Научно-практическая статья
УДК 378.147 © Д. Ф. Минзянова, Д. М. Фарахиев, И. Ю. Лазарева, 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-192-83-88
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Повышение антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России
Диляра Фарильевна Минзянова \ старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1980-7632
Динар Минзеферович Фарахиев 2, оперуполномоченный Управления экономической безопасности и противодействия
коррупции; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6419-7701
Ирина Юрьевна Лазарева 3, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики;
[email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0052-4165
1 Казанский юридический институт МВД России, 420011, Казань, ул. Оренбургский тракт, 128, Россия
2 Министерство внутренних дел по Республике Татарстан, 420012, Казань, ул. Лобачевского, 9/30, Россия
3Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12, Россия Реферат
Введение. В правовом государстве остро стоит вопрос противодействия коррупционным правонарушениям и преступлениям. Актуальность исследования обусловливается действием на территории Российской Федерации ряда нескольких соответствующих законодательных актов. Большого внимания заслуживает Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 гг., который обязывает Министерство просвещения осуществлять работу по включению в федеральные государственные образовательные стандарты положений, «предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности — готовности содействовать пресечению такого поведения». Ставится проблема повышения антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России. Материалы и методы. Используются системный, диалектический, сравнительный и междисциплинарный подходы научного познания. Проведен мониторинг информационных ресурсов (в том числе официальных сайтов высших образовательных организаций системы МВД России) относительно предмета исследования. Анализируются теоретические и практические труды в области повышения уровня антикоррупционной культуры курсантов и слушателей. На основе практического опыта предлагаются традиционные и информационные методы формирования нетерпимости к коррупционным проявлениям и коррупции в целом. Результаты и обсуждение. Антикоррупционная культура обучающихся образовательных организаций системы МВД России включает в себя также антикоррупционное поведение. В связи с этим рассматриваются традиционные и информационные методы повышения антикоррупционной культуры путем формирования антикоррупционного поведения. В целях наиболее эффективной деятельности профессорско-преподавательского состава указанных организаций по повышению антикоррупционной культуры обучающихся предлагаются разработка и внедрение специальных кафедральных антикоррупционных дисциплин, а также использование информационных ресурсов системы МВД России с непрерывным доступом к ним. Выводы. Определены оптимизационные направления формирования антикоррупционного поведения и повышения антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России в современных реалиях.
Ключевые слова: образовательный процесс, антикоррупционное просвещение, правовая культура,
информационные технологии
Для цитирования: Минзянова Д. Ф., Фарахиев Д. М, Лазарева И. Ю. Повышение антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1(92). С. 83-88. Мр*://Могд/10. 24412/1999-6241-2023-192-83-88
Scientific and Practical Article
UDC 378.147 © D. F. Minzyanova, D. M. Farakhiev, I. Yu. Lazareva, 2023
doi: 10. 24412/1999-6241-2023-192-83-88
5.8.7. Methodology and Technology of Professional Education
5.8.2. Theory and Methods of Teaching and Upbringing (by areas and levels of education)
Improving the Anti-Corruption Culture of Students of Educational Organizations in the System of the Russian Ministry of Internal Affairs
Dilyara F. Minzyanova \ senior lecturer at the chair of Crime Detection; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1980-7632 Dinar M. Farakhiev 2, operative of the Directorate of Economic Security and Combating Corruption; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6419-7701
Irina Yu. Lazareva 3, Candidate of Science in Pedagogy, Associate-Professor at the chair of Pedagogy; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0052-4165
1 Kazan Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 128 Orenburg tract, Kazan, 420011, Russia
2 Ministry of Internal Affairs in the Republic of Tatarstan, 9/30 Lobachevsky st., Kazan, 420012, Russia
3 V. Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs, 12 Academician Volgin st., Moscow, 117997, Russia
Abstract
Introduction. In a law-governed state the issue of combating corruption offenses and crimes is acute. The relevance of the study is determined by the simultaneous enforcement of a number of several legislative acts on the territory of the Russian Federation. The National Anti-Corruption Plan for 2021-2024 deserves great attention, which obliges the Ministry of Education to carry out work on introducing provisions in the federal state educational standards that "provide for the formation of an intolerant attitude towards corrupt behavior among students, and in professional activities — a readiness to contribute to the suppression of such behavior". The authors set the problem of increasing the anti-corruption culture of students of educational organizations in the system of the Russian Ministry of Internal Affairs. Materials and Methods. System, dialectical, comparative and interdisciplinary approaches of scientific cognition are employed. Monitoring information resources (including official websites of higher educational institutions in the system of the Russian Ministry of Internal Affairs) was carried out with regard to the subject of the study. Theoretical and practical works in the field of increasing the level of cadets' and trainees' anti-corruption culture are analyzed. Based on the practical experience, traditional and informational methods of forming intolerance to manifestations of corruption and corruption in general are proposed. Results and Discussion. The anti-corruption culture of students of educational organizations in the system of the Russian Ministry of Internal Affairs also includes anti-corruption behavior. In this regard, traditional and informational methods of improving the anti-corruption culture through the formation of anti-corruption behavior are considered. In order to ensure the most effective activity of the teaching staff of these organizations in improving the anti-corruption culture of students, it is proposed to develop and introduce special anti-corruption disciplines at the chairs, as well as to use of information resources of the system of the Russian Ministry of Internal Affairs with continuous access to them. Conclusions. The paper formulates the ways to optimize the formation of anti-corruption behavior and increasing the anti-corruption culture of students of educational organizations in the system of the Russian Ministry of Internal Affairs in modern reality.
Keywords: educational process, anti-corruption education, legal culture, information technologies
Citation: IVlinzyanova D. F., Farakhiev D. 11, Lazareva I. Yu. Improving the Anti-Corruption Culture of Students of Educational Organizations in the System of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 1(92). Pp. 83-88 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-192-83-88
Основные положения
1. Преступления коррупционной направленности в общей структуре преступности составляют около 1,5-2,0%. За последние пять лет число коррупционных преступлений увеличилось на 15% 1. В связи с высоким уровнем их общественной опасности возникает вопрос раннего предупреждения коррупционных проявлений во всех сферах жизнедеятельности общества, в частности в образовательных организациях системы МВД России.
2. Воздействовать на состояние коррупционной преступности в России возможно на основе повышения антикоррупционной культуры, в первую очередь, будущих сотрудников органов внутренних дел, а именно обучающихся образовательных организаций системы МВД России.
3. Повышение антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России в современных условиях возможно посредством использования информационных технологий в ходе учебного процесса.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. В последние годы наблюдается все более масштабное распространение коррупционных проявлений и коррупционных рисков. Основным субъектом предупре-
ждения преступлений коррупционной направленности являются органы внутренних дел. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению исследуемой категории преступлений строится на законодательных актах 2 и ведомственных нормативных правовых актах 3.
В связи с высоким социальным значением исследуемой проблемы пристальное внимание уделяется образовательному процессу в высших учебных заведениях (далее — вуз) системы МВД России, а именно преподаванию учебных дисциплин, направленных на формирование антикоррупционного поведения, повышение антикоррупционной культуры и воспитания.
Целью выступает комплексное исследование особенностей повышения антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России в современных реалиях.
В условиях тотальной информатизации использование инновационных технологий в образовательном процессе вузов системы МВД России является основополагающим элементом учебного процесса, так как именно они обусловливают основные направления формирования личностно-профессиональных качеств будущих сотрудников правопорядка. Внедрение информационно-педагогических технологий в образовательный процесс трансформирует организацию проведения занятий, ме-
1 Состояние преступности в Российской Федерации. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101761 (дата обращения: 17.09.2022).
2 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газета. 2011. 10 февр. ; О противодействии коррупции : федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Там же. 2008. 30 дек.
3 О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
тодику обучения, что повышает антикоррупционную культуру обучающихся [1, с 211].
Информатизация учебного процесса трансформирует механизм получения высшего образования, учебный стандарт повышает уровень практических умений и навыков, знаний антикоррупционного законодательства и, как следствие, положительно влияет на антикоррупционное поведение и правовую культуру курсантов и слушателей. В науке имеются разные мнения об информатизации учебного процесса в вузах системы МВД России. Одни полагают, что она подрывает отечественную методологическую базу учебного процесса, другие — создает доступность сведений не только в текстовом, но и в аудио-, видео- и визуальном форматах. Публичность и доступность сведений требуют постоянного поиска, подбора и сбора актуального содержания, а также высокой скорости обработки информации в целях развития и саморазвития курсантов и слушателей [2, с. 110].
Актуальность нашего исследования подтверждается научными результатами, полученными другими авторами. Так, Н. А. Штукарев, оценив состояние сформи-рованности антикоррупционной культуры, приходит к выводу о ее низком уровне у обучающихся юридических вузов [3, с. 21].
Степень разработанности проблемы. Исследованию аспектов антикоррупционного воспитания и культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России отводится большое внимание. Так, Ю. С. Алексеева предлагает под антикоррупционной культурой понимать «состояние развития личности, которое характеризуется отношением к проблемам обеспечения снижения уровня коррупционной ситуации как в личном окружении, так и в обществе» [4].
По мнению других авторов, антикоррупционная культура — это важнейшие качества личности, которые охватывают познания о негативной составляющей коррупции в целях безопасности общества [5]. В данном случае следует говорить о таком качестве, как стремление к ликвидации коррупционных проявлений в обществе и (или) социальной группе(ах), которое строится на нетерпимости к коррупции в целом. О нетерпимости к коррупции в молодежной среде рассуждает А. З. Афау-нов: «Именно это указывает на важность исследования истоков формирования антикоррупционных ценностных ориентаций в рамках современной молодежной культуры» [6, с. 17].
На наш взгляд, антикоррупционная культура представляет собой ценностные ориентиры личности, направленные на активную гражданскую позицию с точки зрения нетерпимости к коррупционным проявлениям, с возможностью противодействовать коррупционным правонарушениям и преступлениям, основываясь на социально-правовой, социально-политической, нравственной и иной культуре. Е. А. Ковтун справедливо отметил, что толерантность к коррупции и коррупционным
проявлениям особенно нежелательна среди молодежи [7, с. 45], прежде всего в образовательных организациях системы МВД России.
Рассматривая антикоррупционную субкультуру обучающихся вузов, Н. В. Сюзева отмечает, что вузы, осуществляя различные функции, сами по себе являются сферой для формирования и развития антикоррупционной субкультуры, в свою очередь последняя является «фактором совершенствования, обогащения правовой культуры, формирования антикоррупционной направленности субъектов образовательного процесса» [8, с. 85]. На наш взгляд, данная антикоррупционная субкультура — способ трансформации системы ценностей в целях формирования антикоррупционных стереотипов поведения обучающихся образовательных организаций системы МВД России.
Многие ученые, исследуя формирование и повышение антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России, указывают на использование традиционных методов в образовательном процессе, не затрагивая возможностей информационного обеспечения антикоррупционного просвещения курсантов и слушателей.
Таким образом, рассматриваются два основных направления повышения антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России: традиционный и информационный.
Материалы и методы
Использовался всеобщий диалектический метод познания. В целях полноты и всесторонности исследования применялись общенаучные (логический, системно-структурный) и частнонаучные (изучение нормативных правовых актов, анализ информационных ресурсов, анкетирование обучающихся и профессорско-преподавательского состава) методы познания. Для обработки, систематизации и анализа полученных данных применялись методы Data Mining.
Изучались современные отечественные публикации в области формирования и повышения антикоррупционной культуры обучающихся вузов системы МВД России. Осуществлен анализ психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности в образовательном процессе ведомственных вузов.
Результаты и обсуждение
Как было сказано выше, на сегодняшний день остро стоит вопрос коррупции и способов ее искоренения. На наш взгляд, наиболее успешным из них является раннее просвещение подрастающего поколения нашей страны в контексте того, что такое коррупция и чем она грозит человеку в отдельности и стране в целом. Для этого необходимо сформировать у молодых людей понятие антикоррупционной культуры.
С данной целью необходимо применять ряд приемов педагогического характера, которые качественно воздействуют на личность обучающегося, обеспечивая по-
вышение уровня правового воспитания. Прежде всего, следует определиться с тем, что такое педагогическое условие и каковы его основные цели и задачи. В научной литературе бытует множество мнений на этот счет, но наиболее актуальным выступает следующее понятие: педагогическое условие как внешняя сила (обстоятельство), которая организуется преподавателем вуза, оказывает явное влияние на протекание процесса педагогики и предусматривает под собой получение какого-либо результата [9, с. 316].
Итак, эффективная реализация антикоррупционных мероприятий и программ, направленных на повышение антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России, даст возможность обойти затратные схемы, сохранив ресурсы и профессорско-преподавательский потенциал. Повышать антикоррупционную культуру курсантов и слушателей необходимо субъектам, которые сами нетерпимы к коррупционным проявлениям, соблюдают установленные законодательством ограничения и запреты, являясь должностными лицами органов власти. На наш взгляд, при правильной организации антикоррупционных мероприятий образовательный процесс станет лучшим методом повышения правовой и антикоррупционной культуры курсантов и слушателей, а также сформирует здоровый нравственно-психологический климат среди переменного и постоянного составов вузов системы МВД России, способствующий минимизации коррупционных проявлений и рисков коррупции в социальной среде.
Полагаем, что повышение антикоррупционной культуры строится на трех функциях: 1) образовательной — создание компетенций в сфере борьбы с коррупционными проявлениями; 2) просветительской — антикоррупционное просвещение курсантов и слушателей; 3) научно-исследовательской — осуществление в процессе обучения мероприятий (конференций, круглых столов, кружков), посвященных нетерпимости к коррупции.
Данная структура оказывает эффективное влияние на выработку мер по повышению антикоррупционной культуры обучающихся вузов системы МВД России. Высокий уровень культуры и профессионализма курсантов и слушателей является гарантией законопослушного поведения сотрудников органов внутренних дел.
Традиционные методы повышения антикоррупционной культуры обучающихся вузов системы МВД России. Сегодня на территории Российской Федерации действуют Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478, и Программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 годы от 14 декабря 2021 г. № 475-р, которые закрепляют необходимость реализации мер, направленных на повышение антикоррупционной культуры. К данным мерам относятся введение в образовательные стандарты положений, касающихся формирования анти-
коррупционной компетенции; разработка концепции антикоррупционного воспитания и культуры.
В процессе повышения антикоррупционной культуры обучающихся вузов системы МВД России посредством традиционных методов необходимо использовать возможности проведения следующих воспитательных мероприятий: 1) антикоррупционно-просветительских бесед с приглашением сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, а также подразделений собственной безопасности; 2) антикоррупционных акций, связанных не только с Международным днем борьбы с коррупцией (на основе проведения акции «Сообщи, где торгуют смертью»); 3) внутривузовских научно-представительских конференций, круглых столов, заседаний, кружков, семинаров (вебинаров) и т. д. на антикоррупционную тематику.
В настоящее время в образовательных организациях системы МВД России в рабочие учебные планы включены дисциплины, посвященные противодействию коррупции. Однако количество их часов не дает возможности рассмотреть проблему в полном объеме. Предлагаем разработать специальные дисциплины, направленные на изучение противодействия коррупции и повышение уровня антикоррупционной культуры обучающихся (на примере Казанского юридического института МВД России):
1. Кафедра административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел — «Антикоррупционная деятельность в служебной дисциплине сотрудников органов внутренних дел».
2. Кафедра государственно-правовых дисциплин — «Исторические аспекты антикоррупционной деятельности органов внутренних дел».
3. Кафедра криминалистики — «Особенности расследования преступлений коррупционной направленности».
4. Кафедра оперативно-разыскной деятельности — «Оперативно-розыскное противодействие коррупции».
5. Кафедра уголовного права — «Особенности квалификации преступлений коррупционной направленности».
6. Кафедра уголовно-процессуального права — «Процессуальные основы антикоррупционной деятельности органов предварительного расследования».
7. Кафедра философии, политологии, социологии и психологии — «Психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел»; «Особенности повышения антикоррупционной культуры обучающихся вузов системы МВД России»; «Конфликт интересов в деятельности сотрудников органов внутренних дел».
8. Кафедра экономики, финансового права и информационных технологий в деятельности органов внутренних дел — «Информационные основы антикорруп-
ционной культуры и поведения сотрудников органов внутренних дел»; «Инновационные технологии противодействия коррупции».
Для курсантов и слушателей очной формы обучения соответствующие дисциплины должны быть введены в учебный процесс, начиная с первого и заканчивая четвертым (уровень бакалавриата) или пятым (уровень специалитета) курсом.
Информационные методы повышения антикоррупционной культуры обучающихся вузов системы МВД России. В условиях цифровизации наиболее эффективная программа повышения антикоррупционной культуры обучающихся вузов системы МВД России строится на информационных методах преподавания. Так, С. В. Дубовиченко справедливо считает, что в целях эффективного повышения антикоррупционной культуры и просвещения в вузах необходимо осуществлять мониторинг отношений к коррупционным проявлениям среди постоянного и переменного составов вузов системы МВД России [10, с. 166]. Мониторинг позволит определять уровень склонности к коррупционным проявлениям, а также устанавливать характерные (распространенные) формы коррупционного поведения в целях создания ресурсов для профилактики коррупции и повышения антикоррупционной культуры обучающихся образовательных организаций системы МВД России.
Большое внимание в процессе повышения антикоррупционной культуры обучающихся уделяется электронной информационно-образовательной среде (далее — ЭИОС), используемой в вузах системы МВД России. С внедрением в образовательный процесс ЭИОС повысилось качество коммуникации, обеспечивающей осуществление учебной деятельности. Авторами предлагается использовать возможности ЭИОС МВД России в целях повышения антикоррупционной культуры курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России по следующим направлениям:
1. Тестирование обучающихся:
1.1. Особенности уведомления о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
1.2. Алгоритм поведения сотрудника органов внутренних дел при склонении к совершению коррупционных правонарушений.
1.3. Порядок уведомления о получении подарка в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей.
1.4. Конфликт интересов в деятельности сотрудников органов внутренних дел (конфликтология в служебной деятельности).
2. Формирование локального Кодекса этики и служебного поведения обучающихся образовательных организаций системы МВД России с закреплением его на официальном сайте вуза и в ЭИОС МВД России.
3. Изучение алгоритма заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с использованием специального программного обеспечения «Справки БК».
4. Формирование специального портала (ресурса) на базе ЭИОС МВД России с примерами коррупционных проявлений, предусматривающего для обучающихся и профессорско-преподавательского состава возможности дать юридическую квалификацию содеянному; предложить меры по предупреждению индивидуальных коррупционных правонарушений и преступлений.
5. Проведение конкурсов и научно-практических мероприятий в ЭИОС МВД России.
Предпосылками для обеспечения вышеуказанных мероприятий являются просвещение курсантов и слушателей вузов системы МВД России и формирование у них готовности грамотно применять методику антикоррупционного воспитания, а также нетерпимого отношения к коррупции. А. Ю. Головин считает, что распространение антикоррупционного поведения основывается в первую очередь на проведении игр, квестов, конкурсов и пр. [11, с. 315]. А. К. Мухамбетгалиева также пишет о методах командной работы, об использовании игровых ситуаций в образовательном процессе, способствующих повышению уровня знаний антикоррупционного законодательства [12, с. 44].
На наш взгляд, в данном направлении необходимо, наряду с информационными методами повышения антикоррупционной культуры, использовать и традиционные методы. Так, Санкт-Петербургским университетом МВД России в Международный день борьбы с коррупцией (9 декабря 2022 г.) проведена научно-практическая конференция «Межведомственное сотрудничество при обеспечении национальных приоритетов в противодействии коррупции» 6. По мнению А. К. Канатова, в целях повышения антикоррупционной культуры обучающихся необходимо внедрять специализированные курсы по борьбе с коррупцией через средства массовой информации [13, с. 38]. Данные примеры можно отнести к фактам использования традиционных и информационных методов в процессе формирования антикоррупционного поведения и повышения антикоррупционной культуры. В этом контексте отметим исследование А. П. Страхова, в котором рассматриваются возможности использования обучающих антикоррупционных видеороликов в вузах [14, с. 480]. Полагаем, данный информационный метод эффективен в целях повышения антикоррупционной культуры курсантов и слушателей вузов системы МВД России.
Выводы
Формирование антикоррупционного поведения обучающихся образовательных организаций МВД России
6 URL: https://mvd.ru/upload/site125/nauka/nauchno_predstavitelskie_meropriyatiya/2022/IP_2022-12-09_.pdf (дата обращения: 20.09.2022).
основывается на оптимизации антикоррупционного образовательного процесса, предполагает:
— расширение границ антикоррупционного образования путем использования традиционных методов повышения антикоррупционной культуры;
— совершенствование информационных методов повышения антикоррупционной культуры в сочетании с традиционными методами при проведении научно-представительских мероприятий, посвященных вопросам коррупционной направленности;
— широкое использование информационных ресурсов: ЭИОС МВД России; официального интернет-портала правовой информации; справочно-правовых систем; официальных сайтов органов государственной власти и местного самоуправления.
Перспективы. Дальнейшие исследования в области использования новых педагогических методов и технологий в вузах системы МВД России в процессе повышения антикоррупционной культуры обучающихся позволят трансформировать методику подготовки сотрудников для ОВД. Процесс противодействия коррупции и повышения антикоррупционной культуры обучающихся основывается, прежде всего, на инновационных аспектах. Так, в настоящее время в России функционирует государственная информационная система в области противодействия коррупции «Посейдон» 7, деятельность которой необходимо освещать на учебных занятиях в целях повышения информированности о действующих предупредительных антикоррупционных мерах.
Список источников
1. Несмеянов А. А., Баранов С. А., Аграфонов М. Ю. Инновации в образовательной деятельности Восточно-Сибирского института МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы XXI всерос. науч.-метод. конф. Иркутск, 2016. С. 211-214.
2. Никулина Т. В., Стариченко Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 109-113.
3. Штукарев Н. А. Оценка состояния сформированности антикоррупционной культуры будущего бакалавра юриспруденции в образовательном процессе юридического вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2021. Т. 26, № 194. С. 14-24.
4. Алексеева Ю. С. Формирование антикоррупционной культуры у студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17989 (дата обращения: 19.09.2022).
5. Ибрагимова Е. М., Хамдеев А. Р. Сущность понятия «антикоррупционная культура» и ее функции // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: http://www.science-education.ru/109-9329 (дата обращения: 19.09.2022).
6. Афаунов А. З. Молодежь и проблема коррупции в современном российском обществе: социологический анализ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 4. С. 15-18.
7. Касабуцкая М. С., Ковтун Е. А., Петров А. В., Савин С. Д. Восприятие коррупции в сознании молодежи России и Китая // Общество. Среда. Развитие. 2018. № 2. С. 40-45.
8. Сюзева Н. В. К формированию антикоррупционной субкультуры образовательной организации // Научный диалог. 2015. № 7(43). С. 75-92.
9. Титова О. А. Педагогические условия формирования антикоррупционной культуры курсантов образовательных организаций МВД России // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 23 октября 2020 г. Воронеж, 2020. С. 315-317.
10. Дубовиченко С. В., Карлов В. П. Проблемы антикоррупционного образования // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2019. Т. 1, № 3. С. 163-170.
11. Головин А. Ю., Бугаевская Н. В. Антикоррупционное просвещение в системе мер предупреждения коррупции на современном этапе // Всероссийский криминологический журнал. 2022. Т. 16, № 3. С. 311-319.
12. Мухамбетгалиева А. К. Формирование антикоррупционной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза // Медицинский журнал Западного Казахстана. 2018. № 4(60). С. 42-46.
13. Канатов А. К. К вопросу противодействия коррупции («компетентностный подход») // Вестник Карагандинского университета. 2016. № 3(83). С. 37-42.
14. Страхов А. П. Борьба с коррупцией в странах англосаксонской традиции (на примере Великобритании, Индии, Сингапура и США) // Вестник РУДН. Серия «Политология». 2019. № 3. С. 470-502.
Поступила 12.10.2022; одобрена после рецензирования 10.11.2022; принята к публикации 30.11.2022.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
7 О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации : указ Президента РФ от 25 апреля 2022 г. № 232. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».