И. И. Соколова, Е. В. Пискунова, А. Ю. Сергиенко
(Санкт-Петербург)
Исследование готовности молодых педагогов
к профессиональной деятельности в свете стандартов и требований работодателя
В статье актуализируется проблема преемственности образовательных стандартов высшего педагогического образования и профессиональных стандартов учителя. Представлен анализ результатов эмпирического исследования, проведенного в двух регионах России, выявлены проблемные зоны подготовки педагогов.
В современных условиях общественного развития становится чрезвычайно актуальной проблема совершенствования профессионального образования, которое призвано обеспечивать общество квалифицированными специалистами. Акцент в требованиях к специалисту в профессиональных и образовательных стандартах переносится с объема знаний на умение применять знания в постоянно изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Современный человек живет в стремительно меняющемся мире, поэтому готовые решения часто не приносят желаемых результатов, кроме того, сфера любой профессиональной деятельности постоянно расширяется и усложняется. Перед системой высшего профессионального образования стоит задача подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям современной профессиональной деятельности, устойчиво ориентированных на компетентное решение профессиональных проблема, а также мотивированных на профессиональное развитие и саморазвитие.
Сегодня меняются квалификационные требования к учителю в связи со значительными изменениями состава профессиональных задач, решаемых современным учителем в педагогической деятельности, что требует расстановки иных акцентов в традиционной обучающей деятельности педагога и реализации новых функций профессиональной деятельности: содействия образованию учащихся, а не просто собственно преподавания предмета, совместного с учащимся проектирования индивидуального образовательного
маршрута, участия в управлении образованием, что требует проявления активной личностной позиции в решении проблем сферы образования, постоянного самообразования, основанного на профессиональной рефлексии.
Качество современного профессионального образования определяется целым рядом позиций, связанных с образовательными результатами обучающихся, с характеристиками условий, созданных в образовательных организациях для достижения требуемых результатов. Качество профессионального образования сегодня рассматривается также с точки зрения его эффективности. В частности, в рейтингах вузов к основным показателям относятся трудоустройство выпускников, их профессиональная компетентность и успешность карьеры.
Особую важность приобретают исследования мнений работодателей о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности. Для обновления содержания педагогического образования актуально исследование преемственности, согласования и взаимодополнения требований образовательных и профессиональных стандартов, которое опирается на экспертное мнение работодателей [1].
Анализ мнений работодателей о готовности выпускников к профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики необходим, поскольку создает реальную содержательную основу для создания в процессе профессионального образования соответствующих условий для участия будущих специалистов в инновационном развитии.
В рамках такого исследования было сформировано предположение, что по представлениям работодателей, которые ориентируются в первую очередь на профессиональные требования к учителю [2], исследуя готовность выпускников к профессиональной деятельности, можно делать выводы о степени преемственности образовательных стандартов высшего педагогического образования и профессионального стандарта педагога.
Проблема профессиональной готовности будущих педагогических кадров - одна из центральных в теории педагогики и практике образования. Выпускники вузов, получающие диплом о высшем образовании, практически сразу же становятся участниками рынка труда. Кроме производителей и потребителей образовательных услуг, в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.
Анализ понятия «профессиональная готовность» позволил сделать вывод, что единого мнения о его сущности в научной литературе нет. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается в современном научном дискурсе как целостная совокупность когнитивной (фундаментальные, психолого-педагогические и специальные знания], функциональной (навыки, умения и опыт] и личностной (эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, коммуникативный и рефлексивный компоненты] компетенций, являющихся «сквозными» в структуре универсальных (социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций, заявленных в ФГОС ВПО [3]; ключевых, базовых и специальных компетенций в решении профессиональных задач; компетенций, предполагающих свободное владение своей профессией и ориентацию в смежных областях, конкурентоспособность на рынке труда, готовность к деятельности и профессиональному росту, социальную и профессиональную мобильность, способность к адаптации в изменяющихся внешних условиях [4].
Готовность к профессиональной деятельности может рассматриваться как способность субъекта деятельности выполнять свои функциональные обязанности в определенных проблемных ситуациях [5]; как инте-гративная характеристика, включающая тео-
ретические и методические знания, профессиональные и прикладные умения, положительное отношение к педагогической деятельности и определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности.
В исследовании С. В. Назарова доказано, что данная способность выступает основным показателем готовности студентов к профессиональной деятельности [3]. Ю. Г. Татур полагает, что особенностью образа молодого специалиста является способность успешно действовать даже в условиях отсутствия в своей знаниевой базе готовых алгоритмов (основ ориентировочной деятельности], проявляя творческое, созидательное мышление [6].
Исходные структурные составляющие готовности к профессиональной деятельности, связывающие ее виды и подвиды в целостную систему, являются компонентами готовности:
- мотивационный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые потребности, мотивы и ценности деятельности, формирующиеся на фоне устойчивого интереса и положительного отношения к профессии, понимания значимости профессиональной деятельности, а также знание специалистом требований, предъявляемых к нему обществом и рынком труда; мотивы осуществления профессиональной деятельности включают профессиональные убеждения и потребности в постоянном расширении информационного поля в области специализации;
- личностный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые свойства личности специалиста из числа характерологических, эмоционально-волевых, морально-нравственных, коммуникативных и других качеств, определяющих профессиональную пригодность личности [9];
- теоретический компонент (наличие знаний, необходимых для осуществления основных функций: производственно-технологической, организационно-управленческой, кон-структорско-технологической, опытно-экспериментальной]; этот компонент характеризуется сформированными общими и профессиональными знаниями, отвечающими требованиям современного общества, наличием знаний о профессиональной деятельности в
меняющихся условиях, что позволяет говорить о когнитивной, когнитивно-гностической, содержательной его составляющих;
- практический компонент (навыки профессиональной деятельности, способность планировать, анализировать и оценивать профессиональную деятельность), операцио-нально-деятельностный (свидетельствует о наличии умений и навыков, позволяющих решать профессиональные задачи).
Целью исследования стало определение представлений работодателей о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности в сфере образования через оценку ими мотивации, профессионально-значимых качеств, профессиональных знаний и умений профессиональной деятельности. Для исследования представлений работодателей (представителей администрации образовательных организаций) о готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в сфере образования была использована методика анкетирования.
Анкета для работодателей состоит из 25 вопросов [7]. Ответы на вопросы анкеты позволяют выявить готовность молодого педагога к профессиональной деятельности, исследовать условия его труда и проблемы, мешающие его профессиональному становлению. В анкете представлено несколько блоков вопросов, раскрывающих:
- особенности приёма педагога на работу (критерии отбора, уровень подготовки специалистов системой высшего педагогического образования);
- понимание профессиональных задач современного учителя, требований профессионального стандарта педагога;
- характеристики профессиональной деятельности молодых педагогов (основные проблемы, связанные с профессиональным образованием, проявившиеся в профессиональной деятельности).
На поставленные в анкете вопросы предлагалось несколько вариантов ответов. Участникам анкетирования предлагалось выбрать не более трех ответов, наиболее значимых с их точки зрения. При отсутствии необходимого варианта ответа анкетируемым предлагалось сформулировать свой ответ и сделать запись в ячейке, соответствующей варианту «другое» [1].
Вопросы сформулированы таким образом, чтобы на основе анализа ответов анкетируемых можно было охарактеризовать их пред-
ставления о готовности молодых учителей-выпускников вузов к профессиональной деятельности в сфере образования.
Анкета подготовлена к внедрению с использованием программы Google Docs, которая позволяет в короткое время дистанционно анкетировать большое число респондентов в любых регионах. Программа позволяет обеспечить безопасность, хранение и обработку полученных данных.
Охарактеризуем выборку исследования. Анкетирование проводилось в двух регионах: Санкт-Петербург и Тюмень. На вопросы анкеты отвечали работодатели: директора и заместители директоров общеобразовательных школ, заведующие дошкольными образовательными учреждениями. Выборка как в Санкт-Петербурге, так и в Тюмени включала руководителей образовательных организаций разных уровней и типов. Всего в исследовании приняли участие 102 респондента.
В целом анализ полученных в исследовании результатов позволяет сделать ряд выводов.
Согласно данным исследования, значительная часть руководителей образовательных организаций не вполне удовлетворены вузовской подготовкой специалистов в области образования, больше половины работодателей отмечают понижение уровня подготовки за последние несколько лет.
Больше всего в молодых педагогах работодателей беспокоит низкая профессиональная мотивация, неумение строить взаимоотношения с другими участниками образовательного процесса, низкая предметная подготовка и недостаток общей культуры. Среди способов организации профессионального отбора кандидатов на должность учителя самыми популярными являются собеседование, оценка деятельности специалиста в ситуации реального взаимодействия с учащимися и портфо-лио. На рынке распределения выпускников педагогических специальностей преобладают личные контакты/каналы информации и сервисы по трудоустройству сети Интернет [8].
Наиболее значимыми для работодателей являются уровень образования, квалификация, коммуникативная компетентность и опыт профессиональной деятельности молодых претендентов на должность учителя.
При этом позиция «уровень образования» может рассматриваться как представление об уровне диплома, ступени образования (для работы в основной и полной средней школе
требуется диплом о высшем образовании, в нашей стране - не ниже бакалавра]. Что касается квалификации, то по результатам опроса очевидно: работодатель предпочитает молодых специалистов с педагогическим образованием, в этом случае нет необходимости отправлять работника на переподготовку. Востребованность наличия у молодых педагогов коммуникативной компетентности и опыта профессиональной деятельности заслуживает особого обсуждения.
Понятно, что в профессиональной деятельности в системах «человек - человек», «человек - группа людей», то есть, например, в сфере образования, коммуникация, взаимодействие имеют особое значение. Дефицит этих компетенций не может не сказываться негативно на результатах образовательного процесса. Данные компетенции относятся к категории общекультурных (в соответствии с терминологией ФГОС ВПО], и их освоение и развитие должно обеспечиваться всем образовательным процессом в вузе. Несформиро-ванность этих компетенций у выпускников вузов свидетельствует, в частности, о том, что вузовские преподаватели в своей профессиональной деятельности по-прежнему ориентируются на содержание учебных дисциплин и, видимо, в основном работают в утратившей значимость парадигме передачи знаний, а не в современной парадигме создания условий для конструирования студентами собственного знания через коммуникацию и взаимодействия между собой и с преподавателем.
Позиция, требующая дополнительного комментария, - ценность с точки зрения работодателя уже имеющегося опыта профессиональной деятельности у молодых специалистов, недавних выпускников вузов. Как указывалось, для работодателя важны не столько знания претендента на должность учителя, сколько в большей степени его умение применять их на практике. Именно поэтому значительная часть руководителей обращает внимание на оценку по педагогической практике, а сторонники экзамена на должность учителя считают, что такое испытание должно включать ситуации реального взаимодействия с детьми. Эти результаты подтверждают необходимость усиления практической ориентации педагогического образования, увеличения объемов практик, их интенсивного проведения. Решением данной проблемы, очевидно, может стать ис-
пользование в вузе таких образовательных технологий, как обучение методом кейсов, проектное обучение, имитационные игры, воплощающие современную модель обучения, -обучение через действие.
Кроме того, дополнительного исследования требуют наличие и степень соответствия между профессиональным стандартом педагога и вузовским образовательным стандартом по направлению «Педагогическое образование». В названных стандартах есть существенные различия в описании требований к педагогу: если вузовский стандарт использует понятие «профессиональной компетентности» и, соответственно, описывает образовательные результаты через перечни осваиваемых компетенций, то в профессиональном стандарте используются понятия «общетрудовые и трудовые функции», «трудовые действия», то есть он построен на описании требований к деятельности педагога. При этом необходимо отметить, что, несмотря на терминологическую разницу, характеристики профессиональной деятельности, данные через описание компетенций или функций, к проявлению или осуществлению которых должен быть готов педагог, во многом схожи. Однако есть существенные отличия и в содержательных характеристиках готовности педагога к исполнению тех или иных действий. В частности, профессиональный стандарт педагога требует, чтобы педагог умел работать в мультикультурных детских группах, которые могут включать детей-инофо-нов, детей с отсутствием мотивации к учению, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или имеющих специфические особенности, связанные, например, со здоровьем ребенка или уровнем воспитанности. Можно привести и другие примеры определенных дефицитов в отраженных в образовательных стандартах характеристиках профессиональной деятельности педагога, к которой готовят сегодня вузы. Можно предположить, что глубокий анализ требований профессионального стандарта и требований ФГОС в контексте деятельностного подхода покажет больше сходств. В любом случае обновление образовательных программ подготовки педагогов на основе такого анализа будет содействовать улучшению ситуации по обеспечению готовности выпускников вузовских педагогических образовательных программ к профессиональной деятельности в сфере образования.
Литература
1. Илюшин Л. С., Сергиенко А. Ю. Запрос работодателей к системе педагогического образования: опыт стартового анализа // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования : сб. науч. ст. II Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25-26 марта 2014 года). - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. - С. 124-132.
2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» : Приказ Мин-ва труда и соц. защиты Рос. Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. - URL: URL:http://www.rosmin-trud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения 12.02.2015).
3. Назаров С. В. Изменения в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Омск, 2010. - 294 с.
4. Оруджалиева Э. Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Махачкала, 2011. - 211 с.
5. Токарева Н. А. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. - Ставрополь, 2009. - 149 с.
6. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Материалы ко второму заседанию методологического семинара : Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 18 с. (Сер. Труды методол. сем. «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы») [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325221547.pdf (дата обращения 24.02.2015).
7. Мониторинг структуры и содержания педагогического образования, реализуемого в России, в контексте требований работодателей : метод. рекомендации / Е. В. Пискунова, Л. С. Илюшин, А. Ю. Сергиенко, И. И. Соколова ; под ред. И. И. Соколовой. - СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014.
8. Сергиенко А. Ю. Требования работодателей к содержанию педагогического образования в различных регионах России // Человек и образование. - 2014. - № 2. - С. 130-137.
9. Лежнина Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования : автореф. дис. . д-ра психол. наук : 19.00.07. - М., 2009. - 47 с.
10. Костюк Н. В. Подготовка педагогов к реализации комплекса современных образовательных технологий формирования готовности выпускников профессиональных образовательных организаций к инновационной деятельности // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 4 (16). - С. 92-94.