Научная статья на тему 'Тенденции развития и подготовка Капров для сельского туризма за рубежом и в России'

Тенденции развития и подготовка Капров для сельского туризма за рубежом и в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА / RURAL TOURISM / PERSONNEL TRAINING / DEVELOPMENT TRENDS / TRAINING PROGRAM FOR RURAL TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдаев А. В.

Рассматриваются вопросы развития сельского туризма и подготовки кадров за рубежом и в России. Описываются основные европейские регионы сельского туризма. Приводится пример европейской программы по подготовке специалистов для сельского туризма, а также рассказывается об основных организациях по подготовке кадров на примере Финляндии и Польши. Рассматривается существующая подготовка специалистов сельского туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of development and personnel training in rural tourism abroad and in Russia

The article examines the development and personnel training for rural tourism abroad and in Russia. The author describes the main European regions of rural tourism. He gives an example of the European program of personnel training for rural tourism, and also describes the basic organization of personnel training on the example of Finland and Poland. The author considers personnel training in the concept of rural tourism in Russia.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития и подготовка Капров для сельского туризма за рубежом и в России»

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Политика // Литология мировой политической мысли. Т. 1. М., 1997. С. 126.

2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов. М.: Знание, 1998. С. 129.

3. Би.ыь о правах // Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 1999. С. 17.

4. Большая советская знщиаюпедия. 2-е изд. Т. 4. С. 338.

5. Декларация независимости 4 и кия 1776 г. // Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 1999. С. 21.

6. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Международные акты о правах человека: сб. документов. М., 1999. С. 32.

7. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 769.

8. Концепция национсыыюй безопасности Российской Федерации. М.. 2000.

9. Краткий словарь специальных терминов. М., 1994. С. 9.

10. Национальная безопасность России // Интеллектуальный мир. 1995. № 6.

11. Платон. Государство // Собр. соч. Т.

3. М.. 1994. С. 129.

12. Энциклопедический словарь И.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 5. СПб., 1889. С. 304.

А. В. КОЛДАЕВ

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

УДК 338.48

Рассматриваются рамичные типы сельского туризма и вопросы их нашчия в процессе обучения студентов для данного вида туристской деятельности в рамках высшего профильного образования. Приводятся примеры знаний, умений и навыков, которыми будет обладать специа/гист, обучаемый по программе подготовки в сельском туризме. Объясняется необходимость наличия такой программы в процессе профессиональной подготовки специалистов в данной области.

Ключевые слова: сельский туризм, образование, знания, умения.

This article considers the different types of rural tourism and issues of their presence in the training process of students for this type of tourism activity in higher professional education. The author gives the examples of knowledge and skills that the specialist, trainee under the training program for rural tourism, will have. He explains the need for such program during the professional training of specialists in this field.

Key words: rural tourism, education, knowledge, skills.

Сельский туризм в России — новое тыватъ не только вопросы, касающиеся

и развивающееся направление. Одним особенностей сельского туризма, но и

из важнейших этапов его развития яв- разнообразие видов туристской деятсль-

лястся хорошо продуманная подготовка ности, совместимых с данным направ-

классифицированных кадров преимуще- лением.

ственно в профильных вузах. В процессе Существует множество различных ви-создания учебных программ нужно учи- дов туристской деятельности, которые

можно совместить с сельским туризмом. Среди них:

• сельский этнографический туризм;

• сельскохозяйственный туризм;

• сельский детский туризм;

• сельский образовательный туризм;

• сельский кулинарный (гастрономический) туризм;

• сельский промысловый туризм;

• сельский спортивный туризм;

• сельский приключенческий туризм;

• сельский познавательный туризм;

• сельский экзотический туризм;

• сельский комбинированный туризм;

• сельский оздоровительный туризм.

Каждый из данных видов сельского туризма требует отдельного детального рассмотрения и подхода в процессе обучения. Для каждого из них требуется включить в программу подготовки предметы, дающие определенные знания и умения будущим специалистам, обучающимся в рамках высшего учебного заведения.

Рассмотрим каждый из приведенных выше типов сельского туризма по отдельности. Начнем с сельского этнографического туризма.

К туристским услугам данного вида сельского туризма добавлено фольклор-но-этнографическое направление. Для отдыхающих выступают местные фольклорные коллективы, демонстрируются древние народные обряды, проводятся национальные праздники. Есть примеры организации музеев сельскохозяйственного обихода, где воссоздана подлинная историческая обстановка как в доме, так и в надворных постройках.

В процессе подготовки по данному направлению нужно делать акцент на культурно-этнографические особенности проживания в сельской местности. Знакомство с культурой и бытом в условиях проживания на селе должны стать основными знаниями, которые получат обучаемые. Умения, выработанные ими в процессе подготовки, помогут организовать культурно-анимационные программы по знакомству туристов с фольклором, об-

рядами, праздниками и другими особенностями сельского быта. Специалисты в данной области должны сделать все, чтобы турист смог с головой окунуться во все прелести деревенской жизни.

Что касается сельскохозяйственного туризма, то подразумевается, что туристы могут сами поучаствовать в сельскохозяйственных работах: уборке фруктов и овощей, уходе за животными и пчелами. Интересной может быть работа на сенокосе или скотном дворе. Для городского жителя смена вида деятельности — уже отдых. Для данного вида туризма особенностью обучения будут приобретаемые знания по сельскохозяйственным работам. Студент должен знать, как работать с различными видами сельскохозяйственных культур и животных, и уметь это делать. Он должен иметь четкое представление о существующих видах сельскохозяйственных работ, инвентаре, используемом для выполнения той или иной деятельности. Он должен уметь организовать для туристов полноценную программу по знакомству с сельской деятельностью.

Сельский детский туризм организуется для семей с детьми до 14 лет, а также для организованных детских групп. Этот вид туризма предполагает наличие детских площадок, игровых, детского игрового инвентаря. Работа с детьми всегда представляла собой колоссальный труд. Специалист в данной области должен понимать детей, знать их психологию и уметь расположить к себе. Поэтому студентам необходимы знания по детской психологии. Кроме того, обучающийся должен развить в себе организаторские способности по подготовке и проведению детских мероприятий, игр, соревнований и т.п.

В сельском образовательном туризме отдыхающих учат плетению из лозы, росписи по дереву, выжиганию и лепке поделок из глины. Можно обучать технологиям выращивания садовых и овощных культур, приготовлению деревенской еды по старинным рецептам. Чтобы уметь организовывать данный вид сель-

ской туристской деятельности, студент должен получить первичные знания о том, какие виды ремесел характерны для жителей сельской (деревенской) местности. Специалист в данной области должен не только сам иметь представление о том, чему может обучиться турист в данной области, но и по возможности передать эти знания, а не только организовать их получение.

Сельский кулинарный (гастрономический) туризм включает приготовление пиши по особым рецептам. Вданном направлении важной особенностью является технология приготовления продуктов питания из тех природных ресурсов, которые можно получить на сельских угодьях. Студент должен знать основные специфические рецепты сельской (деревенской) кухни, а также уметь самостоятельно приготовить и обучить приготовлению различных блюд заинтересованных в этом туристов.Специалист должен уметь контролировать не только качество приготовленной пиши, но также и ее составных компонентов, уметь подобрать нужный рецепт и правильно обработать нужный ингредиент.

Сельский промысловый туризм представляет собой сбор грибов, ягод, охоту и рыбалку. При таком виде туризма понадобятся рыболовные снасти, охотничье снаряжение, услуги егеря. Для заготовок впрок необходимо предоставить возможность приготовить варенье, соленье и посушить грибы. Уметь составлять маршруты для реализации данного вида деятельности — основная задача студентов, обучающихся особенностям сельского туризма. Специалист в данной области должен знать места, где можно собирать лесные ягоды, грибы, уметь составлять маршрут с возможностью охоты на различных животных, знать рыбные места, обучить определенным навыкам туристов.

Сельский спортивный туризм специализируется на активных видах отдыха: прогулки на лошадях, путешествия

на байдарках, занятие плаванием, велоспортом, теннисом, катание на лыжах и коньках. Гостевые дома, принимающие таких туристов, должны быть обеспечены туристским и спортивным инвентарем, выдающимся на прокат, иметь лошадей и опытных инструкторов. Данный тип сельского туризма довольно сильно пересекается со спортивным туризмом в целом, поэтому и программы подготовки у них будут приблизительно одинаковы. В программе подготовки специалистов в сельском туризме по этому направлению должны лишь учитываться характерные особенности организации данного вида отдыха и приобретаться соответствующие знания и умения в процессе всего обучения. Характерной чертой сельского спортивного туризма можно считать катание на лошадях и уход за ними, следовательно, и специалист в данной области должен обладать специальными навыками.

Сельский приключенческий туризм имеет тс же особенности, что и сельский спортивный туризм, но только с уклоном в экстремальные виды спорта, поэтому студентам должны даваться соответствующие дополнительные знания.

Сельский познавательный туризм включает экскурсии по изучению достопримечательностей местности, связанных с историей, архитектурой, природными объектами. Для организации данного типа сельского туризма студенты должны получить знания и умения по состашюнию экскурсионных маршрутов в сельской местности с учетом их достопримечательностей и истории. Здесь будет уместен предмет, способствующий подготовке специалистов, умеющих проектировать и составлять различные экскурсии, наполнять их идейной составляющей по той или иной тематике. Специалист по сельскому туризму должен уметь быстро ориентироваться в объектах показа на селе и объединять их в сди-ный маршрут.

Сельский экзотический туризм представляет собой выращивание дикихи ред-

ких животных, таких как норки, страусы, олени, лошади, а также необычных цветов и растений. Данный тип сельского туризма является довольно специфическим. Студенты должны понимать различие между тем, что называется экзотикой, а что нет, уметь по возможности организовать успешное и увлекательное знакомство туристов с таким видом отдыха.

Сельский комбинированный туризм заключается в объединении нескольких направлений отдыха на селе. Это и организация экскурсий, и катание на лошадях, и уход за домашними животными, и дегустация продуктов (молоко, творог и т.п.). Сельский комбинированный туризм требует множества знаний, умений и навыков. В данном случае специалист по сельскому туризму должен уметь совместить несколько направлений, хорошо разбираться в них, чтобы организовать увлекательную программу для туристов.

Сельский оздоровительный туризм предполагает специально организованное оздоровительное воздействие на организм во время отдыха. Эго баня, сауна, водные процедуры, фитотерапия и т.д. Клиентами оздоровительного туризма, как правило, являются люди пожилые. Для них необходимо комфортное проживание, доступность медицинской помощи, возможность контроля состояния здоровья. В данном случае задача высшего учебного заведения — дать студенту возможность получить знания в области курортно-санаторного дела и совместить их с особенностями сельского ту-

ризма. Специалист, подготовленный таким образом, сумеет организовать оздоровительные процедуры во время пребывания туриста в сельской местности.

Все рассмотренные типы сельского туризма — это лишь разновидности туристской деятельности, которые должны НС менять процесс обучения, а дополнять его. Каждый вид сельского туризма, будь то спортивный, оздоровительный, экзотический, образовательный и т.д., обладает своей характерной особенностью. Не будем забывать, что основой для такого туризма является отдых в сельской местности, где возможна специфическая деятельность, характерная только для таких районов. Программа обучения сельскому туризму должна быть составлена таким образом, чтобы специалист в этой области мог организовать любой из перечисленных типов отдыха.

Также в программу обучения должна быть включена производственная практика и стажировка по возможности за границей, где сельский туризм стал неотъемлемой частью всей туристской индустрии и престижным направлением развития туристского бизнеса.

Составление грамотной, полноценной программы по подготовке специалистов сельского туризма с учетом всех его разновидностей является одним из важных шагов к развитию данного направления в России. Не стоит забывать, что высококвалифицированные кадры не могут появиться просто из «неоткуда», а следовательно, необходима их непрерывная, стабильная и профессиональная подготовка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин А. И. Профессиональное турист- 2. Михайлова М.Н. О подготовке кадров ское образование: структурный анализ и по- для сферы туризма // Псковский регионоло-пятийиая база: монография. М.: Советский гический журнал. 2011. № 11. С. 104—112. спорт, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.