УДК 374.71 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-191-197
ББК 74.324
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
PROBLEMS OF TEACHER TRAINING FOR ANTI-CORRUPTION EDUCATION OF STUDENTS
Коробкин Александр Николаевич
Главный редактор журнала «Вестник антикоррупционной экспертизы», член экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, государственный советник Российской Федерации 3-го класса E-mail: [email protected]
Korobkin Alexandr N.
Editor-in-chief of "The Bulletin of AntiCorruption Expert Review" (Moscow), Member of the Expert Council under Presidential Anti-Corruption Directorate, 3d Class State Counsellor of the Russian Federation
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы реализации в педагогических вузах требований Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 гг., вопросы подготовки студентов к реализации государственной антикоррупционной политики и участию в мероприятиях по антикоррупционному просвещению обучающихся. Даются рекомендации по содержанию учебных программ подготовки студентов и переподготовки действующих педагогов в сфере противодействия коррупции.
Abstract. The issues of implementation of the requirements of the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024 in pedagogical universities, issues of practical training of students for the implementation of the state anti-corruption policy and participation in anti-corruption education of students are considered. Recommendations are given on the content of training programs for students and retraining of serving teachers in the field of anti-corruption.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное образование, антикоррупционное просвещение.
Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption education, anti-corruption education, anti-corruption enlightenment.
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Коробкин А. Н., 2023
Для цитирования: Коробкин А. Н. Проблемы подготовки педагогических кадров для антикоррупционного просвещения обучающихся // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 191-197. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1191-197.
Cite as: Korobkin A. N. Problems of teacher training for anti-corruption education of students. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 191-197. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-191-197.
Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг. предусматривает включение в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и среднего профессионального образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности - готовности содействовать пресечению такого поведения [1].
Таким образом, впервые на уровне государственного документа задан вектор на практическое применение обучающимися полученных знаний в последующей профессиональной деятельности. Очевидно, что для этого необходима соответствующая подготовка учителей и педагогов среднего профессионального образования для приобретения ими профессиональной антикоррупционной компетентности.
Этой задаче отвечает утвержденная распоряжением Минобрнауки России «Программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 годы» [2], принятая по согласованию с Минпросвещения России, Минтрудом России и Минюстом России. Пункт 11 этой программы предусматривает обеспечение в 2022-2024 гг. подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров в части использования ими методики антикоррупционного воспитания и просвещения. Исполнителями мероприятий определены Минобрнауки России и Минпросвещения России.
Очевидно, что для реализации данного пункта необходимо в кратчайшие сроки разработать и реализовать (в первую очередь в педагогических вузах) соответствующие учебные программы.
На сегодняшний день значительная часть курсов по антикоррупционному просвещению, читаемых в российских неюридических вузах, как правило, перегружена большим количеством теоретического материала, содержит обширные разделы по истории проблемы, отсылки к международному опыту противодействию коррупции, нормативному регулированию этой работы в государственных органах, то есть разделы, мало относящиеся к будущей профессии студентов. Обучение проходит в форме лекций, при этом, в силу специфики обсуждаемых тем, преподаватели затрудняются в подборе качественного иллюстративного материала, что снижает интерес студентов к занятиям. Это приводит к тому, что знания по вопросам противодействия коррупции студенты ищут в других источниках, в первую очередь в Интернете. При этом качество и достоверность найденной информации оставляет желать лучшего.
Поэтому началу массового обучения студентов педагогических вузов по антикоррупционной тематике должна предшествовать соответствующая подготовка профессорско-преподавательского состава. Но даже владея новейшими образовательными
технологиями, основанными на личностно-ориентированном подходе и принципах ан-драгогики, большинство преподавателей, в силу иной области профессиональных интересов, не имеют значительного объема знаний в сфере противодействия коррупции. В том числе о системе мер профилактики коррупции в Российской Федерации, административно-правовых механизмах противодействия коррупции в профессиональной деятельности педагогов, различиях в правовом статусе работников органов управления образованием, руководителей образовательных организаций и учителей, обуславливающих особенности реализации по отношению к ним отдельных мер по предупреждению коррупции. Не все преподаватели детально знакомы с содержанием и нормативно-правовым закреплением антикоррупционных запретов, ограничений, требований и обязанностей, установленных в сфере образования.
Чтобы решить эту проблему и обеспечить преподавателей вузов соответствующим инструментарием, Минпросвещения России необходимо в кратчайшие сроки обеспечить подготовку типовой программы обучения антикоррупционному преподаванию, согласование ее с Администрацией Президента Российской Федерации и Междисциплинарным советом по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции, и начать ее внедрение в подведомственных педагогических вузах. Отмеченная программа могла бы опираться на учебное пособие «Основы противодействия коррупции в Российской Федерации» [3], разработанное для преподавателей вузов во исполнение решения заседания Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (протокол № А4-14169 от 30.08.2017).
По итогам первого года реализации программы было бы целесообразно обсудить итоги ее реализации на одной из профильных научно-практических конференций. Однако уже сейчас можно сказать, что программы антикоррупционного обучения должны, во-первых, сформировать у будущего студента антикоррупционное правосознание, а во-вторых, научить его передавать антикоррупционные знания различным категориям обучающихся. Как справедливо указывает член Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции академик РАН Т. Я. Хабриева, с помощью антикоррупционного просвещения «происходит формирование в обществе антикоррупционной культуры, связанной с укоренением в общественном сознании строгих антикоррупционных стандартов, основанных на тесном взаимодействии права и морали» [4, с. 10].
Поэтому, выходя из стен вуза, педагог должен уметь проводить как антикоррупционное обучение, так и антикоррупционное просвещение. Понятия эти далеко не тождественны. Как отмечает П. А. Кабанов, «антикоррупционное образование и антикоррупционное просвещение - это разные средства противодействия коррупции, обладающие значительным антикоррупционным потенциалом, хотя и имеющие определенные сходства между собой. Они отличаются друг от друга по всем структурным элементам: целям и задачам, субъектам и объектам, средствам осуществления, правовому регулированию и правовым последствиям» [5].
В дальнейшем, опираясь на подходы, разработанные учеными Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, под антикоррупционным просвещением мы будем понимать «систематическую деятельность органов
государственной власти, образовательных организаций и институтов гражданского общества по формированию антикоррупционного правосознания как части правовой культуры и важного фактора правомерного поведения личности с помощью донесения до населения актуальной информации о коррупции и формах противодействия ее проявлениям» [4, с. 19]. Таким образом, педагог может осуществлять антикоррупционное просвещение как обучающихся, так и родителей, коллег, принимать участие в антикоррупционных просветительских мероприятиях, выступать с антикоррупционными лекциями перед различными аудиториями.
Антикоррупционное образование можно определить как осуществляемый образовательной организацией процесс обучения по вопросам противодействия коррупции и воспитания в обучающихся антикоррупционного правосознания и неприемлемости коррупционного поведения, реализуемый на основе соответствующей образовательной программы, разработанной с учетом требований государственных образовательных стандартов. Целью антикоррупционного обучения является формирование у обучающихся соответствующей профессиональной антикоррупционной компетентности.
Профессиональная антикоррупционная компетентность будущего педагога складывается из:
• знания и понимания им сущности государственной политики противодействия коррупции;
• умения выявлять в своей профессиональной деятельности коррупционные риски, ситуации коррупционных правонарушений и конфликта интересов и правильно реагировать на них;
• владения современными технологиями антикоррупционного просвещения, умения гармонично интегрировать их в учебные программы преподаваемой дисциплины и мероприятия в рамках внеурочной деятельности.
Поэтому программа должна предусматривать знакомство студентов с основами российского антикоррупционного законодательства, сформировав у них прочный фундамент современных антикоррупционных знаний. Также она должна стимулировать студентов к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению, уважительному отношению к праву и закону.
В научной литературе справедливо отмечается, что «коррупция в сфере образования носит системный, скрытый характер, коррупционные связи складываются в течение длительного периода времени и охватывают значительное количество участников как внутри организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне ее» [6]. Поэтому крайне важно дать студентам представление о тех коррупционных рисках, с которыми они столкнутся, придя в школу.
Знакомство с лучшими практиками антикоррупционного просвещения в регионах показывает, что будущие педагоги с интересом обсуждают учебные кейсы, в которых необходимо принять решение - принимать ли подарок ко Дню учителя от родителей заядлого двоечника; как «договариваться» с пожарным инспектором, не желающим
принимать школу перед первым сентября; нужно ли как-то «стимулировать» руководителя, от которого зависит присвоение квалификационной категории, если он явно на это намекает. Такие кейсы являются практико-ориентированными и позволяют студентам самостоятельно формировать и отстаивать свою позицию, а в дальнейшем -транслировать ее своим ученикам.
Особо актуальными как для студентов педагогических вузов, так и для действующих учителей являются вопросы соответствия антикоррупционному законодательству так называемых «добровольных пожертвований родителей» образовательному учреждению. В литературе называются следующие «критические точки», связанные с такими пожертвованиями [7]:
• непрозрачность процесса, заключающаяся в отсутствии у родителей информации о добровольности таких взносов, возможность отказа от внесения пожертвований, выбора их размера и формы;
• возможность принятия нескольких решений в зависимости от ситуации в виде наличия различных последствий (положительных или отрицательных) для обучающихся, связанных с внесением (невнесением) пожертвований их родителями или законными представителями;
• использование власти в виде давления на родителей как со стороны сотрудников образовательного учреждения (учителей школы, классных руководителей, психологов), так и со стороны различных членов родительских комитетов и попечительских советов.
Неопытный учитель может легко запутаться и принять решение, не соответствующее требованиям антикоррупционного законодательства, и в случае поступления жалоб от родителей обучающихся стать предметом прокурорской или ведомственной проверки, выводы по итогам которой могут привести фактически к исходу из профессии. Поэтому крайне важно заранее подготовить будущего педагога к действиям в подобных ситуациях.
Еще одним важным разделом программы антикоррупционного обучения должно стать знакомство студентов с современными технологиями антикоррупционного обучения и просвещения. После прохождения обучения студенты должны быть способны не только прочитать антикоррупционную лекцию, но и организовать антикоррупционную деловую игру, антикоррупционный тренинг, провести антикоррупционную викторину, ориентируясь при этом на возраст и уровень знаний обучающихся. А если вуз сможет предложить студентам типовые сценарии таких мероприятий, даст возможность реализовать их на практике, то практическая ценность обучения многократно возрастет.
Следует рассмотреть возможность включения в программу для определенных направлений (например, учителей обществознания) методику ведения антикоррупционного кружка или факультатива. Необходимо обучить студентов использовать в учебном процессе актуальную информацию по вопросам противодействия коррупции, размещаемую на официальных сайтах государственных органов - в первую очередь, Генпрокуратуры, Минтруда и Минпросвещения России.
Очевидно, что для достижения задач, поставленных Национальным планом противодействия коррупции, программа должна быть введена на старших курсах педагогических вузов, чтобы обеспечить в установленные сроки приход в школы педагогов, обладающих высоким уровнем антикоррупционной компетентности, личные ценности которых соответствуют основополагающим принципам антикоррупционного правосознания.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» // Собрание законодательства РФ от 23.08.2021 № 34, ст. 6170.
2. Распоряжение Минобрнауки России от 14.12.2021 № 475-р. (документ официально не опубликован).
3. Основы противодействия коррупции в Российской Федерации: учеб. пособие / Т. Я. Хабриева, С. С. Зенин, А. М. Цирин [и др.]. М.: Норма: ИНФРА-М, 2022. 296 с.
4. Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации: науч.-практ. пособие / Д. А. Пашенцев, Ю. В. Трунцевский, А. М. Цирин [и др.]; отв. ред. Т. Я. Хабриева. М.: Проспект, 2021. 144 с.
5. Кабанов П. А. О соотношении антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения как видов антикоррупционной деятельности // Административное и муниципальное право. 2015. № 9. С. 978-985.
6. Плюгина И. В. Правовые механизмы предупреждения коррупции в сфере образования // Журнал российского права. 2016. № 12 (240). С. 123-133.
7. Методика разработки коррупциогенной карты рабочего места руководителя образовательной организации / И. П. Воронцова, С. Д. Красноусов, В. В. Терешкова, Н. В. Хлонова. Красноярск: СФУ, 2015. 148 с.
References
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 16.08.2021 No. 478 "O Natsionalnom plane protivodeystviya korruptsii na 2021-2024 gody". Sobranie zakonodatelstva RF ot 23.08.2021 No. 34, art. 6170.
2. Rasporyazhenie Minobrnauki Rossii ot 14.12.2021 No. 475-r. (the document has not been officially published).
3. Khabrieva T. Ya., Zenin S. S., Tsirin A. M. et al. Osnovyprotivodeystviya korruptsiivRossiyskoy Federatsii: ucheb. posobie. Moscow: Norma: INFRA-M, 2022. 296 p.
4. Pashentsev D. A., Truntsevskiy Yu. V., Tsirin A. M. et al. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Rossiyskoy Federatsii: nauch.-prakt. posobie. Ed. by T. Ya. Khabrieva. Moscow: Prospekt, 2021. 144 p.
5. Kabanov P. A. O sootnoshenii antikorruptsionnogo obrazovaniya i antikorruptsionnogo prosveshcheniya kak vidov antikorruptsionnoy deyatelnosti. Administrativnoe i munitsipalnoe pravo. 2015, No. 9, pp. 978-985.
6. Plyugina I. V. Pravovye mekhanizmy preduprezhdeniya korruptsii v sfere obrazovaniya. Zhurnal rossiyskogo prava. 2016, No. 12 (240), pp. 123-133.
7. Vorontsova I. P., Krasnousov S. D., Tereshkova V. V., Khlonova N. V. Metodika razrabotki korruptsiogennoy karty rabochego mesta rukovoditelya obrazovatelnoy organizatsii. Krasnoyarsk: SFU, 2015. 148 p.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1
Статья поступила в редакцию 06.08.2022 The article was received on 06.08.2022