редакционной коллегии и одному из постоянных авторов нашего журнала Игорю Ашотовичу Арзуманову исполнилось 55 лет. Он родился 5 марта 1960 г. в рабочей семье в столице Чечено-Ингушской АССР г. Грозном (ныне - столица Чеченской Республики).

Однако дальнейшая судьба И. А. Арзуманова неразрывно связана с Сибирью. В 1987 г. он окончил Красноярский государственный институт искусств. Путь в науку и преподавание в системе высшего профессионального образования Игоря Ашотовича были не вполне типичными для нашего научного цеха. Очень часто, читая или сообщая научному сообществу биографии будущих ученых, отмечаешь, что свой научно-педагогический труд они начинали сразу или с небольшим интервалом после окончания высшего учебного заведения. Бывало, что трудовая биография начиналась до получения высшего образования, а затем привычная научно-образовательная лестница: аспирант, преподаватель, защита кандидатской диссертации, старший преподаватель, доцент, защита докторской диссертации, профессор, иногда, не всегда, - заведующий кафедрой.

Тернистая, но плодотворная тропа в науку Игоря Ашотовича была несколько иной. Иной в том отношении, что он первоначально стал заниматься наукой не в стенах высшего учебного заведения в качестве преподавателя или аспиранта. Труднообъяснимые с точки зрения устоявшейся логики, во многом

житейской, вихревые, или как их сейчас с легкой руки некоторых представителей СМИ называют «лихие девяностые», конечно же, внесли смуту и в научное сообщество. Но эти переломные годы явились периодом поиска научной социально-гуманитарной мысли не с точки зрения поменять все местами, а серьезной умственной работы осмысления и переосмысления ушедших эпох и наступившей современности. Они явились и поиском себя, своего «я» в мире социально-ценностных координат. Этот путь и прошел Игорь Ашотович в последнее десятилетие ушедшего века. Красноярск - Улан-Удэ - Чита - Иркутск; научные изыскания в библиотеках и архивах этих городов - это этапы пути в «большую» науку. Служебные поездки в Монголию, где проводились полевые исследования, в Германию и США. Полевые исследования, значение которых трудно переоценить, общение с коллегами, интервью, научная обработка текстов - все это служило основой будущих монографий и статей, диссертаций по социально-гуманитарным наукам. В формировании научных интересов И. А. Арзуманова значительную роль сыграли известные ученые: кандидат исторических наук О. В. Бычков (к сожалению, рано ушедший из жизни) и доктор философских наук, профессор МГИМО (Университет) МИД России В. С. Глаголев.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. появились первые статьи И. А. Арзуманова, посвященные проблемам духовной культуры в России и в странах Центральной Азии. С 2004 г. он стал преподавать в Читинском государственном университете. А в декабре того же года в диссертационном совете этого высшего учебного заведения И. А. Арзуманов защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук на тему «Трансформация конфессионального поля Забайкалья в свете религиозных инноваций (XX-XXI вв.)» по специальности 09.00.13. «Религиоведение, философская антропология, философия культуры». Научным руководителем выступила доктор философских наук, профессор М. Н. Фомина. Оппонировали диссертанту доктор философских наук, профессор А. И. Антонов и кандидат философских наук С. М. Авдеев.

В 2004-2006 гг. И. А. Арзуманов руководил научно-исследовательской лабораторией по этноконфессиональным проблемам Байкальского региона при Читинском государственном университете. С 2006 г. И. А. Арзуманов стал преподавать в Иркутском государственном университете на кафедре теории и истории государства и права вначале доцентом - штатным совместителем, а в октябре 2008 г. был избран на эту же должность по конкурсу.

В июне 2009 г. в Государственной академии славянской культуры (г. Москва) И. А. Арзуманов успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора культурологии по теме «Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX-XXI вв.)» по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры». Научный консультант - доктор философских наук, профессор И. К. Кучмаева. Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор К. И. Никонов, доктор философских наук, профессор М. В. Силантьева, доктор исторических наук, профессор Г. С. Митыпова [8]. Решением Высшей аттестационной комиссии

Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2010 г. И. А. Арзуманову была присуждена ученая степень доктора культурологии.

В ноябре 2010 г. на заседании ученого совета ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» И. А. Арзуманов был избран на должность профессора кафедры теории и истории государства и права Юридического института. А в июне 2012 г. И. А. Арзуманов получил второе высшее профессиональное образование: окончил с отличием Иркутский университет по специальности «юриспруденция», получив квалификацию «юрист». В декабре 2012 г. решением Министерства образования и науки Российской Федерации ему было присвоено ученое звание доцента по кафедре теории и истории государства и права.

С 2009 г. И. А. Арзуманов преподает на историческом факультете ИГУ в должности профессора кафедры политологии и отечественной истории ИГУ (ныне - кафедра истории, политологии и регионоведения), а с 2012 г. также -профессора кафедры гуманитарных и социально-экономических наук ВосточноСибирского филиала Российского государственного университета правосудия. Доктор культурологии И. А. Арзуманов назван в числе 9 докторов наук, которые внесли свой вклад и в настоящее время, наряду с другими преподавателями, успешно осуществляют подготовку политологов в Иркутском университете [12, с. 104].

Перечень читаемых И. А. Арзумановым учебных курсов достаточно широк. В Юридическом институте ИГУ он читает лекции и проводит семинарские занятия для бакалавров по курсам «Философия», «История отечественного государства и права», «Профессиональная риторика», «Теория государства и права», «Юридическая техника». Для магистрантов им обеспечиваются курсы и спецкурсы: «Философия права», «Проблемы теории государственного регулирования в сфере национальных отношений», «Правовая культура и правовое воспитание», «Юридическая герменевтика». Для студентов-политологов - такие курсы и спецкурсы, как: «Религия и политика», «Современная религиозная и культурная политика России», «Поликонфессиональные сообщества в Сибири», «Каноническое право Русской православной церкви».

Может возникнуть вопрос: не много ли? Ответом на него будет: следовательно, есть учебно-педагогическая востребованность в проведении занятий именно этим преподавателем. Это во-первых. И во-вторых, учебные курсы методически обеспечены. Нет необходимости пояснять педагогическому сообществу, сколько времени и сил уходит у нас на подготовку различных учебно-методических комплексов, рабочих программ и прочего, требования к которым постоянно меняются. Говорить об этом почти то же самое, что наступать на больную мозоль. Но сказать об учебных и учебно-методических пособиях стоит.

Не касаясь зафиксированного на электронных носителях, отметим изданные пособия. В 2011 г. были изданы пособия по каноническому праву, содержащие программу, материалы к лекциям и практическим занятиям, методические комментарии курса, вопросы для самоконтроля, контрольные тестовые задания, приложения [13; 14]. В 2012 г. увидело свет учебное пособие, написанное в соавторстве с И. В. Ганусенко, посвященное особенностям норматив-

ного закрепления отдельных институтов русского гражданского права во второй половине XIX в. Авторами рассмотрены особенности развития русского гражданского законодательства, вопросы статуса субъектов гражданских правоотношений, институты права собственности, наследственного и обязательственного права, закрепление институтов семейного права в этот период [6]. Вопросы именно этого периода не столь глубоко, как другие, изложены в имеющейся современной учебной литературе по курсу истории отечественного государства и права.

И. А. Арзуманов активно занимается научно-организационной деятельностью. В Юридическом институте ИГУ он руководил научно-исследовательскими группами для участия в международных гуманитарно-правовых школах в 2010, 2011, 2012 гг. Являясь членом Иркутского регионального отделения Российской ассоциации политической науки (ИРО РАПН), он руководит научно-исследовательской комиссией «Политико-правовые характеристики религиозного пространства стран Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона» при этой общественной организации. Он член Российской ассоциации международных исследований (МГИМО(У) (Москва). В течение ряда лет является членом редакционной коллегии журнала «Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». В журнале И. А. Арзуманов редактирует рубрику «Политико-правовые характеристики религиозного пространства Северо-Восточной Азии». Является также членом редакционного совета «Историко-правового журнала» Университета им. Адама Мицкевича (г. Познань, Республика Польша). В течение ряда лет является членом диссертационного совета Д 212.069.02 по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям 24.00.01 «Теория и история культуры» и 09.00.11 «Социальная философия» при Забайкальском государственном университете (Чита). Конечно, такой внушительный перечень отражает научный авторитет И. А. Арзуманова.

Только за последние годы он принял активное участие в работе IX международного семинара «Этничность и власть: национальное и региональное измерение новой архитектуры безопасности в Европе» (Ялта, май 2010 г.), VI Конвента Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) «Россия и мир после мирового кризиса: новые вызовы, новые возможности» (Москва, сентябрь 2010 г.), VII Конвента РАМИ «Внешнеполитические ресурсы модернизации права и пределы международного контекста» (Москва, сентябрь 2012 г.), Всероссийской научно-теоретической конференции «Правовая система России: традиции и инновации» (Санкт-Петербург, апрель 2013 г.) и др. В апреле - мае 2012 г. И. А. Арзуманов прошел научную стажировку в Са-войском университете (г. Шамбери, Франция).

Сфера научных интересов кандидата философских наук, доктора культурологии И. А. Арзуманова, чья исследовательская деятельность последних лет тесно связана с юридической и политической науками, многообразна. Базовыми сферами его интересов являются: политико-правовые характеристики религиозной культуры Байкальского региона и стран АТР; глобализационные и конституционно-правовые аспекты формирования вероисповедной политики

России и стран АТР; проблемы государственного регулирования национальных и этноконфессиональных общественных отношений. Им подготовлено и опубликовано более 90 научных работ, касающихся проблем правовой культуры, государственного регулирования и правовой политики в сфере этноконфессио-нальных общественных отношений, генезиса религиозного законодательства стран АТР, в том числе 6 монографий и разделов в монографиях, 4 учебно-методических пособия.

Не ставя задачей дать подробный анализ научного творчества И. А. Арзу-манова, выделим наиболее значимые публикации. Первая монография, основанная на материалах дополненной и доработанной кандидатской диссертации, вышла в издательстве Иркутского университета в 2006 г. В монографии автор рассматривает методологические аспекты исследования конфессионального пространства Байкальской Сибири. В связи с этим целесообразно отметить, что обращение И. А. Арзуманова в этой и в последующих работах к методологическим проблемам вполне объяснимо. Объяснимо не только с точки зрения внутренней эволюции исследовательской гипотезы, осмысливаемой в течение длительного времени, но и с точки зрения внешних факторов. Вдумчивый исследователь, ставший заниматься не локальными, а в известном смысле фундаментальными проблемами, не мог обойти вопрос об уровнях познания объекта и предмета изучения. Тем более что время обращения к этим проблемам пришлось на период конца 1980-х - первую половину 1990-х гг., когда рухнула прежняя идеология, во многом диктовавшая методологические основы социальных наук. Долгое бескризисное развитие общественных наук закончилось. Для решения конкретных задач необходимо было найти новые ориентиры, но не конъюнктурные, а научно обоснованные. Некоторые из наших коллег их не нашли. Другие принялись крушить все прежнее, как будто они прежде не писали и не преподавали в этой парадигме. Третьи вообще перестали писать сами, предпочитая выступать рецензентами и редакторами, отчасти формальными. Какая-то часть «ушла» из науки, продолжая только преподавать, устно критикуя наступившие времена.

Читая работы И. А. Арзуманова разных лет изданий, чувствуешь, что автор имеет настоящий «вкус» к вопросам методологии. Не исследовав методологические аспекты избранной темы, он не будет просто обобщать эмпирический материал. Этим и определяется высокий комплексно-методологический уровень его работ. И упомянутая выше монография, по сути первая в ряду общей проблематики, которой занимается автор много лет, - доказательство серьезной заявки автора на свою достойную нишу среди исследователей избранного научного направления.

Структурно исследование поделено на два логически взаимосвязанных раздела: методологический и социоэмпирический. В первом разделе автор анализирует общенаучные подходы к изучению проблемы, группируя их на несколько блоков. Автор подходит к изучению проблемы через призму философ-ско-мировоззренческого, философско-антропологического, философско-культурологического аспектов. При этом изложение этих аспектов не является самоцелью; методологический инструментарий является для автора ключом к

пониманию избранной темы исследования. Второй раздел (социоэмпириче-ский) посвящен изучению проблемы в региональном срезе (Байкальская Сибирь). Однако такое разделение, данное автором по названию, на наш взгляд, несколько условно. Жесткой разграничительной линии между разделами нет, и быть не могло, исходя из методологии и рабочей гипотезы исследования. Методолог с высоким уровнем философской культуры не может писать сугубо эмпирическое исследование. Автор во втором разделе расширяет предмет исследования. Подробно показаны трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири в контексте неоориенталистских инноваций и трансформация автокефалии ламаистской церкви России [7].

Продолжением изучения этой темы явилась монография, вышедшая в 2007 г. в издательстве Бурятского научного центра СО РАН. В отличие от предыдущей, автор рассмотрел вероисповедную политику России в Восточной Сибири с учетом философско-правового и историко-правового аспектов изучения. Соответственно, увеличилась и источниковедческая основа исследования. Содержание книги усиливает приложение, насчитывающее 39 наименований, среди которых нормативно-правовые акты, архивные источники, преимущественно из Национального архива Республики Бурятия [1].

В 2008 г. в издательстве Иркутского университета вышла монография И. А. Арзуманова, ставшая основой его докторской диссертации. Монография основана на солидной источниковедческой базе. Автором были использованы 380 историографических источников на русском языке, 30 - на английском языке, 11 периодических изданий, 31 наименование электронных средств информации. Кроме того, исследователем были изучены материалы Государственного архива Иркутской области (2 фонда), Национального архива Республики Бурятия (7 фондов), музея истории Бурятии (2 фонда), Государственного архива Читинской области (3 фонда).

Первая глава монографии посвящена методологическим подходам с учетом антропофилософских, философско-культурологических и культурно-цивилизационных составляющих стратификации религиозного пространства и пространства религиозной культуры. Автором даны и обоснованы основные дефиниции понятийного аппарата своего исследования. И. А. Арзуманов прежде всего раскрывает философские и методологические возможности категории «религиозное пространство». Эта категория показана с разных точек зрения: как всеобъемлющая система отношений объектов религиозного пространства; как способ существования объективного мира в его субъективно-социальной проекции идеального; как внутреннее религиозное пространство - пространство веры, психологии религии и религиозного опыта; в качестве функционального производного в процессах познания человеком самого себя и окружающей действительности. Религиозное пространство рассмотрено автором также в историко-культурологическом ракурсе, детерминированном целями и ориентирами общества, отраженными в плоскости религиозной культуры. Весьма актуально, что проблема рассмотрена и с точки зрения геополитической концепции пространства как соотношение территории государства и религиозного пространства.

Исходя из философско-религиозного концепта, автор определяет мировоззренческий комплекс православной культуры. И вот здесь им формулируется важное положение, имеющее не только теоретический, но и практически-политический характер. Появление в России, в том числе в Сибири, различных нетрадиционных религий и культов, особенно в 1990-е гг., благодаря активности американских, корейских и японских миссионеров, должно восприниматься не как реализация права на свободу совести и вероисповедания, но как религиозная экспансия, угрожающая национальным интересам России. Такие конфессиональные инновации размывают традиционные мировоззренческие приоритеты, нормы общественных отношений и, в конечном счете, могут привести к дезинтеграции социокультурного пространства.

Таким образом, определившись с методологическими подходами, во второй главе И. А. Арзуманов рассматривает трансформацию пространства религиозной культуры Байкальского региона в свете христианизации. Справедливо отмечена интегрирующая роль Русской православной церкви в качестве «политической русификации» Сибири. Именно государство являлось основным транслятором и координатором миссионерской деятельности православных институтов, причем не только в Сибири, но и среди «местнорусских» в Монголии. Автором были рассмотрены и процессы, происходящие в старообрядческой среде. При этом отмечено, что старообрядческие анклавы не идут на сближение с региональными отделениями РПЦ в силу этнопсихологических особенностей, определяемых традициями старообрядческой субкультуры.

Как и в предыдущей монографии, автор обращается к проблеме трансформации пространства религиозной культуры в свете неоориенталистских инноваций и особенностей трансформации миссионерского поля. Изложение материала происходит в осмысленной парадигме, встречаются и опубликованные ранее сюжеты, но эти разделы изложены гораздо подробнее. Видно, что автор прорабатывает тему, дополняет ее новыми источниками, владеет историографической ситуацией [9]. Выводы доказуемы, и отметим, что должны быть социально востребованы. Почему? Потому что речь идет о религиозной безопасности российской государственности. А эта проблема не конъюнктурна, она актуальна в прошлом, актуальна сейчас, очевидно, еще более актуальной будет в ближайшем будущем, учитывая новейшие геополитические угрозы.

Результатом многолетних научных изысканий автора явилась, как мы писали раньше, докторская диссертация, защищенная им в июне 2009 г. в Государственной академии славянской культуры (г. Москва). Объектом исследования автора стало пространство религиозной культуры Байкальского региона Центральной Азии ХХ-XXI вв., предметом - процессы трансформации этой культуры в трансазиатском контексте. Именно комплексный анализ трансформационных процессов в пространстве религиозной культуры данного региона и стал целью исследования. В основу диссертации была положена отмеченная выше монография. Автор поставил цель комплексно проанализировать трансформационные процессы в пространстве религиозной культуры Байкальского региона Центральной Азии. Поставленная цель и сформулированные им 7 задач нашли решение в содержании диссертации, состоящей из введения, четы-

рех глав (14 параграфов), заключения. Научная новизна исследования заключается в том, что были выработаны и определены дефиниции, методологические дифференцирующие понятия религиозного пространства и пространства религиозной культуры, соотнесены роль и место конфессиональных дискурсов в процессах формирования социокультурного пространства Байкальского региона. Автор ввел в научный оборот понятия, характеризующие трансформационную динамику в религиозном пространстве религиозной культуры («конфессиональное поле», «религиозная инновация», «миссионерское пространство», «миссионерское поле», «трансформация пространства религиозной культуры» и др.). В диссертации определены и динамические характеристики данных понятийных соотношений при анализе и моделировании процессов формирования пространства религиозной культуры. Автором были уточнены такие дефиниции, как «вероисповедная политика», определены понятия «субъект религиозного пространства», «объект» и «субъект вероисповедной политики», определены базовые концепты вероисповедной политики, обосновано положение о том, что понятие религиозной толерантности в социокультурной плоскости уточнено положением о ее относительности [8]. Следует особо подчеркнуть, что кандидат философских наук И. А. Арзуманов стал первым в Иркутске -городе больших научных традиций, в котором сосредоточено значительное количество высших учебных и научных учреждений, и на сегодняшний день единственным доктором культурологии. И это значимый факт для интеллектуальной истории города.

Бывает, что после защиты успешный обладатель диплома о наличии ученой степени считает не только возможным, но просто необходимым «расслабиться». Понять это можно, но ведь нередко случается, что «отдых» перерастает в творческий застой, в котором трудно признаться. Относится ли это к доктору И. А. Арзуманову? Обратимся к статистическим материалам, приведенным в статье заместителя директора по научной работе и новым технологиям Научной библиотеки ИГУ И. П. Белоус. После защиты диссертации, т. е. с 2010 по 2013 г., только в настоящем журнале И. А. Арзумановым опубликовано 7 статей [11, с. 226]. Появились они и после учтенных приведенных данных. И это только в одном журнале! А еще есть публикации в «Сибирском юридическом вестнике», других журналах, издающихся в российских научно-образовательных центрах, тезисы докладов на различных конференциях. Широка и география публикаций: Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Иркутск, Новосибирск, Чита, Улан-Удэ и др. Имеется и публикация на корейском языке, изданная в Чунгбукском университете (Республика Корея).

На страницах настоящего журнала И. А. Арзуманов опубликовал серию статей, посвященную политико-правовым и методологическим аспектам курса «Политика и религия» [2-4]. Это не учебно-методические рекомендации по изучению курса, как может показаться на первый взгляд. Нет, речь идет об эволюции базовых положений вероисповедной политики в России на протяжении XIX - начала XXI в.

И. А. Арзуманов оперативно реагирует на различные знаковые события прошлого и настоящего. В 2014 г. судейская и научная общественность отме-

чала 150-летие судебной реформы в России. Журнал «Сибирский юридический вестник» откликнулся на эту юбилейную, значимую в истории политико-правовой сферы России дату специальной рубрикой, включающей 8 статей. Одна из них - статья И. А. Арзуманова [5]. В ней автор анализирует итоги судебной реформы 1864 г. и сибирской реформы М. М. Сперанского. И та, и другая имеют обширную историографию. Но сравнением их через призму правового и этноконфессионального аспектов еще никто не занимался. Возможно, некоторые выводы автора, как указывалось в редакционной статье, могут кому-то показаться дискуссионными. «Но богатая документированность в изложении материала, аргументированность базовых положений свидетельствуют о наличии четко обозначенного авторского видения проблемы» [15, с. 4].

Совсем недавно вышел из печати первый том 6-томного академического издания «География Сибири в начале XXI века», в котором раздел «Этнокон-фессиональный фактор социокультурного освоения Сибири XIX-XXI вв.» принадлежит И. А. Арзуманову [10].

Именно комплексно-методологическое рассмотрение исследуемых проблем, новизна в формулировании темы, тщательная проработка материала, целостность и завершенность его изложения, авторская заявленная позиция характеризуют И. А. Арзуманова как ученого.

Научно-образовательный портрет И. А. Арзуманова дополним также субъективным восприятием этого человека. Автор статьи знаком с ним около 10 лет. Знакомство произошло уже в зрелом возрасте, когда за плечами у обоих был немалый жизненный и производственный опыт, ученые степени, сложившиеся социально-политические взгляды и сформировавшиеся научные интересы. Это не дружба со студенческих или аспирантских лет со своими виражами. Оставаясь коллегами, люди, познакомившиеся в этом возрасте, далеко не всегда сближаются. Корректность в поведении, полузабытая ныне интеллигентность, деликатность Игоря Ашотовича мне всегда импонировали.

Дальнейший его научно-педагогический рост (защита докторской диссертации, получение второго высшего образования, присвоение ученого звания доцента, избрание профессором и др.) происходил на моих глазах. А в какой-то мере и с моим участием (рецензирование монографии 2008 г. издания, учебных пособий 2011 г., совместная работа над учебным пособием по истории отечественного государства и права, которое должно выйти из печати, организационная поддержка и др.). Отмечу и еще одну черту коллеги: внимательное отношение к высказанным пожеланиям в процессе работы над учебными и научными текстами, а также тщательная подготовка ко всем читаемым им учебным дисциплинам. Добросовестность и ответственность. Поддержка семьи, которой, пользуясь случаем, также желаю всего доброго и светлого!

Всегда находил и нахожу время читать по возможности все, что написано Игорем Ашотовичем. Поскольку отчасти знаю о его дальнейших научных планах и том заделе, который имеется для их реализации, пожелаю воплощения в жизнь всего задуманного. И, конечно же, здоровья, благополучия, освоения новых рубежей в творческой биографии!

Список литературы

1. Арзуманов И. А. Методологические концепты вероисповедной политики России в Восточной Сибири ХУШ-ХХ1 вв.: философско-правовой аспект исследования. -Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 191 с.

2. Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Часть 1 // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2013. № 1. - С. 123-130.

3. Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Часть 2 // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2013. № 2 (11), ч. 1. - С. 218-224.

4. Арзуманов И. А. Политико-правовые и методологические аспекты курса «Политика и религия». Часть 3 // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2014. - Т. 8. - С. 152-159.

5. Арзуманов И. А. Проблемы соотношения итогов судебной реформы 1864 г. и сибирской реформы М. М. Сперанского: правовой и этноконфесиональный аспекты. Ч. 1 // Сиб. юрид. вестн. - 2014. № 4. - С. 6-14.

6. Арзуманов И. А. Русское гражданское право во второй половине XIX века: особности нормативного закрепления отдельных институтов : учеб. пособие / И. А. Арзуманов, И. В. Ганусенко. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012. - 137 с.

7. Арзуманов И. А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (ХХ-ХХ1 вв.): комплексно-методологические аспекты исследования: монография / И. А. Арзуманов. - Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2006. - 212 с.

8. Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (ХХ-ХХ1 вв.) : автореф. дис. д-ра культурологии : 24.00.01. - М., 2009. - 42 с.

9. Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (ХХ-ХХ1 вв.) : монография / И. А. Арзуманов. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - 319 с.

10. Арзуманов И. А. Этноконфессиональный фактор социокультурного освоения Сибири Х1Х-ХХ1 вв. // География Сибири в начале ХХ1 века : в 6 т. / В. М. Плюснин (гл. ред.) [и др.]. Ин-т географии им. В. Б. Сочавы СО РАН. - Новосибирск : Академическое изд-во «ГЕО», 2014. Т. 1. Историческая география / отв. ред. Ю. А. Зуляр, В. А. Снытко. - 2014. - С. 209-219.

11. Белоус И. П. Указатель статей и материалов, опубликованных в «Известиях Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение» в 2007-2013 гг. (№ 1-10) // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. -2014. Т. 8. - С. 194-231.

12. Зуляр Ю. А. Организация политологического образования в Иркутске (к пятилетию первого выпуска) // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. -2014. Т. 9. - С. 97-108.

13. Каноническое право : учеб.-метод. комплекс / сост. И. А. Арзуманов. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. - 83 с.

14. Каноническое право : учеб.-метод. пособие / сост. И. А. Арзуманов. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2011. - 117 с.

15. От редакции. Судебная реформа 1864 г.: взгляд через 150 лет // Сиб. юрид. вестн. - 2014. - № 4. - С. 3-5.

The 55th Anniversary of Igor Ashotovich Arzumanov's Birth - Doctor of Sciences (Culturology), Candidate of Sciences (Philosophy), Professor

V. N. Kazarin

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The article considers main time points of academic biography of Doctor of Sciences (Culturology), Professor of Irkutsk State University. He is presented as an accomplished university professor training bachelors and masters of social sciences and humanities. Theoretical and methodological framework for his studies is outlined. His contribution to the study of religious politics in Russia beginning with XVIII century is shown.

Keywords: I. A. Arzumanov, higher education, philosophical sciences, culturology, political science, legal studies, religious politics, transformation of Baikal Siberia confessional space.

Казарин Виктор Николаевич

доктор исторических наук, профессор, кафедра теории и истории государства и права, Юридический институт Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)521188 e-mail: tgp_08@mail.ru

Kazarin Victor Nikolayevich

Doctor of Sciences (History), Professor,

Department of Theory and History

of State and Law, Law Institute

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003

tel.: 8(3952)521188

e-mail: tgp_08@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.