Научная статья на тему 'Эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках в xx первых десятилетиях XXI В. (на примере сельских библиотек Кожевниковского района Томской области)'

Эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках в xx первых десятилетиях XXI В. (на примере сельских библиотек Кожевниковского района Томской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

759
146
Поделиться
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ / МАССОВОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ГРУППОВОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ / RURAL LIBRARIES / THE MASS LIBRARY SERVICES / GROUP LIBRARY SERVICES / WORK WITH READERS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ляпкова Анна Алексеевна

В статье рассматриваются формы массового и группового обслуживания пользователей в сельских библиотеках Кожевниковского района и их видоизменение под воздействием различных факторов на протяжении XX первых десятилетий XXI в. Проводится анализ видов и тематики осуществленных мероприятий, целевой аудитории. Формы массового и группового обслуживания и тематика отдельных мероприятий отражают интересы и потребности общества.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ляпкова Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The evolution of forms of mass and group services in the rural libraries in XX -the first decades XXI

The paper considers the forms of mass and group services for rural libraries of Kozhevnikovsky district of Tomsk region and their modification under the influence of various factors on over XX the first decades XXI centuries. Analyzed the target audience, species and thematic of activities. Forms of mass and group services and the action''s topics reflect the interests and needs of society. So analyzes the factors affecting the change in the form of mass and group work with readers.

Текст научной работы на тему «Эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках в xx первых десятилетиях XXI В. (на примере сельских библиотек Кожевниковского района Томской области)»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2013. № 4(12)

УДК 027.52

А.А. Ляпкова

ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ МАССОВОГО И ГРУППОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕКАХ В XX - ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТЯХ XXI В.

(НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК КОЖЕВНИКОВСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)"*

В статье рассматриваются формы массового и группового обслуживания пользователей в сельских библиотеках Кожевниковского района и их видоизменение под воздействием различных факторов на протяжении XX - первых десятилетий XXI в. Проводится анализ видов и тематики осуществленных мероприятий, целевой аудитории. Формы массового и группового обслуживания и тематика отдельных мероприятий отражают интересы и потребности общества.

Ключевые слова: сельские библиотеки, массовое библиотечное обслуживание, групповое библиотечное обслуживание, работа с читателями.

Библиотечное обслуживание изменяется под влиянием различных факторов, к которым можно отнести преобразование политических и социальноэкономических условий в стране, информационных интересов и потребностей общества и отдельных пользователей, уровня библиотечного образования и наличия подготовленных специалистов, личностных качеств сотрудников библиотеки.

Сельские библиотеки, будучи важными социокультурными, досуговыми центрами, активно проводят массовые мероприятия, ориентированные на различные категории пользователей. Отсутствие или низкая активность группового и массового обслуживания влечет утрату сельской библиотекой своего статуса, падает интерес населения к ее деятельности. Проще говоря, снижается востребованность библиотечных услуг, интерес к библиотеке в целом.

В данной статье рассмотрена эволюция форм массового и группового обслуживания в сельских библиотеках под воздействием изменений социокультурных условий, связанных с переходом от советского общества к современному. В качестве примера были взяты сельские библиотеки Кожевниковского района Томской области. Важным источником для изучения массовых мероприятий стала библиотечная документация, прежде всего ежегодные библиотечные отчеты. Не менее информативным источником стали публикации в местной газете, которая до 60-х гг. XX в. выходила под названием «Кожевниковский колхозник», а затем получила название «Знамя труда».

Существование библиотек в Кожевниковском районе отмечается с начала XX в. Первые четыре библиотеки были открыты в 1905-1912 гг. Активное

*

Статья подготовлена при финансовой поддержке совместного конкурса РГНФ и Администрации Томской области, проект № 13-11-70003.

открытие изб-читален и библиотек началось в советский период и пришлось на 30-40-е гг. XX в. Зачастую они выполняли роль клубных учреждений и располагались при клубах. Для периодической печати 30-х гг. были характерны публикации критического характера о сельских библиотеках: не было специалистов, не всегда оказывалась надлежащая поддержка со стороны партийной организации, случалось, что избы-читальни простаивали закрытыми.

Постепенно работа библиотек развивалась, приобретая выраженный пропагандистский характер. В управлении политпросветработы при Народном комиссариате просвещения находился Библиотечный отдел, что подразумевало, что библиотеки являются учреждениями, осуществляющими политикопросветительскую деятельность [1]. Народный комиссариат просвещения РСФСР требовал от районных отделов народного образования и райкомов ВКП(б) организации при районных партийных кабинетах семинаров для избачей (работников изб-читален) и сельских библиотекарей. На семинары в обязательном порядке вызывались заведующие избами-читальнями, колхозными клубами, сельские библиотекари. В повестки семинаров должны были включаться политические доклады, рекомендованные учебным планом Наркомпро-са. Таким образом, работники изб-читален, сельских библиотек, клубов должны были быть вооружены новейшей информацией, которую необходимо было донести до населения. Повышение квалификации библиотекарей было связано во многом с необходимостью организации политико-просветительной работы. Важность данного направления влияла на характер библиотечных мероприятий и развитие их видового многообразия [2].

Среди основных задач библиотечной работы советского периода можно выделить следующие:

1. Содействие развитию трудовой деятельности: не только поддержка социалистических соревнований, но и распространение среди сельских тружеников новых сведений об эффективных способах хозяйствования.

2. Патриотическое воспитание, направленное не только на детей и молодежь, но и на взрослое население.

3. Пропаганда книги и чтения.

Библиотечные работники готовили стенные газеты, плакаты, «боевые листки», «молнии». Как формы оперативного информирования они были важны, прежде всего, во время осуществления основных сельскохозяйственных работ - сева, покоса и т.д. В стенгазетах сообщалось об успехах, отмечались лучшие работники, критиковались нарушители трудовой дисциплины. Сотрудниками библиотек оформлялись также Доски почета и соцсоревнований, витрины последних новостей.

В библиотеках читались лекции по агротехнике, осуществлялась кружковая работа, проводились громкие читки, беседы.

Библиотечное обслуживание осуществлялось не только в стенах самой библиотеки, но и непосредственно на местах сельскохозяйственных работ -на молочных фермах, на полях. Внестационарная работа носила разнообразный характер, включая практически все формы агитационной работы, которые были предусмотрены в библиотеке: витрины последних новостей могли быть передвижными, библиотекари привозили колхозникам книги, свежие газеты, осуществляли громкие читки во время обеденных перерывов, вечернего отдыха, даже на паромных переправах [3].

Патриотическое воспитание предполагало работу не только с молодежью, но и со всеми жителями села. Одной из форм реализации этого направления был, например, сбор библиотекарями писем на фронт во время Великой Отечественной войны.

В 70-х гг. в Кожевниковском районе в период посевных и уборочных работ действовал агитпоезд. В его задачи входило обеспечение тружеников во время сельскохозяйственных работ, оказание всевозможной помощи жителям удаленных поселений. В функции агитпоезда входила организация медицинской помощи, культурного обслуживания колхозников, предоставление им социальных услуг, таких как стрижка или фотографирование. В состав агитпоезда входил агитавтобус, в котором перевозили записи концертов, средства для показа диафильмов. Подготовка работы агитпоезда осуществлялась районными учреждениями культуры совместно с медицинскими и другими учреждениями. Планировалась также организация радиогазеты [8, 9, 10, 11].

Важной формой массовой библиотечной работы стали читательские конференции. На обсуждение выносились актуальные вопросы: отношение к труду, воспитание патриотизма, аспекты межличностных отношений. Так, в 1960 г. работниками центральной районной библиотеки (с. Кожевниково) были проведены в колхозе им. Калинина читательские конференции на темы «Больше молока Родине» и «Увеличим производство свинины», беседы о двухфляжном доении, бесстаночном содержании свиней и сухом откорме [12, 13]. В качестве примеров конференций, работа которых основывалась на обсуждении литературных произведений, можно привести следующие. В 1961 г. в Базойской библиотеке была проведена конференция для школьников по книге Е. Н. Кошевой «Повесть о сыне», в которой принимали участие 180 учащихся. В 1978 г. в районной библиотеке прошла читательская конференция по книге А. Иванова «Вечный зов». Причиной обращения к этому произведению стал возросший интерес читателей, спровоцированный, в свою очередь, вышедшей на экраны страны экранизацией романа. [14].

Читательские конференции для учащихся зачастую проводились совместно библиотеками и школами, требовали предварительной подготовки, прочтения литературы; конференции могли сопровождаться выставками. Так, например, к упомянутой конференции 1978 г. в районной библиотеке были подготовлены выставка произведений А. Иванова, подборка критической литературы [14]. В 1965 г. в Уртамской библиотеке прошла конференция на тему воспитания детей, которая собрала до 200 родителей. Конференция включала в себя лекцию «Задачи коммунистического воспитания детей», кинофильм и выступления участников [15].

В 60-х гг. в практику работы библиотек стали входить диспуты и устные журналы. В 1960 г. в с. Кожевниково совместными усилиями районной библиотеки и школы был проведен диспут на тему «Что значит быть культурным?». В диспуте изъявили желание участвовать около 50 человек разных возрастов, были представлены 10 докладов. Этот диспут стал первым для районной библиотеки и был признан важной и увлекательной формой работы. 18 января 1960 г. в читальном зале районной Кожевниковской библиотеки состоялся вечер-диспут для молодежи на тему «О любви и дружбе». Вечер начался с доклада заведующей библиотекой Т. Гончаровой, а затем

слово было передано участникам мероприятия. Немаловажным было и оформление мероприятия. Так, на стенах были развешаны листы бумаги, на которых были записаны высказывания писателей о любви и дружбе, была подобрана рекомендательная литература [16, 17].

В 1960 г. в Вороновской библиотеке был проведен первый устный журнал на тему «Советская наука - самая передовая в мире». Это трудоемкое мероприятие было организованно Домом культуры при содействии учительского коллектива школы и библиотекаря сельской библиотеки с. Воронова. К сожалению, к необычному мероприятию не удалось привлечь большой аудитории (не было достаточно разъяснено, что такое устный журнал и как он будет проходить). Тем не менее устный журнал был признан одним из самых эффективных способов периодического информирования населения о мировых событиях, последних достижениях науки и техники, который должен проводиться в каждом учреждении культуры района [18].

В 1965 г. в Уртамской библиотеке был проведен устный журнал на тему «Каким будет завтрашний день». Он включал в себя ряд вопросов, таких как «Решения сентябрьского Пленума - в жизнь», «Что такое коммунизм?», «Почему труд является необходимостью?», «Может ли праздная жизнь быть честной?» и др. [19].

Такие формы работы, как читательская конференция или устный журнал, требовали длительной подготовки, а потому не могли проводиться часто. Более широко использовались в практике библиотек беседы по прочитанным книгам - один из важных методов пропаганды книги, не требующих подготовки каких-либо дополнительных материалов. Так, в 1960 г. библиотекарь Вороновской библиотеки Н. Толстикова проводила беседу по книге «Ветер в лицо» с доярками и скотниками местной молочно-товарной фермы [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выставки, организуемые в библиотеках, были разнообразны и зачастую также носили агитационный характер. Так, в Вороновской библиотеке работала выставка, посвященная 90-летию со дня рождения В.И. Ленина, был оформлен монтаж, посвященный советской женщине. Также в помещении библиотеки, расположенном в местном Доме культуры, размещались красный уголок и уголок атеиста [7].

Еще одной распространенной формой массовой работы была подготовка обзоров книжных новинок, поступивших в библиотеку. Обзоры наиболее интересной и пользующейся спросом литературы делались и по местному радио [4]. Вообще, средства массовой информации активно использовались для трансляции информации о деятельности библиотек, повышении квалификации библиотечных работников.

Следует отметить, что для библиотечного обслуживания районов характерна «цепная реакция» проведения тематических мероприятий, что объясняется взаимодействием библиотек в рамках централизованной библиотечной системы, а также осуществлением методической работы центральной библиотеки для библиотек отдельных сельских поселений.

В 90-х гг. - под воздействием произошедших в обществе изменений -тематика массовых мероприятий стала меняться. Среди обсуждаемых книг стали появляться произведения зарубежных и запрещенных ранее авторов. Выставки были направлены, прежде всего, на расширение кругозора читателей. Кроме того, выставки отражали современные информационные потреб-

ности общества, имели целью отразить интересы читателей, а не только рекомендовать литературу, значимую с точки зрения реализации политикопросветительных задач.

В апреле 1991 г. в районной Кожевниковской библиотеке также действовали три выставки: «Связующая нить» - о праздниках, традициях и обрядах русского народа; выставка объявлялась «вкладом библиотекарей в движение возрождения русской культуры, духовности, исторической памяти и традиций славянских народов»; «Жизнь без лекарств» - выставка, посвященная народной медицине и здоровому образу жизни; «Для вас, мастерицы» - выставка, на которой были представлены книги по рукоделию, редкие для библиотеки, потому выдававшиеся на руки только на основе платного абонемента [20]. Проводились и серии выставок: например, выставки на тему античной культуры [21]. Открывались даже платные выставки, связанные с введением платных библиотечных услуг. Так, в 1992 г. были подготовлены 2 выставки: «Все начинается с любви», на которой была представлена литература о взаимоотношениях мужчин и женщин, воспитании детей, и «Резная сказка», на которой были представлены фотоальбомы и литература о резьбе по дереву. Желающие могли познакомиться с книгами с этих выставок поближе, но уже за плату [22].

В публикациях 90-х гг. в районной газете значительное внимание уделяется работе библиотек по созданию различных кружков и клубов. Традиционными для библиотек были клубы книголюбов, заседания которых в основном базировались на обсуждении тех или иных книг. Причем в 90-х гг. круг чтения значительно расширялся за счет советских, русских и зарубежных авторов, чьи произведения ранее советскому читателю были неизвестны. Так, в начале 90-х гг. в связи с экранизацией получил особую популярность роман М. Митчелл «Унесенные ветром». Обсуждению этой книги, в частности, было посвящено заседание клуба «Книголюб» Еловской библиотеки в марте 1991 г. Правда, поскольку фильм демонстрировался только в Томске, большинство участников к моменту обсуждения не смогли его посмотреть. Лишь одна из участниц обсуждения романа поделилась своими впечатлениями о фильме [23].

Развитие получили различные конкурсы, в том числе организованные по типу телевизионных («Поле чудес», «Счастливый случай», КВН) [24, 25].

Характерной для 90-х гг. стала преемственность и других видов массовой работы, опыт проведения которых был накоплен еще в советский период, - читательские конференции, литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, обзоры литературы, беседы с читателями и др. В ежегодных библиотечных отчетах, как правило, присутствовал весь спектр мероприятий. Тематика их отличалась значительным разнообразием, обусловленным направлениями работы библиотек: патриотическое воспитание, экологическое образование, профориентационная работа, пропаганда чтения и книги, расширение читательского кругозора и др. Пример годовой активности массовой работы библиотек Кожевниковской централизованной библиотечной системы отражен в табл. 1 [26, 27, 28].

Таблица 1. Массовая работа библиотек Кожевниковской централизованной библиотечной

системы в 1997-1999 гг.

Год Количество библиотечных филиалов1 Литературные вечера Читательские конференции Обсуждения книг Книжные обзоры Беседы Массовые праздники Иировые программы Библиотечные уроки Книжные выставки Клубы по интересам

1997 25 1172 5 15 109 158 79 н/д н/д н/д 8

1998 25 68 н/д 11 110 112 53 101 42 281 8

1999 243 н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д 3564 н/д

В первых десятилетиях XXI в. сельские библиотеки испытывают трудности, связанные с конкуренцией чтения с телевидением и компьютерными технологиями, слабой оснащенностью информационными технологиями и пополнением фонда, недостаточным для удовлетворения потребностей и интересов читателей. Тем не менее сельские библиотеки сохранили статус социокультурных центров. Они продолжают осуществлять деятельность по сохранению культурных традиций, исторической памяти населенного пункта и региона за счет активного осуществления краеведческой работы.

Пристальное внимание уделяется особым группам читателей, таким как пожилые люди, дети и подростки. Активно осуществляется работа по привлечению к чтению нечитающего населения. Так, в 2005 г. при Кожевниковской библиотеке создан клуб «Молодая семья». Также при центральной библиотеке начал действовать клуб «Золотой возраст» для пожилых людей, создаются детские кружки и клубы [29]. Одним из важных направлений работы остается формирование и поддержка семейного чтения. Библиотеки осуществляют помощь читающим семьям в подготовке к участию в различных конкурсах. Важными направлениями работы являются профориентационная работа, экологическое воспитание [30, 31].

В условиях развития информационных технологий важным направлением работы стала компьютеризация библиотек Кожевниковского района, обеспечившая актуализацию библиотечных продуктов и услуг. К 2011 г. компьютерной техникой были оснащены 14 филиалов Кожевниковского района. Выход в Интернет был только в двух библиотеках: центральной и Вороновской. В центральной библиотеке был открыт Центр правовой информации на основе баз данных «КонсультантПлюс» и «Кодекс» [32].

Таким образом, эволюция массовых и групповых форм библиотечного обслуживания в сельских библиотеках в XX - первых десятилетиях XXI в. зависела, прежде всего, от смены политических, экономических и социо-

1 Данные приводятся с учетом центральной библиотеки и детской библиотеки.

2 За 1997 г. указана совокупность литературных и литературно-музыкальных вечеров, тогда как в последующие годы в отчетах присутствует формулировка «литературные вечера».

3 Данные приведены без учета детского отдела.

4 В отчете за 1999 г. указано, что популярность выставок растет у читателей. В последнее время оформлены такие книжные выставки, как выставка-вернисаж, конкурс-выставка, выставка-ярмарка, выставка прикладного искусства и т.д. [28].

культурных условий, которые повлекли за собой изменения информационных потребностей общества. Агитационная работа и пропаганда чтения, сохраняясь, приобрела новые характеристики и способы реализации. Тематика массовых мероприятий стала ориентироваться не столько на требования со стороны государства, сколько на интересы пользователей с учетом специфики интересов местного сельского населения.

Не менее важным фактором стало развитие науки и техники, внедрение информационных технологий. Библиотека не только вынуждена конкурировать с телевидением, компьютерными играми, которые отвлекают население от чтения, но и получила широкие возможности по использованию информационных технологий для разнообразия и развития собственного библиотечного обслуживания, расширения круга пользователей.

Литература

1. Вступительная и заключительная речь на Всероссийском совещании заведующих областными (краевыми) отделами народного образования и наркомов просвещения АССР 2731 января 1941 г. [Электронный ресурс] // Академик В.П. Потемкин. Статьи и речи / под ред. И.А. Каирова, А.Г. Калашникова, Н.А. Константинова. Изд-во АПН РСФСР. М.; Л., 1947. URL: http: //www.sutteh.ru/potemkin08.html (дата обращения: 26.10.2013).

2. Обращение к заведующим областными (краевыми) отделами народного образования народным комиссарам просвещения АССР Центрального института повышения квалификации политпросветработников. Кожевниково, 1943 // Из краеведческого фонда Центральной Кожев-никовской библиотеки.

3. Трампильцева Г. Лучше обслуживать хлеборобов // Кожевниковский колхозник. 1962. № 46 (2725). 14 апр. С. 2.

4. Постовалов А. Когда любишь свою работу // Кожевниковский колхозник. 1960. № 55 (2422). 5 мая. С. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Опыт лучших агитаторов - всем агитаторам // Кожевниковский колхозник. 1960. № 75 (2442). 19 июня. С. 1.

6. Два года работы на свиноферме: Опытом работы делится агитатор фермы имени Калинина М.П. Левашова // Кожевниковский колхозник. 1960. 22 июня. № 76 (2443). С. 2.

7. Ющенко В. Библиотекарь-агитатор // Кожевниковский колхозник. 1960. 13 марта. № 33 (2400). С. 2.

8. Иванов С. В пути - агитпоезд // Знамя труда. 1976. 14 дек. № 149 (4497). С. 2.

9. Не хлебом единым // Знамя труда. 1979. 15 авг. № 124 (4386). С. 2.

10. Панкратова Г. Агитпоезд ждут в бригадах // Знамя труда. 1979. 28 авг. № 131 (4393). С. 2.

11. ТатарниковаН. Улучшать работу учреждений культуры // Знамя труда. 1979. 10 окт. № 157 (4419). С. 2.

12. Левашова М. Рапортует районная библиотека // Кожевниковский колхозник. 1961. 20 янв. № (2532). С. 4.

13. Лукин Ф. Использовать все формы и методы культурно-просветительной работы // Кожевниковский колхозник. 1960. 2 окт. № 120 (2487). С. 3.

14. Читательская конференция // Знамя труда. 1978. 25 марта. № 48 (4753). С. 2.

15. Ванин А. В колхозной библиотеке // Кожевниковский колхозник. 1960. 5 февр. № 17 (2384). С. 4.

16. Ковалева Е. Что значит быть культурным? / Е. Ковалева, Д. Шишкин // Кожевников-ский колхозник. 1960. 23 нояб. № 141 (2508). С. 4.

17. Хроника культурной жизни // Кожевниковский колхозник. 1960. 24 янв. № 12(2379). С. 4.

18. Кандурова Е. Как мы провели устный журнал // Кожевниковский колхозник. 1960. 6 марта. № 30(2397). С. 3.

19. Ижболдина З. Заслуженная награда // Знамя труда. 1966. 15 янв. № 7(2856). С. 2.

20. Кулагина О. И познавательно, и практично // Знамя труда. 1991. 26 апр. № 51 (5796). С. 3.

21. Сашина О. Легенды, мифы и история // Знамя труда. 1992. 27 июня. № 76 (5977). С. 2.

22. Михайлова О. Выгода - взаимная // Знамя труда. 1992. 20 февр. № 22 (5923). С. 3.

23. Разговор о книге // Знамя труда. 1991. 14 марта. № 32 (5777). С. 3.

24. Иванова В. Отдохнуть с мамой и папой - это счастливый случай // Знамя труда. 1994. 19 апр. С. 4.

25. Михайлова О. Путь к читателям // Знамя труда. 1992. 25 янв. № 11 (5912). С. 3.

26. Аналитическая справка Кожевниковской ЦБС за 1997 год. Кожевниково, 1997. 21 с.

27. Аналитическая справка о работе Кожевниковской централизованной библиотечной системы Томской области в 1998 году. Кожевниково, 1998. 18 с.

28. Аналитическая справка о работе Кожевниковской ЦБС Томской области за 1999 год. Кожевниково, 1999. 27 с.

29. ДурневаВ. У нас у всех с войною счеты // Знамя труда. 2005. 17 мая. С. 2.

30. Дурнева В. Необычный урок // Знамя труда. 2004. 1 июля. С. 3.

31. Дурнева В. «Люби прекрасный этот мир» // Знамя труда. 2005. 24 июня. С. 2.

32. Аналитический обзор деятельности муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Томской области за 2011 г. [Электронный ресурс]. Томск: Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина, 2012. 87 с. / Департамент по культуре Томской области; Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина. URL: http: // prof.lib.tomsk.ru/files2/1792_SVQDNYI_AQ-2011.pdf (дата обращения: 26.10.2013).