Научная статья на тему 'Актуализация проблемы преемственности образовательных и профессиональных стандартов в сфере образования'

Актуализация проблемы преемственности образовательных и профессиональных стандартов в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / HIGHER EDUCATION / CORRESPONDENCE / TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пискунова Елена Витальевна

Актуализируется проблема преемственности образовательных стандартов высшего педагогического образования и профессиональных стандартов учителя. Представлен анализ результатов анкетирования работодателей с целью изучения их представлений о готовности молодых учителей к профессиональной деятельности. В исследовании выявлены проблемные зоны подготовки педагогов: недостаточный уровень предметной подготовки, неумение строить взаимодействие с участниками образовательного процесса, отсутствие требуемой профессиональной мотивации и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пискунова Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Correspondence of Educational and Professional Standards (the Findings of an Empirical Research)

In the article the problem of correspondence of educational standards of higher pedagogical education and teacher professional standards is discussed. The modern understanding of the quality of professional education suggests that in the process of education the student develops a set of competencies that will enable him or her to carry out successfully professional activities. As a part of the general idea of the study of insurance of the correspondence of educational and professional standards through questionnaires the representation of employers (heads of educational institutions) about the readiness of young teachers to the professional activity was studied. The paper presents the analysis of the results of empirical research conducted in two regions of Russia, the problem areas of teacher training are identified, they include an insufficient level of the subject training, inability to build interaction with the participants in the educational process, the lack of the required professional motivation, the lack of general culture, low literacy level, the lack of communication skills, low level of IT skills, the lack of skill of intellectual effort, and social infantilism.

Текст научной работы на тему «Актуализация проблемы преемственности образовательных и профессиональных стандартов в сфере образования»

Е. В. Пискунова

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Актуализируется проблема преемственности образовательных стандартов высшего педагогического образования и профессиональных стандартов учителя. Представлен анализ результатов анкетирования работодателей с целью изучения их представлений о готовности молодых учителей к профессиональной деятельности. В исследовании выявлены проблемные зоны подготовки педагогов: недостаточный уровень предметной подготовки, неумение строить взаимодействие с участниками образовательного процесса, отсутствие требуемой профессиональной мотивации и другие.

Ключевые слова: образовательный стандарт, профессиональный стандарт, высшее образование, преемственность, подготовка педагогов.

E. Piskunova

THE PROBLEM OF CORRESPONDENCE OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL STANDARDS (THE FINDINGS OF AN EMPIRICAL RESEARCH)

In the article the problem of correspondence of educational standards of higher pedagogical education and teacher professional standards is discussed. The modern understanding of the quality of professional education suggests that in the process of education the student develops a set of competencies that will enable him or her to carry out successfully professional activities. As a part of the general idea of the study of insurance of the correspondence of educational and professional standards through questionnaires the representation of employers (heads of educational institutions) about the readiness of young teachers to the professional activity was studied. The paper presents the analysis of the results of empirical research conducted in two regions of Russia, the problem areas of teacher training are identified, they include an insufficient level of the subject training, inability to build interaction with the participants in the educational process, the lack of the required professional motivation, the lack of general culture, low literacy level, the lack of communication skills, low level of IT skills, the lack of skill of intellectual effort, and social infantilism.

Keywords: Educational standard, professional standard, higher education, correspondence, teacher training.

В современных условиях общественного развития становится чрезвычайно актуальной проблема совершенствования профессионального образования, которое призвано обеспечивать общество квалифицированными специалистами, отвечающими требованиям современного этапа общественного развития.

Качество современного профессионального образования определяется целым ря-

дом позиций, связанных с образовательными результатами обучающихся, с характеристиками условий, созданных в образовательных организациях для достижения требуемых результатов. Качество профессионального образования сегодня рассматривается также с точки зрения его эффективности. В частности, в рейтингах вузов одними из основных показателей являются трудоустройство выпускников, их профес-

сиональная компетентность и успешность карьеры. В этих условиях особую важность приобретают исследования мнений работодателей в отношении готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности. Для обновления содержания педагогического образования актуально исследование преемственности, согласования и взаимодополнения требований образовательных и профессиональных стандартов, которое опирается на экспертное мнение работодателей [4].

В рамках такого исследования было сформировано предположение, что по представлениям работодателей, которые ориентируются в первую очередь на профессиональные требования к учителю [13; 15], о готовности выпускников к профессиональной деятельности можно делать выводы о степени преемственности образовательных стандартов высшего педагогического образования и профессионального стандарта педагога.

Проблема профессиональной готовности будущих педагогических кадров — одна из центральных в теории педагогики и в практике образования. Анализ понятия «профессиональная готовность» позволил сделать вывод, что единого мнения о его сущности в научной литературе нет. Готовность к профессиональной деятельности рассматривается в современном научном дискурсе как целостная совокупность когнитивной (фундаментальные, психолого-педагогические и специальные знания), функциональной (навыки, умения и опыт) и личностной (эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, коммуникативный и рефлексивный компоненты) компетенций, являющихся «сквозными» в структуре универсальных (социально-личностных и общекультурных, общенаучных, инструментальных) и профессиональных компетенций, заявленных в ФГОС ВПО [11]; ключевых, базовых и специальных компетенций в решении профессиональ-

ных задач [2]; компетенций, предполагающих свободное владение своей профессией и ориентацию в смежных областях, конкурентоспособность на рынке труда, готовность к деятельности и к профессиональному росту, социальную и профессиональную мобильность, способность к адаптации в изменяющихся внешних условиях [14].

Готовность к профессиональной деятельности может рассматриваться: как способность субъекта деятельности выполнять свои функциональные обязанности в определенных проблемных ситуациях [18]; как интегративная характеристика, включающая теоретические и методические знания, профессиональные и прикладные умения, положительное отношение к педагогической деятельности и определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности.

В исследовании С. В. Назарова доказано, что данная способность выступает основным показателем готовности студентов к профессиональной деятельности [11].

Ю. Г. Татур полагает, что особенностью образа молодого специалиста является способность успешно действовать даже в условиях отсутствия в его знание-вой базе готовых алгоритмов (основ ориентировочной деятельности), проявляя творческое, созидательное мышление [17].

Исходные структурные составляющие готовности к профессиональной деятельности, связывающие ее виды и подвиды в целостную систему, являются компонентами готовности:

- мотивационный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые потребности, мотивы и ценности деятельности, формирующиеся на фоне устойчивого интереса и положительного отношения к профессии [7], по-

нимания значимости профессиональной деятельности [12], а также знание специалистом предъявляемых к нему требований обществом и рынком труда; мотивы осуществления профессиональной деятельности включают профессиональные убеждения и потребности в постоянном расширении информационного поля в области специализации [3; 8; 9];

- личностный компонент, содержание которого составляют профессионально значимые свойства личности специалиста из числа характерологических, эмоционально-волевых, морально-нравственных, коммуникативных и других качеств, определяющих профессиональную пригодность личности [7];

- теоретический компонент (наличие знаний, необходимых для осуществления основных функций — производственно-технологической, организационно-управленческой, конструкторско-технологиче-ской, опытно-экспериментальной) [8; 12]; этот компонент характеризуется сформированными общими и профессиональными знаниями, отвечающими требованиям современного общества, наличием знаний о профессиональной деятельности в меняющихся условиях [5; 6], что позволяет говорить о когнитивной [2; 20], когнитивно-гностической [19], содержательной [1] его составляющих;

- практический компонент (навыки профессиональной деятельности, способность планировать, анализировать и оценивать профессиональную деятельность) [6; 7; 12], операционально-деятельностный (свидетельствует о наличии умений и навыков, позволяющих решать профессиональные задачи) [1; 5; 9; 18; 20].

Таким образом, целью исследования стало определение представлений работодателей о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности в сфере образования через оценку ими мотивации, профессионально значимых качеств, про-

фессиональных знаний и умений профессиональной деятельности.

Для исследования представлений работодателей (представителей администрации образовательных организаций) о готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности в сфере образования была использована методика анкетирования [10]. В анкете представлено несколько блоков вопросов, раскрывающих понимание профессиональных задач современного учителя, требований профессионального стандарта педагога и характеристики профессиональной деятельности молодых педагогов (основные проблемы, связанные с профессиональным образованием, проявившиеся в профессиональной деятельности). Анкетирование проводилось в двух регионах: Санкт-Петербург и Тюменская область. На вопросы анкеты отвечали работодатели: директора и заместители директоров общеобразовательных школ, заведующие дошкольными образовательными учреждениями. Выборка как в Санкт-Петербурге, так и в Тюмени включала руководителей образовательных организаций разных уровней и типов. Всего в исследовании приняли участие 102 респондента.

Представления работодателей о характеристиках профессиональной компетентности молодого учителя выяснялись через вопрос о том, что является наиболее важным при приеме на работу. Среди факторов, влияющих на принятие решения работодателем о приеме педагога на работу, лидирующую позицию занимают уровень образования (68,8% респондентов) и их квалификация (59% респондентов). Столь же важным представляется работодателям наличие у претендента коммуникативной компетентности и опыта профессиональной деятельности (до 58%). Знание преподаваемого предмета не менее важно, чем мотивы, с которыми педагог пришел работать (до 47%). Оценивая значимость ин-

формации в представленных претендентом документах (в дипломе об образовании), респонденты отметили, что в первую очередь обращают внимание на оценку по педагогической практике (50,5%). Это, очевидно, свидетельствует о том, что наиболее значимой ожидаемой характеристикой для работодателя является умение молодого учителя осуществлять реальный учебный процесс.

Ответы респондентов показали, что больше всего в молодых специалистах их беспокоит отсутствие требуемой профессиональной мотивации (54,8%) и неумение строить взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (45,2%). Заметим, что здесь речь идет об отсутствии профессиональной мотивации молодых педагогов, уже пришедших работать в школу. Многих руководителей образовательных учреждений беспокоит недостаток общей культуры (34,4%) и низкий уровень предметной подготовки молодых специалистов (33,3%). Менее часто респонденты упоминали отсутствие у молодых учителей навыка интеллектуальных усилий (лень) (23,6%), социальный инфантилизм (19,3%), низкий уровень грамотности (12,9%), низкий уровень нравственности (10,7%), отсутствие выраженной гражданской позиции (5,4%) и низкий уровень владения средствами ИКТ (3,2%).

Работодатели высказали свое мнение о причинах низкой мотивации выпускников педагогических образовательных программ по отношению к работе в сфере образования. По их мнению, первая причина — «случайность» выбора профессии на этапе поступления в вуз (66,7%), вторая — низкий социальный статус педагогической профессии (60,2%), третья — повышенная трудность работы с детьми и загруженность педагога (59,1%).

Один из вопросов анкеты был посвящен профессиональным задачам, которые сегодня должен решать в профессиональной

деятельности любой педагог. Были выявлены профессиональные задачи, решение которых вызывает наибольшие трудности у молодых учителей. Данные анкетирования позволили составить следующий рейтинг проблемных зон в профессиональной деятельности молодых педагогов. По мнению руководителей образовательных организаций, наибольшие трудности вызывает осуществление взаимодействия с родителями учащихся (64,5%) и необходимость поддерживать дисциплину в классе (52,7%). Проектирование образовательного процесса с учетом особенностей детей (38,7%) и владение предметом на высоком уровне (38,7%) также вызывает трудности у молодых педагогов. У многих возникают проблемы при осуществлении диагностики педагогического процесса (30,1%) при ясном объяснении преподаваемого предмета (26,8%). Только 9,7% школьных адимини-страторов отметили, что молодые учителя успешно справляются с использованием современных образовательных технологий, включая ИКТ, и только 2,1% зафиксировали, что молодые учителя стремятся к взаимодействию с администрацией.

В целом анализ полученных в исследовании результатов позволяет сделать ряд выводов. Согласно данным исследования, значительная часть руководителей образовательных организаций не вполне удовлетворены вузовской подготовкой специалистов в области образования, больше половины работодателей отмечают понижение уровня подготовки за последние несколько лет.

Наиболее значимыми для работодателей являются «уровень образования», «квалификация», «коммуникативная компетентность» и «опыт профессиональной деятельности» молодых претендентов на должность учителя. При этом позиция «уровень образования» может рассматриваться как константа, поскольку, например, для работы в основной и в полной средней школе требуется диплом о высшем образо-

вании, то есть диплом бакалавра (магистерский диплом в нашей стране не обязателен). Что касается квалификации, то очевидно, что работодатель предпочитает молодых специалистов с педагогическим образованием, поскольку в этом случае нет необходимости отправлять работника на переподготовку.

Требование наличия у молодых педагогов коммуникативной компетентности и опыта профессиональной деятельности заслуживает более пристального внимания. Понятно, что в профессиональной деятельности в системах «человек — человек», «человек — группа людей», то есть, например, в сфере образования, коммуникация, взаимодействие имеют особое значение. Дефицит этих компетенций не может не сказываться негативно на результатах образовательного процесса. Данные компетенции относятся к категории общекультурных (в соответствии с терминологией ФГОС ВПО), и их освоение и развитие должно обеспечиваться всем образовательным процессом в вузе. Таким образом, можно делать вывод о том, что вузовские преподаватели в своей профессиональной деятельности ориентируются на содержание учебных дисциплин и, видимо, в основном работают в утратившей значимость парадигме передачи знаний, нежели в современной парадигме создания условий для конструирования студентами собственного знания через коммуникацию и взаимодействие их между собой и преподавателем.

Вторая позиция, требующая дополнительного комментария, — наличие опыта профессиональной деятельности у молодых специалистов, недавних выпускников вузов. Как указывалось выше, для работодателя ценны не знания претендента на должность учителя, но в большей степени его умение применять их на практике. Именно поэтому значительная часть руководителей обращает внимание на оценку

по педагогической практике, а сторонники экзамена на должность учителя считают, что такое испытание должно включать ситуации реального взаимодействия с детьми. Эти результаты подтверждают необходимость усиления практической ориентации педагогического образования, увеличения объемов практик, их интенсивного проведения. Решением данной проблемы, очевидно, может стать использование в вузе таких образовательных технологий, как обучение методом кейсов, проектное обучение, имитационные игры как воплощение современной модели обучения — обучение через действие.

Кроме того, дополнительного исследования требует наличие и степень соответствия между профессиональным стандартом педагога и вузовским образовательным стандартом по направлению «Педагогическое образование». В названных стандартах есть существенные отличия в описании требований к педагогу: если вузовский стандарт использует понятие «профессиональной компетентности» и соответственно описывает образовательные результаты через перечни осваиваемых компетенций, то в профессиональном стандарте используются понятия «общетрудовые и трудовые функции», «трудовые действия». При этом необходимо отметить, что, немотря на терминологическую разницу, характеристики профессиональной деятельности, данные через описание компетенций или функций, к проявлению или осуществлению которых должен быть готов педагог, во многом схожи.

Однако есть существенные отличия и в содержательных характеристиках готовности педагога к исполнению тех или иных действий. В частности, профессиональный стандарт педагога требует, например, чтобы педагог умел работать в мультикуль-турных детских группах, которые могут включать детей-инофонов, обучать детей с отсутствием мотивации к учению, работать с детьми, находящимися в трудной жиз-

ненной ситуации или имеющими специфические особенности, связанные, например, со здоровьем ребенка или с уровнем воспитанности.

Можно привести и другие примеры определенных дефицитов в явно артикулированных в образовательных стандартах характеристиках профессиональной деятельности педагога, к которой готовят сегодня вузы. Но можно предположить, что глу-

бинный анализ требований профессионального стандарта и требований ФГОС покажет больше сходств. В любом случае, обновление образовательных программ подготовки педагогов на основе такого анализа будет содействовать улучшению ситуации по обеспечению готовности выпускников вузовских педагогических образовательных программ к профессиональной деятельности в сфере образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова Л. В. Формирование профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004. 489 с.

2. Афонина М. В. Формирование готовности учителя информатики к профессиональной деятельности в условиях профильного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2007. 274 с.

3. Бабулевич Ю. В. Формирование готовности военно-морских радиоинженеров к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2005. 155 с.

4. Илюшин Л. С. Запрос работодателей к системе педагогического образования: опыт стартового анализа / Л. С. Илюшин, А. Ю. Сергиенко // Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции «Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования» (Санкт-Петербург, 25-26 марта 2014 года). СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014. С. 124-132.

5. Кокшенева Е. А. Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2010. 226 с.

6. Крылова Н. Г. Формирование готовности студентов педвуза к деятельности классного руководителя в современной сельской школе: Дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. 262 с.

7. Лежнина Л. В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2010. 473 с.

8. Лисичко Е. В. Формирование готовности студентов технического университета к профессиональной деятельности в процессе изучения физики: Дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009. 192 с.

9. Масленникова В. Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1996. 446 с.

10. Мониторинг структуры и содержания педагогического образования, реализуемого в России, в контексте требований работодателей: Метод. рекомендации / Е. В. Пискунова, Л. С. Илюшин, А. Ю. Сергиенко, И. И. Соколова; Под ред. И. И. Соколовой. СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2014.

11. Назаров С. В. Изменения в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2010. 294 с.

12. Назарова А. В. Формирование готовности выпускников ссузов к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2006. 157 с.

13. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

14. Оруджалиева Э. Р. Диагностика готовности к профессиональной деятельности студентов-бакалавров педагогического образования: Дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2011. 211 с.

15. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. URL:http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/

16. Сергиенко А. Ю. Требования работодателей к содержанию педагогического образования в различных регионах России // Человек и образование. 2014. № 2 (39). С. 130-137.

17. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/npo/20120325221547.pdf

18. Токарева Н. А. Педагогические условия формирования готовности будущего педагога к творчеству в профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2009. 149 с.

19. Шипилова Е. В. Формирование психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. псих. наук. М., 2007. 218 с.

20. Яруллин Г. К. Формирование готовности к профессиональной деятельности у будущих специалистов социальной работы: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2006. 193 с.

REFERENCES

1. Antropova L. V. Formirovanie professional'noj gotovnosti uchitelja k pedagogicheskoj dejatel'nosti v adaptivnoj shkole: Dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2004. 489 c.

2. Afonina M. V. Formirovanie gotovnosti uchitelja informatiki k professional'noj dejatel'nosti v uslovijah profil'nogo obuchenija: Dis. ... kand. ped. nauk. Barnaul, 2007. 274 c.

3. Babulevich Ju. V. Formirovanie gotovnosti voenno-morskih radioinzhenerov k professional'noj dejatel'nosti: Dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad, 2005. 155 c.

4. Iljushin L. S. Zapros rabotodatelej k sisteme pedagogicheskogo obrazovanija: opyt startovogo analiza / L. S. Iljushin, A. Ju. Sergienko // Sbornik nauchnyh statej II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Innovatsionnaja dejatel'nost' pedagoga v uslovijah realizatsii FGOS obshchego obrazovanija» (Sankt-Peterburg, 25-26 marta 2014 goda). SPb.: FGNU IPOOV RAO, 2014. S. 124-132.

5. Koksheneva E. A. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k budushchej professional'noj dejatel'nosti: Dis. ... kand. ped. nauk. Kemerovo, 2010. 226 c.

6. Krylova N. G. Formirovanie gotovnosti studentov pedvuza k dejatel'nosti klassnogo rukovoditelja v sovremennoj sel'skoj shkole: Dis. ... kand. ped. nauk. CHeboksary, 2006. 262 s.

7. Lezhnina L. V. Gotovnost' psihologa obrazovanija k professional'noj dejatel'nosti: etapy, mehanizmy, tehnologii formirovanija: Dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2010. 473 c.

8. Lisichko E. V. Formirovanie gotovnosti studentov tehnicheskogo universiteta k professional'noj dejatel'nosti v protsesse izuchenija fiziki: Dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2009. 192 c.

9. Maslennikova V. Sh. Formirovanie professional'noj gotovnosti studentov srednego professional'nogo uchebnogo zavedenija k dejatel'nosti sotsial'nogo pedagoga: Dis. ... d-ra ped. nauk. Kazan', 1996. 446 c.

10. Monitoring struktury i soderzhanija pedagogicheskogo obrazovanija, realizuemogo v Rossii, v kontekste trebovanij rabotodatelej: Metod. rekomendatsii / E. V. Piskunova, L. S. Iljushin, A. JU. Sergienko, I. I. Sokolova; Pod red. I. I. Sokolovoj. SPb.: FGNU IPOOV RAO, 2014.

11. Nazarov S. V. Izmenenija v otsenke gotovnosti vypusknikov pedagogicheskogo vuza k professional'noj dejatel'nosti: Dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2010. 294 s.

12. Nazarova A. V. Formirovanie gotovnosti vypusknikov ssuzov k professional'noj dejatel'nosti: Dis. ... kand. ped. nauk. Tula, 2006. 157 c.

13. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')». Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noj zashchity Rossijskoj Federatsii ot 18 oktjabrja 2013 g. № 544n, g. Moskva. URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

14. Orudzhalieva JE. R. Diagnostika gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti studentov-bakalavrov pedagogicheskogo obrazovanija: Dis. ... kand. ped. nauk. Mahachkala, 2011. 211 s.

15. Professional'nyj standart. Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noj zashchity Rossijskoj Federatsii ot 18 oktjabrja 2013 g. № 544n. URL:http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/

16. Sergienko A. JU. Trebovanija rabotodatelej k soderzhaniju pedagogicheskogo obrazovanija v razlichnyh regionah Rossii // CHelovek i obrazovanie. 2014. № 2 (39). S. 130-137.

17. Tatur JU. G. Kompetentnostnyj podhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovanija: Materialy ko vtoromu zasedaniju metodologicheskogo seminara. Avtorskaja versija. M.: Issledovatel'skij tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. http://www.fgosvpo.ru/ uploadfiles/npo/20120325221547.pdf

18. Tokareva N. A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija gotovnosti budushchego pedagoga k tvorchestvu v professional'noj dejatel'nosti: Dis. ... kand. ped. nauk. Stavropol', 2009. 149 s.

19. SHipilova E. V. Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti studentov-psihologov k professional'noj dejatel'nosti: Dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2007. 218 c.

20. JArullin G. K. Formirovanie gotovnosti k professional'noj dejatel'nosti u budushchih spetsialistov sotsial'noj raboty: Dis. ... kand. ped. nauk. Kazan', 2006. 193 c.

Г. С. Банников

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, ПЕРЕЖИВШИМ ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

В статье отражены вопросы становления и развития кризисных состояний в зависимости от выделенных механизмов развития травмы: диссоциативного, регрессивного и интроективного. Показаны особенности их клинической картины, а также стратегии оказания кризисной психологической помощи. Описаны основные задачи, которые решаются при оказании психологической помощи детям и подросткам с учетом стадий проживания ими травматического опыта и механизма формирования травмы.

Ключевые слова: кризисное состояние, психическая травма, механизм психической травмы, кризисная психологическая помощь, экстренная психологическая помощь.

G. Bannikov

MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO UNDERAGE TRAUMA SURVIVORS

The issues of the formation and development of crisis conditions depending on trauma development mechanisms (dissotiative, regressive and introective) are discussed in this article. The peculiarities of their clinical presentation as well as the strategies of crisis psychological intervention are shown. The main goals of crisis psychological help taking into account the stages of traumatic experience and trauma formation mechanisms are described.

Keywords: CTisis state, psychic trauma, psychic trauma mechanism, crisis psychological aid, emergency psychological aid.

Кризисная психологическая помощь подразумевает наличие у человека «кризисного состояния» [8], которое определяется как «психическое (психологическое) состояние человека, внезапно пережившего

субъективно значимую и тяжело переносимую психическую травму (вследствие резкого изменения образа жизни, внутри-личностной картины мира) или находящегося под угрозой возникновения психо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.