Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА НАРОДОВ / ДОШКОЛЬНИК / СЕМЬЯ / ПЕДАГОГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БЫТ / КУЛЬТУРА / РЕЛИГИЯ / MULTICULTURAL EDUCATION / CULTURE OF PEOPLES / PRESCHOOLER / FAMILY / TEACHER / INTERACTION / EVERYDAY LIFE / CULTURE / RELIGIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Чебашева Оксана Владимировна

В данной статье рассматривается проблемы поликультурного образования в дошкольном учреждении, а так же значимость данного направления в соответствии с ФГОС ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Чебашева Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MULTICULTURAL EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

This article examines the value of multicultural education in a preschool institution, as well as the importance of this direction in accordance with the Federal State Educational Standard of Education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Педагогика

УДК 387

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент магистратуры Чебашева Оксана Владимировна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблемы поликультурного образования в дошкольном учреждении, а так же значимость данного направления в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова: поликультурное образование, культура народов, дошкольник, семья, педагог, взаимодействие, быт, культура, религия.

Annotation. This article examines the value of multicultural education in a preschool institution, as well as the importance of this direction in accordance with the Federal State Educational Standard of Education.

Keywords: multicultural education, culture of peoples, preschooler, family, teacher, interaction, everyday life, culture, religio.

Введение. В дошкольной образовательной организации, остро стоит вопрос воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде.

Проблема, вроде и не новая. Мы все понимаем, этот вопрос не может потерять своей актуальности, пока сосуществуют народы разных национальностей.

Мир меняется, люди меняются. Мы замечаем, что наблюдается ужесточение нашей среды.

Актуальность темы обусловлена тем, что происходит в стране, имеет место рост национального самосознания, но и заметно усиление проявлений национализма, шовинизма.

Чему мы должны учить детей, как формировать личность маленького ребенка? Конечно, они должны будут уметь жить в мире разных людей, разных мнений; должны быть способными иметь права и свободы, ни в коем случае не нарушая прав и свобод других людей.

Мы понимаем, что чем раньше начнем формирование самых ценностных качеств личности, тем устойчивее они и будут.

Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации способствуют тому, что ребенок осознает свои корни. А это ему поможет определить свое место в мире. И в то же время, он будет уважать и другие культуры.

Теоретические основы раскрыты в идеях Н.К. Рериха, а также в трудах выдающихся философов и историков современности (Н.А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковец).

В трудах отечественных ученых В.П. Борисенков, Б.Л. Вульфсон, Л.Н. Гончаров, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, К.И. Салимова, О.Д. Федотова и др., и зарубежных ученых Я. Пэй, В. Банки, М. Карти, Д. Бэнкс и др. анализируются аспекты поликультурного образования.

В дошкольном возрасте дети интенсивно входят в социальный мир. Происходит формирование у детей первые представления о себе и обществе, об окружающем мире, о людях, о природе.

В это период родители активно должны работать с ребенком, рассказать им о традициях, быте народов данного края. Например, в Поволжье живут много национальностей (русские, татары, марийцы, чуваши, удмурты и т.д.).

В детских образовательных организациях проводится много занятий по ознакомлению с культурой разных национальностей данного края, по формированию самосознания у детей.

К сожалению, многие родители считают, что в детском саду научат всему. В лучшем случае, в школе. Бывает и так, что педагог детского сада не имеет знаний, навыков, умений, чтобы организовать педагогическую деятельность по поликультурному образованию с детьми дошкольного возраста. Поэтому, очень остро стоит проблема компетентности педагога ДОО и сотрудничество, взаимодействие педагогического коллектива с родителями детей.

Поликультурное направление в ФГОС ДО является тем пространством, в котором дошкольник развивается, становится социально значимым. Именно поликультурное образование и есть одним из важных качеств системы образования современного мира. Данная проблема, проблема поликультурного образования занимает одно из главных мест в нашей России, Республике Татарстан, так как имеет разнонациональные культуры, разные этнические группы.

Изложение основного материала статьи. С введение ФГОС ДО в Республике Татарстан разительно изменились требования к формам обучения и воспитания, а так же большие требования к тому, что дошкольником просто необходимо привлекать и внедрять к культуре своего народа.

«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений».

Исходя из этого, стоит острая необходимость разработок программы по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста, дополнительных проектов направленных на взаимодействие семьи, дошкольника и педагога в узком поликультурном направлении.

Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. Приобщение ребенка к миру человеческих ценностей обеспечивает формирование толерантности, осознание ребенком своей принадлежности к мировым культурным ценностям.

Воспитание дошкольника в направлении поликультурного образования с учетом культуры местных народов региона, с приоритетом для дошкольника культуры его национальности.

Если следовать ключевому звену расширенных воспитательных взаимоотношений и педагогических процессов, которые всесторонне развивают кругозор дошкольника, возможно, представить модель развития личности в культурном направлении в такой последовательности как:

1) целенаправленное развитие окружающей культуры и ее изучение;

2) глубокое понимание своей культуры;

3) соотношение разных культур, разных народов;

4) понимание общения между разными народами с разной культурой;

5) объединение всех культур народов в единую.

В дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО программа по поликультурному воспитанию предусматривает реализацию следующих основных разделов:

- в возрасте 3-4 года: «Я и мой дом», «Хороший - плохой поступок», «Семья», «Дом», «Общие игры и игрушки»;

- в возрасте 4-6 лет: «Твои друзья», «Дружба», «Честность», «Добро и зло», «Родина», «Мой край родной, моя родная сторона»;

- в возрасте 6-7 лет: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и история», «Человек и мир».

У дошкольников 3-4 и 4-6 лет к этому возрасту уже, возможно сформированы и понятия таких

элементарных представлений как чувства человека. А вот в старшем дошкольном возрасте - возможность управлять своими чувствами и контролировать свои поступки, в подготовительной группе ДОУ - о том, что человек - часть живой природы.

На этапе дошкольного образования дошкольникам даются основные понятия о человеческом организме, та так же постепенно развивают понимание о половой принадлежности и принадлежности к национальной культуре народа.

Параллельно с предметами обихода, играми и сказками уже в старшем дошкольном возрасте мы включаем в программу направление в мифологию. Это дает более углубленное познание о культуре народов России, что также помогает дошкольнику понимать, где находится вымышленное, а где реальный мир. С помощью этого направления ребенок легче усваивает нравственные, экологические, эстетические правила поведения человека в окружающей среде. Данная деятельность тоже соответствует ФГОС ДО познанием через игру и сказку.

Также, дошкольники в образовательном учреждении начинают знакомиться с символикой России и Республики Татарстан (герб, флаг, гимн).

В соответствие с ФГОС ДО поликультурное образование можно применять не только в рамках дошкольного образования, но и также в дополнительном образовании дошкольного возраста. Это можно реализовать в работе кружков, где специалисты должны учитывать в воспитательном процессе поликультурного направления и условиях работы ДОО.

Педагогический коллектив предполагает, что поликультурное воспитание может быть более полноценно понято, если преподаватели смогут найти более эффективные пути сближения культур разных народов.

Работу по поликультурному воспитанию в детском саду №6 «Аленушка» г. Мензелинска ММР РТ проводят в трех направлениях.

1. Полноценное обогащение информацией о традициях, обычаях, ценностей разных культур, специфике их культуры и т.д.).

2. При работе на первом этапе, переходя на второй этап, мы должны от дошкольника получить обратную связь.

3. Закрепление полученных знаний, все, что получено дошкольником в процессе обучения обязательно к закреплению в его собственном поведении. Работая в этом направлении по трем этапам, мы применяли такие средства как:

1) взаимодействие с общинами разных культур;

2) устное народное творчество;

3) художественная литература;

4) игра, народная игрушка и национальная кукла;

5) декоративно-прикладное искусство, живопись;

6) музыкальное сопровождение;

7) этнические мини-музеи;

8) блюда разных народов мира.

Исходя из всего выше сказанного, мы поставили для себя такие цели как:

- полное понятие и необходимость поликультурного образования не только педагогами и дошкольниками, но и родителями воспитанников;

- полноценное единство ДОУ и родителей;

- вовлечение родителей в работу, проводимую в ДОО в направлении поликультурного образования;

- всех членов семьи не только вовлекать, но и иметь обратную связь.

Когда родители воспитанников помогают в работе по поликультурному образованию, они оказывают огромную помощь в работе по этому направлению и в решении поставленных педагогическим коллективом целей, задач. Здесь проявляется и выдумка, и фантазия, и энтузиазм.

Работая со старшими дошкольниками по поликультурному направлению, были организовывали такие работы как:

- подготовка и выпуск газеты для дошкольников под названием «Семья в годах и числах», через которую дошкольники могли ознакомиться со всеми праздниками на протяжении года, но не только государственными, но и семейными и национальными;

- создан отдельный стенд с работами только по направлению поликультурного образования, где старшие дошкольники могли выставлять свои рисунки, относящие к таким темам как «Мой дом», «Моя улица», «Мой детский сад».

Очень позитивно и оригинально проводятся конкурсы, выставки, в процессе которых по своей сути происходит сплочении, как семьи, так и коллектива и педагогов и дошкольников, а также закрепляются знания о родном крае.

Для выставок по поликультурному направлению были оборудованы специальные уголок, где все оформлено в стиле сплочения семьи, национальностей, культур. Данные выставки могут посетить не только родителей старших дошкольников, но и абсолютно все посетители нашего детского сада.

Дошкольникам и родителям давали задание на выходные дни по темам: «Герб моей семьи», «Вот и лето прошло», «Осенние фантазии», «Я и моя мама», «Золотые руки мамы», «Самый лучший папа на свете», «Зимние узоры», «Снежинки - холодинки», «Зимние забавы», по которым потом так же проводили выставки.

Выставки проводились в несколько этапов:

1. Проведение бесед, тематических занятий с детьми.

2. Объявление тематики выставки.

3. Совместная работа родителей и детей.

4. Сбор информации - интервью, консультации, статьи.

5. Оформление выставки.

6. Проведение групповых экскурсий с представлением работ детей.

Именно совместная работа дошкольника и родителя дает ребенку осознать всю важность социального статуса. Дошкольники очень горды своими работами, выполненными совместно с родителями.

Бесспорно, в первом ряду стоят нравственные ценности - гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери, дружелюбие, честность и правдивость, юмор. Родители активно участвуют в мероприятиях по проведению выставок. Чтобы еще больше заинтересовать их, выставки проводятся в виде конкурсов.

В каждой группе в соответствии с ФГОС ДО организован уголок народной культуры, где выставлены куклы разных национальностей, в костюмах своего народа, а так же герб, флаг Российской федерации и флаг Республики Татарстан.

Еще прадеды говорили о том что: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот и педагогический коллектив в сотрудничестве с родителями, активно работают в этом направлении. Стараются, чтобы ребенок знал свои корни, знал прошлое своего народа, ценил свои традиции, обычаи, приумножал их; уважал другую культуру.

Педагогический коллектив дошкольной организации целью своей работы, в первую очередь ставит донести до дошкольников всю суть и ценность культуру своего родного края и всех близлежащих субьектов, а так же то, что они носители своей народной культуры и насколько это все важно для светлого будущего.

Выводы. Только в тесной взаимосвязи дошкольника , семьи и педагога будут полноценно развиваться нравственные качества дошкольников. Народное творчество, фольклор и традиции разных народов благотворно будут влиять на воспитание дошкольников.

Поликультурное воспитание - это та составляющая, посредством которого формируется положительное воспитание дошкольника к культуре своего народа, к культуре других народов.

Именно это направление в образование помогает понять доступно с детской непосредственностью, что очень важно чтить традиции, быт, устав не только своего народа, но и других наций, средств материальной и духовной культуры.

Работать с дошкольниками нужно по четко выработанному плану, в котором все расписано учитывая возрастные особенности детей, а так же в соответствии с ФГОС ДО.

В Декларации прав ребенка прописано: «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей».

Это, актуализируя Программу поликультурного воспитания, предполагает:

- насыщение предметно-пространственной среды дошкольного учреждения в соответствии с российскими традициями;

- наполнение воспитательных программ, направленных на работу с дошкольниками, фольклорным материалом (пословицы, колыбельные, колядки, хороводные песни и пляски, сказки, российские песни, игры);

- приобщение к российским духовным и культурным традициям (проведение утренников, праздничных мероприятий, посвященных традиционным российским праздникам и др., особо значимых событий в истории, культуре, знакомство с героями Отечества, святыми, почитаемыми на Руси, «Права ребенка и способы их реализации» - для родителей дошкольников и др.).

Литература:

1. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном коллективе. - 2016. М. Юрайт. - 268 с.

2. Ильинская И.П., Памфилова В.В. К вопросу о поликультурном образовании в начальной школе / Начальная школа. - 2020. - № 6. - С. 57-58.

3. Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», - 2013. - 240 с.

4. Фархутдинова Р.А., Хабибуллина Д.А. Поликультурное образование как направление в современной школе // Евразийский союз ученых: ежемесячный научный журнал. - Москва, - 2015. - № 6 (15), ч. 3. -С. 144-147.

5. Хухлаев О.В., Хакимов Э.Р., Хухлаев О.Е. Поликультурное образование. - 2015. М. - 284 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.