Научная статья на тему 'Проблемы подготовки библиотечных кадров для сельских библиотек Томской области'

Проблемы подготовки библиотечных кадров для сельских библиотек Томской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
159
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАДРЫ. ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / СЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / LIBRARY PERSONNEL / TOMSK REGION / RURAL LIBRARIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жеравина О. А.

В статье рассматривается кадровая проблема библиотечной отрасли на материале Томской области. Проанализирована ситуация с уровнем профессионального образования библиотечных работников региона, а также их возрастными характеристиками. Предложения по взаимодействию заинтересованных в преодолении сложившихся кадровых проблем в библиотечно-информационной сфере автор адресует как специалистам, отвечающим за развитие кадрового потенциала современных библиотек, так и региональным руководителям отрасли культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки библиотечных кадров для сельских библиотек Томской области»

Жеравина О.А. ©

Доцент, кандидат исторических наук, Томский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ

БИБЛИОТЕК ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 13-11-70003

Аннотация

В статье рассматривается кадровая проблема библиотечной отрасли на материале Томской области. Проанализирована ситуация с уровнем профессионального образования библиотечных работников региона, а также их возрастными характеристиками. Предложения по взаимодействию заинтересованных в преодолении сложившихся кадровых проблем в библиотечно-информационной сфере автор адресует как специалистам, отвечающим за развитие кадрового потенциала современных библиотек, так и региональным руководителям отрасли культуры.

Ключевые слова: Библиотечные кадры. Томская область, сельские библиотеки. Keywords: Library personnel, Tomsk region, rural libraries.

Современное общество ставит перед библиотечным работником все возрастающие задачи, отражающие вызовы современного этапа развития информационного общества. Сегодня библиотеке требуются высококвалифицированные работники, владеющие не только передовыми информационными технологиями и методами информационного поиска, но и новейшими методами педагогической и воспитательной работы.

Библиотека, при всей значимости технологических новаций, продолжает играть роль культурного, просветительского центра. Особая роль в таком качестве принадлежит сельской библиотеке, являющейся зачастую единственным бесплатным очагом культуры на селе, территорией общения, взаимопонимания и содержательного досуга.

Подготовка специалистов библиотечного профиля, органически завоевывающая свою нишу в образовательном пространстве классического университета, является одним из возможных ответов на все усложняющиеся требования к библиотечной профессии, сочетающей в себе как деятельность в сфере новейших информационных технологий, так и традиционную гуманитарную составляющую, опирающуюся на постулаты нравственности, гуманитарный фундамент и психолого-педагогические основы.

Сегодня представляется очевидной необходимость гармоничного сочетания глубоких гуманитарных и естественнонаучных познаний, придающих объем и осмысленность человеческой деятельности, а также освоение информационных технологий, умножающих ее эффективность. Именно такой подход определяет логику подготовки специалистов этого направления в классическом университете, известном широким диапазоном научных школ и своей уникальной библиотекой.

В академическом пространстве Томского университета существует поистине уникальная образовательная и научная среда для подготовки специалистов библиотечного профиля. Научная библиотека ТГУ принадлежит к числу крупнейших университетских библиотек России и обладает богатейшими книжными фондами. В ходе многолетнего сотрудничества с ведущими университетскими центрами Великобритании, Нидерландов, Швеции, Германии, она вышла на уровень успешного применения новейших технологий и предоставления пользователям современных информационных услуг.

©© Жеравина О.А., 2013 г.

Для студентов созданной в Томском государственном университете в 2004 г. кафедры библиотечно-информационной деятельности Научная библиотека университета стала отличной школой профессионального мастерства и библиотечных инноваций.

Совершенно очевидно, что библиотечный работник, в первую очередь библиотекарь публичных муниципальных библиотек, должен обладать широким диапазоном гуманитарно-нравственных установок, позволяющих успешно решать задачи удовлетворения как информационных, так и культурно-коммуникационных потребностей читателей, столь различных по своему социальному, профессиональному, возрастному статусу и по многим другим характеристикам.

Большое значение приобретает работа библиотеки с незащищенными группами населения, находящимися в зоне социального риска, - детьми, пожилыми людьми, лицами с ограниченными возможностями. Представители этих социальных групп имеют свой спектр информационных потребностей, зачастую не вполне четко осознаваемых и формулируемых.

Можно ли говорить сегодня о достаточном уровне наличия таких библиотечных специалистов в библиотечной сфере вообще и в сельских библиотеках, в частности? Разумеется, исходя из реалий библиотечной профессии сегодняшнего дня, ответ на подобный вопрос может быть только отрицательным.

Непрестижность профессии библиотекаря, как следствие объективных причин, так и застарелых предубеждений и стереотипов, столь живучих в общественном сознании красноречиво отражается в таком очевидном факте, как наличие далеко не стопроцентного контингента специалистов, имеющих специальное профессиональное образование, в сфере библиотечно-информационной деятельности.

Помимо социальных установок, определенную роль в сложившемся положении вещей играет и сама система подготовки квалифицированных библиотечных кадров, претерпевшая за десятилетия своего становления и развития эволюцию, этапы которой отмечены сменяющими друг друга педагогической, культурно-просветительской, информационно-технологической парадигмами. На этом сложном пути, помимо потерь, безусловно, было достигнуто и немало несомненных успехов; была подготовлена огромная армия преданных своему делу высокообразованных библиотечных кадров. Отражением во многом поступательного развития библиотечного образования в нашей стране является и ряд сегодняшних его трансформаций.

Вместе с тем, по мнению Т. Я. Кузнецовой, проблемная ситуация с кадровым составом российских библиотек, является одним из главных тормозов на пути их инновационного развития. Отмеченное исследовательницей двенадцатикратное сокращение приема на библиотечно-информационные факультеты высших и средних учебных заведений, произошедшее в последнее десятилетие, значительно усугубляет кадровую проблему в библиотеках страны. При этом лишь 10-15 % выпускников учебных заведений идут работать по специальности [2].

Потребность в библиотечных кадрах в нашей стране сегодня весьма высока. Согласно исследованию, проведенному кемеровскими специалистами А. И. Юдиной и С. А. Мухамедиевой в 26 субъектах Российской Федерации, 46,3% сотрудников библиотек в настоящее время не имеют специального профессионального образования в области библиотечного дела [4, 172].

Вопрос подготовки и переподготовки кадров остро стоит для ряда регионов страны, включая Томскую область и ее сельские районы.

По данным Томской областной библиотеки им. А.С. Пушкина, на 1 января 2013 г. в сельских библиотеках области трудится 475 человек, из которых 158 человек имеет среднее специальное библиотечное образование, что составляет 36% от общего числа библиотечных работников области. Только 64 библиотекаря, или 15% библиотекарей, работающих в области, имеют высшее библиотечное образование. При этом за последние 5 лет наметилась отчетливая тенденция уменьшения числа библиотекарей, имеющих профильное образование [1, 53-54].

Другой кадровой проблемой библиотечной отрасли области является процесс старения библиотечных работников, среди которых неуклонно возрастает доля сотрудников, достигших пенсионного возраста. Анализ возрастного показателя в характеристике кадрового состава

библиотекарей области, проведенный в 2004-2006 гг. специалистами Томской областной библиотеки им. А.С. Пушкина показал, что средний возраст библиотекарей заметно приближается к пенсионному [3, 32].

В библиотеках Томской области, процесс старения кадрового состава, приостановившийся в 2011 г., в настоящее время вновь имеет тенденцию своего роста. Если в 2004 г. количество библиотечных сотрудников пенсионного возраста составляло 54 человека, то к 2012 г. их число выросло до 131 человека. [1, 54-55].

Острой остается и проблема молодых специалистов в библиотечном деле. Ряд малопривлекательных факторов, связанных с имиджем библиотечной профессии, ее материальной составляющей, приводит к такому негативному явлению как текучесть кадров, снижение престижности библиотечного труда в глазах молодых специалистов.

В этой связи следует отметить противоположную тенденцию, которая наблюдается среди выпускников кафедры библиотечно-информационной деятельности Томского государственного университета. Молодежь с высшим университетским библиотечным образованием с большим интересом начинает свой трудовой путь в библиотечной сфере, причем число таких энтузиастов растет от выпуска к выпуску. Правда, речь идет о городских библиотеках, куда идут работать выпускники. Сегодня, например, уже 8 выпускниц кафедры успешно трудятся в Томской областной библиотеке имени А.С. Пушкина; среди сотрудников всех вузовских библиотек Томска есть наши бывшие студентки.

Очевидно, что одной из важнейших задач для кафедры остается подготовка квалифицированных кадров для сельских библиотек области. Возможно, среди вариантов решения этой задачи можно рассматривать практику целевого набора, что требует установления более тесного систематического взаимодействия с работодателями в сельских районах области. Перспективным представляется и использование форм дистанционного обучения, а также индивидуальных программ обучения будущих специалистов библиотечной отрасли.

Разумеется, кафедра библиотечно-информационной деятельности не может, в силу крайне малочисленного набора на специальность, обеспечить потребности области в библиотечных специалистах. Вместе с тем, болезненный для кафедры вопрос набора абитуриентов на библиотечную специальность, не следует, как представляется, решать без конструктивного сотрудничества с представителями областного библиотечного сообщества, столь заинтересованного в притоке молодых библиотечных специалистов.

Только при тесном взаимодействии высшей школы, готовящей специалистов, и работодателя возможны серьезные подвижки в деле подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности, выбирающих свою профессию сознательно и всерьез.

Как видим, проблема преодоления негативных явлений, характеризующих кадровую ситуацию в библиотечной сфере страны в целом и Томской области в частности, требует совместных действий самых разных заинтересованных сторон - от учебного заведения, готовящего для отрасли кадры высшей квалификации, до работодателей, испытывающих дефицит, зачастую острый, библиотечных кадров с высшим образованием, включая потребность в молодых сотрудниках, получающих образование уже в условиях развивающегося информационного общества.

Добавим, что успешному решению кадровых вопросов в библиотечной сфере области может способствовать очевидная и действенная библиотечная политика областной и районных властей, что, в конечном итоге, не может не сказаться самым благотворным образом на общем уровне культурного развития Томской области, а значит, способствовать гармоничному развитию ее жителей.

Литература

1. Аналитический обзор деятельности муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Томской области за 2012 год / Департамент по культуре и туризму Томской области, Областное государственное автономное учреждение культуры «Томская областная университетская научная библиотека им. А. С. Пушкина». - Томск, 2013. - 84 с.

2. Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» // Научные и технические библиотеки. - 2009. - № 3. - С. 7-12.

3. Таращенко А. Кадровый состав библиотек «стареет», число профессионалов сокращается: где выход из создавшейся ситуации? // Библиотека. - 2010. - № 4. - С. 31-36.

4. Юдина А. И., Мухамедиева С. А. Определение потребности отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - № 22-1. - Кемерово, 2013. - С. 166-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.