Научная статья на тему 'Проблемы подготовки кадров в сельском туризме'

Проблемы подготовки кадров в сельском туризме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / RURAL TOURISM / PERSONNEL / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдаев А. В.

Рассматриваются проблемы подготовки кадров в сельском туризме. Описывается понятие сельского туризма с кратким сравнением его развития в Европе и России. Приводятся проблемы по подготовке кадров для туристской индустрии в целом и более детально — для сельского туризма. Рассматриваются возможные варианты решений, которые смогут улучшить сложившуюся ситуацию в данной сфере туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of training staff in rural tourism

The paper considers the problems of personnel training in rural tourism. The author describes the concept of rural tourism with a brief comparison of its development in Europe and Russia. The article presents the problems of personnel training for the tourism industry in general and in detail for rural tourism. Also it examines the possible solutions that will improve the situation in this sphere of tourist activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки кадров в сельском туризме»

А. В. КОЛДАЕВ

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СЕЛЬСКОМ ТУРИЗМЕ

УДК 378.1:379.85

Рассматриваются проблемы подготовки кадров в сельском туризме. Описывается понятие сельского туризма с кратким сравнением его развития в Европе и России. Приводятся проблемы по подготовке кадров дм туристской индустрии в целом и более детально — дм сельского туризма. Рассматриваются возможные варианты решений, которые смогут улучшить сложившуюся ситуацию в данной сфере туристской деятельности.

Кночевые слова: сельский туризм, кадры, профессиональная подготовка.

The paper considers the problems of personnel training in rural tourism. The author describes the concept of rural tourism with a brief comparison of its development in Europe and Russia. The article presents the problems of personnel training for the tourism industry in general and in detail for rural tourism. Also it examines the possible solutions that will improve the situation in this sphere of tourist activity.

Key words: rural tourism, personnel, professional training.

Сельский туризм, или, как его еще называют, деревенский или аграрный, давно пользуется широкой популярностью в Европе и Америке.Он подразумевает отдых туристов в сельской местности, проживание в условиях, приближенных к деревенским, и даже участие в сельскохозяйственных работах. Интерес к нему в западных странах объясняется небольшими затратами и близостью к природе. Он хорош для того, чтобы провести отпуск со всей семьей, предлагает знакомство с крестьянским бытом, питание натуральными продуктами и может сочетаться с разнообразными видами пассивного и активного отдыха. Яркие примеры популярности сельского туризма демонстрируют Италия и Франция, где проведение отпуска в сельской местности выбирают до четверти всех отдыхающих плюс несколько миллионов гостей из других стран. И если на заре своего развития в 1970-х годах сельский туризм отличался спартанскими условиями, то сейчас он предлагает современные мини-гостиницы, под которые даже реконструируются старинные усадьбы и монастыри. Десятки тысяч аграрных хо-

зяйств в Великобритании и Германии занимаются сегодня сельским туризмом.

В России сельский туризм молод и не получил широкой популярности, как на Западе, ввиду невысокого уровня урбанизации и наличия собственного земельного участка почти у каждого жителя нашей страны. Продвижение сельского туризма в России тормозит ряд проблем, среди которых особенно остро стоят проблемы подготовки кадров. У нас нет специалистов, готовых заниматься сельским туризмом, способных его развивать и пробуждать интерес к данному виду отдыха. Частным предпринимателям — основным источникам финансирования для аграрного туризма — некому доверить свой капитал для дальнейшего успешного вложения с целью получения максимальной прибыли.

Что касается подготовки кадров для сферы туризма, для всех его типов и разновидностей главной проблемой является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний, а также нехватка средних специальных учебных заведений, готовящих ра-

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В1

ботников для сферы туризма. Подготовка кадров не вполне соответствует потребностям туристской индустрии как в количественном, так и в качественном отношении. Существующие учебные программы не отвечают реальным нуждам секторов туризма, поскольку они не ориентированы на практическую работу. В равной степени это касается учебников и учебных пособий, составляемых преподавателями, не имеющими практического опыта работы в индустрии. При огромной нехватке квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускники профильных высших учебных заведений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям.

Что касается сельского туризма, то помимо тех проблем, которые влияют на подготовку кадров для туризма в целом, можно выделить следующие:

• отсутствие ярко выраженного интереса к данному виду туристской деятельности: многие современные молодые специалисты даже не знают, что такой вид туризма вообще существует;

• отсутствие понимания того, что страна с такими огромными земельными ресурсами, как Россия, может получать выгоду, ориентируясь на сельское хозяйство, а значит, и на смежные с ним отрасли;

• в вузах профильной подготовки специалистов для туриндустрии отсутствуют кафедры, образовательные программы и необходимые курсы для обучения студентов хотя бы основам сельского туризма;

• отсутствие необходимого количества теоретических источников, учебников для изучения специфики данного вида туристской деятельности;

• явная нехватка спешны истов-практиков, способных вести занятия со студентами на высоком профессиональном уровне;

• в России практически нет предприятий, занимающихся исключительно аграрным туризмом, которым были бы не-

обходимы высококвалифицированные кадры, что в свою очередь подтолкнуло бы учебные заведения ввести программы по подготовке требуемых специалистов, а студенты могли бы быть уверены в том, что их специальность будет востребована на рынке труда;

• отсутствие практической подготовки специалистов в области сельского туризма, нет стажировок по данному направлению за границу (в Европу), где он уже давно является полноценной и развитой сферой туристского бизнеса;

Эти и многие другие проблемы тормозят развитие сельского туризма: ощущается острая нехватка специалистов и отсутствие специфических знаний, характерных для данной области. Необходимо создавать среду, в которой студенты смогут получать не только теоретические знания, но и научатся организовывать сельский туристский бизнес со всеми присущими ему атрибутами: рекламой, маркетингом, ценовой политикой, квалифицированными кадрами и др.

Имеет смысл сотрудничество на уровне высших учебных заведений, специализирующихся на подготовке специалистов для туризма и сельскохозяйственных сфер деятельности. Стоит проводить совместные собрания, заседания и конференции, напраш1снные на решение проблем подготовки кадров для сельского туризма.

Необходимо на ранних стадиях обучения формировать у учащихся представление о России как о стране с огромными земельными ресурсами, дающими возможность для ведения различных видов бизнеса.

Мы привыкли думать о нашей стране как о государстве с огромными запасами нефти, газа, алмазов и других полезных ископаемых, которые можно продать с целью получения прибыли, но при этом забываем об основном нашем богатстве — земле.

Говорить о решении проблем подготовки кадров для сельского туризма, ста-

нет возможным только тогда, когда ре- профессиональной подготовке, захотят

шится основная задача: найдутся лю- осваивать новый, только зарождающий-

ди, которые будут нуждаться в хорошей ся в нашей стране вид отдыха.

ЛИТЕРАТУРА

1. Здоров А.Б. Комплексное развитие туризма в сельской местности // Проблемы прогнозирования. 2009. № 4. С. ¡49—153.

2. Малышенко К. М. Современные проблемы подготовки кадров для речного круизно-

го туризма // Молодой ученый. 2011. № 9. С. 221-224.

3. Михайлова М.Н. О подготовке кадров для сферы туризма // Псковский регионологический журнал. 2011. №11. С. 104—112.

К. В. КУЗНЕЦОВ

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ V СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО BV3A УМЕНИЙ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 378:001.891

Рассматривается разработанная модель формирования у студентов педагогического вуза умений антипропаганды религиозного экстремизма в будущей профсссиона.п,-ной деятельности. Описаны модули модели.

Ключевые слова: педагогическая модель, факультативный курс, секты.

In the article developed model of forming abilities of antipropogation religious extremism of pedagogical high school students in their future professional work is considered. Model modules are described.

Key words: pedagogical model, a facultative course, sects.

Отсутствие в учебных программах темы, освещающей проблему религиозных аспектов безопасности, в частности защиту от посягательств сект, не дает возможности молодежи адекватно оценивать социально опасные ситуации, использовать необходимые формы контроля психики в случае манипулирования сознанием людей, оказывать помощь пострадавшим от сект и культов [5, 6]. С учетом выявленных тенденций теоре-пр1сски обоснована разработка факультативного курса в области обеспечения личной и общественной безопасности от

проявлений деструктивных религиозных организаций.

Факультативный курс «Религиозные аспекты безопасности» как систематизирующий элемент подготовки студентов педагогических вузов имеет огромный потенциал в системе высшего образования. Он не должен ограничиваться введением образовательной линии в систему безопасности жизнедеятельности (БЖД). Религиозные аспекты безопасности — средство развивающего, формирующего и совершенствующего воздействия на личность студента, которое мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.