Научная статья на тему 'Академически-ориентированная модель современного высшего педагогического образования'

Академически-ориентированная модель современного высшего педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
668
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / МАГИСТЕРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / TEACHER''S PROFESSIONAL STANDARD / MASTER''S CURRICULUM / PEDAGOGICAL EDUCATION / METHODOLOGICAL COMPETENCE / RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бордовская Нина Валентиновна

В статье анализируются современные проблемы педагогического образования, вызванные появлением ФГОС нового поколения и Профессионального стандарта педагога. С учетом отечественного и зарубежного опыта автор обосновывает концепцию разработки и реализации новой магистерской академически-ориентированной образовательной программы «Преподавание, исследование и управление в образовании»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бордовская Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the urgent problems of pedagogical education connected with the emergence of new generation of Federal State Educational Standards and Teacher's Professional Standard. Taking into account national and foreign experience the author substantiates the conception of development and implementation of new academically-oriented Master's educational program ‘Teaching, Research and Management in Education’

Текст научной работы на тему «Академически-ориентированная модель современного высшего педагогического образования»

Непрерывное образование

и профессиональное становление специалиста

Н. В. Бордовская

(Санкт-Петербург)

Академически-ориентированная модель современного

высшего педагогического образования

В статье анализируются современные проблемы педагогического образования, вызванные появлением ФГОС нового поколения и Профессионального стандарта педагога. С учетом отечественного и зарубежного опыта автор обосновывает концепцию разработки и реализации новой магистерской академически-ориентированной образовательной программы «Преподавание, исследование и управление в образовании».

В процессе модернизации всей системы отечественного образования, появления нового ФГОС общего образования и Профессионального стандарта педагога обострились проблемы развития педагогического образования [1, 2], которые объединены в следующие основные группы.

Первая группа проблем связана с трудоустройством выпускников классических университетов и других непедагогических вузов в систему школьного образования без целенаправленной психолого-педагогической и научно-методической подготовки с опорой на современные информационные и образовательные технологии, а также с трудоустройством выпускников педагогических вузов в различные сферы профессиональной деятельности, а не только в систему общего и среднего образования. Эти факты имеют место в разных регионах современной России.

Вторая группа проблем обусловлена целевой направленностью и качеством подготовки педагогических кадров [3]. На основании анализа образовательных программ в системе современного педагогического образования и требований реализации «Профессионального стандарта педагога» [5] установлено, что будущие педагоги недостаточно владеют проектной и исследовательской компетентностями. Однако в условиях содержательных, методологических и организационных трансформаций в отечественном и мировом образовательном пространстве усили-

вается ценность инновационного мышления и поисковой деятельности педагогов, умений самостоятельного проектирования и экспериментирования. Для ликвидации этого пробела требуются новые образовательные программы и подготовка школьных учителей и других специалистов для сферы образования на научной и исследовательской базе с опорой на отечественные традиции, современные образовательные новации и опыт педагогического проектирования, на зарубежную практику подготовки педагогических кадров в странах с высокими показателями качества общего и среднего образования. Сегодня актуально приведение российского педагогического образования к соответствию международным требованиям, особенно, с нашей точки зрения, по программам высшего образования по уровню «магистратура».

В связи с этим заслуживает внимания не только европейский опыт, но и опыт таких стран, как Китай и Япония. Обратимся непосредственно к образовательным программам. Например, в университете Восточной Финляндии в результате освоения программы по педагогическим наукам «Master's Degree Programme in Educational Sciences at University of Eastern Finland» (120 кредитов] студенты должны продемонстрировать независимое, критическое и творческое академическое мышление; умение решать проблемы исследовательского характера в области педагогических наук и применять научные методы ис-

следования; демонстрировать навыки профессионально-педагогического общения. В магистерской программе «Департамент образования и развития человека» педагогического факультета Пекинского университета так же, как и в Финляндии, значительное внимание уделяется научно-педагогической подготовке («Специальные исследования в области философии образования», «Дизайн исследования и аналитика данных», «Основные правила проведения исследования»] и психологическим аспектам преподавания («Педагогическая психология», «Образование как основа достижения успеха в жизни» и др.].

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) и нового профессионального стандарта педагога требуют усиления про-ектно-исследовательской, экспертно-анали-тической и психолого-дидактической составляющих в системе подготовки педагогических кадров, овладения современными образовательными технологиями и электронными ресурсами, методами развития креативности средствами образования, новыми формами работы с одаренными детьми. Так, один из разработчиков профессионального стандарта педагога Е. А. Ямбург в статье «Ищу учителя» [4] пишет о том, что «стремительные изменения, происходящие в жизни, ставят перед школой в целом и педагогами в частности сложнейшие задачи, требующие овладения новыми компетенциями: научиться обучать вместе здоровых учащихся и детей с ограниченными возможностями (инклюзивное образование], преподавать русский язык как иностранный тем ребятам, для которых он не является родным и т.п.».

Кроме того, сегодня важно готовить школьного педагогов нового поколения с опережением не только в психолого-педагогическом плане, понимающих детей и развивающих их на своих уроках, воспитывающих их в процессе общения и в условиях здоровь-есберегающей образовательной среды, но и готовых преподавать школьные учебные дисциплины на английском языке на базе фундаментальной предметно-научной подготовки (академического бакалавриата]. Особенно такие педагоги востребованы в школах и классах с углубленным изучением отдельных учебных дисциплин (прежде всего естественных, физики и математики] в наш век разработки нано- и био-технологий, развития гене-

тики и космической инженерии на международном уровне, в век свободной межконтинентальной коммуникации и возможности продолжения обучаться в разных странах.

В-третьих, наряду с подготовкой учителей и вузовских преподавателей к творческой педагогической деятельности на основе обучения исследовательским методам, современным образовательным технологиям и психологии школьника или студента, для современного образования нужны специалисты, готовые к управленческой деятельности в образовании. Это специалисты нового поколения с развитым инновационным и исследовательским мышлением на основе фундаментальной педагогической, психологической, экономической и юридической подготовки, готовые к принятию самостоятельных и ответственных решений в неопределенной ситуации, лидерству, работе с педагогическим коллективом и работе в команде, правовой ответственности за свою деятельность и поведение.

Магистерские программы, направленные на подготовку к выполнению управленческих функций в системе образования, предлагают около 40% ведущих университетов России. Чаще всего эти программы практико-ориен-тированные; вариант подготовки такого специалиста на основе комплексной и научно-исследовательской подготовки встречается редко. Акцент делается на подготовке к выполнению управленческих функций в системе начального и среднего образования; проблемы управления высшим образованием рассматриваются в специализированных программах, число которых невелико.

Рассмотрим несколько примеров образовательных программ, реализуемых в ведущих мировых университетах.

В Кембриджском университете (рейтинг QS-2) на базе Департамента образования реализуется сопоставимая магистерская (Master's degree] программа «Управление в образовании и совершенствование школы» (Educational Leadership and School Improvement]. Освоение программы подразумевает возможность как научной (присваивается степень Master of Philosophy], так и практико-ориентированной (Master in Education] специализации. Программа сочетает фундаментальную теоретическую подготовку с ее приложением к решению ситуативных образовательных задач. Акцент делается на перспек-

тивах развития образования, повышении его эффективности; программа направлена на подготовку не «менеджеров», а «лидеров» для системы образования. В задачах программы - трансляция знаний для понимания ученика и организации обучения, формирование навыков для управления образованием и его совершенствования, способность возглавлять образовательные инициативы и реали-зовывать образовательную политику. Магистрантам требуется освоить в общей сложности 8 образовательных модулей: «Управление для обучения», «Образовательная политика: структура и изменения», «Эффективность школы и ее совершенствование», «Вызовы и дилеммы образования», «Перспективы управления образованием», «Перспективы образования», «Школы, культура и общество», «Оценка образования».

В Эдинбургском университете (вуз - партнер СПбГУ, рейтинг QS-21] реализуется сопоставимая магистерская образовательная программа «Образовательный менеджмент» (Educational Management]. Ее отличает ярко выраженная направленность на развитие «человеческого капитала»: ключевую роль занимают дисциплины, связанные с развитием потенциала личности в образовании («Развитие человеческих ресурсов - теория и практика», «Управление человеческими ресурсами»], с межличностными отношениями («Человеческие отношения в действии», «С другом вместе в школе и/или колледже» и др.]. Кроме того, большое внимание уделяется собственно управленческим проблемам, методам исследования проблем образования, проектированию и экспертизе образовательной деятельности, а также частным вопросам педагогической деятельности (педагогическое оценивание, обучение и коммуникация в цифровой среде и т.д.].

В Мельбурнском университете (рейтинг QS-32] реализована программа «Магистр образования - Образовательный менеджмент» (The Master of Education - Educational Management]. В задачах программы акцентируется внимание на необходимости лучше понимать текущие вызовы, стоящие перед образовательной системой, видение как глобальных, так и национальных перспектив образования, международных связей. Компетенции, на формирование которых направлена данная программа, подразумевают единство знаний и практических навыков, позволяющих как проводить исследования, связанные с управ-

лением образованием, так и решать проблемы, возникающие непосредственно в руководстве образовательным учреждением. Основные дисциплины касаются изучения теоретических основ управления в образовании, реализации образовательных проектов, развития человеческого потенциала, маркетинга в образовании, оценки эффективности и инноваций в педагогической деятельности, образовательной политики.

В целом следует отметить, что набор компетенций, формируемых в зарубежных программах подготовки кадров для выполнения управленческих функций в системе образования, существенно отличается от компетенций, необходимых для непосредственного осуществления обучающей или воспитательной деятельности. Изучение вопросов методики обучения и воспитания носит сугубо ознакомительный характер. Основное же содержание профессиональной подготовки группируется в следующие смысловые блоки: «Целостное понимание процессов, происходящих в современном мировом образовании, стратегической направленности образовательной политики»; «Образование как социально-культурный феномен»; «Управление педагогическим коллективом, раскрытие и реализация человеческих ресурсов»; «Совершенствование и экспертиза образовательной среды».

Четвертая группа выявленных проблем вызвана ограничением роста карьеры и инициатив тех педагогов, которые получили подготовку без ориентиров на все возможные варианты профессионального развития и карьерного роста в сфере общего и среднего образования. Для снятия этой проблемы современная подготовка педагога должна быть не линейной, а модульной и разно-уровневой с широкими возможностями для выбора не только профиля, но и уровня, характера и формы подготовки в рамках каждого профиля. В связи с этим в новых программах целесообразно отражать все максимально возможные варианты профессионального развития и развития педагогической карьеры. Важно уже на этапе профессиональной подготовки ориентировать выпускников на сознательный и ответственный выбор направления и способов работы над собой для овладения профессиональными компетенциями и достижения профессионального роста, для наращивания инновационного и творческого

потенциала и готовности к разнообразию проблем и способов их решения в педагогической профессии.

Выделенные ракурсы рассмотрения проблем положены в основу новой магистерской программы. Кроме того, мы считаем необходимым усиление не только психолого-педагогической, но и юридической и экономической составляющих подготовки современных специалистов для сферы образования. Объясняется это тем, что в России работник, занятый в сфере образованием, в большинстве случаев лично включен в решение не только образовательных, но и социально-правовых вопросов, а нормативно-правовая база деятельности образовательного учреждения в РФ резко отличается от западных аналогов.

Таким образом, новые требования к качеству школьного образования ориентируют на повышение качества педагогического образования, а, значит, на разные подходы к подготовке педагогических кадров и многообразие моделей педагогического образования, связанные с изменением в содержании, организации и технологиях подготовки современных педагогов.

Для снятия выявленных проблем, кроме опыта линейного и многоуровневого построения образовательных программ педагогического бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, что характерно для большинства отечественных педагогических вузов, и расширения на этой основе сети дополнительного педагогического образования на базе отечественных университетов целесообразно реализовывать и другие модели. В данной статье предлагается к обсуждению концепция педагогического образования в классическом университете, адекватная опыту многих развитых стран современного мира (Финляндия, Великобритания, США, Китай и др.], а именно Построение программы педагогической магистратуры на базе «университетского» бакалавриата или специалитета с дополнением психолого-педагогической составляющей и усилением связи всех компонентов содержания подготовки с практическими задачами специалистов в сфере образования (общего и среднего). Эта идея адекватна задачам модернизации педагогического образования в России через увеличение доли и появление новых видов магистерских программ, основным мировым тенденциям и моделям подготовки педагогических кадров в

странах с высокими показателями качества школьного образования

В Санкт-Петербургском государственном университете разработана и принята к реализации магистерская образовательная программа «Преподавание, исследование и управление в образовании» (Teaching, Educational Research and Management]. Эта программа существенно отличается новизной для современного российского высшего педагогического образования как междисциплинарная с фундаментальной психолого-педагогической, экономически-юридической и про-ектно-исследовательской подготовкой, а профили по содержанию адекватны аналогичным образовательным программам ведущих зарубежных университетов.

В силу того, что компетентностный подход рассматривается сегодня как концептуальная основа модернизации российского образования, как один из ответов на вопросы реформирования педагогического образования, в Программе он принят за основу в определении цели и требований к результатам ее освоения. В компетентностно-ориентирован-ном педагогическом образовании акцент делается не просто на освоенные знания и умения, а на способность к решению профессиональных задач педагогов, то есть на формирование профессиональных компетенций [5]. При этом под профессиональной компетенцией понимается способность и готовность выбрать вариант действия с точки зрения его оптимальности из набора уже освоенных или найти новое, способность переноса опыта из одной профессиональной ситуации в другую, способность комбинировать знания для эффективного решения профессиональной задачи [6].

Учитывая, что профессиональная деятельность современного педагога многофункциональна и включает не только педагогическую (как единство обучения, воспитания и развития], но и методическую, проектную, исследовательскую, управленческую функции, то в Программе ставится цель формирования профессиональной компетентности как многоаспектной. При этом психолого-педагогическая компетентность рассматривается в качестве системообразующей в структуре профессиональной компетентности педагога. Этот вывод опирается на теорию профессиональной деятельности педагога и ее анализ с точки зрения содержательного наполнения (струк-

турно-функциональный подход) и характеристики различных видов деятельности педагога. В рамках этой теории считается, что именно в педагогической деятельности заключается и проявляется специфика педагогического труда по обеспечению единства обучения, воспитания и развития.

Таким образом, цель новой Программы -обеспечить подготовку будущего педагога к профессиональной деятельности в сфере основного общего и среднего образования через решение системы задач, а именно подготовку к педагогической, исследовательской, проектной, методической и управленческой деятельности.

Поставленная цель содержательно раскрывается через систему компетенций как ожидаемых результатов деятельности, распределенных на:

- ключевые, или общекультурные, компетенции, адекватные по содержанию компетенциям этой группы в стандарте магистратуры (с учетом и специфики образовательного стандарта конкретного университета);

- профессиональные компетенции, соответствующие области профессиональной деятельности выпускников;

- профильные компетенции, отражающие конкретные требования к освоению профиля подготовки.

По цели и содержанию данная программа ориентирует на получение выпускниками диплома магистра в области «Педагогического образования» по одному из профилей подготовки: «Преподавание в общеобразовательной школе» (Teaching in secondary school); «Управление в образовании» (Management in éducation).

Развивающий ресурс Программы в решении поставленных задач зависит не только от содержательной специфики всех ее компонентов (модулей), но и от их связи, то есть структурной организации, отраженной в учебном плане, а также объема вариативной части каждого модуля и дисциплин по выбору. Именно выбор как механизм развития самостоятельности и личности будущего педагога, его содержательное многообразие и объем усиливают инновационный характер Программы с выходом на междисциплинарный характер магистерской подготовки.

В отборе содержания доминирует принцип модульности и системности, поэтому Программа как система состоит из базового моду-

ля, профессионального (психолого-педагогического) модуля и модуля «Профильные дисциплины». Базовый модуль выступает как системообразующий в общей системе. Обусловлено это следующим. Чтобы быть успешной, практическая деятельность должна опираться на прочный теоретико-методологический фундамент, так как достижение истинного мастерства в профессии невозможно без опоры на теоретические основы соответствующей области знаний и профессиональной деятельности. Теория дает системное представление о закономерностях обучения, воспитания и развития личности, о том, что и как делать, то есть о целях, содержании и средствах профессиональной деятельности. В структуре профессиональной деятельности современного педагога педагогическая деятельность является ведущей, поэтому и в системе профессиональной подготовки важное место отводится теоретическим знаниям в области современной педагогики и, прежде всего, теоретическим основам анализа, организации и моделирования новых целей, содержанию и методам этого вида деятельности для разных типов образовательных систем.

Известно, что высочайший уровень решения профессиональных задач - методологический. Однако методологический уровень решения профессиональных задач - это не просто владение гносеологическим инструментарием и методами педагогической науки, но и направленность познания на новое в своей профессии и практической деятельности, определяемая мировоззренческими взглядами и ценностными ориентациями педагога. Формирование методологической и исследовательской компетентностей дает высокий уровень понимания принципов деятельности, а, следовательно, и ее анализа. Будущий педагог, владея методологией, способен не только продумать концептуальную схему магистерского исследования, но и выстроить стратегию собственной профессиональной деятельности на будущее, постигать ее высшие смыслы.

Рассматриваемая модель подготовки педагога - академически-ориентированная: она направлена на подготовку педагога к нестандартным способам решения профессиональных задач через поисковую активность с опорой на методологическую культуру и исследовательскую практику. С учетом Профессио-

нального стандарта педагога и инновационной отечественной и зарубежной педагогической практики исследовательская деятельность выступает как одно из важнейших средств в профессиональном развитии, в выстраивании траектории повышения профессиональной квалификации и карьерного роста творческого, критически мыслящего педагога. Особое место занимает исследовательский семинар, проводимый в течение всего срока обучения как интегративный стержень всей научно-педагогической подготовки и формируемых исследовательских компетенций, единство которых обеспечивается общим направлением магистерских исследований «Изучение, проектирование и оценка качества образовательного процесса и условий его организации». Этим семинаром обеспечивается обсуждение дизайна, организации и анализа результатов исследований магистрантов; в работе семинара предполагается участие научных руководителей, ученых из разных областей научного знания и представителей образовательных организаций, на базе которых проводятся исследования.

Принцип соотношения фундаментальной и прикладной профессиональной подготовки педагога выступил основанием для отбора учебных дисциплин в базовом и профессиональном (психолого-педагогическом] модуле.

Осуществление профессиональной деятельности предполагает полинаправленность усилий педагога, который работает

- с обучающимися, с их родителями, со своими коллегами, то есть в системе «человек-человек», где он опирается на психологию развития и общения;

- с техническими средствами обучения, информационными образовательными ресурсами и современными информационными технологиями («человек-техника»];

- с информацией («человек - знаковая система»], на базе которой проектируются учебные занятия, воспитательные мероприятия и другие социальные проекты инновационного характера.

Педагогу приходится решать не только воспитательные и дидактические задачи, которые сами по себе требуют хорошей психологической подготовки, но и выполнять собственно психологические функции, связанные с диагностикой индивидуальных особенностей школьников и своих коллег, прогнозированием развития их личности, стимулиро-

ванием самостоятельности и творчества, организацией продуктивного общения, разрешением конфликтных ситуаций и т.п. Поэтому так важны знания психологии развития и психологических особенностей организации образовательной и совместной деятельности, коммуникации в образовательной среде. Сегодня каждый педагог включен в инновационные процессы и процессы проектирования, которые связаны с поиском путей и средств реализации ФГОС, совершенствованием практической деятельности, применением современных образовательных, коммуникативных, рефлексивных и информационных технологий и пр. Поэтому на подготовку к решению проблем, с которыми сталкивается педагог в выделенном поле приложения своих профессиональных знаний, умений и личностных ресурсов, нацелены учебные обязательные и вариативные дисциплины психолого-педагогического модуля как дополнение к базовому общенаучному модулю, выполняющему мировоззренческую теоретико-методологическую функцию.

Таким образом, учебные дисциплины базового и профессионального (психолого-педагогического) модуля в большей степени обеспечивают формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего педагога. Поэтому базовая (обязательная] часть общенаучного цикла учебного плана подготовки магистранта должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Педагогические теории и системы», «Методология и методы исследований в образовании», а базовая (обязательная] часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплин «Психология развития и образования», «Педагогическое проектирование», «Инновационные процессы в образовании».

Содержательное наполнение модуля «Профильные дисциплины» направлено на формирование группы специальных компетенций, отбор и структурирование которых дополняется «Пояснительной запиской» для специалистов каждого профиля.

Принцип практической направленности магистерской подготовки реализуется через формирование профессиональных и специально-профессиональных компетенций в рамках психолого-педагогического и профильного модулей и обеспечение преемственности в организации педагогической, на-

учно-педагогической и научно-исследовательской практики. При этом каждая практика выполняют функцию «поля или области» проявления и этапной аттестации степени сформированности профессиональных компетенций, а также механизма поэтапной интеграции формирующихся компетенций в процессе обучения магистрантов.

Организация междисциплинарного экзамена (по направлению «Преподавание в общеобразовательной школе» или «Управление в образовании»] и защиты магистерской диссертации позволяют подвести итог всей подготовки и оценить степень готовности магистранта к профессиональной деятельности в целом и непосредственно к выполнению требований, сформулированных в виде набора специально-профессиональных компетенций,

адекватных требованиям в рамках конкретного профиля подготовки.

За счет модульного формата всей программы и каждого профиля расширится возможность осуществления:

- гибких и вариативных траекторий подготовки педагогических кадров в рамках каждого профиля;

- сетевых гибких подпрограмм;

- разработки новых профилей подготовки с учетом потребностей рынка педагогического труда и социального заказа;

- встраиваемых программ и подпрограмм дополнительного педагогического образования, направленных на решение конкретных задач развития образования (образование одарённых, инклюзивное образование, математическое образование, поликультурное образование и др.].

Литература

1. Бордовский Г. А. Педагогическое образование в контексте диверсификации и реструктуризации подготовки педагогических кадров // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2012. № 3. С. 19-24.

2. Бордовский Г. А. Вызовы современной системы образования российскому учителю // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2 (6). С. 6-10.

3. Бордовский Г. А., Нестеров А. А, Трапицын С. Ю. Качество образования - категория теории и практики управления учебно-воспитательным процессом // Научные основы развития образования. - СПб., 2011. - С. 536-539.

4. Ямбург Е. Ищу учителя : Из сорока трех федеральных педагогических вузов неэффективными признаны тридцать // Новая газета. 14 января 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.novayagazeta.ru/society/56109.html

5. Бордовская Н. В. Педагогическая компетенция субъекта профессионально-личностного развития : учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 245 с.

6. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : учеб. для вузов. -СПб.: Питер, 2011. - С. 7-13.

7. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) : профессиональный стандарт : утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н : зарегистрирован в Минюсте 6 декабря 2013, № 30550 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/min-trud/orders/129/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.