Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробкин Александр Николаевич

Рассматриваются вопросы реализации в педагогических вузах требований Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг., вопросы подготовки студентов к реализации государственной антикоррупционной политики и участию в мероприятиях по антикоррупционному просвещению обучающихся. Даются рекомендации по содержанию учебных программ подготовки студентов и переподготовки действующих педагогов в сфере противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробкин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHER TRAINING FOR ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF STUDENTS

The issues of implementation of the requirements of the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024 in pedagogical universities, issues of practical training of students for the implementation of the state anti-corruption policy and participation in anti-corruption education of students are considered. Recommendations are given on the content of training programs for students and retraining of serving teachers in the field of anti-corruption.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 374.71 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-191-197

ББК 74.324

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

PROBLEMS OF TEACHER TRAINING FOR ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF STUDENTS

Коробкин Александр Николаевич

Главный редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы», член экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, государственный советник Российской Федерации 3-го класса E-mail: korobkin@expertiza.pw

Korobkin Alexandr N.

Editor-in-chief of "The Bulletin of AntiCorruption Expert Review" (Moscow), Member of the Expert Council under Presidential Anti-Corruption Directorate, 3d Class State Counsellor of the Russian Federation

E-mail: korobkin@expertiza.pw

Аннотация. Рассматриваются вопросы реализации в педагогических вузах требований Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг., вопросы подготовки студентов к реализации государственной антикоррупционной политики и участию в мероприятиях по антикоррупционному просвещению обучающихся. Даются рекомендации по содержанию учебных программ подготовки студентов и переподготовки действующих педагогов в сфере противодействия коррупции.

Abstract. The issues of implementation of the requirements of the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024 in pedagogical universities, issues of practical training of students for the implementation of the state anti-corruption policy and participation in anti-corruption education of students are considered. Recommendations are given on the content of training programs for students and retraining of serving teachers in the field of anti-corruption.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное образование, антикоррупционное просвещение.

Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption education, anti-corruption education, anti-corruption enlightenment.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Коробкин А. Н., 2023

Для цитирования: Коробкин А. Н. Проблемы подготовки педагогических кадров для антикоррупционного просвещения обучающихся // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 191-197. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1191-197.

Cite as: Korobkin A. N. Problems of teacher training for anti-corruption education of students. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 191-197. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-191-197.

Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг. предусматривает включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и среднего профессионального образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности - готовности содействовать пресечению такого поведения [1].

Таким образом, впервые на уровне государственного документа задан вектор на практическое применение обучающимися полученных знаний в последующей профессиональной деятельности. Очевидно, что для этого необходима соответствующая подготовка учителей и педагогов среднего профессионального образования для приобретения ими профессиональной антикоррупционной компетентности.

Этой задаче отвечает утвержденная распоряжением Минобрнауки России «Программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 годы» [2], принятая по согласованию с Минпросвещения России, Минтрудом России и Минюстом России. Пункт 11 этой программы предусматривает обеспечение в 2022-2024 гг. подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в части использования ими методики антикоррупционного воспитания и просвещения. Исполнителями мероприятий определены Минобрнауки России и Минпросвещения России.

Очевидно, что для реализации данного пункта необходимо в кратчайшие сроки разработать и реализовать (в первую очередь в педагогических вузах) соответствующие учебные программы.

На сегодняшний день значительная часть курсов по антикоррупционному просвещению, читаемых в российских неюридических вузах, как правило, перегружена большим количеством теоретического материала, содержит обширные разделы по истории проблемы, отсылки к международному опыту противодействию коррупции, нормативному регулированию этой работы в государственных органах, то есть разделы, мало относящиеся к будущей профессии студентов. Обучение проходит в форме лекций, при этом, в силу специфики обсуждаемых тем, преподаватели затрудняются в подборе качественного иллюстративного материала, что снижает интерес студентов к занятиям. Это приводит к тому, что знания по вопросам противодействия коррупции студенты ищут в других источниках, в первую очередь в Интернете. При этом качество и достоверность найденной информации оставляет желать лучшего.

Поэтому началу массового обучения студентов педагогических вузов по антикоррупционной тематике должна предшествовать соответствующая подготовка профессорско-преподавательского состава. Но даже владея новейшими образовательными

технологиями, основанными на личностно-ориентированном подходе и принципах ан-драгогики, большинство преподавателей, в силу иной области профессиональных интересов, не имеют значительного объема знаний в сфере противодействия коррупции. В том числе о системе мер профилактики коррупции в Российской Федерации, административно-правовых механизмах противодействия коррупции в профессиональной деятельности педагогов, различиях в правовом статусе работников органов управления образованием, руководителей образовательных организаций и учителей, обуславливающих особенности реализации по отношению к ним отдельных мер по предупреждению коррупции. Не все преподаватели детально знакомы с содержанием и нормативно-правовым закреплением антикоррупционных запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в сфере образования.

Чтобы решить эту проблему и обеспечить преподавателей вузов соответствующим инструментарием, Минпросвещения России необходимо в кратчайшие сроки обеспечить подготовку типовой программы обучения антикоррупционному преподаванию, согласование ее с Администрацией Президента Российской Федерации и Междисциплинарным советом по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции, и начать ее внедрение в подведомственных педагогических вузах. Отмеченная программа могла бы опираться на учебное пособие «Основы противодействия коррупции в Российской Федерации» [3], разработанное для преподавателей вузов во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (протокол № А4-14169 от 30.08.2017).

По итогам первого года реализации программы было бы целесообразно обсудить итоги ее реализации на одной из профильных научно-практических конференций. Однако уже сейчас можно сказать, что программы антикоррупционного обучения должны, во-первых, сформировать у будущего студента антикоррупционное правосознание, а во-вторых, научить его передавать антикоррупционные знания различным категориям обучающихся. Как справедливо указывает член Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции академик РАН Т. Я. Хабриева, с помощью антикоррупционного просвещения «происходит формирование в обществе антикоррупционной культуры, связанной с укоренением в общественном сознании строгих антикоррупционных стандартов, основанных на тесном взаимодействии права и морали» [4, с. 10].

Поэтому, выходя из стен вуза, педагог должен уметь проводить как антикоррупционное обучение, так и антикоррупционное просвещение. Понятия эти далеко не тождественны. Как отмечает П. А. Кабанов, «антикоррупционное образование и антикоррупционное просвещение - это разные средства противодействия коррупции, обладающие значительным антикоррупционным потенциалом, хотя и имеющие определенные сходства между собой. Они отличаются друг от друга по всем структурным элементам: целям и задачам, субъектам и объектам, средствам осуществления, правовому регулированию и правовым последствиям» [5].

В дальнейшем, опираясь на подходы, разработанные учеными Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, под антикоррупционным просвещением мы будем понимать «систематическую деятельность органов

государственной власти, образовательных организаций и институтов гражданского общества по формированию антикоррупционного правосознания как части правовой культуры и важного фактора правомерного поведения личности с помощью донесения до населения актуальной информации о коррупции и формах противодействия ее проявлениям» [4, с. 19]. Таким образом, педагог может осуществлять антикоррупционное просвещение как обучающихся, так и родителей, коллег, принимать участие в антикоррупционных просветительских мероприятиях, выступать с антикоррупционными лекциями перед различными аудиториями.

Антикоррупционное образование можно определить как осуществляемый образовательной организацией процесс обучения по вопросам противодействия коррупции и воспитания в обучающихся антикоррупционного правосознания и неприемлемости коррупционного поведения, реализуемый на основе соответствующей образовательной программы, разработанной с учетом требований государственных образовательных стандартов. Целью антикоррупционного обучения является формирование у обучающихся соответствующей профессиональной антикоррупционной компетентности.

Профессиональная антикоррупционная компетентность будущего педагога складывается из:

• знания и понимания им сущности государственной политики противодействия коррупции;

• умения выявлять в своей профессиональной деятельности коррупционные риски, ситуации коррупционных правонарушений и конфликта интересов и правильно реагировать на них;

• владения современными технологиями антикоррупционного просвещения, умения гармонично интегрировать их в учебные программы преподаваемой дисциплины и мероприятия в рамках внеурочной деятельности.

Поэтому программа должна предусматривать знакомство студентов с основами российского антикоррупционного законодательства, сформировав у них прочный фундамент современных антикоррупционных знаний. Также она должна стимулировать студентов к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению, уважительному отношению к праву и закону.

В научной литературе справедливо отмечается, что «коррупция в сфере образования носит системный, скрытый характер, коррупционные связи складываются в течение длительного периода времени и охватывают значительное количество участников как внутри организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне ее» [6]. Поэтому крайне важно дать студентам представление о тех коррупционных рисках, с которыми они столкнутся, придя в школу.

Знакомство с лучшими практиками антикоррупционного просвещения в регионах показывает, что будущие педагоги с интересом обсуждают учебные кейсы, в которых необходимо принять решение - принимать ли подарок ко Дню учителя от родителей заядлого двоечника; как «договариваться» с пожарным инспектором, не желающим

принимать школу перед первым сентября; нужно ли как-то «стимулировать» руководителя, от которого зависит присвоение квалификационной категории, если он явно на это намекает. Такие кейсы являются практико-ориентированными и позволяют студентам самостоятельно формировать и отстаивать свою позицию, а в дальнейшем -транслировать ее своим ученикам.

Особо актуальными как для студентов педагогических вузов, так и для действующих учителей являются вопросы соответствия антикоррупционному законодательству так называемых «добровольных пожертвований родителей» образовательному учреждению. В литературе называются следующие «критические точки», связанные с такими пожертвованиями [7]:

• непрозрачность процесса, заключающаяся в отсутствии у родителей информации о добровольности таких взносов, возможность отказа от внесения пожертвований, выбора их размера и формы;

• возможность принятия нескольких решений в зависимости от ситуации в виде наличия различных последствий (положительных или отрицательных) для обучающихся, связанных с внесением (невнесением) пожертвований их родителями или законными представителями;

• использование власти в виде давления на родителей как со стороны сотрудников образовательного учреждения (учителей школы, классных руководителей, психологов), так и со стороны различных членов родительских комитетов и попечительских советов.

Неопытный учитель может легко запутаться и принять решение, не соответствующее требованиям антикоррупционного законодательства, и в случае поступления жалоб от родителей обучающихся стать предметом прокурорской или ведомственной проверки, выводы по итогам которой могут привести фактически к исходу из профессии. Поэтому крайне важно заранее подготовить будущего педагога к действиям в подобных ситуациях.

Еще одним важным разделом программы антикоррупционного обучения должно стать знакомство студентов с современными технологиями антикоррупционного обучения и просвещения. После прохождения обучения студенты должны быть способны не только прочитать антикоррупционную лекцию, но и организовать антикоррупционную деловую игру, антикоррупционный тренинг, провести антикоррупционную викторину, ориентируясь при этом на возраст и уровень знаний обучающихся. А если вуз сможет предложить студентам типовые сценарии таких мероприятий, даст возможность реализовать их на практике, то практическая ценность обучения многократно возрастет.

Следует рассмотреть возможность включения в программу для определенных направлений (например, учителей обществознания) методику ведения антикоррупционного кружка или факультатива. Необходимо обучить студентов использовать в учебном процессе актуальную информацию по вопросам противодействия коррупции, размещаемую на официальных сайтах государственных органов - в первую очередь, Генпрокуратуры, Минтруда и Минпросвещения России.

Очевидно, что для достижения задач, поставленных Национальным планом противодействия коррупции, программа должна быть введена на старших курсах педагогических вузов, чтобы обеспечить в установленные сроки приход в школы педагогов, обладающих высоким уровнем антикоррупционной компетентности, личные ценности которых соответствуют основополагающим принципам антикоррупционного правосознания.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // Собрание законодательства РФ от 23.08.2021 № 34, ст. 6170.

2. Распоряжение Минобрнауки России от 14.12.2021 № 475-р. (документ официально не опубликован).

3. Основы противодействия коррупции в Российской Федерации: учеб. пособие / Т. Я. Хабриева, С. С. Зенин, А. М. Цирин [и др.]. М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. 296 с.

4. Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / Д. А. Пашенцев, Ю. В. Трунцевский, А. М. Цирин [и др.]; отв. ред. Т. Я. Хабриева. М.: Проспект, 2021. 144 с.

5. Кабанов П. А. О соотношении антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения как видов антикоррупционной деятельности // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 978-985.

6. Плюгина И. В. Правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования // Журнал российского права. 2016. № 12 (240). С. 123-133.

7. Методика разработки коррупциогенной карты рабочего места руководителя образовательной организации / И. П. Воронцова, С. Д. Красноусов, В. В. Терешкова, Н. В. Хлонова. Красноярск: СФУ, 2015. 148 с.

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 16.08.2021 No. 478 "O Natsionalnom plane protivodeystviya korruptsii na 2021-2024 gody". Sobranie zakonodatelstva RF ot 23.08.2021 No. 34, art. 6170.

2. Rasporyazhenie Minobrnauki Rossii ot 14.12.2021 No. 475-r. (the document has not been officially published).

3. Khabrieva T. Ya., Zenin S. S., Tsirin A. M. et al. Osnovyprotivodeystviya korruptsiivRossiyskoy Federatsii: ucheb. posobie. Moscow: Norma: INFRA-M, 2022. 296 p.

4. Pashentsev D. A., Truntsevskiy Yu. V., Tsirin A. M. et al. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Rossiyskoy Federatsii: nauch.-prakt. posobie. Ed. by T. Ya. Khabrieva. Moscow: Prospekt, 2021. 144 p.

5. Kabanov P. A. O sootnoshenii antikorruptsionnogo obrazovaniya i antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak vidov antikorruptsionnoy deyatelnosti. Administrativnoe i munitsipalnoe pravo. 2015, No. 9, pp. 978-985.

6. Plyugina I. V. Pravovye mekhanizmy preduprezhdeniya korruptsii v sfere obrazovaniya. Zhurnal rossiyskogo prava. 2016, No. 12 (240), pp. 123-133.

7. Vorontsova I. P., Krasnousov S. D., Tereshkova V. V., Khlonova N. V. Metodika razrabotki korruptsiogennoy karty rabochego mesta rukovoditelya obrazovatelnoy organizatsii. Krasnoyarsk: SFU, 2015. 148 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 06.08.2022 The article was received on 06.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.