Научная статья на тему 'Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе'

Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
567
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНА ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / МЕТОДОЛОГИЯ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Степанова Инга Юрьевна

В статье обозначены современные проблемы подготовки будущего учителя с позиций смены эпохи общественного развития. Предлагается подход к обновлению профессиональной подготовки будущего учителя на основе усиления субъективных факторов, активизации роли индивидуально-личностного и ком-петентностного потенциала педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Степанова Инга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки будущего учителя в информационном обществе»

РАЗДЕЛ XIV РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 37

Адольф Владимир Александрович

Заведующий кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, доктор педагогических наук, профессор, adolf@kspu.ru, Красноярск

Степанова Инга Юрьевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания информатики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, stepanova_inga@kspu.ru, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Adolf Vladimir Alexandrovich

Doctor of pedagogical sciences, professor. Krasnoyuarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, adolf@kspu.ru, Krasnoyuarsk

Stepanova Inga Yurievna

Candidate of Pedagogical Science, associate professor of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, adolf@kspu.m, Krasnoyarsk

THE FUTURE TEACHER'S TRAINING PROBLEMS IN INFORMATION SOCIETY

Обозначенная проблема не только философский, но, прежде всего, практико-ориентированный характер. Оно не случайно и не надуманно, а порождено трудностями, с которыми мы сталкиваемся постоянно при поиске ответа на вопрос - почему конкретные шаги по обновлению реальной практики образования постоянно «пробуксовывают»? Вроде бы стратегические цели определены. В различных концептуальных документах дан ответ на вопрос: «Зачем нужны изменения в области образования?» В них же, а также в стандартах различных уровней, заданы предполагаемые результаты, иногда даже на уровне индикаторов.

Однако, в настоящее время следует признать, что в сфере образования перестают эффективно работать программы, которые ранее были вполне пригодны, У учеников возникает эффект «многознания без понимания», пресыщенность морально быстро устаревающей фактологией, появляется запрос на понимание закономерностей и тенденций. Особого внимания заслуживает неподготовленность выпускников общеобразовательных учреждений к включению «во взрослую жизнь», к выбору смыслов будущей профессиональной деятельности. Что надо сделать в системе образования, чтобы она была упреждающе адекватна запросам времени?

Часто высказываются надежды и какая-то уверенность в том, что системе образования поможет зарубежный опыт; двенадцатилетняя школа, госстандарты, гуманитаризация, тестирование, ЕГЭ, существенное сокращение объема содержания естественно-математических наук, спонсорство, попечительские советы и т.п.

Нам представляется, что одним из важных факторов обновления системы образования, становится понимание культурно-исторической обусловленности тенденций развития этой системы. Современное общество вступило в информационную стадию своего развития.

Культурологический критерий показывает возвышение роли науки и инновационных технологий, подчеркивает медианагруженность современных обществ, существование гиперреальности, в которой информационно-знаковое потребление становится частью потребления вообще.

Глобализация общества, распространение средств информатики и информационных технологий приводит к коренному изменению образа жизни людей, их профессиональной деятельности. Глобализация, информатизация создают, с одной стороны, принципиально новые, беспрецедентные в истории человечества возможности, с другой стороны, возникают новые, ранее неизвестные проблемы, изменяются традиционные стереотипы поведения и образа жизни человек.

Последующие рассуждения в рамках обозначенной темы основаны на многофакторном анализе современных исследований в различных областях науки и образовательной практики. Особого внимания с этих позиций заслуживают работы Е.В. Бондаревской, А. Кармина, К.К. Колина, А.М. Новикова, В.М. Розина, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенина, В.И. Сло-бодчикова, B.C. Степина, Г.П. Щедровицкого и др.

Проведенный анализ показывает, что радикальные изменения, которые окажут наибольшее влияние на всю дальнейшую судьбу развития цивилизации, произойдут в гуманитарной сфере. Ведь ее главной движущей силой является человек, его мировоззрение, система ценностей, интеллект и образованность, моральные установки и нравственность, которые в условиях глобализации могут существенным образом измениться.

Постоянные, непрерывные преобразования, которые влечет за собой информационный образ жизни людей, в значительной степени актуализируют потребность опережающей подготовки подрастающего поколения к успешной жизнедеятельности. Опережающий характер подготовки обусловлен необходимостью готовиться к встрече со стремительно наступающим будущим и готовить этой будущее. Особое место при этом отводится системе образования, на которую возлагается поддержание и развитие ценностей культуры. Центральной проблемой образования становится человек в культуре. Именно образование может создать условия для стремления человека к смыслу, к его обнаружению вне себя самого. Образование может стать основой выживания и развития человека в условиях глобальных антропогенных проблем, ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека.

Культурно обусловленными становятся и новые требования к результатам образования:

- запрос на массовость креативных компетентностей и на массовую адаптивность к новым условиям на основе готовности к переобучению, которые до сих пор рассматривались как элитарные;

- практическое признание принципа меритократичности и высокой

ценности таланта;

- мотивация, интерес, склонности обучающихся рассматриваются как ключевой и наиболее дорогой ресурс результативности образования.

Поэтому необходимо найти ответ на вопрос, как вместо системы, которая декларирует равный доступ к образованию для всех групп населения, в новой образовательной системе заложить многообразие форм и содержания образования для развития потенциала разных типов одаренности и склонностей всех субъектов образовательного процесса.

В сферу образования необходимо закладывать характеристики, на которых устроена современная инновационная экономика и информационная цивилизация. Эти характеристики сегодня широко изучаются:

-максимальная гибкость и нелинейность организации образовательного процесса;

-включение процессов получения и обновления знания в образовательный прогресс — информационный поиск и структурирование;

-опора в образовательном процессе на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс;

-многократные, зачастую непредсказуемые изменения образовательных технологий за короткие промежутки времени;

-формирование ценностей социального капитала и способностей к адаптации;

- выделение из групп педагогических кадров тех педагогов, которые обладают повышенной адаптивностью к изменениям и специфическими компетенциями поиска, оценки и внедрения нового, и обеспечение на основе их деятельности конкурентных преимуществ.

Для движения по пути выхода из кризиса образования становится не достаточно только политической воли государственной власти. На этих путях особая роль принадлежит педагогическому сообществу. Предпринимаемые государственные шаги по обновлению образования всегда ложатся на плечи педагогов. При этом никакие универсальные стандарты и программы, учебные пособия и компьютеры не могут заменить непосредственного управленца образовательным процессом - педагога-профессионала. От его духовно-нравственных ориентиров, профессиональной компетентности и индивидуально-личностных качеств зависят, прежде всего, условия формирования личности молодого гражданина, его желания и намерения занять достойное место в обществе и способствовать его развитию. Очень важно, чтобы мировоззренческие установки учительства соответствовали взглядам на человека в русле разрабатываемых современных психолого-педагогических теорий.

На наш взгляд, перед педагогическим сообществом в настоящее время остро встают проблемы, связанные с пониманием границ влияния образовательной политики, стандартов на реальную образовательную практику, с пониманием нового роли и места педагога, в ней, его возрастающее значение. Не найдя способов разрешения этой проблемы у России есть реальный риск - инвестировать большие средства в воспроизводство обра-

зования вчерашнего дня. Ошибкой будет восстанавливать старую систему образования, какой бы хорошей она не казалась ее выпускникам.

С обозначенных позиций, на наш взгляд заслуживает особого внимания профессиональная педагогическая деятельность учителя информатики, которая имеет определенные отличия от других учителей-предметников. Многолетний опыт работы в сфере профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и переподготовки учителей информатики, участие в конференциях, семинарах и разнообразных дискуссиях с коллегами позволяет выделить некоторые аспекты, осмысление которых приобретает особую значимость, таких как:

- реализация процесса обучения информатике предполагает поиск оснований для интеграции естественнонаучной и гуманитарной составляющих информатического образования;

- учителю информатики необходимо постоянно обогащать и пере-структурировать свои предметные знания в соответствии непрерывным изменением предметной области информатика;

- учителю информатики просто необходимо сотрудничество со своими коллегами, так как применение средств информатики выходит широко за рамки учебного предмета, а организация групповой и индивидуальной проектной деятельности эффективно сочетается с информационнокоммуникационными технологиями;

- сфера деятельности учителя информатики расширяется за счет присвоения новых педагогических ролей в условиях информационной образовательной среды;

- учителю информатики необходимо постоянно модернизировать свою методическую систему обучения;

- у учителя информатики в большей степени востребована готовность к постоянным изменениям и обновлению, прежде всего, способов деятельности, принятие того, что знание и содержание встраиваются в достижение ключевых образовательных результатов.

Практика педагогической деятельности учителя информатики позволяет проблематизировать роль любого педагога, осуществляющего предметную подготовку учащихся, в условиях развивающейся информационной реальности. Педагог в информационном обществе - организатор, управленец, навигатор, тьютор, модератор, фасилитатор, эксперт, консультант и только потом информатор в сочетании с главным из личностных качеств - готовности к изменениям, в том числе и на основе самообразования. Готовность к выполнению обозначенных функций превращает педагога в подлинного субъекта своей профессиональной деятельности, профессионально мобильного, конкурентоспособного и социально защищенного.

Активизация педагога как субъекта педагогической деятельности становится культурно обусловленной потребностью. Базовую и глубинную характеристику «активного» поведения деятельности составляет план культурно-исторической организации мышления и деятельности. Таким образом, требуется обновление стиля мышления, поведения, деятельно-

сти педагога. Только в рамках разработки новых культурно-исторических образцов мышления и деятельности, в рамках развития новых типов про-жективного отношения к миру и деятельностным образованиям может быть осмыслена проблема личностных установок и психологических ориентаций, проблема внутренней активности педагога, ориентированного на активизацию деятельности учащихся в образовательном процессе.

Где и как осуществлять поиск таких учителей, педагогов, способных в условиях кризиса традиционализма, возрастающей динамики общественной жизни, развития человеческой свободы взять на себя ответственность за себя, за свое саморазвития, за инновационное обновление общества. Вероятно, что такие люди в своем большинстве сидят за партами и готовятся стать педагогами. Это так называемые педагоги будущего или будущие педагоги.

Представляется важным подготовку такого педагога строить на философском понимании сущности человека в информационном обществе. Философский идеал, преломляясь в сознании каждого педагога, необходимо превращать в цель образовательного процесса - саморазвитие субъ-ектности как педагога, так и учащегося. Формирование и развитие профессионального образа мира педагога, его профессионального мировоззрения могут стать ведущими идеями непрерывного профессионального образования.

В условиях информационного общества перед педагогом ставится задача быстрой адаптации к изменяющимся условиям работы, обеспечения готовности к перепрофилированию педагогической деятельности в короткий срок. Возникает потребность подготовки педагога, владеющего научными способами общения, готового самостоятельно, с полной мерой ответственности принимать нестандартные решения. Особую значимость приобретает подготовка педагога к творческо-преобразовательной деятельности, к овладению культурой многокритериальной постановки и множественного решения профессиональных задач. При этом важная роль отводится овладению методологией педагогической деятельности.

Долгое время методология педагогической деятельности строилась на бинарных основаниях. Бинарность задает антагонистическую полярность, снимающую личностно-развивающие значения открытых знаний. В связи с этим, категориям обучения и воспитания придается однозначно устанавливаемый, абсолютный и конечный вид: знание-незнание, правильно-неправильно, хорошо-плохо, программируемый результат всегда равен получаемому и т.д.

Ей на смену может прийти уже известная педагогической науке тринитарная методология педагогической деятельности, предполагающая выход субъекта в более мягкую и тонкую стороннюю позицию, позволяющую трезво рассмотреть и оценить ситуацию для поиска бескровного выхода из конфликта (кризиса).

Треугольник - зримый образ тройственности. Выход в стороннюю позицию позволяет обретать равновесие в неустойчивом сочетании опор одного уровня. Именно в сторонней позиции информацию можно объек-

тивировать, воспринимать, слушая и понимая других и самого себя. Именно в этой позиции сознание ищет, находит и подсказывает национально и гуманистически сообразные действия. При этом осуществляется не поиск и извлечение из памяти “готового рецепта”, а поиск и извлечение из сознания своеобразной матрицы - обобщенного, единого, целостного замысла действия - его концепта.

Практическая реализация тринитарной методологии педагогической деятельности видится в поисках личных образовательных смыслов, личных смыслов педагогической деятельности. Возникает потребность разрешения одной из важнейших проблем философии образования - соотношения общего, особенного и единичного в педагогическом целепола-гании. Актуализируется переход к широкому общекультурному и фундаментальному образованию с учетом личных возможностей и потребно-стей человека и дифференцированного социального заказа общества. Это обуславливает потребность подготовки будущего педагога к самостоятельному осмыслению стратегических перспектив развития образования и подчинению им близких и среднесрочных целей и задач. Для этого одним из важнейших результатов профессиональной подготовки будущего педагога становится формирование методологической компетентности. На осознаваемой стадии она может определяться формулой -«я делаю это и именно так, потому что я знаю, что это наиболее правильно и эффективно в данной ситуации и поэтому приведет к наилучшим желаемым результатам в сегодняшних изменившихся условиях».

"Настройку" личностных особенностей будущих педагогов на оптимальное осуществление профессиональной деятельности предлагается также связывать с формированием, становление и развитием профессиональной культуры педагога, которая лежит в основе культуры педагогического сообщества. Именно эта культура служит основой для профессиональной деятельности сообщества в целом, основой потоков диалогов как внутри сообщества, так и за его пределами. Возникает потребность переосмысления сущности и содержания категории «педагогическая культура педагога» в условиях развивающейся информационной культуры. Складывается ситуация, в которой поиск решения предполагает интеграцию теоретико-методологических и экспериментально-практических путей. Решение задач наполнения смыслами и выявления сущности современной профессиональной культуры педагога и ее принятие педагогическим сообществом с необходимостью предполагает одновременное воплощение.

Ориентация на становление профессиональной культуры педагога в процессе его профессиональной подготовки нацеливается на созидание человеческого потенциала в сфере образования. Но его необходимо капитализировать, сделать востребованным на рынке труда. Для этого необходимо обеспечить человека функциональной грамотностью в сфере профессиональной деятельности. А здесь по полному праву могут найти применения исследования проблем внедрения компетентностного, информационно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов в

систему подготовки педагогических кадров.

Проведенные рассуждения обращают внимание на то, что обновление образования, действительно невозможно осуществлять, реализуя только стратегические программы государственной образовательной политики. Когда стратегия оказывается отчужденной от тех, кому предстоит ее реализовывать на управленческо-тактическом и операциональном уровнях, больших перспектив ждать не приходится. Многолетний опыт России подтверждает этот тезис.

Поэтому, на наш взгляд, сегодня необходимо изыскивать возможности для опережающей подготовки педагога, способного обновлять себя и систему образования. Проблема поиска и формирования людей, обладающих способностями к более эффективной формулировке и разрешению усложняющихся проблем, назрела и перешла из разряда актуальных в разряд острых, насущных проблем. Ведь для формирования профессионалов будущего, способных обеспечить выход образования из глубинного кризиса, тоже нужны профессионалы сегодняшние, которые всегда есть и готовы использовать свой опыт для обеспечения нового качества жизни каждого человека и общества в целом. Хочется верить, что энергозатратные механизмы взаимодействия педагогов-профессионалов позволят найти эффективные и достаточно быстрые способы разрешения образовательных проблем в условиях непрерывно развивающейся информационной реальности.

Библиографический список

1. Копеин, А.В. Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] /

A.В. Копеин, Е.А. Пахомова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 264-274.

2. Асадуллин, P.M. Системогенез педагогической деятельности в образовательном процессе высшей школы [Текст] / P.M. Асадуллин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 34 - 43.

3. Матис, В.И. Полипарадигмальный подход как методологическая основа создания современной школы [Текст] / В.И. Матис // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 54 - 64.

4. Камоза, Т.Л. Общепрофессиональная готовность студентов вуза как педагогический феномен [Текст] / Т.Л. Камоза // Сибирский педагогический журнал. -2009. -№> 2. - С. 100 - 108.

5. Щербакова, В.В. К вопросу о профессиональной компетентности [Текст] /

B.В. Щербакова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 2, - С. 139-145.

6. Смышляева, Л.Г. Возможности современных образовательных технологий для реализации компетентностно-ориентированных андрагогических программ [Текст] / Л.Г. Смышляева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 55 - 64.

7. Итин, Ю.К. Качество образовательного процесса высшей школе как объект управления [Текст] / М.Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. — 2008. -№2. - С. 82-101. '

8. Сластенин, В.А. Личностно ориентированные технологии профессиональнопедагогического образования [Текст] / В.А. Сластенин // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 1. - С. 49-74.

9. Ильязова, М.Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М.Д. Ильязова.// Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№3. - С. 61-77.

10. Богачёва, Н.С. К вопросу об информационной адаптации студентов в условиях глобальной информатизации [Текст] / Н.С. Богачёва // Сибирский педагогический журнал. — 2008. - № 3. - С. 204-214.

11. Гончарова, Н.Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях [Текст] / Н.Ю. Гончарова, А.И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. -2009. - № 3. - С. 15- 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.