А.А. Калекин, профессор, кандидат технических наук, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета.
ФОРМИРОВАНИЕ В ВУЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
Излагается дидактический подход к формированию в вузе общеинженерной компетенции будущего учителя технологии для успешного профессионального самоопределения учеников профильной школы (на примере курса ”Гидравлика и гидравлические машины”).
Ключевые слова: профильная школа, учитель технологии, общеинженерная педагогика, общеинженерная компетенция.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Новые социально - экономические отношения в обществе предъявляют требования к подготовке специалистов с высшим педагогическим образованием. Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на создание в России инновационной образовательной системы, способной решать главную задачу - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [7].
В новых условиях школе требуются специалисты с высокой профессиональной подготовкой, умеющие решать как традиционные задачи, так и выходить из нештатных ситуаций проблемного характера.
В последнее время в вуз на педагогическую специальность "Технология и предпринимательство" приходят студенты с обедненным представлением об общечеловеческих ценностях, с низким уровнем воспитанности. Поэтому важнейшей задачей обучения и воспитания является формирование ценностных ориентаций будущего учителя технологии. Под таковыми мы понимаем систему
личностно значимых педагогических ценностей будущего учителя, регулирующих его отношение к своему труду, к личности ученика и к коллегам, позволяющих ему реализовать себя в педагогической деятельности и достичь высокого уровня профессионализма. Ценностные ориентации определяют успешность профессионального труда, скорость и безболезненность социальной адаптации, включенность учителя в процесс совершенствования школьного микросоциума.
В статье рассматривается один из важных показателей профессионально - ценностной ориентации будущего учителя технологии - его общеинженерная компетенция, способствующая помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределении, особенно в сфере современного материального производства.
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обще-
стве и активной адаптации на рынке труда.
Большинство выпускников, освоив установленный программами курс основных наук, слабо адаптируется в технологическом пространстве, не могут реализовать себя как самостоятельная личность ни в производстве, ни в учебных заведениях, ни в быту и окружающей среде.
Поэтому перед современной школой встала задача усовершенствования системы образования за счет ее технологизации.
С 2003г. в нашей стране начались работы по введению в систему образования в 9-х классах общеобразовательных школ предпрофильной подготовки (ППП), а с 2004г. - профильного обучения (ПО) на старшей ступени общего образования [9].
Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школе, т.е. в 9 классе.
Следует заметить, что профильное обучение -современное комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образо-вательной траектории, обеспечивается более высокий уровень их подготовки для продолжения образования в избранном направлении, заметно снижается учебная нагрузка.
Успешность профильного обучения сегодняшних школьников, очевидно, определяет место России в современной и завтрашней цивилизации, положение страны в мировом разделении труда, создает предпосылки для возрождения новых производительных сил и производственных отношений.
В основе нового направления педагогического процесса лежит не только развитие потенциала каждого ученика, но и постоянное саморазвитие учителя.
По словам руководителя группы разработчиков стандартов второго поколения общеобразовательной школы А. М. Кондакова,..."когда мы говорим о современном учителе и его конкурентоспособности, то мы, конечно, должны видеть в нем не только блестящего предметника, но и педагога -личность, человека, который должен чувствовать себя конкурентоспособным, спокойно общаться с представителями любой семьи, конфессии, куль-
турной группы, он должен быть абсолютно конкурентоспособен по отношению к современным технологиям, Интернету, компьютерам и так далее. Это очень сложная задача - подготовка такого учителя. На сегодняшний день система педагогического образования, за очень редким исключением, обеспечить подготовку такого учителя нам не может. Если мы говорим о стандарте второго поколения, то без решения ключевой проблемы - подготовки современного, конкурентоспособного учителя, который уважаем в обществе, - нам ничего не сделать"[10].
На первый план выходит личностный потенциал педагога, его установки и направленность его личности, готовность к проектированию своего профессионального развития.
Всем известны слова выдающего педагога XIX века А. Н. Остроградского: "Хорошие учителя создают хороших учеников". От того, как будет подготовлен будущий учитель, во многом зависит успех проводимой в стране модернизации образования.
В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" и документом "Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы" (2003 г.), для реализации ППП и ПО в школе необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенций..
Учитель профильного обучения должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательской работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету.
Учитель в профильных классах - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант. Все это требует особых, а в некоторых случаях принципиально новых подходов к организации кадрового обеспечения профильного обучения.
Новые требования к учителю технологии в условиях перехода к профильному обучению связаны с необходимостью обеспечения вариативности, личностной и практической ориентации образовательного процесса, завершения предпро-фильного и профильного самоопределения старшеклассников.
Проблема совершенствования профессиональной подготовки учителя технологии имеет определенную специфику особенно при работе в профильных школах. Эта специфика предопределена тем, что в пределах одного класса учитель должен быть готов к профориентации школьников по различным профессиям.
Работа учителя технологии связана с изменением способа обучения, требованиями к результативности, а в целом к качеству образования.
На "переднем крае" профессионального самоопределения школьников при выборе будущих профессий особенно в сфере современного материального производства стоит учитель технологии общеобразовательной школы.
Чтобы готовить школьников к выбору будущих профессий, учитель технологии должен сам быть профессионально подготовленным, особенно в сфере материального производства.
Отсюда существенно возрастают требования к подготовке будущих учителей технологии. Учителю технологии предстоит в рамках одного и того же технологического профиля осуществлять подготовку старшеклассников по самым различным направлениям. Соответственно, требует пересмотр содержания предметной подготовки будущих учителей технологии [9].
Представляется очевидным, что обучить учащихся различным видам технологической деятельности сможет лишь учитель, сам владеющий таковыми. Соответственно, при подготовке будущих учителей технологии в вузе необходимо предусмотреть изучение ими различных видов технологической деятельности.
Однако практически осуществить подготовку будущих учителей технологии одновременно по нескольким рабочим профессиям, на наш взгляд, невозможно. С одной стороны подготовка будущих учителей технологии ограничена определенными временными рамками, а с другой - слишком широк и разнообразен круг формируемых технологических знаний и умений.
Поэтому встает вопрос о качестве образованности учителя технологии, его профессиональной компетенции, которая бы позволила бы ему осуществлять свою деятельность наиболее эффективным образом.
Отсюда, исследования по формированию в вузе профессионально компетентностных будущих учителей технологии для успешной работы в профильных школах, способствующих своими действиями профессиональной ориентации учащихся на продолжение обучения в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях и на трудовую деятельность в сфере современного материального производства, являются актуальными и перспективными в педагогической науке.
Сегодняшний образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности "Технология и предпринимательство" дает будущему учителю технологии только общетехническую ориентацию в сфере материального производства (общие сведения о машиноведении и основам производства), не увязывая их с конкретной отраслью производства.
Подобная профессиональная подготовка будущего учителя технологии ограничивает его осведомленность о профессиях современного производства, что не позволяет грамотно ориентиро-
вать школьников на выбор будущих профессий.
Общеинженерная деятельность занимает центральное место в структуре трудовой производственной деятельности, следовательно, одной из главных функций учителя технологии является передача школьникам опыта осуществления этой деятельности. Именно поэтому формирование готовности учителя технологии к осуществлению общеинженерной деятельности признается нами в качестве приоритетной цели изучения цикла общетехнических дисциплин учебного плана специальности "Технология и предпринимательство".
На наш взгляд, сегоднешний учитель технологии должен обладать общеинженерной подготовкой.
Что из себя представляет общеинженерная подготовка будущего учителя технологии и чем она отличается от общетехнической (заложенной в требованиях сегодняшнего Государственного образовательного стандарта)?
Общеинженерная подготовка будущего учителя технологии по сравнению с общетехнической заключается в том, что здесь знания и умения учителя "увязываются" с определенной отраслью материального производства. Поэтому не случайно при выявлении ценностных ориентаций городских и сельских школьников просматривается следующее: наиболее значимыми ценностями являются для них - это счастливая семейная жизнь, любовь, здоровье, свобода, независимость в действиях и поступках. Одновременно важнейшие социальнозначимые ценности - такие как творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа по созданию материальных ценностей и познание через обучение отвергаются большинством подростков. Вот почему сегоднешние выпускники школ в основном идут на получение гуманитарных специальностей, а не технических. Это еще раз подчеркивает важность технологической подготовки учащихся, формирование у них трудовой мотивации и подготовка к дальнейшей социальной адаптации в современных условиях развития общества.
Профессиональная компетентность будущего учителя технологии для работы в профильной школе в значительной степени определяется его уровнем общеинженерной подготовки, т.е. общеинженерной компетенцией.
Исходя из этого основной комплексной задачей подготовки будущего учителя технологии для работы в профильной школе является формирование у него общеинженерной компетенции, являющейся главной составляющей его профессиональной компетентности.
ОБЩЕИНЖЕНЕРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ - способность применять инженерные знания отраслей современного материального производства, умения и личностные качества для формирования у школьников (особенно, у мальчиков) на уроках тех-
нологии в период предпрофильной подготовки и профильного обучения трудовой мотивации, стимулирование интереса к получению специальностей по профильным направлениям, востребованным в данном регионе, и в целом подготовки молодежи к дальнейшей социальной адаптации в современном обществе.
Подготовку будущих учителей технологии с общеинженерной компетенцией можно достичь за счет введения в учебный план специальности "Технология и предпринимательство" "практичных" специализаций, позволяющих им успешно работать в профильных школах, в которых учащиеся объединены по образовательно-профессиональным интересам, связанным с продолжением образования и со сферой их будущей трудовой деятельности.
В Орловском государственном университете для подготовки будущих учителей технологии для работы в профильных школах еще на стадии организации факультета технологии, предпринимательства и сервиса (1997 г.) в учебный план специальности "Технология и предпринимательство" (по нашей инициативе и решению УМО по педагогическому образованию Министерства образования и науки Российской Федерации) были введены две специализации, определяющие важные отрасли материального производства:
1) "Строительство и ремонт индивидуального жилья";
2) "Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)".
Указанные специализации позволяют будущему учителю технологии обстоятельно изучить сущность таких больших и важных отраслей материального производства как строительство и сельское хозяйство, являющимися базой народного хозяйства страны.
Исходя из вышесказанного, для подготовки учителей технологии профильных школах, реализующих свои знания в школе по профессиональному самоопределении школьников в сфере материального производства, необходима особая педагогика, взаимодействующая с техническими науками. Такая педагогика имеется для технических вузов, осуществляющих подготовку высококвалифицированных специалистов с высшим техническим образованием и она называется инженерной педагогикой [6,8].
Учитель технологии не готовит из школьников технических специалистов, его главная задача дать школьнику профессиональное самоопределение для выбора будущей профессии. Отсюда, для подготовки учителя технологии нужна не инженерная педагогика, а какая-то другая, использующаяся, по-видимому, базу инженерной педагогики, но выполняющая другую, то есть школьную задачу. Такую педагогику мы условно называем общеинженерной.
ОБЩЕИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА, ЕЕ ОБЪ-
ЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ. В педагогическую науку понятие "инженерная педагогика" ввел профессор Клагенфуртского университета (Австрия) Адольф Мелецинек, издал книгу "Инженерная педагогика: Практика передачи технических знаний" и основал в 1972 г Международное общество по инженерной педагогике -Internationale Gesellschaft fur Ingenieurpadagogik (IGIP)/ International Society for Engineering Education, которое является одной из авторитетных международных организаций в сфере высшего технического образования.
IGIP объединяет через национальные мониторинговые комитеты научно-педагогическую общественность инженерных вузов многих стран мира.
Высшая техническая школа России представлена в IGIP с 1995 г, когда был создан Российский мониторинговый комитет (РМК) как отделение Международного общества по инженерной педагогике в Российской Федерации (на базе Московского автомобильно-дорожного института МАДИ (ГТУ) [6,8].
В России создана научная школа по инженерной педагогике под руководством академика РАО Кирсанова А. А. на базе Казанского государственного технологического университета и Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета).
В широком смысле слова словосочетание "инженер" (фр. ingenieur - специалист с высшим техническим образованием) и "педагогика" имеют в виду использование педагогической науки для подготовки инженеров.
Для определения места и роли инженерной педагогики в системе подготовки современных специалистов следует обратится к ее объекту и предмету.
Объектом инженерной педагогики является педагогическая система высшего профессионального образования подготовки инженерных кадров, ее цели, принципы, формы организации, методы и средства обучения.
Предметом инженерной педагогики является проектирование содержания высшего технического профессионального образования, процесса обучения и формирования личности будущего инженера.
Методология инженерной педагогики - это учение о наиболее общих закономерностях, принципах, методах научно - технического познания и приложении их к анализу природы инженерно - педагогического знания; учение о закономерностях и методах инженерной деятельности, о закономерностях инженерного творчества, то есть учение о методах поиска новых идей, новых теорий и их реализации. В этом качестве методология инженерной педагогики вступает в межнаучную интеграцию и, прежде всего с техническими науками.
В чем общее и в чем различие в понятиях "инженерная педагогика" и нами предлагаемой - "общеинженерная педагогика"?
В широком смысле слова если в словосочетании "инженерная" и "педагогика" имеется в виду использование педагогической науки для подготовки специалистов с высшим техническим образованием, то в словосочетании "общеинженерная" и "педагогика" имеется в виду использование педагогической науки для подготовки в вузе учителей технологии с общеинженерными знаниями и умениями для их дальнейшей реализации в профильной школе при оказании помощи школьникам в их профессиональном самоопределении в сфере современного материального производства путем выбора профиля обучения.
Методология общеинженерной педагогики -это учение о наиболее общих закономерностях, принципах, методах жизненного и профессионального получения будущим учителем технологии в вузе инженерных знаний для их последующей реализации в школе при подготовке учащихся к обоснованному профессиональному самоопределению в сфере современного материального производства путем выбора профиля обучения в старших классах.
Вопрос о предмете общеинженерной педагогики - фундаментальная методологическая проблема. Категория "предмет науки" имеет онтологические и гносеологические измерения. Это означает, что она выражает объективную и субъективную стороны познания, а также изменение и развитие изучаемой действительности. Вот почему в историческом процессе изменяются взгляды на предмет всякой науки, в том числе и на предмет педагогики. При этом современная тенденция к дифференциации и интеграции наук изменяет и установившуюся систему педагогических наук. В этой области появилось много новых, пограничных с общей педагогикой направлений. Общая педагогика при этом остается базовой в системе педагогических наук.
Определяя предмет общеинженерной педагогики как науки, мы должны отделить его от предмета остальных наук - педагогических и непедагогических, для которых объектом изучения является обучение как дидактическая система.
Главное отличие общеинженерной педагогики от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности формирования профессиональной компетентности учителя технологии с общеинженерной подготовкой. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые учителю технологии профильной школы. Ее предметом являются педагогические системы подготовки учительских кадров (цель, закономерности, принципы, содержание образования, методы, формы организации и средства обучения), а также педагогические аспекты профессиональной деятельности учителя технологии профильной школы способствующей на старшей ступени общего образования профессиональному самоопределению школьников (осо-
бенно мальчиков) в сфере современного материального производства.
Инженерно-педагогические знания и умения являются важнейшей составляющей каждой функции общеинженерной педагогики.
Общеинженерная педагогика еще недостаточно представлена в науке как самостоятельная отрасль и не получила необходимого методологического обоснования как система педагогических категорий. Не были предметом специального исследования основные термины общеинженерной педагогики, их методологические и регулятивные функции. Вместе с тем изучение опыта и теоретические изыскания позволяют сформулировать следующие определения объекта, предмета и задач исследования общеинженерной педагогики.
Объектом общеинженерной педагогики является педагогическая система высшего профессионального образования подготовки педагогических кадров-учителей технологии с общеинженерной компетенцией для работы в профильных школах.
Предметом общеинженерной педагогики является проектирование и реализация содержания педагогической системы формирования общеинженерной компетенции будущего учителя технологии, способствующая профессиональному самоопределению школьников (особенно, мальчиков) на старшей ступени профильной школы в сфере современного материального производства.
Задачи исследования в общеинженерной педагогике:
1) разработка методологии и технологий проектирования педагогических систем подготовки учителей технологии профильных школ;
2) изучение закономерностей, принципов функционирования и развития инновационного процесса подготовки учителей технологии профильных школ;
3) изучение процесса формирования учителя как личности и профессионала в условиях инновационной образовательной, научно-исследовательской и учебной деятельности;
4) изучение содержания и процесса (технологий) профессионального самоопределения учащихся в сфере современного материального производства.
Общеинженерная педагогика - самостоятельное направление в педагогике высшей школы, которая взаимодействуя с техническими науками, технологиями и техникой изучает теоретические проблемы подготовки учителей технологии профильных школ, классов с индустриально-технологическим направлением.
Общеинженерная педагогика базируется на педагогике высшей школы, инженерной педагогике и педагогике школы (раздел: жизненное и профессиональное самоопределение школьников).
Исходя из вышесказанного, проблема подготовки в вузе учителей технологии профильных школ с общеинженерной компетенцией, базирую-
щей на общеинженерной педагогике, способных помочь школьникам в профессиональном самоопределении осознанного выбора будущей трудовой деятельности на старшей ступени обучения в сфере современного материального производства, является актуальна для российской системы образования.
КУРС "ГИДРАВЛИКА И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ" И ОБЩЕИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА. Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников по образовательно-профессиональным интересам изменила требования по подготовке в вузе будущих учителей технологии и предпринимательства. В школе востребован не учитель - предметник, а учитель с общеинженерной компетенцией в определенных отраслях материального производства, необходимых в данном регионе.
Как отмечалось выше, для практического использования основ общеинженерной педагогики при подготовке учителей технологии для будущей их работы в профильных школах, в Орловском государственном университете в учебном плане специальности 050502 "Технология и предпринимательство" предусмотрены две специализации, а именно: "Строительство и ремонт индивидуального жилья" и "Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)". В связи с этим в учебный план подготовки будущих учителей технологии (для обеспечении указанных специализаций) было введено значительное количество инженерных дисциплин, в том числе и курса "Гидравлика и гидравлические машины", так как в вопросах строительства и содержания индивидуального дома и надворных построек, эксплуатации сельскохозяйственной техники значительную роль приобретают знания гидравлических законов.
Следует заметить, что для учителей технологии овладение законами и методами гидравлики имеют большое практическое значение не только с узкоспециальной точки зрения, но и для формирования его общеинженерной компетенции, так как гидравлика является важнейшей общеинженерной дисциплиной в системе образования.
Современная гидравлика представляет собой органический сплав науки и практики, опирающийся на такие дисциплины как высшая математика, физика, теоретическая механика, сопротивление материалов, детали машин, черчение. В свою очередь гидравлика служит базой для проектирования насосов, турбин и в целом гидравлических систем, а также оборудования для водоснабжения, водоотведения и отопления различных объектов, включая школы.
К этому надо добавить, что и сам человек является универсальной самоуправляющейся гидросистемой, в которой функционируют хорошо развитые подсистемы кровоснабжения (сердце -4-камерный насос), питания и утилизации шлаков со своими управляющими механизмами - клапана-
ми, диафрагмами, и т.п.
Гидравлические механизмы, машины и сооружения, создавая все блага для комфортного существования человека, вносят, вместе с тем, большие искажения в среду обитания. В связи с этим, от гидравлики как науки общество ждет решений давно назревших экономических и экологических задач.
Интерес к изучению гидравлики при подготовке учителей технологии вызван особенностями размещения школ в нашей стране. Как известно, в Российской Федерации из большого числа школ более 70% сельских, причем малокомплектных, а в Орловской области - более 80% и вопрос эксплуатации гидравлических систем для водоснабжения, водоотведения и отопления занимают большое место в жизнеобеспеченности объектов образования, то есть школ. Учитель технологии в ряде случаев является практически единственным специалистом в данной местности, где размещена школа.
Законы гидравлики объясняют физическую картину в насосах подъема воды, в инженерных сетях (в водопроводе, водоотведении и отоплении), эксплуатационные возможности индивидуальных водозаборов (скважин и шахтных колодцев), сведения о мелиоративных работах и т.д. Наконец во всех сельскохозяйственных машинах (включая трактора и автомобили), без которых немыслимо крестьянское хозяйство, имеются гидравлические приводы.
Согласно Госстандарта и принятых специализаций в учебный план подготовки учителей технологии предусмотрено наряду с гуманитарными, социально - экономическими, естественно - научными, предметной подготовки и общепрофессиональными (психолого - педагогическими) дисциплинами, дисциплины общеинженерного профиля: инженерная графика, теоретическая и прикладная механика, гидравлика, гидравлические машины, гидравлический привод машин, детали машины, строительные материалы, архитектура, технология и механизация строительного производства, технология и механизация сельскохозяйственного производства, инженерные сети и оборудование жилья, автомобили и трактора, электропривод машины, теплотехника и др.
Вышеперечисленные дисциплины составляют общеинженерную подготовку учителя технологии, способствующую использовать полученные инженерные знания, умения и личностные качества для выявления у школьников (особенно у мальчиков) в период предпрофильной подготовки и профильного обучения трудовой мотивации в профессиональном самоопределении в сфере строительного и сельскохозяйственного производства.
Естественно, что охватить сразу исследованием все дисциплины, обеспечивающие общеинженерную подготовку учителя технологии профильной школы, невозможно. Более того, на начальном этапе предпочтительно разработать педагогичес-
кую подсистему обучения будущих учителей технологии профильных школ вуза одной общеинженерной дисциплине, на ее примере изучить все основные закономерности, апробировать методологический аппарат педагогического проектирования, а затем переходить к другим общеинженерным дисциплинам и потом ко всей системе общеинженерной подготовки в целом.
Какую общеинженерную дисциплину выбрать для начального этапа разработки педагогической системы формирования профессиональной компетентности будущего учителя технологии профильной школы?
Роль разных общеинженерных дисциплин в системе подготовки учителя технологии различна. Очевидно, что следует выбрать ту общеинженерную дисциплину, которая выполнила бы роль связующего звена между дисциплинами общих математических и естественнонаучных (ЕН), предметной подготовки (ДПП) и специализации (ДПП. ДС).
Такой дисциплиной для общеинженерной подготовки учителя технологии профильной школы, по нашему мнению, является "Гидравлика и гид-рав-лические машины (включая гидропривод машин)", так как при изучении этого курса необходи-
мы знания математики (дифференциальное и интегральное исчисления; дифференциальные уравнения), информатики (технические и программные средства реализации информационных процессов; компьютерный практикум), физики (физические основы механики; компьютерный практикум), экологии (экологические принципы рационального использования природных водных ресурсов и охраны природы) и особенно знания дисциплин цикла предметной подготовки (ДПП.Ф.01 "Прикладная механика"; ДПП.Ф.02 "Машиноведение"; ДПП.Ф.03 "Основы производства" и ДПП.Ф.05 "Графика"), представленных в табл. 1.
Если в циклах дисциплины ДПП.Ф.01 "Прикладная механика", ДПП.Ф.02 "Машиноведение" и ДПП.Ф.05 "Графика" курс "Гидравлика и гидравлические машины" полностью обозначен, то в цикле дисциплин ДПП.Ф.03 "Основы производства" рассмотрение указанного в Госстандарте содержания основной образовательной программы немыслимо без рассмотрения таких тем, как: насосы и насосные станции; водоснабжение и водоотведение; отопление; трубопроводный транспорт, полностью базирующихся на знаниях гидравлики и гидравлических машин [1,3].
Таблица 1.
Индекс и наименование цикла дисциплин Выдержки из содержания основной образовательной программы
ДПП.Ф.01.Прикладная механика Жидкость и ее свойства. Идеальная жидкость. Гидростатическое давление. Основное уравнение гидростатики. Изме-рение давления. Силы давления жидкости на плоскую и цилиндрическую стенку. Закон Архимеда. Гидростатическая подъемная сила. Расход. Средняя скорость. Уравнение постоянства расхода. Уравнение Бернулли. Напор. Гидрав-лические потери. Режимы движения жидкости. Число Рейнольдса. Истечение жидкости через отверстия и насадки. Основы расчета трубопроводов. Явление кавитации. Гидравлический удар в трубопроводах.
ДПП.Ф.02. Машиноведение Гидравлические машины: насосы и их основные пераметры, гидродвигатели. Г цдроприводы. Гидравлические электростанции.
ДПП.Ф.03. Основы производства Пожарная безопасность. Средства обнаружения и тушения пожаров. Технология современного производства. Топливо-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химический комплекс.
ДПП.Ф.05. Графика Государственные стандарты (ГОСТ). Виды графической документации. Правила оформления чертежей. Чертежи и эскизы деталей машин и их элементов. Сборочная единица. Сборочный чертеж. Спецификация. Чертеж общего вида и его деталирование.
Поэтому действительно курс "Г идравлика и гидравлические машины" является начальным этапом общеинженерной подготовки и "трамплином" к изучению других общеинженерных дисциплин (включая дисциплины "материализованных" специализаций таких как "Строительство и ремонт индивидуального жилья" и "Крестьянская усадьба и семья (крестьянское хозяйство)"), так как в нем сфокусированы все теоретические и практические подходы к овладению другими общеинженерными дисциплинами, предусмотренными в учебном плане подготовки учителей специальности "Технология и предпринимательство"
Учитель технологии (особенно мужчина), изучив в вузе гидравлику и гидравлические машины, наряду с другими инженерными дисциплинами по указанным специализациям, способен заинтересовать школьника в выборе будущей профессии, а также оказать практическую помощь в эксплуатации гидравлического оборудования как в школе, так и прилегающем сельском населенном пункте.
Образно говоря, что освоив курс "Гидравлика и гидравлические машины", будущий учитель технологии завершает первую половину общеинженерной подготовки, вторая половина - освоение оставших дисциплин предметной подготовки (ДПП), дисциплин специализации (ДПП.ДС), участите в технологической практике на базе промышленных предприятий, межшкольных комбинатах и других учебных заведений, а также на промышленных выставках и в музеях.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что изучение общеинженерных дисциплин, в том числе курса "Г идравлика и гидравлические машины", в наибольшей степени способствует формированию и развитию технического мышления будущего учителя технологии профильной школы.
Для изучения гидравлических дисциплин на кафедре технологии и предпринимательства Орловского государственного университета подготовлены и изданы соответствующие учебные пособия [1, 2, 3].
Кроме того, в результате дипломного проектирования силами студентов в Межшкольном учебном комбинате №1 г. Орла изготовлены настольные гидравлические установки.
Учитель технологии (особенно мужчина), изучив в вузе цикл гидравлических дисциплин (гидравлика, гидравлические машины и гидравлический привод машин), наряду с другими инженерными дисциплинами по указанным специализациям, способен заинтересовать школьника в выборе будущей профессии, а также оказать практическую
помощь в эксплуатации гидравлического оборудования как в школе, так и прилегающем сельском населенном пункте.
ВЫВОД 1. Анализ современного состояния подготовки в вузе будущих учителей технологии и реализуемая сегодня государственная политика в области общего образования - переход на профильное обучение в школах показал необходимость и целесообразность введения в педагогическую науку нового понятия - "общеинженерная педагогика".
2. Дано понятийно - терминологическое определение общеинженерной педагогики и общеинженерной компетенции учителя технологии профильной школы.
Общеинженерная педагогика - самостоятельное направление в общей педагогике, базирующее на педагогике высшей школы, инженерной педагогике и педагогике школы (раздел: жизненное и профессиональное самоопределение школьников), которое взаимодействуя с приоритетными направлениями развития технических наук, технологиями и техникой изучает теоретические и практические проблемы подготовки учителей технологии для работы в профильных классах (школах) с индустриально -технологическим направлением.
Общеинженерная компетенция учителя технологии профильной школы - способность применять в профильной школе инженерные знания, умения и личностные качества для формирования у школьников (особенно, у мальчиков) на уроках технологии трудовой мотивации профессионального самоопределения в сфере современного материального производства.
3. Не все выдвигаемые положения бесспорны и однозначны, в частности в предлагаемой автором понятийно - терминологической трактовке "общеинженерной педагогики" и "общеинженерной компетенции учителя технологии профильной школы". Видимо прав академик РАО В. В. Краевский, утверждая, что педагогика, как наука, единственна, но может быть приложена к различному контингенту воспитанников и обучающихся, поэтому и возникают новые трактовки к термину "педагогика" [4,5].
Такова ситуация в современной педагогике, как и в науке вообще. Тем не менее автор, опираясь на многолетний опыт подготовки учителей технологии (как в должности декана, так и заведующего кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета), обозначает свою позицию в контексте собственной целостной концепции системы высшего профессионального образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Калекин А. А. Г идравлика и гидравлические машины: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 "Технологическое образование". - М.: "Мир", 2005. - 512 с.
2. Калекин А. А. Г идравлические и пневматические приводы сельскохозяйственных машин: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 "Технологическое образование". - М.: "Мир", 2006.- 512 с.
3. Калекин А. А. Основы гидравлики и технической гидромеханики: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки специалистов 050500 "Технологическое образование". - М.: "Мир", 2008. - 280 с.
4. Краевский В. В. Общие основы педагогики. - М.: Изд. центр "Академия", 2006.
5. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М.: Изд. центр "Академия", 2006.
6. Методология инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. - М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007.
7. Общие основы педагогики / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2007.
8. Основы инженерной педагогики / А. А. Кирсанов, В. М. Жураковский, В. М. Приходько, И. В. Федоров. - М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007.
9. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руков. образ. учреждений.- М.: Классикс Стиль, 2006.
10. Кондаков А. М. Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность / Учительская газета. - 2008 (от 07.10). - № 41.
A. А. Kalekin
THE FORMATION OF PROFESSIONAL AN D VALUE ORIENTATION OF FUTURE TEACHER OF TECHNOLOGY OF SCHOOL IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT
Didactic approach to the formation of general engineering competence of future teacher of technology of profiled school in the higher educational establishment for students' successful professional self - determination is stated. (on the base of the course "Hydraulics and hydraulic machines").