Научная статья на тему 'Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя'

Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1379
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / PEDAGOGICAL EDUCATION / SUCCESSION / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Ирина Ивановна, Пискунова Елена Витальевна, Сергиенко Александра Юрьевна

В статье актуализируется проблема преемственности образовательных стандартов высшего педагогического образования и профессиональных стандартов учителя. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в двух регионах России, выявлены проблемные зоны подготовки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соколова Ирина Ивановна, Пискунова Елена Витальевна, Сергиенко Александра Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article makes actual the problem of correspondence of educational standards of higher pedagogical education and teacher professional standards. The paper presents the analysis of the results of empirical research conducted in two regions of Russia. The problem area of teacher training, according to the research, includes: insufficient level of the subject training, inability to build interaction with the participants in the educational process, lack of the required professional motivation, lack of general culture, low literacy level, lack of communication skills, low level of IT skills, lack of intellectual effort skill, and social infantilism

Текст научной работы на тему «Исследование готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя»

И. И. Соколова, Е. В. Пискунова, А. Ю. Сергиенко

(Санкт-Петербург)

Исследование готовности молодых педагогов

к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя

В статье актуализируется проблема преемственности образовательных стандартов высшего педагогического образования и профессиональных стандартов учителя. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в двух регионах России, выявлены проблемные зоны подготовки педагогов.

В современных условиях общественного развития становится чрезвычайно актуальной проблема совершенствования профессионального образования, которое призвано обеспечивать общество квалифицированными специалистами. Акцент в требованиях к специалисту в профессиональных и образовательных стандартах переносится с объема знаний на умение применять знания в постоянно изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Современный человек живет в стремительно меняющемся мире, поэтому готовые решения часто не приносят желаемых результатов, кроме того, сфера любой профессиональной деятельности постоянно расширяется и усложняется. Перед системой высшего профессионального образования стоит задача подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям современной профессиональной деятельности, устойчиво ориентированных на компетентное решение профессиональных проблема, а также мотивированных на профессиональное развитие и саморазвитие.

Сегодня меняются квалификационные требования к учителю в связи со значительными изменениями состава профессиональных задач, решаемых современным учителем в педагогической деятельности, что требует расстановки иных акцентов в традиционной обучающей деятельности педагога и реализации новых функций профессиональной деятельности: содействия образованию учащихся, а не просто собственно преподавания предмета, совместного с учащимся проектирования индивидуального образовательного

маршрута, участия в управлении образованием, что требует проявления активной личностной позиции в решении проблем сферы образования, постоянного самообразования, основанного на профессиональной рефлексии.

Качество современного профессионального образования определяется целым рядом позиций, связанных с образовательными результатами обучающихся, с характеристиками условий, созданных в образовательных организациях для достижения требуемых результатов. Качество профессионального образования сегодня рассматривается также с точки зрения его эффективности. В частности, в рейтингах вузов к основным показателям относятся трудоустройство выпускников, их профессиональная компетентность и успешность карьеры.

Особую важность приобретают исследования мнений работодателей о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности. Для обновления содержания педагогического образования актуально исследование преемственности, согласования и взаимодополнения требований образовательных и профессиональных стандартов, которое опирается на экспертное мнение работодателей [1].

Анализ мнений работодателей о готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики необходим, поскольку создает реальную содержательную основу для создания в процессе профессионального образования соответствующих условий для участия будущих специалистов в инновационном развитии.

В рамках такого исследования было сформировано предположение, что по представлениям работодателей, которые ориентируются в первую очередь на профессиональные требования к учителю [2], исследуя готовность выпускников к профессиональной деятельности, можно делать выводы о степени преемственности образовательных стандартов высшего педагогического образования и профессионального стандарта педагога.

Проблема профессиональной готовности будущих педагогических кадров - одна из центральных в теории педагогики и практике образования. Выпускники вузов, получающие диплом о высшем образовании, практически сразу же становятся участниками рынка труда. Кроме производителей и потребителей образовательных услуг, в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.

Анализ понятия «профессиональная готовность» позволил сделать вывод, что единого мнения о его сущности в научной литературе нет. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается в современном научном дискурсе как целостная совокупность когнитивной (фундаментальные, психолого-педагогические и специальные знания], функциональной (навыки, умения и опыт] и личностной (эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, коммуникативный и рефлексивный компоненты] компетенций, являющихся «сквозными» в структуре универсальных (социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций, заявленных в ФГОС ВПО [3]; ключевых, базовых и специальных компетенций в решении профессиональных задач; компетенций, предполагающих свободное владение своей профессией и ориентацию в смежных областях, конкурентоспособность на рынке труда, готовность к деятельности и профессиональному росту, социальную и профессиональную мобильность, способность к адаптации в изменяющихся внешних условиях [4].

Готовность к профессиональной деятельности может рассматриваться как способность субъекта деятельности выполнять свои функциональные обязанности в определенных проблемных ситуациях [5]; как инте-гративная характеристика, включающая тео-

ретические и методические знания, профессиональные и прикладные умения, положительное отношение к педагогической деятельности и определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности.

В исследовании С. В. Назарова доказано, что данная способность выступает основным показателем готовности студентов к профессиональной деятельности [3]. Ю. Г. Татур полагает, что особенностью образа молодого специалиста является способность успешно действовать даже в условиях отсутствия в своей знаниевой базе готовых алгоритмов (основ ориентировочной деятельности], проявляя творческое, созидательное мышление [6].

Исходные структурные составляющие готовности к профессиональной деятельности, связывающие ее виды и подвиды в целостную систему, являются компонентами готовности:

- мотивационный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые потребности, мотивы и ценности деятельности, формирующиеся на фоне устойчивого интереса и положительного отношения к профессии, понимания значимости профессиональной деятельности, а также знание специалистом требований, предъявляемых к нему обществом и рынком труда; мотивы осуществления профессиональной деятельности включают профессиональные убеждения и потребности в постоянном расширении информационного поля в области специализации;

- личностный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые свойства личности специалиста из числа характерологических, эмоционально-волевых, морально-нравственных, коммуникативных и других качеств, определяющих профессиональную пригодность личности [9];

- теоретический компонент (наличие знаний, необходимых для осуществления основных функций: производственно-технологической, организационно-управленческой, кон-структорско-технологической, опытно-экспериментальной]; этот компонент характеризуется сформированными общими и профессиональными знаниями, отвечающими требованиям современного общества, наличием знаний о профессиональной деятельности в

меняющихся условиях, что позволяет говорить о когнитивной, когнитивно-гностической, содержательной его составляющих;

- практический компонент (навыки профессиональной деятельности, способность планировать, анализировать и оценивать профессиональную деятельность), операцио-нально-деятельностный (свидетельствует о наличии умений и навыков, позволяющих решать профессиональные задачи).

Целью исследования стало определение представлений работодателей о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности в сфере образования через оценку ими мотивации, профессионально-значимых качеств, профессиональных знаний и умений профессиональной деятельности. Для исследования представлений работодателей (представителей администрации образовательных организаций) о готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в сфере образования была использована методика анкетирования.

Анкета для работодателей состоит из 25 вопросов [7]. Ответы на вопросы анкеты позволяют выявить готовность молодого педагога к профессиональной деятельности, исследовать условия его труда и проблемы, мешающие его профессиональному становлению. В анкете представлено несколько блоков вопросов, раскрывающих:

- особенности приёма педагога на работу (критерии отбора, уровень подготовки специалистов системой высшего педагогического образования);

- понимание профессиональных задач современного учителя, требований профессионального стандарта педагога;

- характеристики профессиональной деятельности молодых педагогов (основные проблемы, связанные с профессиональным образованием, проявившиеся в профессиональной деятельности).

На поставленные в анкете вопросы предлагалось несколько вариантов ответов. Участникам анкетирования предлагалось выбрать не более трех ответов, наиболее значимых с их точки зрения. При отсутствии необходимого варианта ответа анкетируемым предлагалось сформулировать свой ответ и сделать запись в ячейке, соответствующей варианту «другое» [1].

Вопросы сформулированы таким образом, чтобы на основе анализа ответов анкетируемых можно было охарактеризовать их пред-

ставления о готовности молодых учителей-выпускников вузов к профессиональной деятельности в сфере образования.

Анкета подготовлена к внедрению с использованием программы Google Docs, которая позволяет в короткое время дистанционно анкетировать большое число респондентов в любых регионах. Программа позволяет обеспечить безопасность, хранение и обработку полученных данных.

Охарактеризуем выборку исследования. Анкетирование проводилось в двух регионах: Санкт-Петербург и Тюмень. На вопросы анкеты отвечали работодатели: директора и заместители директоров общеобразовательных школ, заведующие дошкольными образовательными учреждениями. Выборка как в Санкт-Петербурге, так и в Тюмени включала руководителей образовательных организаций разных уровней и типов. Всего в исследовании приняли участие 102 респондента.

В целом анализ полученных в исследовании результатов позволяет сделать ряд выводов.

Согласно данным исследования, значительная часть руководителей образовательных организаций не вполне удовлетворены вузовской подготовкой специалистов в области образования, больше половины работодателей отмечают понижение уровня подготовки за последние несколько лет.

Больше всего в молодых педагогах работодателей беспокоит низкая профессиональная мотивация, неумение строить взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса, низкая предметная подготовка и недостаток общей культуры. Среди способов организации профессионального отбора кандидатов на должность учителя самыми популярными являются собеседование, оценка деятельности специалиста в ситуации реального взаимодействия с учащимися и портфо-лио. На рынке распределения выпускников педагогических специальностей преобладают личные контакты/каналы информации и сервисы по трудоустройству сети Интернет [8].

Наиболее значимыми для работодателей являются уровень образования, квалификация, коммуникативная компетентность и опыт профессиональной деятельности молодых претендентов на должность учителя.

При этом позиция «уровень образования» может рассматриваться как представление об уровне диплома, ступени образования (для работы в основной и полной средней школе

требуется диплом о высшем образовании, в нашей стране - не ниже бакалавра]. Что касается квалификации, то по результатам опроса очевидно: работодатель предпочитает молодых специалистов с педагогическим образованием, в этом случае нет необходимости отправлять работника на переподготовку. Востребованность наличия у молодых педагогов коммуникативной компетентности и опыта профессиональной деятельности заслуживает особого обсуждения.

Понятно, что в профессиональной деятельности в системах «человек - человек», «человек - группа людей», то есть, например, в сфере образования, коммуникация, взаимодействие имеют особое значение. Дефицит этих компетенций не может не сказываться негативно на результатах образовательного процесса. Данные компетенции относятся к категории общекультурных (в соответствии с терминологией ФГОС ВПО], и их освоение и развитие должно обеспечиваться всем образовательным процессом в вузе. Несформиро-ванность этих компетенций у выпускников вузов свидетельствует, в частности, о том, что вузовские преподаватели в своей профессиональной деятельности по-прежнему ориентируются на содержание учебных дисциплин и, видимо, в основном работают в утратившей значимость парадигме передачи знаний, а не в современной парадигме создания условий для конструирования студентами собственного знания через коммуникацию и взаимодействия между собой и с преподавателем.

Позиция, требующая дополнительного комментария, - ценность с точки зрения работодателя уже имеющегося опыта профессиональной деятельности у молодых специалистов, недавних выпускников вузов. Как указывалось, для работодателя важны не столько знания претендента на должность учителя, сколько в большей степени его умение применять их на практике. Именно поэтому значительная часть руководителей обращает внимание на оценку по педагогической практике, а сторонники экзамена на должность учителя считают, что такое испытание должно включать ситуации реального взаимодействия с детьми. Эти результаты подтверждают необходимость усиления практической ориентации педагогического образования, увеличения объемов практик, их интенсивного проведения. Решением данной проблемы, очевидно, может стать ис-

пользование в вузе таких образовательных технологий, как обучение методом кейсов, проектное обучение, имитационные игры, воплощающие современную модель обучения, -обучение через действие.

Кроме того, дополнительного исследования требуют наличие и степень соответствия между профессиональным стандартом педагога и вузовским образовательным стандартом по направлению «Педагогическое образование». В названных стандартах есть существенные различия в описании требований к педагогу: если вузовский стандарт использует понятие «профессиональной компетентности» и, соответственно, описывает образовательные результаты через перечни осваиваемых компетенций, то в профессиональном стандарте используются понятия «общетрудовые и трудовые функции», «трудовые действия», то есть он построен на описании требований к деятельности педагога. При этом необходимо отметить, что, несмотря на терминологическую разницу, характеристики профессиональной деятельности, данные через описание компетенций или функций, к проявлению или осуществлению которых должен быть готов педагог, во многом схожи. Однако есть существенные отличия и в содержательных характеристиках готовности педагога к исполнению тех или иных действий. В частности, профессиональный стандарт педагога требует, чтобы педагог умел работать в мультикультурных детских группах, которые могут включать детей-инофо-нов, детей с отсутствием мотивации к учению, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или имеющих специфические особенности, связанные, например, со здоровьем ребенка или уровнем воспитанности. Можно привести и другие примеры определенных дефицитов в отраженных в образовательных стандартах характеристиках профессиональной деятельности педагога, к которой готовят сегодня вузы. Можно предположить, что глубокий анализ требований профессионального стандарта и требований ФГОС в контексте деятельностного подхода покажет больше сходств. В любом случае обновление образовательных программ подготовки педагогов на основе такого анализа будет содействовать улучшению ситуации по обеспечению готовности выпускников вузовских педагогических образовательных программ к профессиональной деятельности в сфере образования.

Литература

1. Илюшин Л. С., Сергиенко А. Ю. Запрос работодателей к системе педагогического образования: опыт стартового анализа // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25-26 марта 2014 года). - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - С. 124-132.

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» : Приказ Мин-ва труда и соц. защиты Рос. Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. - URL: URL:http://www.rosmin-trud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения 12.02.2015).

3. Назаров С. В. Изменения в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Омск, 2010. - 294 с.

4. Оруджалиева Э. Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Махачкала, 2011. - 211 с.

5. Токарева Н. А. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. - Ставрополь, 2009. - 149 с.

6. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Материалы ко второму заседанию методологического семинара : Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 18 с. (Сер. Труды методол. сем. «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325221547.pdf (дата обращения 24.02.2015).

7. Мониторинг структуры и содержания педагогического образования, реализуемого в России, в контексте требований работодателей : метод. рекомендации / Е. В. Пискунова, Л. С. Илюшин, А. Ю. Сергиенко, И. И. Соколова ; под ред. И. И. Соколовой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014.

8. Сергиенко А. Ю. Требования работодателей к содержанию педагогического образования в различных регионах России // Человек и образование. - 2014. - № 2. - С. 130-137.

9. Лежнина Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования : автореф. дис. . д-ра психол. наук : 19.00.07. - М., 2009. - 47 с.

10. Костюк Н. В. Подготовка педагогов к реализации комплекса современных образовательных технологий формирования готовности выпускников профессиональных образовательных организаций к инновационной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 4 (16). - С. 92-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.