юлютош
ИШГОГІІЇССШ КАЛРОЬ
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Н.Федорова, кандидат педагогических наук, доцент Карельского государственного педагогического университета (КГПУ), Г.М.Янюшкина, кандидат педагогических наук, доцент КГПУ, Л.И.Ермакова, аспирантка кафедры педагогики КГПУ, Петрозаводск
Ключевые слова: направленность личности, акмеологический инвариант профессионализма, профессиональные умения.
Идея модернизации системы образования заложена во многих документах последних лет и прежде всего в Национальной доктрине образования, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в Послании Президента РФ Федеральному собранию, в котором определяется, что решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, «совсем недавно вместе с профессиональным сообществом мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образо-
вательная стратегия — инициатива «Наша новая школа». Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть — мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе» [1].
Несмотря на то что высшее педагогическое образование за последние годы непрерывно развивается, ему до сих пор не удалось преодолеть многие недостатки вузовского обучения: недостаточная академическая мобильность студентов, нацеленность на обобщение ими готовых знаний, слабое применение их в педагогической
56
практике, сугубо дисциплинарный характер образовательного процесса, недостаточно активное использование активных методов обуче-ния и др. В практике вузов слабо представлены условия для реализации индивидуально-ориентированного обучения, предполагающего опору на индивидуальные особенности личности обучающегося, в первую очередь, на сферу его образовательнопрофессиональных интересов и потребностей, предпочтений, профессиональные и жизненные планы (О.В. Акулова, А.П. Тряпицына).
В процессе личностно-профессионального развития будущего учителя происходит умножение личностного потенциала: эффективное изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); приобретение опыта и повышение квалификации; развитие профессионально важных психологических качеств; развитие личностно-деловых качеств (организованности, исполнительности, инициативности, нормативности поведения); развитие акмеологиче-ских инвариант профессионализма (антиципации, саморегуляции, умения принимать решения) [2].
Анализируя две различные концептуальные схемы обучения (знания — умения-навыки и деятельность — сознание-личность), И.А. Бочкарева отмечает следующее: схема подготовки студентов «знания — умения — навыки» формирует интеллект студента в виде жесткой конструкции
информационных предметных блоков («репродуктивный интеллект»); существенной особенностью данной концептуальной схемы обучения является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность; вторая схема — «деятельность — сознание — личность» при соответствующем выборе видов и приемов учебной деятельности формирует продуктивное (творческое) мышление, т.е. деятельность порождает сознание и личность [3].
На основании изложенного нам представляется важным формирование акмеологической позиции студента в учебном процессе, которая могла бы выступить предпосылкой и показателем его профессионализма.
В.Н. Максимова отмечает, что акмеологическая позиция педагога — это «гуманистическая ориентация на обеспечение успеха и здоровья каждого школьника, ориентация на высокие результаты и достижения педагогического труда, на развитие творчества учителя и ученика при наличии устойчивых гуманистических мотивов профессиональной деятельности» [4].
Становление акмеологической позиции студентов определяется следующими факторами: один связан с процессом освоения профессиональных ценностей, понятийного и концептуального аппарата дисциплин психолого-педагогического и методического цикла; другим является реальная педагогическая деятельность в период прохождения
57
школьной практики, в ходе которой проявляются, объективируются для других и себя профессионально важные свойства и особенности будущего педагога.
Педагогическая практика требует от студентов актуализации индивидуального опыта, накопленного на теоретических и практических занятиях, интеграции знаний и специальных педагогических способностей, которые в наибольшей степени способствуют развитию акмеологической позиции. При этом предполагается, что в условиях практической деятельности студент будет самостоятельно синтезировать научные знания (психологические, педагогические, методические) и практический опыт. Однако анализ опыта школьной практики выявляет ряд проблем, свидетельствующих о несформированности у студентов умений использования теоретических знаний для решения практических задач. В профессиональной подготовке до сих пор сохраняется разрыв между теорией и практикой: студенты владеют специальным предметом, который они преподают в школе, знают теоретические принципы психологии, педагогики, методики обучения, но не умеют применять их в условиях решения конкретных задач, которые возникают в профессиональной деятельности.
Следует констатировать, что существующие программы профессиональной подготовки будущего педагога не сориентированы на субъектный личностный опыт студентов, не обращены к их первоначальным представлениям о педагогической деятельности, не учитывают собственного опыта
58
обучаемых. Субъективный опыт в процессе обучения постоянно преобразуется, видоизменяется по накопительному принципу. Каждый цикл обучения добавляет новые знания, приемы и способы работы, очередная ступень строится на основе постановки и решения студентами учебнопрофессиональных задач, при этом актуализируются имеющиеся знания и осваиваются новые элементы профессионального опыта.
При профессиональной подготовке студентов физико-математического факультета Карельского государственного педагогического университета осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса, при котором преподаватель организует и направляет профессиональную деятельность студентов на самостоятельное приобретение знаний и овладение способами оперирования в условиях интеграции теории и практики в виде следующих дидактических форм: семинарских занятий по теории и методике обучения физике; интегрированных семинаров по теории и методике обучения физике и педагогике; демонстрационного эксперимента по теории и методике обучения физике; спецкурса «Технологии обучения физике»; семинарских занятий проблемной группы на педагогической практике.
Исследование самооценки готовности будущих учителей к решению группы профессиональных задач показало, что студенты высоко оценивают свою профессиональную компетентность (71% от числа опрошенных) по сравнению с оценкой педагогов (61%) (табл. 1).
Таблица 1
Оценка готовности будущих учителей КГПУ к решению группы профессиональных задач
№ п/п Группы задач Процент от максимального числа баллов
Самооценка, в % Наблюдения в ходе педагогической практики, в %
1 Видеть ученика в образовательном процессе 71,8 64,0
2 Строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования профильной школы 70,4 70,0
3 Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса 71,9 55,7
4 Создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности 70,0 62,4
5 Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование 73,0 54,3
Будущему учителю необходимо осознать собственные профессионально значимые личностные особенности с тем, чтобы адекватно и активно проявить их в учебной, а затем и в профессиональной деятельности.
Стержневым вопросом, решение которого позволит студенту осуществлять дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование, преодолевать трудности и творчески решать профессиональные задачи, является во-
прос формирования его профессиональных умений.
Студентам 4 курса физико-математического факультета Карельского государственного педагогического университета (121 чел.) после педагогической практики было предложено оценить уровень овладения педагогическими умениями по степеням: в большей степени, в достаточной степени и в небольшой степени. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты самооценки студентами приобретенных умений во время педагогической практики
Группы профессиональных умений Количество студентов (%)
В большей степени В достаточной степени В небольшой степени
Гностические 17 80,6 2,4
Проектировочные 17 78,2 4,8
Исследовательские 1 4, 2 73,9 11,8
Организаторские 14,5 77,6 7,9
Коммуникативные 18,8 70 11,2
Рефлексивные 7,6 73,9 18, 5
59
Интерпретация полученных данных показала, что наиболее высокого результата студенты достигли в формировании гностических и проектировочных умений. Довольно успешно сформировались организаторские умения. Наиболее трудными в овладении оказались коммуникативные, исследовательские и рефлексивные умения.
Одним из эффективных средств формирования исследовательских умений будущего педагога является работа над учебно-исследовательскими проектами. В процессе выполнения проекта студенты вырабатывают навыки и умения в сфере взаимодействия между собой, которые заключаются во взаимопомощи, взаимоконтроле, взаи-мообучении, что, несомненно, пригодится им в профессиональной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность студентов осуществляется на учебном и внеучебном материале. Например, студентами 5 курса физико-математического факультета были разработаны и апробированы в школах № 2, № 36, лицеях № 13, № 40 г.Петрозаводска учебные проекты «Глаз как оптическая система и его значение в жизни человека и животных», «Влияние электромагнитного поля на жизнь животных и человека», «Влияние радиоактивности на живые организмы», «Развитие средств связи в Республике Карелия». При выполнении проектов интеллектуальная деятельность студента обслуживает его когнитивную сферу, личностная — индивидуальное поведение в учебных ситуациях, коммуникативная — межличностное обще-
ние, кооперативная — совместную деятельность.
Высокому уровню развития рефлексии соответствует владение будущим учителем разнообразными формами, приемами организации учебно-познавательной деятельности учащихся, наличие у него коммуникативных навыков, преломление передового педагогического опыта в практике собственной работы с учетом условий реальной педагогической деятельности, высокая потребность в осмыслении собственных действий, самовоспитании и самообразовании.
Педагогическая практика для студентов является серьезным экзаменом, показывающим уровень подготовки и одновременно школой мастерства, в которой они делают первые попытки в самореализации, овладевают операционными структурами будущей профессиональной деятельности, опытом практической деятельности при условии последовательного формирования профессиональных умений.
Литература:
1. Послание Президента РФ Федеральному собранию / Д. Медведев // Российская газета.— 2008.— 6—12 ноября.— С. 2-8.
2. Абульханова-Славская К.А. Основы общей и прикладной акмеологии / К.А. Абульханова-Славская — М.: РАГС, 1995.- 205 с.
3. Инновации в подготовке учителя / Под общей ред. И.А.Бочкаревой, Е.Н.Со-лововой.— М.-СПб.: Еврошкола, 2002.— 274 с.
4. Максимова В.Н. Введение в акмео-логию школьного образования/В.Н. Максимова.— СПб.: ЛОИРО, 2002.— 156 с.
60