Жеравина О.А. ©
Кандидат исторических наук, доцент,
Национальный исследовательский Томский государственный университет
КАДРОВЫЙ СОСТАВ МОДЕЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК ТОМСКОЙ
ОБЛАСТИ
Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 13-11-70003
Аннотация
Анализируется проблема библиотечных кадров Томской области на примере передового отряда специалистов - библиотекарей модельных библиотек
Ключевые слова: сельские библиотеки, Томская область, библиотечные кадры.
Keywords: rural libraries, Tomsk region, library personnel.
Практика создания модельных библиотек в нашей стране началась сравнительно недавно, с начала 2000-х годов. К 2010 г. 3% регионов России имели более 50 модельных сельских библиотек, 38% - 1-2 модельные библиотеки [1,12]. Среди регионов, лидирующих в этом направлении - Чувашская Республика, Белгородская область, Республика Башкортостан, Курская и Рязанская области. Наивысший результат демонстрирует Чувашия, где действует более 500 модельных библиотек [2, 43].
В условиях сокращения числа библиотек в стране и, особенно, в сельской местности, когда значительная часть населения не имеет доступа к современным информационным ресурсам, создание модельных библиотек рассматривается как способ преодоления этого положения, порождающего неравенство в возможностях получения полноценных с точки зрения современных требований библиотечных услуг и приобщения к широкому информационному контенту. Модельные библиотеки сравнивают с «зажженными свечами на пути от дефицитарной сельской культуры в открытое мировое пространство» [1,12].
В Томской области процесс создания сельских модельных библиотек начался в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2011 гг.» Минкультуры России, утвержденной Постановлением правительства РФ от 08.12.2005 № 740. По этой программе в шесть сельских библиотек Томской области был поставлен информационно-справочный и программно-аппаратный комплекс, включавший комплекты книжной, мультимедийной продукции и оборудования [3, 74].
В 2008 г. три сельские библиотеки стали победителями Областного конкурса для муниципальных общедоступных библиотек «Инновационному региону — инновационная библиотека» в номинации «Модельная библиотека поселения», им были вручены призовые суммы на создание сельских модельных библиотек [3, 75].
2012 г. Томской областной библиотекой им. А. С. Пушкина было разработано Положение о сельской модельной библиотеке, находящейся на территории муниципального образования Томской области», которое дает основание присваивать статус «Сельская модельная библиотека Томской области» [3, 75].
В 2013 г. в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие культуры Томской области на 2013-2017 годы» прошел конкурс, целью которого стало выявление учреждений-претендентов для создания сельских модельных библиотек в районах Томской области. Победителями конкурса стали Батуринская и Ново-Кусковская библиотеки Асиновского района, Уртамская библиотека Кожевниковского района, Михайловская
© Жеравина О.А., 2014 г.
библиотека Зырянского района, Усть-Бакчарская библиотека Чаинского района, Торбеевская библиотека Первомайского района.
Эти шесть библиотек получили бюджетную поддержку в размере от 120 до 350 тысяч рублей. Финансовые средства были предназначены для превращения выявленных в результате конкурсного отбора сельских библиотек в образцовые, отвечающие современным требованиям библиотечного дела модельные сельские библиотеки области. Было предусмотрены такие направления модернизации как серьезное обновление материально-технической базы модельных библиотек, оснащение их необходимым оборудованием и программными продуктами, автоматизация библиотечных процессов.
Обязательным для модельных библиотек стало предоставление читателям доступа к информационным ресурсам Интернета, к ресурсам и продуктам региональных библиотек. Было осуществлено также пополнение и обновление книжного фонда на всех видах носителей. Часть средств также планировалось потратить на ремонт помещений библиотек с целью создания современной комфортной среды.
В ходе работы, проведенной по указанным направлениям, решалась задача создания таких передовых по своим функциям, оснащению и содержанию библиотек, которые отвечали бы отечественным и международным стандартам и получали дополнительные возможности для эффективного обслуживания сельского населения.
Таким образом, указанные преобразования материально-технической и технологической сфер библиотечно-информационной деятельности на селе призваны на практике осуществить принципы, содержащиеся в разработанном в России «Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки» (2001 г.). В его обновленной редакции 2008 г. отмечается: «Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения»
[4].
Как указывается в Рекомендациях органам государственной власти субъектов российской Федерации и органам муниципальной власти, утвержденным Министром культуры РФ в 2014 г., одной из основных задач общедоступных библиотек в настоящее время является «обеспечение свободного (бесплатного, комфортного, правомерного) доступа граждан к национальному библиотечному фонду через сеть Интернет и мобильные приложения» [5, 5].
Следует подчеркнуть, что наряду с осуществлением задач технологического развития, приспособления внутреннего пространства библиотек к современным потребностям пользователей, трансформацию общедоступных библиотек предлагается обеспечить за счет комплектования общедоступных библиотек персоналом, отвечающим технологическим и информационным вызовам времени, в том числе на основе обучения и переподготовки кадров
[5, 10].
Таким образом, задача обучения персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей является одной из наиболее важных в процессе создания модельных сельских библиотек.
Учитывая ту огромную роль, которую играет библиотека как информационный и культурный центр, трудно переоценить значимость поставленной задачи не только в плане достижения конкретной цели, но и для развития всего социокультурного пространства села. Тем более, что речь идет о весьма непростой теме, связанной с нехваткой специалистов в отрасли в целом и в сельской местности в особенности.
Проблема дефицита профессиональных библиотечных кадров на селе нашла свое освещение в трудах отечественных ученых [6], практических работников в регионах страны, в том числе и представителей томского библиотечного сообщества [7]. По заключению Ю.П. Мелентьевой, проблема библиотечных кадров на селе остается острой, что выражается не только в их нехватке и старении, но и в устаревании профессиональных знаний, слабом освоении информационных технологий, недостаточно активной позиции самих библиотекарей, что «препятствует обновлению деятельности сельской библиотеки» [8, 16].
На таком фоне особенно масштабной представляется задача создания условий для преодоления имеющихся проблем и использования потенциала той части библиотекарей, которой свойственны такие качества как способность осваивать новые области знания, активная жизненная и профессиональная позиция, способность искать наиболее адекватные способы удовлетворения информационных потребностей современного читателя.
Положение о модельной библиотеке на территории Томской области, определяет структуру и численность штатных библиотечных работников, требования к уровню их профессиональных знаний и практических навыков. Каждый работник сельской модельной библиотеки, согласно Положению, в обязательном порядке должен обновлять профессиональные знания по установленной программе 1 раз в 3 года. Отметим, что для работников библиотек Томской области, включая сотрудников модельных сельских библиотек, действует Целевая комплексная программа дополнительной профессиональной подготовки персонала библиотек Томской области (2012-2014 гг.).
В числе прочих важных задач эта программа нацелена на развитие информационного, творческого и исследовательского потенциала библиотекарей Томской области, поддержку и координацию их действий в этом направлении. В рамках программы сельские библиотекари имеют возможность пройти стажировки, курсы переподготовки кадров; стать участниками обучающих семинаров, тренингов, мастер классов, круглых столов по актуальным вопросам библиотечного обслуживания. Специально для сельских библиотекарей предусмотрен цикл выездных обучающих семинаров.
Имеющиеся данные по специалистам модельных сельских библиотек показывают их интенсивную вовлеченность в процесс повышения квалификации. Обновление
профессиональных знаний и компетенций происходит, в основном, посредством участия библиотекарей модельных библиотек в таких тематических семинарах и тренингах как, например, «Инновационные формы работы библиотек по экологическому просвещению населения», «Формирование позитивного имиджа библиотекаря», «Библиотековедение. Программно-проектная деятельность», с 8 по 12 ноября 2010 г. в г. Москва (), «Творческий подход в продвижении книги и чтения среди читателей библиотек» (ТОДЮБ) В 2013 г. учёбу по программе «Электронный гражданин» прошли 4 сотрудника модельных сельских библиотек. Библиотекари модельных сельских библиотек участвовали в Межрегиональной научнопрактической конференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы», прошедшей в Томске в марте 2013 г. Библиотекарь Вороновской сельской модельной библиотеки ЦБС Кожевниковского района Н.В. Романченко стала участницей состоявшегося в ноябре 2010 г. в Москве семинара-практикума «Модельная библиотека - центр местного сообщества» [9].
В Томской области из работающих в сельских библиотеках 475 человек только 36 % имеют высшее или среднее специальное образование [8, 53]. В модельных библиотеках Томской области, по имеющимся данным о пяти из них высшее образование имеют 3 специалиста, из них 2 - высшее специальное; среднее специальное образование - 4 человека, из них 2 - библиотечное.
Подчеркнем, что все работники модельных библиотек имеют практические навыки работы с компьютером и копировально-множительной техникой [9].
Очевидно, что специалистов модельных сельских библиотек Томской области характеризуют такие профессиональные свойства как хороший уровень профессиональной подготовки, мотивация на повышение квалификации и непрерывное профессиональное образование, творческий подход в решении задач по повышению уровня библиотечного обслуживания сельского населения Томской области, удовлетворения информационных потребностей читателей.
Литература
1. Веденяпина, М. А. Модельная сельская библиотека: модный бренд или проектирование будущего? /
М. А. Веденяпина, В. Д. Стельмах // Современная библиотека. - 2010. - №1. - С. 11-17.
2. Рубанова Т. Д. Сегодня - модельная, а завтра?. Сельская библиотека как фактор формирования социокультурного пространства села: материалы научно-практической конференции: / Челяб. обл. универс. науч. б-ка; Науч.-метод. отд.; сост. [Н. И. Шпади]. - Челябинск, 2013. -156 с. -(Библиотечная жизнь Челябинской области; Вып. 13). - С. 40-51. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://chelreglib.ru/media/files/prof/konf%2022%20okt.pdf (Дата обращения: 29.10. 2014).
3. Аналитический обзор деятельности муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Томской области за 2012 год / Департамент по культуре и туризму Том.обл., Областное государственное автономное учреждение культуры «Том. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина». - Томск, 2013. - 84 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://prof.lib.tomsk.ru/ files2/2957_Analitichesky_obzor_deyatelnosti_munitsipalzykh.pdf (Дата обращения: 10.09.2014)
4. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки : принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации, XIII Ежегодной сессией, 22 мая 2008 г., г. Ульяновск // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2008. - № 48. - С. 50-59. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rba.ru/content/resources/bulletin/ib48/rba48.pdf (Дата обращения: 17.09.2014)
5. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов российской Федерации и органам муниципальной власти. Утверждено Министром культуры РФ. - М., 2014. - 18 с. PDF. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nbchr.ru/PDF/ef7.pdf
6. Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» // Научные и технические библиотеки. - 2009. - № 3. - С. 7-12.
7. Таращенко А. Кадровый состав библиотек «стареет», число профессионалов сокращается: где выход из создавшейся ситуации? // Библиотека. - 2010. - № 4. - С. 31-36.
8. Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека и ее читатель в современном социокультурном пространстве села: научно-практическое пособие / Ю.П. Мелентьева. - М. : Литера, 2009. - 144 с.
9. Сельские библиотеки Томской области, получившие в 2013 году грантовую поддержку по итогам областного конкурса проектов по созданию в муниципальных образованиях Томской области сельских модельных библиотек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// prof.lib.tomsk.ru/ page/3737/ (Дата обращения: 28.10.2014).