Научная статья на тему 'К вопросу о современных представлениях развития профессионального образования'

К вопросу о современных представлениях развития профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ИННОВАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / THE PERSON / THE CREATIVE INITIATIVE / AN INNOVATION / SOCIALISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Травкина Н. Н., Корольков И. А.

Статья посвящена исследованию изменений педагогической деятельности при инновационном обучении. Показана взаимосвязь и взаимозависимость личностной подготовленности преподавателя к нововведениям с профессиональной компетентностью выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted research of changes of pedagogical activity at innovative training. The interrelation and interdependence of personal readiness of the teacher to innovations with professional competence of the graduate of high school is shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современных представлениях развития профессионального образования»

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТРАВКИНА Н.Н., КОРОЛЬКОВ И.А.

Статья посвящена исследованию изменений педагогической деятельности при инновационном обучении. Показана взаимосвязь и взаимозависимость личностной подготовленности преподавателя к нововведениям с профессиональной компетентностью выпускника вуза.

На рубеже ХХ - XXI веков происходит интенсивное накопление новых знаний. По оценкам ряда науковедов, 90% мирового научного знания создано после 1970 г. Скорость диффузии новых знаний и новых технологий возросла более чем в 10 раз за минувшие 100 лет [3]. Отличительной чертой инновационной экономики, «экономики, основанной на знаниях», является ускоренное развитие нематериальной сферы, инфраструктурой которой является всемирная информационная сеть.

Без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности, практически невозможно создавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоёмкости и новизны. На рынке высоких технологий доля России составляет только около 0,3% (США - 39%, Япония - 30%, Германия - 16%), а доля инновационно активных предприятий в развитых странах 80%, в то время как в России - 5-6%. Поэтому современной основой национальной конкурентоспособности должна стать стратегическая линия инновационного промышленного роста.

Реальный процесс включения российских предприятий в мировую экономику посредством выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции требует применения совершенно новых для нас способов организации и управления производством, а соответственно и радикальной переподготовки и смены управленческих кадров в социальной и технической сферах.

Почти два десятилетия государственных реформ показали, что кадры нынешнего уровня профессиональной компетентности не в состоянии существенно изменить положение дел в обществе и промышленности. Задача повышения компетентностного уровня кадров ложится на высшую школу, которая в свою очередь должна изменить содержание образовательных технологий адекватно времени. Характер и эффективность инновационной деятельности в сфере образования существенно определяет характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики, создает инновационный климат и конкурентоспособность экономики в целом.

Несмотря на серьезные организационные и финансовые удары, отечественная высшая школа до сих пор сохраняет много достоинств:

- она способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

- по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;

- отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;

- традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой.

Article is devoted research of changes of pedagogical activity at innovative training. The interrelation and interdependence of personal readiness of the teacher to innovations with professional competence of the graduate of high school is shown.

Отрадно, что в обществе сохраняется спрос на высшее образование. Профессиональная и социальная успешность личности в обществе связывается, в основном, с получением высшего образования. Однако еще не сформировался и даже сдал позиции культ профессионализма советского времени - культ знаний. Невероятно низкая оплата труда широкого круга специалистов девальвировала ценность высшего образования, его элитарность в плане развития и достижения определенного интеллектуального уровня личности. Усредненный подход к личности, валовой выпуск «инженерной продукции» привели к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижности «высокообразованного человека». Работа многих отраслей промышленности по «зарубежным образцам» (закупки целых заводов и технологий) исказила главную функцию инженера - творческую разработку принципиально новой техники и технологии.

Современный диплом высшего учебного заведения далеко не всегда гарантирует наличие у его обладателя действительно высшего образования. Такое положение дел ни для кого не секрет, а попытки навести порядок в этой сфере с помощью формальных аккредитационных показателей, централизованного тестирования остаточных знаний и тому подобными премудростями не дают ожидаемого результата, т.к. легко обходятся на практике с помощью известных приемов. Наша система продолжает воспроизводить образовательные подходы, исчерпавшие себя за несколько веков, что говорит о необходимости реформирования высшей школы.

Уже очевидно, что проблема развития высшего образования не может быть решена только за счет реформ организационно-управленческого и содержательного характера. Реформирование и развитие образования должно носить системный характер. Должна сформироваться и развиться новая образовательная система, опирающаяся на адекватные современности образовательные парадигмы.

В понятие «профессионал» включен личностный потенциал специалиста, удельный вес этого компонента резко возрастает. Система профессионального образования осуществляет переход на компетенции, которые позволяют измерить соответствие специалиста требованиям производства, учет которых придаст гибкость образовательным траекториям, возможность более оптимальной и экономически эффективной адаптации выпускника на производстве. От него требуются умения рисковать, работать в ситуации большей неопределенности, устанавливать деловые контакты и продуктивно развивать их, а также предприимчивость и высокая мобильность. Данное обстоятельство предопределяет выбор личностно-ориентированной образовательной парадигмы и придает образовательной системе черты открытого, индивидуализированного, интегрального, созидающего, гибкого знания.

Высшая школа призвана подготовить специалиста, осознающего необходимость непрерывного образования в течение всей его жизни, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его личность, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Формированию культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия способствует, прежде всего, гуманитаризация образования. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебновоспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а, в конечном счете - к снижению потенциала науки и производства.

Инновационная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей непрерывно учиться и переучиваться. К этому приводят постоянные поиски путей повышения качества, удешевления технологий в условиях острейшей конкуренции. Происходит некий парадигматический сдвиг в осмыслении и разработке проблематики непрерывного

образования. Концепция непрерывного образования включает в себя постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание общества.

Непрерывность образования должна обеспечиваться переориентацией учебновоспитательного процесса на освоение способов преобразования действительности, овладением средствами и методами самообразования, умением учиться. Образовательная программа наряду с содержанием должна определять также и методы реализации процесса обучения и воспитания. Компетентностный подход существенно влияет на выбор этих методов и средств. Эффективность обучения на базе новых технологий требует дополнительных затрат на создание новой технологической основы учебного процесса. При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Если в традиционной образовательной системе самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых.

Основная преграда применения новых технологий в учебном процессе - инертность организации обучения, слабое освоение и распространение инноваций в сфере образования. Понятие «инновация» охватывает не столько создание и распространение новшеств, сколько характеризует изменения в образе деятельности, жизни, стиле мышления, которые с этими новшествами связаны. Инновационный процесс связан с переходом в качественно иное состояние, с ревизией или пересмотром устаревших норм и положений, ролей.

Инновационное обучение, применение современных образовательных технологий вызывает существенные изменения в преподавательской деятельности, в частности:

- усложнение деятельности по разработке содержания обучения в связи с быстрым развитием технологической основы;

- необходимость приобретения специальных навыков и приемов разработки образовательных программ;

- усиление требований к качеству учебных материалов в связи с открытостью доступа к ним;

- усиление функции поддержки студента, помощи ему в организации индивидуального учебного процесса;

- изменение места и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функций.

Главной преградой для внедрения образовательных инноваций в вузовскую практику

обычно служит качественное состояние преподавательского корпуса, уровень его профессионализма. Профессионализм молодого специалиста - выпускника вуза, во многом обусловлен функциональной грамотностью преподавателей.

Новые технологии обучения требуют от вузовского преподавателя (помимо профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства, изменения стиля общения педагога и студента в сторону диалога и сотрудничества. Современные развивающие технологии обучения требуют от преподавателя развития определенных педагогических знаний и умений:

- более глубокого, системного знания учебного предмета и его научных основ;

- переструктурировать учебный материал с индуктивного изложения в логику индуктивнодедуктивного проблемного изложения целой темы, а не одного урока;

- моделировать в учебном процессе (в его целях, содержании, формах, методах и средствах обучения) профессиональную деятельность будущего специалиста;

- организовать самостоятельную работу студентов для подготовки к семинару, деловой игре, мозговому штурму и т.п.;

- свободно владеть активными методами обучения;

- обеспечить благоприятный психологический климат, сотрудничество преподавателя и студента.

В результате усиливается значение менеджериального и фасилитационного подходов в управлении образовательным процессом. При этом меняются не столько содержание и методы преподавания, сколько личностные установки, которые и обеспечивают в конечном итоге профессионально-личностный рост педагога. Исследования подтверждают, что пока таких педагогов немного (всего 14-16 %), они воспринимают студентов как значимых субъектов процесса образования, открыты в общении, самокритичны, экстравертивны, готовы к инновационной деятельности, эмпатичны.

Системообразующим и креативным фактором профессионально-технологической культуры преподавателя является его личностная подготовленность к нововведениям. В понятие «личная подготовленность» включается опыт диалогового общения и творческая активность педагога; ориентация на достижение успеха; наличие у преподавателя собственного интереса к саморазвитию и самореализации; стремление преодолеть стереотипы педагогического труда.

Объективными факторами, позволяющими достичь вершин профессионализма, могут служить изменения системы переподготовки и повышения квалификации педагога, а также вовлечение педагогов в инновационную деятельность кафедры, факультета, вуза. Педагог системы профессионального образования должен при любых условиях стараться выполнить свой долг, свою профессиональную миссию: развиваться самому, тем самым обеспечивать процесс развития своих учеников.

Библиографический список

1. Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге 21 века.-М.:Изд-во УРАО. 1999.-208 с.

2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-192 с.

3. Инновационная деятельность и её роль в хозяйственной практике Сайт Листы экономической администрации 2008 г. - http://atlist.ru/2008/04/20/innovacionnaya-deyatelnost-i-eyo- rol-v-xozyaj stvennoj-praktike/

Ключевые слова: личность, творческая инициатива, инновация, социализация.

Keywords: the person, the creative initiative, an innovation, socialisation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.