Научная статья на тему 'Компоненты успешности будущей профессиональной деятельности учителя'

Компоненты успешности будущей профессиональной деятельности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1065
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А. А.

Подготовка в вузе компетентного педагога с высоким уровнем общей и профессиональ¬ной культуры, фундаментальными знаниями в области методологии, педагогики и управления, системным видением педагогических проблем в образовании направлена на совершен¬ствование и формирование у будущих учителей собственного стиля педагогического творчества и является залогом успешности в будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The University is training a competent educational specialist with a high level of general and professional culture with knowledge of fundamental concepts of methodology, theory of education and management, with a systematic understanding of the pedagogical problems aimed at a creation of a future teachers individual style of pedagogical activity. It is also the basis of the trainees future success in professional activity.

Текст научной работы на тему «Компоненты успешности будущей профессиональной деятельности учителя»

А.А. Темербекова

КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОСТИ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Горно-Алтайский государственный университет

Самореализация и формирование личности наиболее плодотворно осуществляется в ее профессиональной деятельности, дающей для этого максимальные потенциальные возможности. Пути формирования профессионализма могут быть различными. Целесообразность синтетического подхода к исследованию личности профессионала подчеркивал С.Г. Геллерштейн (1930-е гг.), отмечая, что психологическое изучение профессий должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании (Геллерш-тейн, 1983). Авторитет педагога появляется в различных видах его деятельности: профессиональной, коммуникативной, организаторской и др.

Педагогический профессионализм связан прежде всего с высоким уровнем самореализации индивидуальных особенностей личности учителя и способностью иметь индивидуальный стиль деятельности. Этот стиль вырабатывается в процессе учебы в вузе и представляет собой систему индувидуально-свое-образных приемов, обеспечивающих успешность в будущем. В вузовской подготовке специалистов идея формирования профессиональной компетенции будущего учителя должна стать основной.

Специфика профессиональной подготовки будущего учителя к педагогической деятельности заключается в том, что с первых дней своей практической деятельности начинающий педагог становится не просто учителем-предметником, а непосредственно организатором, менеджером учебновоспитательного процесса. В его функции входит не только качественное обучение, воспитание и развитие личности ребенка, но и осуществление эффективного управления его учебно-познавательной деятельностью.

В связи с высокими требованиями, предъявляемыми к профессии учителя, одним из важных компонентов профессиональной направленности студентов является их педагогическая культура, которая рассматривается и изучается в системе психо-лого-педагогических наук в различных аспектах: методологическом (В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский и др.), нравственно-эстетическом (Э.А. Гришин, Д.С. Яковлева), коммуникативном (А.В. Мудрик, О.О. Киселёва, Т.Н. Левашова), технологическом (М.М. Левина, Н.Е. Щуркова) и др.

Владение необходимой суммой профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих

сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, определяется как профессионально-педагогическая компетентность - интегральная профессионально-личностная характеристика педагога. Формирование педагогической компетентности (профессионализма) личности в вузе осуществляется по трем направлениям: базовая подготовка (профессиональные и психоло-го-педагогические знания), методологическая культура и педагогическое творчество. Результатом творческой деятельности является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Это невозможно без свободы мысли, педагогического воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности личности.

Важным звеном в понимании категории «педагогическая компетентность», представляющей собой суть педагогической культуры, выполняющей функции воспроизведения и сохранения педагогической реальности, является технологическая подготовленность учителя. Технологическая культура учителя представляет собой индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальное понимание смысла технологической деятельности как необходимой составляющей профессионализма. Чем глубже и прочнее усваивает учитель школы технологию как ценность, тем больше мера его творческой самореализации.

Технологическая направленность обучения определяется предварительным проектированием образовательного процесса, диагностичностью целе-образования, объективностью контроля результатов, целостностью, учебно-познавательной деятельностью. Например, технология дифференцированного обучения представляет собой теорию использования приемов, средств и способов организации обучающей и учебной деятельности, в основе которой лежит дифференциация. Задача технологии дифференцированного обучения в основном сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы и принципы преобразовать в эффективные методы преподавания и учения, а также создать необходимые условия для их наилучшего применения с помощью соответствующих форм и технических средств. Как и любая педагогическая технология, технология дифференцированного обучения долж-

А.А. Темербекова. Компоненты успешности будущей профессиональной деятельности.

на работать не только на простое достижение элементарных умений и навыков. Результативность технологии дифференцированного обучения проявляется в развитии учащихся, умении творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой нестандартной ситуации, в умении переносить усвоенные действия в новые нестандартные условия, в умении конструировать новые способы деятельности, находить оригинальные подходы к решению поставленных задач [1, 2].

Технологическое проектирование учебно-воспитательного процесса и его дальнейшая реализация позволяет решать многие педагогические задачи. Об этом свидетельствует пристальное внимание к данному вопросу отечественных и зарубежных специалистов в области педагогики - Т. Сакамото (T. Sacamoto), Р.М. Томас (R.M. Thomas), В. Хаг (w. Hag), В.П. Беспалько, В.М. Монахов, Г.К. Се-левко, М.А. Чошанов и др.

Формирование технологической культуры будущего учителя, рассматриваемой сегодня как основа его успешности в будущей профессиональной деятельности, представляет собой процесс творческой самореализации внутренних сил студента. Пристальное внимание современного общества к технологическому образованию будущего учителя осуществляется путем выявления и обоснования технологических приемов подготовки студентов к педагогической деятельности, через формирование у них творческой активности, инициативы, рефлексии образовательных потребностей в овладении общей и профессиональной культурой.

Под технологической культурой педагога в современной психолого-педагогической литературе понимается: овладение логикой профессионального поведения учителя, опытом креативной деятельности, способами организации технологических процессов, адаптации их к целям гуманизации и гуманитаризации образования [3]; овладение определенной системой способов и приемов технологий обучения и воспитания, а также умением анализировать в педагогическом процессе альтернативные педагогические технологии (И.Ф. Исаев [4], И.Л. Яцукова [5]); соблюдение образовательных стандартов с помощью осуществления определенных дидактических модулей (В.М. Монахов, Ю.О. Овакимян, Б.Н. Полозов) [6]. Технологическая культура учителя представляет собой индивидуально-творческий стиль педагогической деятельности, раскрывающий индивидуальное понимание смысла технологической деятельности как необходимой составляющей профессионализма.

Учитель как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых изменений в системе просвещения. Процессы кардинальных преобразований в современной школе требуют от учителя переориентирования его деятельности на

новые педагогические ценности, адекватные характеру научного творчества, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем высшего образования - формирование научно-исследовательской культуры учителя. В системе вузовской подготовки специалистов важна ориентация будущего учителя на сочетание учебно-воспитательной работы в школе с научными поисками. С первых лет обучения студенты должны втягиваться в исследовательскую работу. А для этого нужна и важна специальная научная подготовка для преподавателя-исследователя. Данное положение предопределяет необходимость творческого поиска новых, более эффективных способов организации учебного процесса в высшей школе, который должен быть рассчитан на всемерное развитие самостоятельности студентов, их активное вовлечение в учебный процесс в качестве полноправных субъектов.

Технический и технологический процессы влекут за собой появление новых видов информационных продуктов, объединяющих текст, звук, изображение, а также новых видов информационных услуг. В связи с этим задачи овладения информационной культурой, позволяющей ориентироваться в потоке разнообразной информации: документографической, библиографической и др., становятся актуальными для будущего педагога, так как применение современных информационных систем в сфере науки и образования обеспечивает принципиально новый уровень получения и обобщения, распространения и использования знаний.

Одним из средств решения проблем, связанных с созданием новых информационных средств в обучении, является эргономика, основная задача которой - улучшение форм представления информации с целью сделать эту информацию более понятной и эффективной. Основное правило эргономики может быть сформулировано следующим образом: чтобы улучшить понимаемость учебной информации, необходимо изменить форму представления знаний таким образом, чтобы выразить заданное содержание учебного материала с помощью оптимального сочетания словесного текста, формул и чертежей. Эргономизация должна повысить производительность умственного труда учащихся, сделать информацию наглядной, доходчивой и качественной. Она минимизирует объемы информации, не теряя ее содержательной части, повышает интерес к изучаемым предметам.

Одним из залогов успешности будущей профессиональной деятельности является информационная культура педагога. Этому во многом способствуют проводимые со студентами ФМФ ГАГУ специализированные курсы «Новые информационные технологии в обучении», «Информационные технологии в образовании». Будущие специалисты должны иметь представление об информационных ре-

сурсах Шете!;, связанных с проблемами их будущей профессиональной деятельности; знать наиболее популярные Web-сайты, посвященные вопросам образования и науки; уметь производить поиск в электронных каталогах и базах данных информационных центров, занимающихся проблемами их профессиональной деятельности. Способности ориентироваться в информационном обществе представляют собой информационную культуру педагога.

Важным направлением в подготовке будущего учителя является формирование его графической культуры. Чтобы научить учащихся сознательному выполнению пространственных фигур, в первую очередь этим мастерством должен овладеть сам учитель, который в контакте с учащимися последовательно и систематично раскрывает все секреты и тонкости выполнения чертежей. Формировать графическую культуру будущего учителя можно различными путями: через предметные дисциплины, соответствующие государственному стандарту обучения (математические дисциплины, методика преподавания математики и др.); через дополнительные образовательные программы (специализированные курсы, факультативы и др.); через научно-исследовательскую деятельность (курсовые, дипломные работы и проекты); через индивидуально дифференцированную работу (ИРС); через практику студентов (педагогическую, производственную) и др.

В условиях дифференциации образования важна подготовка будущего учителя к управлению учебным процессом. Она рассматривается как целенаправленная деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, более высокий уровень фактического достижения цели с помощью необходимых педагогических условий, способов, средств и воздействий. Основными задачами данной подготовки являются: формирование педагогической, управленческой компетентности и культуры; формирование системного подхода к решению педагогико-управленчес-ких задач в области дифференциации образования; формирование способности к научному обоснованию педагогических и управленческих решений; формирование умения прогнозировать развитие педагогической и управленческой деятельности на основе диагностики и комплексного анализа проблем управления дифференциацией образования; формирование стремления к самостоятельности, инициативности в решении профессионально-педагогических управленческих задач и заданий, способнос-

ти к самообразованию в области управления дифференциацией образования. В личностном плане дидактическое знание выступает инструментом развития методического сознания, обеспечивающего преобразование обучающей среды и развитие индивидуального стиля преподавания.

Сказанное выше позволяет нам определить компоненты профессионализма будущего педагога и представить их в трех блоках, совокупность которых обеспечит успешность будущей профессиональной деятельности:

1. Базовые компетенции. Профессионально-педагогическая подготовка: предметные знания, методика преподавания предмета, философские знания, психолого-педагогические знания, психологические знания, педагогическая этика и др.

2. Методологические компетенции: методологические знания, соответствующие философскому, общенаучному и конкретно-научному уровню; способность видеть проблемы образования через призму системного, деятельностного и личностного подходов и др.

3. Профессиональные компетенции (профессионализм) педагога. Творческие педагогические компетенции: убежденность в социальной значимости профессии, профессионально-ценностные ориентации, мотивационно-творческая направленность; целостное понимание ключевых проблем инновационной педагогики, системного подхода к решению педагогико-управленческих задач, способность к программно-целевому планированию, научно-исследовательская, технологическая и графическая культура, профессиональная этика, способность к самостоятельному осмыслению проблем образования, коммуникативность, диалогичность, способность к импровизации, эргономическое мышление, профессиональная гибкость, мобильность, способность к преодолению догматических методов и методик, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, само-ооценка профессиональных качеств, способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, критичность и самокритичность, способность к самосовершенствованию и самообразованию и др.

Подготовка компетентного педагога с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, фундаментальными знаниями в области методологии, педагогики и управления, системным видением педагогических проблем в образовании направлена на его совершенствование и формирование у него собственного стиля творческой педагогической деятельности.

О.Л. Никольская. Психолого-педагогический анализ готовности студентов и учителей.

Литература

1. Назарова Т.С. Педагогические технологии: Новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование. М., 1998.

3. Левина М.М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. М., 1991.

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб. пос. Белгород, 1992.

5. Педагогическое образование для XXI века: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 13-16 апреля 1994 г. М., 1994.

6. Проблемы дидактики высшей школы в контексте новой парадигмы образования: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 1995.

О.Л. Никольская

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Томский государственный педагогический университет

Готовность студентов педагогического вуза - будущих учителей - к творческой деятельности зависит от многих факторов. С целью определения компонентного состава данного понятия мы опирались на современные психолого-педагогические исследования, в которых рассматриваются отдельные аспекты профессионально-личностного становления будущего педагога, ориентированного на освоение профессионально-творческой деятельности. В данных исследованиях анализируется готовность будущего учителя к осуществлению профессиональнотворческой деятельности, в частности к педагогическому творчеству [1], формированию творческого потенциала учащихся [2], развитию творческих способностей учащихся [3], разработке технологий, к дидактико-технологическому творчеству [4].

Значимой для нашего исследования явилась работа З.С. Левчук, в которой рассматривается сущность и процесс формирования у студентов педвуза готовности к педагогическому творчеству, под которым понимается интегративное профессиональное качество учителя, определяющее высокий уровень педагогического мастерства и обусловливающее потребность учителя постоянно совершенствовать и изменять как условия учебной деятельности, так и методы и средства педагогического воздействия в зависимости от изменяющихся педагогических ситуаций учебно-воспитательного процесса. Результатом процесса формирования данного вида готовности является профессионально ориентированное творчество, в котором соединяется потребность и способность реализовывать силы и возможности в интересах воспитания творческой личности школьника, самореализации личности педагога [1, с. 65].

Таким образом, основными отличительными признаками готовности студентов к педагогическому творчеству являются: умение выдвигать оригинальные цели и задачи воспитания; выбирать новую систему средств и методов их решения; разумное использование передового опыта; умение прогнозировать и предвидеть возможные варианты отклонения от целей и задач по их реализации. Владение будущего педагога такого рода умениями способствует созданию им в профессионально-педагогической деятельности собственной, оригинальной системы педагогического воздействия, направленной на воспитание творческой личности ученика.

Однако, анализируя концепцию З.С. Левчук с позиций нашего исследования, можно отметить, что, несмотря на то, что автор одной из важных задач формирования у будущего учителя готовности к педагогическому творчеству считает творческое развитие личности ученика, решение данной задачи обусловлено формирующей стратегией педагогической деятельности, в свете которой будущий учитель призван сформировать, воспитать творческую личность школьника, используя соответствующие данной цели средства и технологии. К сожалению, в работе перед педагогом не ставится задача организации процесса, стимулирующего творческое саморазвитие личности ученика. Эта задача не рассматривается на основе стратегии развития личности, обеспечивающей ей субъектную позицию в образовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что в исследовании не затрагиваются вопросы дидактико-технологического творчества, целью которого является разработка технологий и формирование у педагогов дидактико-технологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.