Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы комплексной подготовка преподавателей физики в университете'

Теоретико-методологические основы комплексной подготовка преподавателей физики в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агибова И. М.

Analysis of expenditure of the studyhours, intended for the training of a specialist on additional qualification "Teacher" shows that they are essentially less than those ones intended for the training of a teacher in a Pedagogical Institute. That's why it is necessary to develop complex system of the training of a Physics Teacher in the university taking into consideration the real innersubject and inter subject connections of subjects of psycho-pedagogical cycle and also possibilities of teaching research and science research work of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы комплексной подготовка преподавателей физики в университете»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.14

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДОВАТЕЛЕЙ ФИЗИКИ В УНИВЕРСИТЕТЕ

О 2003 г. И.М. Агибова

Analysis of expenditure of the studyhours, intended for the training of a specialist on additional qualification "Teacher" shows that they are essentially less than those ones intended for the training of a teacher in a Pedagogical Institute. That's why it is necessary to develop complex system of the training of a Physics Teacher in the university taking into consideration the real innersubject and inter subject connections of subjects of psycho-pedagogical cycle and also possibilities of teaching - research and science - research work of students.

Признавая ведущую роль педагога в решении проблемы развития творческого потенциала всех членов общества и в первую очередь молодежи, национальная доктрина образования в Российской Федерации подчеркивает необходимость привлечения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации [1].

Основой для формирования педагога нового поколения, способного решать поставленные в Национальной доктрине задачи образования, является изменяющееся содержание высшего педагогического образования, базирующегося на принципах фундамен-тализации, гуманизации, дифференциации, личностной ориентации всего учебного процесса. Современное педагогическое образование определено [2] как гуманитарное, обеспечивающее готовность выпускника не только к профессиональной деятельности в традиционной роли учителя, но и в значительно более широкой сфере «человек - общество - человек».

Вместе с тем развитие высшего образования в России в последние десятилетия привело к противоречивой ситуации в подготовке педагогических кадров. С одной стороны, в стране существует развитая сеть собственно педагогических учебных заведений (пединститутов и образованных на их основе педуни-верситетов), с другой — подготовкой преподавателя традиционно занимаются классические университеты (в том числе и вновь образованные в последние годы на базе ряда педагогических институтов, например, Ставропольский государственный университет).

Анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для педвуза [3] и Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «преподаватель» [4] дает основание утверждать, что различие этих типов подготовки преподавателя определяется не только разным соотношением фундаментальной и профессиональной подготовки, но

и обусловлено разными целевыми установками: в одном случае происходит формирование специалиста через логику самой науки (университетское педагогическое образование), в другом - через изучение способов восприятия данной науки (пединститутское образование). Это приводит к тому, что «университетская педагогическая подготовка хотя и не дает столь обширного (по сравнению с педагогическими вузами) навыков классного руководства и дидактической проработки материала, но зато обеспечивает своих выпускников несравненно более глубокими знаниями по предмету, возможностями творчески исследовательского отношения к работе учителя, менее авторитарным коммуникативным потенциалом и безусловными преимуществами в постановке кружковой работы, ведения факультативных курсов» [5, с. 32].

Подготовка преподавателя как один из видов профессионального образования с точки зрения профессиональной педагогики может рассматриваться в трех составных и взаимосвязанных направлениях:

- развитие личности студента, формирование его профессиональной компетентности в процессе обучения;

- определение содержания образовательного процесса, образовательных программ;

- соответствие образовательных учреждений задачам подготовки специалиста данного уровня квалификации [6].

Становление педагога в высших профессиональных педагогических заведениях предполагает прежде всего формирование целостной личности, интегрирующей в себе профессиональную компетентность и профессиональную мобильность.

Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие глубоких знаний в широкой области, захватывающей такие сферы, как человекознание, педагогика, а также различные научные знания, определяемые направлением профессиональной деятельности. Однако психолого-педагогические и специальные знания являются важным, но не достаточным условием профессиональной компетентности преподавателя, необходимо наличие у него интеллектуальных и практических умений и навыков. Под педагогической компетентностью преподавателя следует

понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности [7].

Профессиональная мобильность педагога состоит в его способности эффективно осуществлять профессиональную деятельность в изменяющейся образовательной ситуации, сравнительно легко приобретать новые специальности и специализации в течение своей профессиональной жизни. Профессиональная компетентность и профессиональная мобильность тесно связаны между собой. Ориентация на развитие профессиональной мобильности требует повышения уровня профессиональной компетенции, а профессиональная компетентность в свою очередь является основой достаточно высокой профессиональной мобильности специалиста в профессиональной деятельности. Исходя из этого ориентацию на формирование профессиональной мобильности специалиста в процессе его подготовки в высшей педагогической школе можно рассматривать как определяго'щую целевую установку при построении этого процесса [2].

Современные требования к подготовке преподавателя определяют содержание образовательного процесса в университете, основными концептуальными положениями которого, на наш взгляд, должны быть следующие:

- профессиональная направленность дисциплин всех образовательных циклов, входящих в учебный план;

- личная значимость процесса и результата обучения;

- разносторонность профессиональной подготовки;

- вариативность обучения (наличие большого числа профессионально ориентированных элективных курсов).

Подготовкой преподавателя в современной системе профессионального педагогического образования занимаются педагогические институты и образованные на их основе педагогические университеты, а также университеты классического типа. При этом следует иметь в виду, что в отличие от университетов Москвы и Санкт-Петербурга, традиционно формировавшихся как вузы, производящие научную элиту общества, и менее ориентированных на подготовку преподавателей, региональные университеты должны учитывать потребность региона в подготовке преподавательских кадров, открытость рынка педагогического труда и желание своих выпускников работать в сфере образования.

В связи с этим основными задачами подготовки преподавателя в системе профессионального педагогического образования являются следующие:

- подготовка профессионально мобильных специалистов, способных работать в инновационных учебных заведениях, в изменяющейся образовательной ситуации при изменении содержания образования и технологии обучения;

- подготовка специалистов, заинтересованных в постоянном самообразовании, самовоспитании, самосовершенствовании своей профессиональной компетенции;

- подготовка специалистов, способных работать в системе личностно ориентированного образования;

- развитие вариативного образования, направленного на расширение профессионального самоопределения и развития творческого потенциала личности будущего педагога;

- обеспечение мониторинга профессионального становления педагога в процессе обучения;

- создание необходимой материально-технической базы для подготовки специалиста высокого уровня.

Однако существует ряд противоречий в подготовке преподавателя в университете между: ‘

- непрерывным ростом информации, требованиями общества к теоретической и практической подготовке преподавателя и реальным уровнем готовности выпускников университета к выполнению социальных и профессиональных функций;

- значительно меньшими трудозатратами, отводимыми ГОС на профессиональную подготовку выпускника для получения дополнительной - квалификации «Преподаватель», и необходимостью подготовить компетентного специалиста, имеющего достаточные теоретические, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

- необходимостью специальной профессиональной подготовки будущего преподавателя к использованию личностно ориентированного обучения в современной школе и почти полным отсутствием такой подготовки в университете;

- индивидуальным характером профессионального становления педагога и массовым характером подготовки преподавателя в университете;

- необходимостью интеграции циклов дисциплин для качественной подготовки преподавателя и традиционным предметным построением содержания образования;

- содержанием учебно-методического обеспечения, ориентированного на предметное преподавание и состоящего в основном из разрозненных учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, программного обеспечения;

- необходимостью создания целостных учебнометодических комплексов для подготовки преподавателя.

Указанные противоречия определяют направления совершенствования подготовки преподавателя физики в условиях классического университета, пересмотра структуры и содержания его фундаментальной и профессиональной подготовки, позволяют сформулировать основные требования к комплексной системе подготовки преподавателя физики в университете:

- система профессиональной подготовки преподавателя должна быть ориентирована на подготовку компетентного специалиста, способного решать задачи образования, сформулированные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, законе РФ «Об образовании», других нормативных документах;

- профессионально направленный процесс подготовки преподавателя в университете должен быть личностно ориентирован на развитие творческого потенциала студента;

- комплексная система подготовки преподавателя в университете должна оптимально сочетать фундаментальную и профессиональную составляющую в общей структуре педагогической подготовки;

- 'комплексная система подготовка преподавателя в университете,должна учитывать возможности учебной, учебно-исследовательской и научно-исследо-вательской работы студентов;

- система должна быть обеспечена учебно-методическим комплексом для подготовки преподавателя, учитывающим особенности университетского образования.

Для создания подобной комплексной системы необходимо прежде всего определить те знания и умения, которыми должен обладать преподаватель физики, способный не только сам работать творчески, но и развивать творческий потенциал своих учеников.

Прежде всего это глубокое знание сущности процессов обучения и воспитания, их психологических основ; вопросы частных методик школьных курсов по своему предмету; различные подходы к изучению тем школьного курса соответствующего предмета, новые технологии в обучении; методика формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления учащихся; требования к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по предмету, устанавливаемые Государственным образовательным стандартом. Кроме того, преподаватель должен уметь проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность; разрабатывать и проводить разные по форме учебные занятия, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся, организовывать. учебную деятельность учащихся; применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету; развивать интерес учащихся и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь и многое другое.

Указанные знания и умения будущих преподавателей физики формируются в процессе изучения «психологии и педагогики», а также дисциплин дополнительной квалификации «преподаватель».

Ограниченность времени, отведенного на подготовку преподавателя в условиях классического университета, обусловливает необходимость пересмотра их содержания с учетом внутрипредметных и межпредметных связей.

Разрабатывая учебные программы и содержание курсов по предметам психолого-педагогического цикла (включая и методику преподавания предмета), необходимо предусмотреть выполнение студентами творческих, исследовательских заданий, в ходе которого они будут учиться решать профессиональные задачи различной степени сложности.

Ставропольский государственный университет__________

Существенной чертой университетского образования является органическое сочетание учебной и науч-но-исследовательской работы студентов, что создает благоприятные условия для подготовки специалиста, способного подходить творчески к решению сложных задач в избранной сфере деятельности.

Система исследовательской работы будущих' учителей должна быть рассчитана на весь период обучения, учитывая преемственность в работе преподавателей педагогики и методики преподавания предмета. Разрабатывая такую систему исследовательской работы, мы исходили из того, что она должна включать теоретические занятия по обучению студентов проведению педагогических исследований, решению профессиональных задач, практические занятия, выполнение индивидуальных заданий разной степени сложности, а .также продуманную систему руководства и контроля за работой студентов. - .

Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны быть углублены и развиты в ходе педагогической практики, которую надо максимально использовать как для формирования определенного круга профессиональных умений, так и для проверки уровня подготовки студентов к предстоящей деятельности. , ' " • 1

Обязательным элементом профессиональной подготовки будущего учителя должно быть выполнение курсовой и квалификационной работы по педагогике и методике преподавания предмета исследовательского характера. При этом квалификационная работа должна включать обобщение результатов самостоятельной исследовательской работы в школе.

Литература \

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации 2000. № 11.С. 4-13.

2. Подготовка специалиста в области образования: Бакалавр, специалист, магистр. СПб., 1998.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032200.00. Физика с дополнительной специальностью. М., 2000..

4. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». М., 2000.

5. Сенашенко В, Сенаторова Н. // Высшее образование в России. 1997. № 3. С. 24 - 36

6. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 1997.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб пособие. М., 1997.

■> 1

I -

_______________________________;_______2 июля 2002 г. ,

і. і

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.