В. В. Руденко
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работа представлена кафедрой общей и профессиональной педагогики Армавирского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Р. А. Галустов
В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих учителей к обеспечению технико-технологической безопасности сельских школьников на основании анализа документов, определяющих целевые установки образования: «Закона об образовании», «Закона о высшем и послевузовском образовании», действующих государственных образовательных стандартов по специальности 050502 и ряда других нормативных документов.
The article touches upon the problems of future teachers’ training in maintenance of technological safety of rural schoolchildren on the basis of the analysis of documents defining purposes of education: «The Education Law», «The Law on Higher and PostGraduate Education», current state educational standards for the speciality 050502 and some other normative documents.
Изучение подходов к определению содержания профессиональной подготовки специалистов должно происходить в рамках системного подхода.
Дидактические задачи, содержание, средства, технологические особенности педагогической системы определяются целевой установкой, т. е. заданными характеристиками формирующейся личности. Поэтому при рассмотрении педагогической системы подготовки будущих учителей технологии к обеспечению технико-технологической безопасности сельских школьников следует подвергнуть анализу совокупность документов, определяющих целевые установки образования. Исходя из положений «Закона об образовании», «Закона о высшем и послевузовском образовании» и ряда других нормативных документов суть образования, цель, принципы и основное содержание определяется государственным образовательным стандартом. В нашем случае анализ действующих государственных образовательных стандартов по специальности 050502 позволил определить:
а) задачи профессиональной подготовки в области «технология»;
б) требования к уровню подготовленности выпускников по специальности «технология и предпринимательство»;
в) состав обязательных и факультативных учебных дисциплин, формирующих профессиональное мышление и профессиональные знания будущего учителя технологии;
г) содержание обязательных учебных дисциплин, формирующих техникотехнологические безопасности.
Наличие в государственном образовательном стандарте возможностей варьирования факультативных курсов оказывает и положительное, и отрицательное влияние на формирование специалистов. С одной стороны, предоставляется возможность мобильного изменения содержания образования, адаптации его к требованиям текущей обстановки и к региональным особенностям сферы «технология», но с другой стороны, часть задач, которые должны были решаться, остаются недостаточно защищенными. Они могут быть не разрешены как вследствие недостаточного внимания к направлению образования со стороны организаторов процесса обучения, так и вследствие их неверной ориентации.
Из этого вытекает необходимость проведения анализа:
• задач профессиональной подготовки выпускников;
• требований, предъявляемых ГОС по подготовке к обеспечению техникотехнологической безопасности сельских школьников;
• степени «закрытия» (соответст-
вия) задач и требований к содержанию образовательных программ.
При этом следует придерживаться двух принципиальных позиций:
1. В педагогической системе существуют уровни иерархии и иерархия уров-
ней. Верхний уровень иерархии занимает цель, которая определяет содержание управленческого решения. Поэтому вся система должна действовать для достижения цели, из чего следует то, что любые содержательные компоненты должны соотноситься с целью.
2. Одним из важнейших принципов функционирования педагогической системы является целостность. Нарушение целостности может привести к распаду деятельности системы или к резкому снижению ее эффективности, так как целостность обусловливает взаимосвязь, взаимовлияние и взаиморазвитие всех компонентов и системообразующих факторов целостной педагогической системы.
Задачи профессиональной подготовки определяются, на наш взгляд, на основании взаимодействия двух основных факторов:
1) требований практики (следствие принципа профилизации системы образования);
2) опережающих требований общества к уровню профессиональной подготовленности.
Оба этих фактора должны учитываться в государственном образовательном стандарте. Рассмотрим возможность решения задач, связанных с формированием у студентов умений и навыков по обеспечению технико-технологической безопасности сельских школьников. Реализация государственного образовательного стандарта специальности 050502 - «Технология и предпринимательство» позволяет получить квалификацию учителя технологии и предпринимательства, областью профессиональной деятельности которого является:
• «...обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета»;
• «. выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарные защиты»;
• «. обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе». В данной трактовке для изучаемой проблемы необходимо выделить следующий факт: вне рамок какой-либо конкретной профессиональной специализации подчеркивается, что направление деятельности специалиста по технологии должно быть ориентировано на охрану жизни и здоровья обучающихся.
То есть в деятельности учителя технологии должна реализоваться задача сохранения жизни и здоровья учащихся. В таком случае можно утверждать, что охрана жизни и здоровья обучающихся является одной из задач учителя технологии.
Кроме того, если исходить из того, что профессиональная деятельность учителя технологии должна «. способствовать социализации, формированию общей культуры личности.» [1], то становится ясно, что без создания у обучающихся социального оптимизма реализовать задачи воспитания технико-технологической безопасности невозможно.
Несмотря на то что в целевых установках профессиональной деятельности изучаемый аспект представлен достаточно четко в разделе 1.2, где излагаются задачи профессиональной деятельности, отдельного или акцентированного пункта в Государственном образовательном стандарте не обнаруживается. Однако ряд задач включает в себя направление формирования возможности учителя технологии в обеспечении процессов социальной адаптации.
В частности, в ходе профессиональной деятельности специалист должен быть подготовлен к тому, чтобы:
• «оказывать помощь в социализации учащихся»;
• «формировать общую культуру учащихся»;
• «рационально организовывать учебный процесс с целью укрепления и сохранения здоровья школьников»;
• «обеспечивать охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса».
Содержание этих требований к уровню подготовленности выпускников по специальности «Технология и предпринимательство» излагается в п. 7.1 Государственного образовательного стандарта. Здесь требования раскрываются более подробно, но при этом их дисциплинарное построение не позволяет оценить значимость каждой потребности для осуществления целенаправленной деятельности. Было бы вернее рассмотреть междисциплинарные профессиональные компетенции, но их неразработанность и не-сформированность в рамках Государственного образовательного стандарта, с одной стороны, не позволяет оценить с этих позиций содержание документа, а с другой - требует более детальной оценки при определении содержания профессиональной подготовки.
С точки зрения изучаемой проблемы профессиональные требования предъявляются во всех блоках ГОС, т. е. в гуманитарно-экономическом, естественно научном, общеобразовательном и специальном циклах дисциплин.
Анализ требований к уровню подготовленности позволяет распределить их круг на четыре блока, в той или иной степени раскрывающих проблемы социальной адаптации обучающихся:
1)группа знаний о причине явлений и процессов;
2) группа знаний о следствиях реализации каких-либо причин и процессов;
3) группа знаний о методах организации воздействия;
4) группа технологических знаний.
При этом степень представления
третьей и четвертой групп недостаточна, что заставляет более подробно остановиться на потенциальной связи содержания образования с процессом формирования компетенций будущих учителей тех-
нологии по обеспечению технико-технологической безопасности сельских школьников.
Исходя из специфики деятельности по обеспечению технико-технологической безопасности сельских школьников функциями личностно ориентированного педагогического взаимодействия являются:
• познавательно-воспитательная -освоение обучающимися знаний, умений, навыков безопасной трудовой деятельности, самосовершенствования в техникотехнологической безопасности, обогащение личностного опыта в технико-технологической безопасной практике, развитие волевой регуляции поведения и деятельности, формирование свойств и качеств личности;
• прогностически-организационная -выявление индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса и специфики ситуации, проектирование и практическая организация взаимодействия на основании выявленных особенностей;
• экспрессивно-рефлексивная - понимание себя и других (целей, мотивов, переживаний), осмысление педагогом того, как обучающийся понимает его, через развитие социальной перцепции, эмпатии, рефлексии;
• фасилитативная - обеспечение педагогической поддержки, стимулирование личностного роста, создание оптимальных условий для самосовершенствования в технико-технологической безопасности обучающегося и педагога;
• толерантно-адаптивная - развитие у педагога и обучающихся умения принимать индивидуальность «другого», входить в иные группы и взаимодействовать в них на позитивных основаниях в ситуациях неопределенности.
Позиции направленного формирования компетентностей, гуманизации образования и теоретических основ формирования способностей к личностно ори-
ентированному педагогическому взаимодействию в ГОС не прописаны, хотя само содержание их и не отрицает. Завершая анализ ГОС, следует выявить, насколько содержание различных предметов представляет возможность обеспечения у студентов навыков формирования у будущих учеников позитивного социального самочувствия.
Уровень социальной адаптации является многокомпонентным социальным личностным образованием, определяющимся позитивным отношением к явлениям общества и взаимоотношением с обществом. Уровень социальной адапти-рованности зависит от степени реализации потребностей нужды и потребностей развития. Следовательно, ключевыми
компетенциями специалиста технологии по обеспечению технико-технологической безопасности, формирующими условия создания у будущих учителей технологии возможностей определенного уровня социальной адаптированности учащихся, являются компетенции по формированию у учащихся стратегии реализации потребностей нужды и компетенции в обеспечении стратегии реализации потребностей развития. Составными элементами компетенции по формированию стратегии реализации нужды являются знания, навыки, умения, технологии по обеспечению: политической, экономической, экологической технико-технологической
безопасности; физического здоровья; социальной безопасности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 050502 - технология и предпринимательство. М.: Гос. ком. РФ по высшему образованию. 2000.