Научная статья на тему 'Проблемы подготовки студента педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности'

Проблемы подготовки студента педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Е. Н., Янюшкина Г. М., Ермакова Л. И.

The basic approaches to perfection of professional training of the future teachers in pedagogical universities are considered in the article in the context of modern problems of modernization of education. Educational possibilities and reserves of the pedagogical practice are analyzed: subject personal experience of students, student teaching possibilities, design activity of students, integration of pedagogics and a subject technique, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing students of the pedagogical university for professional activity

The basic approaches to perfection of professional training of the future teachers in pedagogical universities are considered in the article in the context of modern problems of modernization of education. Educational possibilities and reserves of the pedagogical practice are analyzed: subject personal experience of students, student teaching possibilities, design activity of students, integration of pedagogics and a subject technique, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки студента педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности»

юлютош

ИШГОГІІЇССШ КАЛРОЬ

ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Н.Федорова, кандидат педагогических наук, доцент Карельского государственного педагогического университета (КГПУ), Г.М.Янюшкина, кандидат педагогических наук, доцент КГПУ, Л.И.Ермакова, аспирантка кафедры педагогики КГПУ, Петрозаводск

Ключевые слова: направленность личности, акмеологический инвариант профессионализма, профессиональные умения.

Идея модернизации системы образования заложена во многих документах последних лет и прежде всего в Национальной доктрине образования, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в Послании Президента РФ Федеральному собранию, в котором определяется, что решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, «совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образо-

вательная стратегия — инициатива «Наша новая школа». Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть — мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе» [1].

Несмотря на то что высшее педагогическое образование за последние годы непрерывно развивается, ему до сих пор не удалось преодолеть многие недостатки вузовского обучения: недостаточная академическая мобильность студентов, нацеленность на обобщение ими готовых знаний, слабое применение их в педагогической

56

практике, сугубо дисциплинарный характер образовательного процесса, недостаточно активное использование активных методов обуче-ния и др. В практике вузов слабо представлены условия для реализации индивидуально-ориентированного обучения, предполагающего опору на индивидуальные особенности личности обучающегося, в первую очередь, на сферу его образовательнопрофессиональных интересов и потребностей, предпочтений, профессиональные и жизненные планы (О.В. Акулова, А.П. Тряпицына).

В процессе личностно-профессионального развития будущего учителя происходит умножение личностного потенциала: эффективное изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); приобретение опыта и повышение квалификации; развитие профессионально важных психологических качеств; развитие личностно-деловых качеств (организованности, исполнительности, инициативности, нормативности поведения); развитие акмеологиче-ских инвариант профессионализма (антиципации, саморегуляции, умения принимать решения) [2].

Анализируя две различные концептуальные схемы обучения (знания — умения-навыки и деятельность — сознание-личность), И.А. Бочкарева отмечает следующее: схема подготовки студентов «знания — умения — навыки» формирует интеллект студента в виде жесткой конструкции

информационных предметных блоков («репродуктивный интеллект»); существенной особенностью данной концептуальной схемы обучения является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность; вторая схема — «деятельность — сознание — личность» при соответствующем выборе видов и приемов учебной деятельности формирует продуктивное (творческое) мышление, т.е. деятельность порождает сознание и личность [3].

На основании изложенного нам представляется важным формирование акмеологической позиции студента в учебном процессе, которая могла бы выступить предпосылкой и показателем его профессионализма.

В.Н. Максимова отмечает, что акмеологическая позиция педагога — это «гуманистическая ориентация на обеспечение успеха и здоровья каждого школьника, ориентация на высокие результаты и достижения педагогического труда, на развитие творчества учителя и ученика при наличии устойчивых гуманистических мотивов профессиональной деятельности» [4].

Становление акмеологической позиции студентов определяется следующими факторами: один связан с процессом освоения профессиональных ценностей, понятийного и концептуального аппарата дисциплин психолого-педагогического и методического цикла; другим является реальная педагогическая деятельность в период прохождения

57

школьной практики, в ходе которой проявляются, объективируются для других и себя профессионально важные свойства и особенности будущего педагога.

Педагогическая практика требует от студентов актуализации индивидуального опыта, накопленного на теоретических и практических занятиях, интеграции знаний и специальных педагогических способностей, которые в наибольшей степени способствуют развитию акмеологической позиции. При этом предполагается, что в условиях практической деятельности студент будет самостоятельно синтезировать научные знания (психологические, педагогические, методические) и практический опыт. Однако анализ опыта школьной практики выявляет ряд проблем, свидетельствующих о несформированности у студентов умений использования теоретических знаний для решения практических задач. В профессиональной подготовке до сих пор сохраняется разрыв между теорией и практикой: студенты владеют специальным предметом, который они преподают в школе, знают теоретические принципы психологии, педагогики, методики обучения, но не умеют применять их в условиях решения конкретных задач, которые возникают в профессиональной деятельности.

Следует констатировать, что существующие программы профессиональной подготовки будущего педагога не сориентированы на субъектный личностный опыт студентов, не обращены к их первоначальным представлениям о педагогической деятельности, не учитывают собственного опыта

58

обучаемых. Субъективный опыт в процессе обучения постоянно преобразуется, видоизменяется по накопительному принципу. Каждый цикл обучения добавляет новые знания, приемы и способы работы, очередная ступень строится на основе постановки и решения студентами учебнопрофессиональных задач, при этом актуализируются имеющиеся знания и осваиваются новые элементы профессионального опыта.

При профессиональной подготовке студентов физико-математического факультета Карельского государственного педагогического университета осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса, при котором преподаватель организует и направляет профессиональную деятельность студентов на самостоятельное приобретение знаний и овладение способами оперирования в условиях интеграции теории и практики в виде следующих дидактических форм: семинарских занятий по теории и методике обучения физике; интегрированных семинаров по теории и методике обучения физике и педагогике; демонстрационного эксперимента по теории и методике обучения физике; спецкурса «Технологии обучения физике»; семинарских занятий проблемной группы на педагогической практике.

Исследование самооценки готовности будущих учителей к решению группы профессиональных задач показало, что студенты высоко оценивают свою профессиональную компетентность (71% от числа опрошенных) по сравнению с оценкой педагогов (61%) (табл. 1).

Таблица 1

Оценка готовности будущих учителей КГПУ к решению группы профессиональных задач

№ п/п Группы задач Процент от максимального числа баллов

Самооценка, в % Наблюдения в ходе педагогической практики, в %

1 Видеть ученика в образовательном процессе 71,8 64,0

2 Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы 70,4 70,0

3 Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса 71,9 55,7

4 Создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности 70,0 62,4

5 Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование 73,0 54,3

Будущему учителю необходимо осознать собственные профессионально значимые личностные особенности с тем, чтобы адекватно и активно проявить их в учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

Стержневым вопросом, решение которого позволит студенту осуществлять дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование, преодолевать трудности и творчески решать профессиональные задачи, является во-

прос формирования его профессиональных умений.

Студентам 4 курса физико-математического факультета Карельского государственного педагогического университета (121 чел.) после педагогической практики было предложено оценить уровень овладения педагогическими умениями по степеням: в большей степени, в достаточной степени и в небольшой степени. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты самооценки студентами приобретенных умений во время педагогической практики

Группы профессиональных умений Количество студентов (%)

В большей степени В достаточной степени В небольшой степени

Гностические 17 80,6 2,4

Проектировочные 17 78,2 4,8

Исследовательские 1 4, 2 73,9 11,8

Организаторские 14,5 77,6 7,9

Коммуникативные 18,8 70 11,2

Рефлексивные 7,6 73,9 18, 5

59

Интерпретация полученных данных показала, что наиболее высокого результата студенты достигли в формировании гностических и проектировочных умений. Довольно успешно сформировались организаторские умения. Наиболее трудными в овладении оказались коммуникативные, исследовательские и рефлексивные умения.

Одним из эффективных средств формирования исследовательских умений будущего педагога является работа над учебно-исследовательскими проектами. В процессе выполнения проекта студенты вырабатывают навыки и умения в сфере взаимодействия между собой, которые заключаются во взаимопомощи, взаимоконтроле, взаи-мообучении, что, несомненно, пригодится им в профессиональной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность студентов осуществляется на учебном и внеучебном материале. Например, студентами 5 курса физико-математического факультета были разработаны и апробированы в школах № 2, № 36, лицеях № 13, № 40 г.Петрозаводска учебные проекты «Глаз как оптическая система и его значение в жизни человека и животных», «Влияние электромагнитного поля на жизнь животных и человека», «Влияние радиоактивности на живые организмы», «Развитие средств связи в Республике Карелия». При выполнении проектов интеллектуальная деятельность студента обслуживает его когнитивную сферу, личностная — индивидуальное поведение в учебных ситуациях, коммуникативная — межличностное обще-

ние, кооперативная — совместную деятельность.

Высокому уровню развития рефлексии соответствует владение будущим учителем разнообразными формами, приемами организации учебно-познавательной деятельности учащихся, наличие у него коммуникативных навыков, преломление передового педагогического опыта в практике собственной работы с учетом условий реальной педагогической деятельности, высокая потребность в осмыслении собственных действий, самовоспитании и самообразовании.

Педагогическая практика для студентов является серьезным экзаменом, показывающим уровень подготовки и одновременно школой мастерства, в которой они делают первые попытки в самореализации, овладевают операционными структурами будущей профессиональной деятельности, опытом практической деятельности при условии последовательного формирования профессиональных умений.

Литература:

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию / Д. Медведев // Российская газета.— 2008.— 6—12 ноября.— С. 2-8.

2. Абульханова-Славская К.А. Основы общей и прикладной акмеологии / К.А. Абульханова-Славская — М.: РАГС, 1995.- 205 с.

3. Инновации в подготовке учителя / Под общей ред. И.А.Бочкаревой, Е.Н.Со-лововой.— М.-СПб.: Еврошкола, 2002.— 274 с.

4. Максимова В.Н. Введение в акмео-логию школьного образования/В.Н. Максимова.— СПб.: ЛОИРО, 2002.— 156 с.

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.