ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
УДК 614. 2. 07 : 658. 386. 3
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
И.В. Походенько, О.А. Быстрицкая
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИПО (зав. - проф. С .А. Куковякин) Кировской государственной медицинской академии
Дальнейшее развитие системы оказания медицинской помощи населению немыслимо без разработки новых, научно обоснованных методов и форм оказания помощи. Одно из ведущих мест занимают вопросы подбора, подготовки, расстановки руководящих кадров и другие аспекты проблемы управления органами и учреждениями здравоохранения [1—3]. Эти проблемы особенно актуальны в периоде реформирования системы здравоохранения в условиях сельской местности, куда с относительным опозданием доходят новые приказы и инструкции, недостаточны материальная база, штаты и подготовка операторов ЭВМ и других исполнителей поручений, чаще происходят сбои в работе оргтехники.
Нами изучены предложения организаторов здравоохранения по совершенствованию подготовки управленческих кадров. По разработанной нами анкете был проведен опрос 76 организаторов здравоохранения г. Кирова и 110 руководителей ЛПУ из сельской местности на курсах повышения квалификации в Кировской медицинской академии. Подавляющее большинство опрошенных (соответственно 85,5% и 78,2%) считают, что руководителем учреждения здравоохранения должен быть врач. Каждый второй респондент (51,3% и 46,4%) назвал период 5-10 лет оптимальным для начала организаторской деятельности после окончания вуза. Больше половины организаторов здравоохранения (61,8% и 56,4%) указали на необходимость введения субординатуры по организации здравоохранения.
Все опрошенные ответили, что темы усовершенствования полностью (соответственно 31,6% и 29,1%) или частично (68,4% и 70,9%) соотносятся с их проблемами и трудностями в ежедневной работе.
Эффективность и ясность лекций оценили на " хорошо" соответственно 81,6% и 74,5% слушателей, "очень хорошо" - 11,8% и 19,1%, "удовлетворительно" - 6,6% и 6,4%. Руководители здравоохранения считают, что применению полученных на
курсах умений и навыков могут препятствовать следующие факторы: отсутствие достаточного финансирования - соответственно 46,1% и 47,3%, отсутствие четкого законодательства в системе здравоохранения - 17,1% и 15,5%, психологическая неподготовленность коллективов - 15,8% и 17,3%, политическая и экономическая нестабильность - 11,8% и 10,9% и др.
Практика осуществления реформ в здравоохранении создает ситуации, в которых у руководителя возникает потребность в консультациях юриста - у 23,5% и 21,8% респондентов постоянно, у 75,0% и 68,2% - время от времени, у остальных руководителей она практически отсутствует. Тем не менее юридические консультации достаточно востребованы, поэтому 17,1% главных врачей в городских ЛПУ содержат в своем штате юриста.
Отсутствие каких-либо пробелов в учебном материале курса отметили соответственно 27,6% и 30,9% слушателей, повторение информации - 13,2% и 11,8%, недостаток практических примеров - 6,6% и 6,4%, недостаточное освещение вопросов рынка медицинских услуг - 3,9% и 3,6%. 6,6% и 7,3% слушателей высказали пожелание лекторам чаще обращаться к российскому опыту. Подавляющее большинство респондентов (соответственно 78,9% и 80,9%) предпочитают сочетание лекционного материала и практических занятий.
В целом возникающие трудности и проблемы в работе организатора сельского здравоохранения главные врачи разделили следующим образом: 1) недостаток финансирования и вопросы экономики здравоохранения; 2) недостаточно четкая законодательная база здравоохранения, поступление новых приказов и инструкций с заметным опозданием; 3) бюрократические и иные "проволочки" в оформлении и выполнении различных работ (строительных, ремонтных и т.д.); 4) недостаточное знание юридических законов (трудовое законодательство, уголовное право и др.); 5) недостаточная подготовка заместителей и иных исполнителей; 6) недоста-
19. «Казанский мед. ж.», № 3.
289
ток знаний по психологии управления, вопросам лидерства и т.д.
С учетом перечисленных трудностей и возникающих проблем в работе организаторов сельского здравоохранения тематика курсов усовершенствования была несколько дополнена и расширена: увеличено количество часов занятий по экономике здравоохранения, организованы беседы главных врачей с руководителями территориальных органов управления здравоохранения по обмену опытом, современными методами управления с привлечением специалистов из соседних регионов; проводятся выпуск методической литературы, более углубленная подготовка по психологии управления, менеджменту, праву, широкое использование деловых игр в процессе обучения с индивидуальным подходом и возможностью активного участия каждого курсанта в процессе обучения и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галиуллин А.Н., Хузиханов Ф.В., Ахметзянова Г.З. и др. Актуальные вопросы развития восстановительной медицины. - Казань, 2004. -С.14-17.
2. Кучеренко В.З. Организация и анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений. - М., 2000.
3. Низамов И.Г. Актуальные вопросы развития восстановительной медицины. - Казань, 2004. -С.21-25.
Поступила 19.07.06.
PROBLEMS IN TRAINING HEADS OF HEALTH CARE DEPARTMENT FOR RURAL REGIONS
AND APPROACHES TO SOLVING THEM A.V. Pokhoden'ko, O.A. Bystritskaya
S u m m a r y
Suggestions of health-care organizers to improve manager manpower training were studied. 76 healthcare managers of Kirov city and 110 of rural area were questioned while they were on the training courses in Kirov Medical Academy. The training cu rriculum of health manpower was changed according to the results of the questioning.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
УДК 616. 9 - 022. 3 : 614. 2. 07 : 614. 1 : 313. 13
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ МАНИФЕСТНЫМИ ФОРМАМИ ИНФЕКЦИЙ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА МНОГОПРОФИЛЬНОГО СТАЦИОНАРА
О.А. Балыбина, И.П. Рычагов, О.М. Дроздова
Кафедра эпидемиологии (зав. - проф. Е.Б. Брусина) Кемеровской государственной медицинской академии, Кемеровская областная клиническая больница (главврач - канд. мед. наук И.П. Рычагов)
К числу внутрибольничных инфекций (ВБИ) относятся заболевания, связанные не только с оказанием медицинской помощи пациентам в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), но и с профессиональной деятельностью медицинских работников [1, 2, 4]. Во время работы подавляющее большинство медицинского персонала находится в неблагоприятных и вредных условиях труда физической, химической, биологической природы, истощающих защитные силы организма и повышающих его восприимчивость к возбудителям инфекционных болезней. Вместе с тем в ЛПУ концентрируется большое число пациентов, которые являются источниками различных бактериальных, вирусных и паразитарных инфекций для медицинского персонала (вирусные гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, грипп, гнойно-септические заболевания и т. д.). Ситуация
усугубляется постоянным нервно-психологическим перенапряжением (хронический стресс), связанным с высокой ответственностью за здоровье и жизнь пациента, нефизиологическими условиями труда (совместительство, ночная и посменная работа), наличием общей полиморбидной патологии у стажированных медицинских работников, недостаточным использованием барьерных и антиинфекционных методов защиты медицинского персонала, множественной лекарственной устойчивостью микроорганизмов, колонизирующихся не только у пациентов, но и у медицинских работников. Известно, что работающие в ЛПУ зачастую не обращаются за медицинской помощью и прибегают к самолечению без соблюдения принципов клинической фармакологии (укороченные курсы, неадекватные дозы [2, 3]. В результате для медицинских работников характерны вы-