Научная статья на тему 'Совершенствование фундаментальной подготовки педагога в предметной области «Информатика» на основе информационно-энтропийного подхода'

Совершенствование фундаментальной подготовки педагога в предметной области «Информатика» на основе информационно-энтропийного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННО-ЭНТРОПИЙНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА / FUNDAMENTAL TRAINING / INFORMATION-ENTROPIC APPROACH / SUBJECT TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Киргизова Елена Викторовна

Рассматривается один из эффективных подходов повышения уровня фундаментальной подготовки специалиста в предметной области. На основе разработанного и внедренного информационно-энтропийного подхода в процесс предметной подготовки учителя информатики обосновывается его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Киргизова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of fundamental teacher training in the subject area of Computer Sciences on the basis of information-entropic approach

The article cover one of the effective approaches to increase fundamental level of teacher training in the subject area. Its effectiveness is grounded on the basis of the worked out and introduced information-entropic approach in the process of computer science teacher training.

Текст научной работы на тему «Совершенствование фундаментальной подготовки педагога в предметной области «Информатика» на основе информационно-энтропийного подхода»

12. Копеин, А. В. Развитие информационно-образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Копеин, Е. А. Пахомова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 264-275.

13. Шипулин, Н. И. Формирование информационно-образовательной среды учебного заведения на основе проектной культуры [Текст] / Н. И. Шипулин, С. А. Майдуров // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 281-288.

14. Штейнберг, В. Э. Системные аспекты инструментальной дидактики как новой образовательной технологии [Текст] / В. Э. Штейнберг, Н. Н. Манько // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 60-68.

15. Зелетдинова, Э. А. Проблема компьютерного интернет-тестирования в оценке качества подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования [Текст] / Э. А. Зелетдинова, М. Ю. Яковлева, М. Д. Ильязова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 85-94.

16. Субетто, А. И. Образовательное общество как форма бытия ноосферного общества [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2007. -№ 4. - С. 113-124.

УДК 378

Адольф Владимир Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева», adolf@kspu.ru, Красноярск

Киргизова Елена Викторовна

Старший преподаватель кафедры математического анализа и вычислительной математики Лесосибирского педагогического института - филиала Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», Лесосибирск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИНФОРМАТИКА» НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЭНТРОПИЙНОГО ПОДХОДА

Adolf Vladimir Alexandrovich

Doctor of Pedagogical Sciences. Head of the Chair of Pedagogy. Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, adolf@kspu.ru, Krasnoyarsk

Kirgizova Elena Viktorovna

Senior teacher of the chair of maths analysis andcomputer maths of Lesosibirsk teacher training institute. Branch of Siberian State University, Lesosibirsk

THE IMPROVEMENT OF FUNDAMENTAL TEACHER TRAINING IN THE SUBJECT AREA OF “COMPUTER SCIENCES” ON THE BASIS OF INFORMATION-ENTROPIC APPROACH

Современная система российского образования требует новых подходов к подготовке специалистов, овладевших не только всеми достижениями современной науки и культуры, но и способных к дальнейшему непрерывному самообразованию, в основе которого лежат эффективные методы поиска необходимой информации. Современные изменения в моделях профессиональной деятельности человека базируются на готовности специалиста к системным изменениям в ней. Это означает, что в процессе подготовки, в процессе освоения каждой учебной дисциплины необходимо формировать у студентов способности самостоятельно осуществлять поиск информации, для решения различных профессиональных задач.

Обращение к информационно-энтропийному подходу продиктовано современным состоянием, сложившимся в системе предметной подготовки педагога, в условиях постоянного избытка информации. Формирование у студента способности к деятельности по приобретению такого информационно-образовательного ресурса, который позволил бы эффективно его использовать при решении профессиональных задач в условиях различной неопределенности нам представляется весьма актуальным. При этом постоянное обновление информации предполагает:

- знания об информационных процессах обучения (поиск и сбор информации, передача, накопление, обработка);

- приемов информационной деятельности основанных на сформированных умениях и навыках (оценки ценности получаемой информации, отбора личностно значимой информации, поиска необходимой информации);

- продуцированной информации (деятельность по созданию информационного продукта, отличающегося определенными, существенными признаками, характеризующими его качество или принадлежность к определенной сфере использования);

- способность к саморазвитию, стремлению в ситуации неопределенности скорректировать действия, приобрести недостающие знания, освоить технологии и способы деятельности и обогатить свой информационно-образовательный ресурс.

Рассматривая процесс обучения как общение между теми, кто имеет знание и опыт, и теми, кто его приобретает. Что в рамках предлагаемого подхода реализуется развивающая функция связанная не только с получением, обработкой, хранением и воспроизведением информации, но и с созданием новой, оригинальной информации, что является необходимым условием развития знания и обогащения образовательного ресурса.

Знание есть инструмент для создания информации и осуществления целесообразной деятельности, т. е. приобретения опыта. Главными элементами передаваемого опыта являются информация и знания. Информацию можно передать субъекту, а знание должно быть приобретено, а на

основе приобретенного знания создано новое знание. При этом увеличение объема тезауруса (знаний) влечет за собой уменьшение энтропии. Если энтропия - Н - это хаос (мера беспорядка), то тезаурус Т - порядок (мера упорядочения) [1], то знание способно снять неопределенность, предполагая при этом, что для некоторого «изолированного» события справедлив закон сохранения: H+T=Const. Неопределенность (беспорядок) события уменьшается на столько на сколько увеличивается тезаурус (порядок) этого подобия. При Н=0 тезаурус приобретает свойство полноты (принимает максимальное значение) - возникает знание, которое может в любой момент сформировать необходимую информацию события.

Информационно-энтропийный подход сосредотачивает внимание участников образовательного процесса на достижение ожидаемых образовательных результатов, причем в качестве результата рассматривается не только сумма усвоенной информации как мера снятия неопределенности, но и способность обучаемого решать, осуществлять поиск решения профессиональных задачи в различных ситуациях, формулировать новые задач.

Реализация данного подхода, на наш взгляд, в процессе предметной подготовки наиболее оправданна, так как он способен обеспечить повышение уровня фундаментальной подготовки студента в предметной области, т. к. обучающийся постоянно находится в условиях активной учебно-познавательной деятельности, направленной:

- на формирование знаний, умений и навыков фундаментальной естественнонаучной части информатики;

- на понимание будущим педагогом ценности и полезности фундаментальных знаний, возможностей их применения для решения теоретических и практических задач, задач дисциплин информационного цикла;

- на освоение приемов информационной деятельности;

- на использование «нового экрана знаний» для решения разнообразных профессиональных ситуаций, проявляя самостоятельность и творчество.

В подтверждении целесообразности предлагаемого подхода обратимся к опыту освоения учебной дисциплины «Теоретические основы информатики» (ТОИ) как одной из основных в рамках предметной подготовки учителя информатики.

Процесс освоения данной учебной дисциплины, направлен на активизацию учебно-познавательной деятельности студента, постоянную рефлексию, контроль и самооценку результатов. Организация процесса - поэтапная и основана на реализации педагогических стратегий [2] (ориентирование, приобщение, активизация самоконтроля), которые позволяют:

1) осмысливать логику информации как ценностное отношение к фундаментальным знаниям в предметной области и организовывать образовательный процесс как развертывание информации (оценка ценности получаемой информации) для освоения базовых понятий и методов теоретической информатики;

2) определять логику деятельности (поиск информации) и организовывать образовательный процесс как развертывание логики деятельности (стремление в ситуации неопределенности знаний скорректировать действия для приобретения недостающих знаний и освоить технологии и способы деятельности).

Структура процесса усвоения информации выстраивается в зависимости от логики освоения учебной дисциплины и учебного процесса. Формируются умения и способы деятельности о том, как сформулировать учебно-познавательную задачу, наметить деятельность по поиску необходимой информации для решения поставленной задачи. Организовать процесс по решению учебно-познавательной задачи. Учебно-познавательная (профессиональная) задача должна быть понята, осмысленна обучающимися т. е. какой необходимый фактический материал, в каком последовательности и в каком объеме нужно найти, какие вопросы сформулировать, какие задания для наблюдения и осмысливания предложить, какую самостоятельную деятельность организовать и предложить обучающимся самостоятельно выявить с целью достижения конкретных образовательных результатов.

Практическую реализацию педагогических стратегий в процессе освоения теоретической информатике мы соотносим с поэтапным формированием умственных действий (по П. Я. Гальперину), так как полноценное формирование умственных действий требует прохождения всех этапов, в которых отражена сущность нарастания уровня активности и самостоятельности студентов.

Первый этап - ориентирование.

Качество действия зависит от способа построения ориентировочного этапа. Согласно концепции П. Я. Г альперина, ориентировочная основа действия - это система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления действия, обеспечивающая безошибочное выполнение действия в данном диапазоне ситуаций. Ориентировочная деятельность субъекта -средство приспособления к ситуациям, имеющим признак новизны, который «включает» механизмы деятельности по ориентировке в данной ситуации: «ориентировочная деятельность становится необходимой там, где наличных механизмов недостаточно и нужно или заново наметить действие, или приспособить, подогнать его к наличным условиям» [3, с. 181].

Опираясь на педагогические исследования (В. В. Игнатова, Я. С. Гончарова) представляется возможным выделить следующие ситуации:

1) ситуация полной определенности;

2) ситуация частичной неопределенности;

3) ситуация полной неопределенности.

Понятие «ситуация» мы связывали с совокупностью элементов среды (событий, условий, обстоятельств), которые оказывают стимулирующее, обусловливающее и корректирующее воздействие на субъекта в учебном процессе.

Ситуация полной определенности - это ситуация со всеми известными элементами, при полной педагогической поддержке со стороны преподавателя. (Предполагая, что если Н<Т (мера уменьшения неопределенности знаний - энтропия), т. е. тезаурус имеет свойство полноты, при этом возникает знание, которое может в любой момент сформировать необходимую информацию.)

В данной ситуации студент имеет в распоряжении всю необходимую информацию. Выполнение учебной-познавательной задачи в ситуации полной определенности - это планомерно организованное выполнение какого-либо действия с целью его освоения, закрепления и совершенствования. Эффективность выполнения задания зависит как от знания теоретического материала учебной дисциплины, так и сознательного его применения. При решении задачи в ситуации полной определенности познавательная деятельность студента протекает на репродуктивном уровне (уровень воспроизведения), которая направлена на овладение основами знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в ситуации частичной и полной неопределенности.

Ситуация частичной неопределенности - это ситуация, в которой известными элементами являются цель и содержание. (Предполагая, что если Н~Т неопределенность знаний совпадает с тезаурусом, т. е. частично недостаточно знаний для решения поставленной задачи.)

Применение данной ситуации дает возможность обогатить знания студентов новой теоретическими информацией, выявить межпредметную связь. Усвоенные знания в данной ситуации являются опорой (ядром) для поиска решения последующих задач. Включенность мышления при этом обеспечивает понимания необходимости в поиске последующей информации и основой развития навыков и приемов самостоятельного приобретения знаний.

Ситуация полной неопределенности - это ситуация, в которой предполагается только наличие цели. (Предполагая, что если Н>Т неопределенность знаний намного превышает тезаурус, т. е. недостаточно знаний для решения поставленной задачи.)

В этой ситуации знание открывается студентом самостоятельно или с помощью преподавателя. При выполнении задания студенты ставятся в условия, которые вызваны необходимостью проведения преобразований, обобщений, привлечения знаний и умений, приобретенных при выполнении заданий в ситуации полной и частичной определенности. Ситуация полной неопределенности подчиняется девизу проблемного обучения, который гласит: «Не от знания к проблеме, а от проблемы к знаниям». Проблемный вопрос всегда содержит в себе некоторое новое знание, в частности «знание о незнании», т. е. знание о том чего он не знает. Задачи в ситуации полной неопределенности вызывают у студентов информационную потребность в усваиваемом знании и основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет студент.

Предполагая, что учебно-познавательная задачи (формулировка, постановка, организация процесса решения, организация поиска решения, организация деятельности по поиску решения) являются эффективным средством усвоения обучаемыми понятий и методов в предметной области информатики в целом. Следовательно, каждая задача потенциально способна обеспечить необходимый уровень фундаментальной подготовки в предметной области. В связи с этим, система учебно-познавательных задач учебной дисциплины «теоретическая информатика» выстроена согласно следующим принципам:

- соответствие структуры системы задач программе курса теоретической информатики;

- соответствие содержания задач понятийному аппарату, определенному программой курса;

- многоуровневая задача, соответствует уровням учебной деятельности.

Таким образом, этап ориентирования направлен на то, чтобы студент овладел ориентировочными действиями, в основу которых положены различные ситуации (ситуация полной определенности, ситуация частичной определенности, ситуация полной неопределенности). Задача с использованием различных ситуаций представляется нам как «свернутая схема человеческой деятельности» и составляет основу личностной ориентации в обучении. Чем сложнее задачная ситуация, тем в большей мере мобилизуется ориентировочная основа деятельности в процессе ее решения и вос-требуются личностные качества специалиста. Этап ориентирования обеспечивает инициирование активной познавательной деятельности в процессе освоения фундаментальных знаний в предметной области «информатика» на основе предложенного подхода.

Этап приобщения является логическим продолжением этапа ориентирования по освоению фундаментальных знаний.

На данном этапе основным средством повышения уровня фундаментальных знаний у будущего учителя информатики является информационно-поисковая (информационно-теоретическая) задача, которую мы понимаем - как цель, заданную в конкретной ситуации или как требование, выражающее необходимость преобразования ситуации для получения искомых результатов.

В содержании задач отражено только ориентировочные направляющие ответа, ограничивающие свободу мыслительного поиска. При этом условие задачи фокусирует внимание на развитие главной, центральной цели, которая ставит студента перед неполным раскрытием информации, стимулируя его осознанный ответ. Для решения такой задачи необходимо обладать требуемой информацией, воссоздать ее в структуре заданного вопроса, раскрыть существенные признаки. Этап приобщения решение информационно-поисковых задач обеспечивает овладение студентами навыками работы с информационными потоками. Формирует способность у студен-

тов самостоятельно обновлять и пополнять общетеоретические знания, в процессе предметной подготовки. Таким образом организованный познавательно-исследовательский процесс в рамках освоения учебной дисциплины способен обеспечить необходимый уровень фундаментальной подготовки в предметной области «информатика».

Последний этап - активизация самоконтроля будущего учителя информатики находится в непосредственной связи с этапом ориентирования и этапом приобщения, т. к. обучающийся способен самостоятельно оценивать результаты своей деятельности и осознавать значение самоконтроля как средства повышения качества обучения. Рассматривая самоконтроль:

- как способность человека соотносить свои действия с поставленной перед ним задачей, с правилами выполнения работы, с конкретным или обобщенным образом в целях предупреждения ошибок;

- как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов;

- как умение (навык, привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки;

- как метод (средства, условия) саморегуляции поведения, деятельности и активизации обучения;

- как действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с его образцом.

Мотивация самоконтроля направлена на совершенствование процесса самостоятельного информационного поиска, что обеспечивает повышение уровня фундаментальной подготовки обучающихся в предметной области «информатика» при освоении учебной дисциплины «ТОИ».

Предложенная организация процесса обучения по освоению учебной дисциплины «ТОИ» на основе обозначенного подхода( информационно-энтропийного) позволяет нам сделать вывод о том что, он может выступить, в качестве эффективного средства по повышению уровня фундаментальных знаний у студентов в предметной области «информатика».

Таким образом, если процесс профессиональной подготовки рассматривать как решение разноуровневых профессиональных задач [4], то внедрение данного подхода позволит повысить уровень фундаментальной подготовки специалиста в соответствующей предметной области.

Библиографический список

1. Пак, Н. И. Проектировочный подход в обучении как информационный процесс [Текст]: монография / Н. И. Пак. РИО КГПУ им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2008. - 8 п. л.

2. Игнатова, В. В. Педагогические стратегии как предмет системного анализа [Текст] / В. В. Игнатова, В. С. Нургалеев // Мир человека: науч.-информ. изд. - Красноярск: СибГТУ, 2001. - Вып. 1. - С. 112-122.

3. Гальперин, П. Я. Управление процессом усвоения знаний [Текст] / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1975. - 320 с.

4. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности [Текст]: монография /

B. А. Адольф, И. Ю. Степанова. - Красноярск, 2005. - 13,5 п. л.

5. Адольф, В. А. «Об информационной культуре замолвим слово ...» (К проблеме определения целей и содержания «информатического» образования в условиях становления информационного общества). [Текст] / В. А. Адольф, И. Ю. Степанов. - М., Информатика и образование. - 2009. - № 2. - С. 3-9.

6. Климова, Т. Е. Метод восхождения в формировании опыта научно-исследовательской деятельности студента [Текст] / Т. Е. Климова, Е. П. Романова, М. В. Романов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 78-85.

7. Середенко, П. В. Подготовка учителя-исследователя в вузе [Текст] / П. В. Середенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -

C. 181-190.

8. Корнилова, О. А. Организация эвристического обучения как условие формирования профессиональной рефлексии будущих специалистов социальной работы [Текст] / О. А. Корнилова, В. С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 176-181.

9. Ахметова, М. Н. Социально-педагогические детерминанты формирования готовности учителя к проектированию и осуществлению образовательных технологий [Текст] / М. Н. Ахметова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 1. - С. 87-105.

УДК 378.01

Григоревская Людмила Петровна

Доктор педагогических наук, декан общетехнического факультета, заведующая кафедрой инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», grilp@mail.ru, Братск

Григоревский Лев Борисович

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», Grigorevskii@ mail.ru, Братск

Фрейберг Светлана Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной геометрии и компьютерной графики ГОУ ВПО «Братский государственный университет», Frejjberg @гат-bler.ru ,Братск

ИНЖЕНЕРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Grigorevskay Ludmila Petrovna

EdD, Dean of the General Technics Faculty, head of Engineering Geometry and Computer Graphics Sub department in State Educational Institution of Higher Professional Training “Bratsk State University”, grilp@mail.ru, Bratsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.