ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАВА. ИСТОРИЯ ПРАВОПОРЯДКА
Научная статья С. 6-11
УДК 340
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ:
ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
(на примере Калужского университета)
Ольга Анатольевна Короткова
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Россия [email protected], ORCID: 0000-0002-8372-3583
Аннотация. Данная работа посвящена антикоррупционному просвещению. В научной статье анализируются различные подходы к определению понятия «антикоррупционного просвещения». В научной статье особое внимание уделяется формам, методам, субъектам антикоррупционного просвещения. Одной из стратегических задач государственной власти и общества в РФ считается организация эффективного противодействия коррупции. Автором отмечается, что в механизме противодействия коррупции важное место занимает антикоррупционное просвещение, антикоррупционное воспитание и антикоррупционная пропаганда, выступающие мощным средством противодействия коррупции, подчеркивается, что антикоррупционное просвещение является важной составляющей образовательного процесса. Особое внимание акцентируется на опыте Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского по предупреждению и профилактике коррупции, анализируются локальные акты, формы, методы антикоррупционного просвещения в вузе. В статье сделан вывод о том, что антикоррупционное просвещение подразумевает, прежде всего, организацию и проведение разнообразных мероприятий информационной направленности антикоррупционного характера в обществе. В статье подчеркивается, что главной целью антикоррупционного просвещения выступает формирование у населения антикоррупционного мировоззрения и поведения, нетерпимости к любым проявлениям коррупции, как крайне отрицательного и деформирующего государственную и правовую системы явления.
Ключевые слова: антикоррупционное просвещение, коррупция, антикоррупционное законодательство, средство противодействия коррупции, образовательные организации
Для цитирования: КоротковаО.А. Антикоррупционное просвещение: понятие, формы и методы (на примере Калужского университета) // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 4 (31). С. 6-11.
© О.А. Короткова
Scientific article
ANTI-CORRUPTION EDUCATION: CONCEPT, FORMS AND METHODS (on the example of the Kaluga university)
Olga A. Korotkova
Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia [email protected], ORCID: 0000-0002-8372-3583
Abstract. This work is devoted to anti-corruption education. The scientific article analyzes various approaches to the definition of the concept of "anti-corruption education". The scientific article pays special attention to the forms, methods, subjects of anti-corruption education. One of the strategic tasks of the state power and society in the Russian Federation is the organization of effective anti-corruption. The author notes that anti-corruption education, anti-corruption education and anti-corruption propaganda, which are a powerful means of combating corruption, occupy an important place in the mechanism of combating corruption, it is emphasized that anti-corruption education is an important component of the educational process. Special attention is focused on the experience of Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky on the prevention and prevention of corruption, local acts, forms, methods of anti-corruption education at the university are analyzed. The article concludes that anti-corruption education implies, first of all, the organization and conduct of various information-oriented events of an anti-corruption nature in society. The article emphasizes that the main goal of anti-corruption education is the formation of an anti-corruption worldview and behavior among the population, intolerance to any manifestations of corruption, as an extremely negative and deforming phenomenon of the state and legal system.
Keywords: anti-corruption education, corruption, anti-corruption legislation, means of combating corruption, educational organizations
For citation: Korotkova O. A. Anti-Corruption Education: Concept, Forms and Methods (on the Example of the Kaluga University). Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice]. 2021;(4):6-11. (In Russ.)
Введение
Для современного российского общества одной из самых значимых проблем продолжает оставаться тема коррупции. В современном российском социуме коррупционные явления имеют широкое распространение, системный характер, тенденцию к постоянному воспроизводству [1, с. 42]. Коррупция — общественно-опасное явление, разрушающее правовые основы общества и государства. Коррупция не только в России, но и во всем мире, стала реальной угрозой обществу, поэтому перед современным обществом стоит важная задача понимания природы коррупции, ее причин и видов, поиск защитных механизмов.
Описание исследования
Стоит отметить, что в настоящее время вопросы повышения качества противодействия коррупции находятся в центре внимания не только представителей органов государственной власти, но и специалистов различных отраслей знаний. Российское государство принимает нормативные акты, всевозможные программы противодействия коррупции, ученые
исследуют данное социально-политическое явление, практики анализируют реализацию программ противодействия коррупции как на федеральном уровне, так и субъектах РФ, выдвигают предложения по их эффективности. У граждан формируется нетерпимое отношение к коррупции, публичные институты вводят всевозможные «защитные механизмы» [7, с. 10].
Вопросы противодействия коррупции весьма актуальны и волнуют российское общество. Несмотря на то, что противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений государственной политики, значительное снижение масштабов коррупции, общественное мнение нашей страны все же не удовлетворено уровнем и эффективностью противодействия коррупции [6, с. 109].
Стоит подчеркнуть, что коррупция наносит несокрушимый удар по государству, подрывая его политические, экономические, социальные устои, гарантии прав и свобод человека и гражданина, снижает качество государственного управления, деформирует сознание людей. Коррупция прямо или косвенно
приводит к вовлечению в ее сети многих граждан. Являясь неизлечимой болезнью, коррупция заразила многих людей, именно поэтому наше государство взяло курс на масштабное преодоление коррупции.
В механизме противодействия коррупции важное место занимает антикоррупционное просвещение, антикоррупционное воспитание и антикоррупционная пропаганда, выступающие мощным средством противодействия коррупции. Формирование правосознания и высокой правовой культуры граждан и их правомерного поведения имеет ключевое значение для преодоления коррупции. Антикоррупционное и правовое просвещение относят к важнейшим мерам по предупреждению коррупционных правонарушений. Очевидно, государству необходимо предпринимать активные информационно-пропагандистские меры по правовому просвещению граждан и формированию нетерпимости к коррупционному поведению. Необходимость данных мер для эффективной профилактики коррупционного поведения закреплена в российском антикоррупционном законодательстве. Представляется, в региональном российском законодательстве информационный аспект мер по устранению причин и условий коррупции охватывается такими правовыми категориями, как «антикоррупционное просвещение», «антикоррупционное воспитание», «антикоррупционная пропаганда».
На наш взгляд, наиболее перспективные меры по противодействию коррупции отражены в региональном законодательстве. Так, например, закон Челябинской области «О противодействии коррупции в Челябинской области» от 11 февраля 2009 года № 353-ЗО устанавливает антикоррупционную пропаганду, а законом Омской области «О противодействии коррупции в Омской области» от 29 июня 2017 года № 1983-О3 урегулированы вопросы антикоррупционного образования, пропаганды и просвещения. В соответствии с законом Калужской области «О противодействии коррупции в Калужской области» от 27 апреля 2007 года № 305-О3 в регионе разрабатываются и принимаются планы противодействия коррупции, содержащие меры по обеспечению противодействия коррупции, а также меры, направленные на правовое просвещение и создание стимулов к антикоррупционному поведению.
Справедливым представляется точка зрения П. А. Кабанова, считающего, что в современном российском региональном антикоррупционном законодательстве нет единства в понимании правовых категорий «антикоррупционное просвещение», «антикоррупционное
воспитание», «антикоррупционная пропаганда» [2, с. 883]. Об антикоррупционном профилактическом эффекте правового просвещения упоминается в научных публикациях современных российских исследователей [3; 8]. Стоит отметить, что в современной юридической литературе в подходе к пониманию данной правовой категории отсутствует единообразие. Так, по мнению И. И. Бикеева, Д. К. Чиркова, антикоррупционное просвещение представляет собой распространение достоверных и объективных знаний о коррупции, ее причинах и антикоррупционной деятельности государства и общества [4]. Под антикоррупционным просвещением подразумевается распространение в обществе антикоррупционных взглядов и идей с целью формирования как антикоррупционного мировоззрения, так и поведения [5, с. 78]. Кроме того, под антикоррупционным просвещением понимается целенаправленная деятельность СМИ по стимулированию антикоррупционного поведения в отдельном регионе или государстве и обществе в целом. Содержание данной деятельности сводится, как правило, к просветительской работе в обществе по различным вопросам противодействия коррупции во всех ее проявлениях, а также к воспитанию у населения страны чувства гражданской ответственности и укреплению доверия к государственной власти.
Благодаря активному антикоррупционному просвещению можно повлиять на уровень правосознания масс и их представления о должном, законном, справедливом, на отношение к коррупции как к крайне негативному явлению, нарушающему свободы и права рядовых граждан, препятствующему построению и развитию социально-правового государства и способствующем деградации отдельных личностей и общества в целом.
Представляется, что в качестве лиц, осуществляющих антикоррупционное просвещение, могут выступать лица, обладающие достоверными данными о состоянии коррупции, причинах ее осуществления, мерах противодействия этому негативному явлению: органы исполнительной власти либо их структурные подразделения или их должностные лица, члены антикоррупционных органов и организаций, представители средств массовой информации, педагогические работники и др., обладающие профессиональной антикоррупционной компетентностью. Анализ региональной практики дает основание, сделать вывод о том, что функция антикоррупционного просвещения и воспитания возлагается на высшие учебные заведения. Тем более Национальным планом
противодействия коррупции на 2021-2024 годы1 утверждена программа по антикоррупционному просвещению обучающихся, целью которой является повышение правовой культуры и правосознания, усиления нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям у обучающихся.
Стоит отметить, что антикоррупционное просвещение является важной составляющей образовательного процесса, осуществляемого в образовательных организациях высшего образования РФ в целом, в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского, в частности.
Противодействие коррупции в КГУ им. К. Э. Циолковского основано на положениях целого ряда локальных правовых актов, регулирующих реализацию отдельных антикоррупционных мер, к которым относятся: Антикоррупционный стандарт в сфере организации закупок для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского», Порядок уведомления работниками работодателя о фактах обращений в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, Положение о сообщении работниками о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, Порядок принятия работниками университета мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и другие. Для студентов КГУ им. К. Э. Циолковского разработана антикоррупционная Памятка «Что делать, если Вам предлагают дать взятку?», в которой имеется информация о способах сообщения информации должностным лицам образовательной организации или в правоохранительные органы о склонении обучающихся к совершению коррупционных правонарушений.
Стоит подчеркнуть, что в Калужском университете создана специальная Комиссия по соблюдению ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции и урегулирования конфликтов интересов, назначены ответственные должностные лица по профилактике коррупционных правонарушений.
1 О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы : Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.07.2021).
Антикоррупционное мировоззрение в Калужском университете формируется при изучении как общеправовых дисциплин: «Основы права», «Правоведение», так и специальных антикоррупционных дисциплин, реализуемых уже на протяжении нескольких лет подряд в рамках соответствующих учебных планов по направлениям бакалавриата, специалитета. К таким дисциплинам относятся: «Правовые основы противодействия коррупции», «Антикоррупционная политика и законодательство в России и мире», «Противодействие коррупции», «Экспертиза законодательства» и другие. Преподавание данных учебных дисциплин формирует у студентов КГУ им. К. Э. Циолковского соответствующие профессиональные компетенции по вопросам противодействия коррупции, позволяет получить знания, связанные с понятием и сущностью коррупции, антикоррупционным законодательством, проведением правовой и антикоррупционной экспертизы.
Антикоррупционное просвещение обучающихся приобретает различные формы и методы, включающие в себя лекции, семинары, форумы, конференции, круглые столы, конкурсы, научные публикации и другое. В университете организуются встречи антикоррупционной направленности с работниками правоохранительных органов.
Студенты Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, как и студенты многих других российских вызов, принимаютучастие в ежегодном Международном молодежном конкурсе социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!», организуемом Генеральной прокуратурой РФ, подготавливают видеоролики социальной рекламы на тему противодействия коррупции, участвуют в Конкурсе информационных материалов (буклетов) антикоррупционной направленности для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, организуемом Министерством науки и высшего образования РФ. Стоит подчеркнуть, что приоритетным направлением в развитии российского правосознания должна стать актуализация творческого воспитания собственного, неповторимого правосознания, имеющего прочные корни и традиции [5].
Стоит отметить, что в Калужском университете создана атмосфера нетерпимости к коррупции и ее проявлениям, акцентируется внимание на антикоррупционном просвещении, антикоррупционном воспитании обучающихся. Кроме того, одной из задач антикоррупционного просвещения является вовлечение школ Калужского региона с использованием информационных технологий. Более пяти лет при
Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского функционирует Школа правовых знаний, ключевой задачей которой является, в том числе, и антикоррупционное просвещение. Реализация традиционных форм работы Школы правовых знаний позволяет охватить антикоррупционным просвещением обучающихся школ не только города Калуги, но и Калужской области. Помимо плановых мероприятий, проводимых в традиционной форме, в период пандемии COVID-19 активно заработал интернет-формат Школы, в рамках которого в социальных сетях созданы информационные странички, на которых систематически размещается правовая информация и апробируются новые формы проведения антикоррупционных мероприятий. Использование возможностей интернета способствует расширению целевой аудитории, в отношении которой осуществляется антикоррупционное просвещение и воспитание. Кроме того, данный формат, поскольку он наиболее близок молодежи, позволяет популяризировать антикоррупционные знания среди обозначенной целевой аудитории. В целях привлечения внимания участников соцсетей к вопросам правового информирования в онлайн формате проводятся различные конкурсы антикоррупционной направленности. В социальных сетях не только проводится просветительская работа, но и размещаются конкурсные работы.
Кроме того, в Калужском государственном университете им. К. Э. Циолковского имеется обширная база инновационных методик в области правового просвещения учащихся школ, подготовленная студентами-членами Школы правовых знаний, которыми разработаны правовые игры, квесты антикоррупционной направленности в рамках Конкурса авторских разработок правовых игр, проводимом Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области совместно с Прокуратурой Калужской области среди студентов высших учебных заведений.
Выводы
Таким образом, антикоррупционное просвещение — это организация и проведение разнообразных мероприятий информационной направленности антикоррупционного характера в обществе, главной целью которого выступает формирование у населения антикоррупционного мировоззрения и поведения, нетерпимости к любым проявлениям коррупции, как крайне отрицательного и деформирующего государственную и правовую системы явления.
Анализ образовательного процесса показывает, что студенты Калужского университета активно интересуются вопросами, касающимися различных аспектов противодействия коррупции.
Список источников
1. Алексеева Е. В., Воробьева Е. Д. Коррупция в деятельности таможенных органов Российской Федерации: причины возникновения и возможность применения зарубежного опыта противодействия // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 6 (32). С. 42-46.
2. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 878-884.
3. Короткова О. А. Органы прокуратуры как субъект антикоррупционной экспертизы нормативных актов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 7 (135). С. 122-126.
4. Коррупция и антикоррупционная политика: терминологический словарь / И. И. Бикеев, П. А. Кабанов, Д. К. Чирков [и др.] ; под общ. ред. Г. И. Райкова, П. А. Кабанова, Д. К. Чиркова. 5-е изд., перераб. и доп. Москва : МедиаПресс, 2010. 208 с.
5. Кученев А. В. Антикоррупционное просвещение и пропаганда как условие реализации антикоррупционной политики // Административное право и процесс. 2017. № 8. С. 77-80.
6. Соколов И. С., Короткова О. А. Коррупция в органах внутренних дел: понятие, виды, средства и меры противодействия // Право и практика. 2020. № 4. С. 109-114.
7. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией / Т. А. Едкова, О. А. Иванюк, Ю.А.Тихомиров [и др.] ; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. Москва : ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013. 160 с.
8. Третьякова Е.-Д. С. Правовое просвещение в сфере борьбы с коррупцией для государственных гражданских и муниципальных служащих // Научные труды РАЮН. Вып. 14 : в 2 т. Т. 2. Москва : Юрист, 2014. С. 708-712.
References
1. Alekseeva E. V, Vorobyeva E. D. Corruption in the activities of the customs authorities of the Russian Federation: the causes of occurrence and the possibility of applying foreign experience in countering. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya [Natural Sciences and Humanities Research]. 2020;(6):42-46. (In Russ.)
2. Kabanov P. A. The concept and content of anti-corruption propaganda as a legal category in the Russian regional anti-corruption legislation. Administrativnoe i municipal'noe pravo [Administrative and Municipal Law]. 2013;(9):878-884. (In Russ.)
3. Korotkova O. A. Prosecutor's office bodies as a subject of anti-corruption expertise of normative acts. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities]. 2014;(7):122-126. (In Russ.)
4. Bikeev 1.1., Kabanov P. A., Chirkov D. K. and et al. Corruption and Anti-Corruption Policy: Terminology Dictionary. ed. of G. I. Raikov, P. A. Kabanov, D. K. Chirkov. 5th ed. Moscow: Publ. MediaPress; 2010. (In Russ.)
5. KuchenevA. V. Anti-corruption education and propaganda as a condition for the implementation of anticorruption policy. Administrativnoe pravo i process [Administrative Law and Process]. 2017;(8):77-80. (In Russ.)
6. Sokolov I. S., Korotkova O. A. Corruption in the internal affairs bodies: the concept, types, means and measures of counteraction. Pravo ipraktika [Law and Practice]. 2020;(4):109-114. (In Russ.)
7. Ekova T. A., Ivanyuk O. A., Tikhomirov Yu. A. and et al. The participation of civil society in the fight against corruption. ed. by Yu. A. Tikhomirov. Moscow. Publ. Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation / POLYGRAPH-PLUS LTD; 2013. (In Russ.)
8. Tretyakov E.-D. S. Legal education in the sphere of fight against corruption for the state civil and municipal employees. Nauchnye trudy RAYUN [Proceedings of RUN]. Moscow: Publ. Yurist, 2014;(14 Vol. 2):708-712. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию / This article was submitted: 27.07.2021. Поступила после рецензирования / Received after review: 15.09.2021. Принята к публикации / Accepted for publication: 25.10.2021.