Научная статья на тему 'Теоретико-правовые и историко-правовые проблемы государственного регулирования этноконфессиональных отношений в Байкальской Сибири'

Теоретико-правовые и историко-правовые проблемы государственного регулирования этноконфессиональных отношений в Байкальской Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / И. А. АРЗУМАНОВ / ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / GOVERNMENT REGULATION / ETHNIC-RELIGIOUS COMMUNITY RELATIONS / I. A. ARZUMANOV / HISTORICAL AND LEGAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Казарин Виктор Николаевич

Представлена рецензия на монографию И. А. Арзуманова «Государственное регулирование этно-конфессиональных общественных отношений в России (на примере Байкальского региона в ХIХ-ХХI вв.)» (2014). Отмечен вклад автора в изучение таких проблем, как особенности государственного регулирования, государственное регулирование этноконфессиональных, общественных отношений в Байкальской Сибири в имперский, советский и современный периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and Legal and Historical and Legal Problems of State Regulation, Ethno-confessional Relations in the Baikal Siberia

In article review of the monograph I. A. Arzumanova. The contribution of the author in the study of such problematic issues as the particular state regulation, state regulation of ethnic and religious social relations in the Baikal in Siberia, Imperial, Soviet and modern periods.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые и историко-правовые проблемы государственного регулирования этноконфессиональных отношений в Байкальской Сибири»

Рецензии

УДК 340:2(57.2)(091)

теоретико-правовые и историко-правовые проблемы

государственного регулирования

этноконфессиональных отношений в байкальской сибири

© Казарин В. Н., 2016

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Представлена рецензия на монографию И. А. Арзуманова «Государственное регулирование этно-конфессиональных общественных отношений в России (на примере Байкальского региона в Х1Х—ХХ1 вв.)» (2014). Отмечен вклад автора в изучение таких проблем, как особенности государственного регулирования, государственное регулирование этноконфессиональных, общественных отношений в Байкальской Сибири в имперский, советский и современный периоды.

Ключевые слова: государственное регулирование; этноконфессиональные общественные отношения; И. А. Арзуманов; историко-правовые исследования.

В 2014 г. в Издательстве Иркутского государственного университета в рамках Программы стратегического развития ИГУ на 2012—2016 гг. вышла монография профессора И. А. Арзуманова, посвященная исследованию государственного регулирования этноконфессиональных общественных отношений в Байкальском регионе с конца XVIII в. до современного периода. Автор — известный ученый, длительное время успешно занимающийся изучением широкого спектра проблем, имеющий заслуженно высокий авторитет в научном сообществе [1].

Обозначенная в монографии проблема и раньше привлекала внимание исследователя, имеет солидную научную проработку в опубликованных ранее публикациях. Не касаясь многочисленных научных журнальных статей, упомянем базовые монографические исследования [2]. В целом И. А. Ар-зумановым подготовлено и опубликовано более 100 научных работ, касающихся проблем правовой культуры, государственного регулирования и правовой политики в сфере этноконфессиональных общественных отношений, генезиса религиозного законодательства стран Северо-Восточной Азии. Общее, что объединяет эти работы, — не только указанная проблематика, но и тщательное методологическое осмысление исследования с различных научных пози-

ций. Автор изучает этноконфессиональное пространство такого значимого во все времена для России трансграничного региона, как Байкальская Сибирь, в который включается в современных административно-территориальных границах Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край. Указанная проблема осмысливалась И. А. Арзумановым через призму философ-ско-мировоззренческого, философско-ант-ропологического, философско-культуроло-гического аспектов. Методологический инструментарий всегда являлся ключом к пониманию избранной темы исследования. Результатом многолетних исследований стала докторская диссертация И. А. Арзу-манова [3].

Минувшие после защиты годы стали плодотворным периодом новых творческих изысканий автора, в том числе по историко-правовым и теоретико-правовым вопросам. В их числе и рецензируемая монография. В ней автор значительно расширяет хронологические рамки исследования (XIX — начало XXI в.). Но самое основное заключается в том, что исследование проблемы с учетом прежнего базового научного инструментария дано с позиций теоретико-правового и историко-правового подходов. Важно отметить, что автор демонстрирует знание прежних и новейших течений в юридической, исторической и философской литературе. В

рецензируемой монографии использовано около 380 источников, среди которых нормативно-правовые акты, архивные материалы, специальная литература.

Логико-структурное построение монографии позволяет раскрыть заявленную проблему. Научное исследование состоит из трех разделов. Первый из них целиком посвящен теоретико-методологическим основаниям изучения этноконфессиональных общественных отношений. И в этом автор верен себе. Предыдущие монографии также глубоко теоретически осмысливали исследуемую проблему. Второй и третий разделы посвящены историко-правовому анализу проблемы по хронологическому принципу: XIX — начало ХХ в. и ХХ — начало XXI в.

Раздел первый является своеобразной теоретико-методологической опорой всего исследования. Следуя дедуктивному методу познания, автор первоначально рассматривает философско-правовой аспект проблемы, наиболее исследованный им в предыдущих работах. Далее им определены понятийные и категориальные интерпретации этноса и конфессии, что составляет объект изучения. Тому же, чему подвергается объект, т. е. государственному регулированию, посвящена специальная глава. В ней автор соотносит понятия «государство», «государственное управление» и «государственное регулирование». Поэтапно выделены основные факторы, актуализирующие, по мнению автора, вопрос государственного регулирования. Выделены новейшие исследования по данной теме. Автор не уходит и от дискуссионных аспектов проблемы, таких например, как роль государства как самостоятельной локальной цивилизации и глобальной вестернизации идеологического компонента правовой системы Российской Федерации. Разнообразие подходов к таким научным категориям, как «этнос», «этничность», «коренной народ» и др., И. А. Арзуманов рассматривает в отношении бурятского этноса, справедливо указывая, что его становление «непосредственно связано с религиозно-конфессиональным влиянием христианства и ламаизма» (с. 41). Логично, что теоретическому изучению понятия «конфессия» посвящен отдельный параграф. В нем автор сочетает философ-ско-методологические конструкты понятия с теоретико-правовыми, но с учетом социально-культурологической составляющей. И это обоснованно, поскольку как иначе,

например, объяснить роль шаманизма как существенного фактора родоплеменных структур в развитии этноконфессиональ-ных общественных отношений в Байкальском регионе?

Самый большой по объему второй раздел (3 главы, 8 параграфов) посвящен имперскому периоду, который наиболее полно проработан в ранее опубликованных монографических исследованиях и журнальных публикациях автора. Необходимо отметить, что в исторической и историко-культуроло-гической литературе по Сибири период Х1Х — начало ХХ в. имеет обширную историографию. Близким по тематике проблемам, затронутым в рецензируемой монографии, посвящены основательные исследования, в том числе новейшие. В них дан глубокий анализ организации управления народами Сибири, кодификации норм обычного права инородцев [4], рассматривается роль этнического фактора в окраинной политике имперской власти, российское законодательство и Сибирь [5], сделан обстоятельный обзор российского законодательства с 1822 г. до 1917 г., отмечены особенности формирования и развития органов местного самоуправления бурят в этот же период [6], исследован инородческий вопрос в сегменте правительственной политики [7].

Рецензируемая монография отличается от них. Чем же? Отметим некоторые базовые отличия. В монографии И. А. Арзу-манова нет ссылок на эти работы, возможно, сознательно, чтобы не идти в русле устоявшейся традиции. В целом, на наш взгляд, это несколько обедняет историографическую основу исследования, но не снижает научного вклада автора в изучение общественных отношений в Байкальской Сибири имперского периода. Почему? И. А. Арзуманов широко использует нормативно-правовые акты, содержащиеся в Полном собрании законов и Своде законов Российской империи, материалы Российского государственного исторического архива, региональных архивов в Иркутске, Улан-Удэ и Чите. Использованы, кроме указанных выше, и другие историографические источники.

Но обратим внимание на следующее. Речь идет о новых исследованных аспектах проблемы, а также о том, что можно назвать «юридизацией» изучения периода. Отдельная глава отведена рассмотрению историко-правовых детерминант государст-

венной этноконфессиональной политики изучаемого периода в России, одна — в Восточной Сибири, и отдельная глава посвящена государственному регулированию институционализации ламаизма. Материал этой главы, изложенный исследователем, обладает несомненной новизной: вопросы ламаизма в источниках обычного права инородцев, правотворческий и позитивно-правовой элементы регулирования ламаистских институтов региона мало изучены в специальной литературе. В связи с этим хотелось бы отметить, что некоторые аспекты этой проблемы нашли отражение в авторском разделе новейшей монографии [8].

Третий раздел (2 главы, 5 параграфов) посвящен регулированию указанных отношений в советский и современный периоды. Следует отметить, что автор анализирует богатый по содержанию материал, создающий конфессиональную картину региона, особенно в первые постсоветские годы, ставит вопрос о формировании гражданского единения россиян с учетом выверенной этно-конфессиональной политики государства.

Заключительную часть своей монографии автор назвал «Вместо заключения». И, очевидно, не случайно, поскольку этот раздел содержит не столько традиционные выводы, сколько рассуждения и предложения автора.

Следует указать на незначительные, на наш взгляд, недостатки. В монографии не всегда выдержан единый территориальный подход к изучению объекта. Например, во Введении автор включил в понятие «Байкальский регион» Иркутскую область, Республику Бурятия и Забайкальский край, но в главе второй второго раздела рассматривает в целом Восточную Сибирь, включая в нее и Енисейскую губернию

XIX — начала XX в. В отдельном параграфе третьего раздела автор исследует глоба-лизационные аспекты этноконфессиональ-ной политики стран Северо-Восточной Азии

XX — начала XXI в. Речь не идет о компаративном анализе, он очевиден и присутствует, но самостоятельное изучение не заявленных в исследуемой проблеме тем привело к чрезмерному расширению территориальных рамок и вряд ли целесообразно и оправданно.

Вместе с тем монография носит целостный завершенный характер. Ее отличает не столько отмеченная выше «юридизация» подхода в исследовании проблемы, сколько

рассмотрение ее через призму государственного регулирования этноконфессиональных отношений в той парадигме, которая формируется в настоящее время в региональных теоретико-правовых и историко-право-вых исследованиях.

При всей полемичности стиля автора выдвинутые им положения аргументированы и обоснованы широкой источниковой базой. А сформулированные положения, характеризуемые как противоречия, в частности, об «уходе» государства из экономической и идеологической макросфер общественных отношений и политизации интеграционного потенциала религиозно-культурных комплексов титульных наций и народов субъектов Российской Федерации, сопряжении традиционного этатизма с видением гражданского единения, при котором государство понимается как функциональное производное гражданского общества (с. 367), говорят о перспективности дальнейшей разработки вопросов, поднятых в рецензируемой монографии. ^

1. Арзуманов И. А. Государственное регулирование этно-конфессиональных общественных отношений в России (на примере Байкальского региона в XIX—XXI вв.) : монография. Иркутск, 2014. 393 с.

2. Арзуманов И. А. Методологические концепты вероисповедной политики России в Восточной Сибири XVШ—XXI вв.: философско-правовой аспект исследования. Улан-Удэ, 2007. 191 с.; Он же. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (XX—XXI вв.): комплексно-методологические аспекты исследования : монография. Иркутск, 2006. 212 с.; Он же. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX—XXI вв.) : монография. Иркутск, 2008. 319 с.

3. Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (XX—XXI вв.) : автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2009. 42 с.

4. Дамешек Л. М. Сибирские «инородцы» в имперской стратегии власти (XVIII — нач. XX в.). Иркутск, 2007. 320 с.

5. Дамешек И. Л., Дамешек Л. М. Сибирь в системе имперского регионализма (1822—1917 гг.). Иркутск, 2009. 389 с.

6. Дамешек Л. М., Жалсанова Б. Ц., Курас Л. В. История органов местного самоуправления бурят в XIX — начало XX в. : монография. Иркутск, 2013. 503 с.

7. Дамешек Л. М., Дамешек И. Л. Ясак в Сибири в XVIII — начале XX века : монография. Иркутск, 2014. 303 с.

8. Арзуманов И. А. Этноконфессиональный фактор социокультурного освоения Сибири Х!Х—ХХ! вв. / / География Сибири в начале XXI века : в 6 т. / В. М. Плю-снин (гл. ред.) [и др.]. Новосибирск, 2014. Т. 1. Историческая география / отв. ред. Ю. А. Зуляр, В. А. Сныт-ко. С. 209-219.

список литературы

Арзуманов И. А. Методологические концепты вероисповедной политики России в Восточной Сибири XVIII—XXI вв.: философско-правовой аспект иссле-

дования / И. А. Арзуманов. — Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. - 191 с.

Арзуманов И. А. Трансформация конфессионального пространства Байкальской Сибири (ХХ—ХХ1 вв.): комплексно-методологические аспекты исследования : монография / И. А. Арзуманов. — Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 2006. — 212 с.

Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (ХХ—ХХ1 вв.) : автореф. дис. ... д-ра культурологии / И. А. Арзуманов. — М., 2009. — 42 с.

Арзуманов И. А. Трансформация пространства религиозной культуры Байкальского региона в трансазиатском контексте (ХХ—ХХ1 вв.) : монография / И. А. Арзуманов. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. унта, 2008. — 319 с.

Арзуманов И. А. Этноконфессиональный фактор социокультурного освоения Сибири Х1Х—ХХ1 вв. / / География Сибири в начале XXI века : в 6 т. / В. М. Плюснин (гл. ред.) [и др.] ; Ин-т географии им. В. Б. Сочавы СО РАН. — Новосибирск, 2014. — Т. 1. Историческая география / отв. ред. Ю. А. Зу-ляр, В. А. Снытко. — С. 209—219.

Дамешек И. Л. Сибирь в системе имперского регионализма (1822 — 1917 гг.) / И. Л. Дамешек, Л. М. Дамешек. — Иркутск : Оттиск, 2009. — 389 с.

Дамешек Л. М. История органов местного самоуправления бурят в Х1Х — начало ХХ в. : монография / Л. М. Дамешек, Б. Ц. Жалсанова, Л. В. Курас ; отв. ред. Б. В. Базаров. — Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. — 503 с.

Дамешек Л. М. Сибирские «инородцы» в имперской стратегии власти (XVШ — нач. ХХ в.) /

Л. М. Дамешек. — Иркутск : ЗАО «Вост.-Сиб. издат. компания», 2007. — 320 с.

Дамешек Л. М. Ясак в Сибири в XVIII — начале XX века : монография / Л. М. Дамешек, И. Л. Дамешек. — Иркутск : Изд-во ИГУ, 2014. — 303 с.

Казарин В. Н. Доктор культурологии, кандидат философских наук, профессор Игорь Ашотович Арзуманов. К 55-летию со дня рождения // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. — 2015. — Т. 12. — С. 208—218.

Theoretical and Legal and Historical and Legal Problems of State Regulation, Ethno-confessional Relations in the Baikal Siberia

© Kazarin V., 2016

In article review of the monograph I. A. Arzumanova. The contribution of the author in the study of such problematic issues as the particular state regulation, state regulation of ethnic and religious social relations in the Baikal in Siberia, Imperial, Soviet and modern periods.

Key words: government regulation; ethnic-religious community relations; I. A. Arzumanov; historical and legal research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.