Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)
УДК 02:378(571.16) DOI 10.17223/22220836/17/7
О.А. Жеравина
ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ТГУ
В статье анализируется подготовка библиотечных кадров на кафедре библио-течно-информационной деятельности Томского государственного университета. Рассматриваются такие направления работы кафедры, как учебное, научно-исследовательское, социокультурное.
Ключевые слова: библиотечное образование, Томский государственный университет, кафедра библиотечно-информационной деятельности ТГУ.
В нашей стране формирование библиотечных кадров, задуманное изначально как создание особой отрасли подготовки специалистов, осуществляется в основном в учреждениях культурно-просветительского характера, которые с обретением университетского статуса в последние два десятилетия начинают ставить в качестве значимых такие требования к системе воспитания специалиста, как научная глубина и универсализм [1. С. 130]. Вместе с тем обучение в классическом университете по определению базируется именно на этих основополагающих для него принципах.
Ростки библиотечного образования, органически появляющиеся в классическом университете, можно рассматривать не как альтернативу уже сложившейся системе, а как возвращение к изначально оправданному общественному постулату: накопление, систематизация, сохранение и предоставление создаваемой человечеством информации требует интеллектуалов высшей университетской квалификации. Причем это требование тем очевиднее, чем стремительнее общество вступает в эру сложнейших информационных технологий, раскрывающих во все возрастающем масштабе возможности и горизонты познания. В этой связи вполне закономерным можно считать начало подготовки с 2002 г. библиотечных специалистов в старейшем в азиатской части России Томском государственном университете и открытие здесь кафедры библиотечно-информационной деятельности в 2004 г.
Очевидна необходимость гармоничного сочетания глубоких гуманитарных и естественно-научных познаний, придающих объем и осмысленность человеческой деятельности, с освоением информационных технологий, умножающих её эффективность. Важно осознавать и актуальность таких необходимых направлений совершенствования подготовки библиотечно-инфор-мационных кадров, как обеспечение глубины и гуманизации их общепрофессиональных знаний [2, 3]. Не случайно в профессиональной литературе мы встречаем закономерное утверждение о том, что подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего не только специальными знаниями и умениями, но и социально-гуманитарными общенаучными и общепрофессиональными знаниями, можно лишь в условиях университета [4. С. 44].
Именно такой подход определяет логику подготовки специалистов биб-лиотечно-информационной деятельности в классическом университете, известном широким диапазоном научных школ и своей уникальной Научной библиотекой [5].
В академическом пространстве Томского университета существует поистине благодатная образовательная и научная среда для подготовки специалистов библиотечного профиля. Научная библиотека ТГУ принадлежит к числу крупнейших в России и обладает богатейшим книжным фондом. В ходе многолетнего сотрудничества с ведущими университетскими центрами Великобритании, Нидерландов, Швеции, Германии она вышла на уровень успешного применения новейших технологий и предоставления пользователям современных информационных услуг. Библиотека Томского университета является по сути высшей школой практического мастерства и одновременно научной и творческой лабораторией для формирования специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.
Созданная в 2004 г. в Институте искусств и культуры ТГУ кафедра биб-лиотечно-информационной деятельности на начальном этапе своего развития прошла значительный путь становления по всем основным направлениям -от кадрового и выстраивания учебного процесса по вновь открытой специальности до научно-исследовательского. В последующем развитие системы учебной подготовки специализирующихся по кафедре было сопряжено с такими важными процессами, как внедрение ФГОС 3 поколения и переход на многоуровневую подготовку кадров. Преподаватели кафедры читают курсы лекций почти по сорока дисциплинам. В 2011 г. в соответствии с новыми требованиями были разработаны учебные программы читаемых курсов; периодически осуществляется процесс их совершенствования, переработки и обсуждения. Сотрудники кафедры разрабатывают электронные курсы, используя систему дистанционного обучения Moodle в учебном процессе; в 2015 г. из 5 разработок кафедры 3 планируется представить на экспертизу.
Значительную роль в учебном процессе играют учебные и производственная практики, которые студенты кафедры проходят в Научной библиотеке ТГУ, а также на базе Томской областной универсальной научной библиотеки им. A.C. Пушкина - старейшей сибирской публичной библиотеки. Плодотворное сотрудничество с этой библиотекой связывает кафедру с момента ее основания. Сотрудничает кафедра и с Томской областной детско-юношеской библиотекой, радушно принимающей ее студентов. Интересно проходит практика в школьных библиотеках, например в библиотеке средней школы № 42 г. Томска.
В 2011/12 уч. г. был сделан первый набор по программе бакалавриата, в 2015 г. кафедра готовится к первому выпуску бакалавров. В настоящее время кафедра приступает к разработке магистерской программы, которую планирует завершить в текущем году. Отметим, возможно, в качестве достойной университета особенности наличие в учебной программе, по которой кафедра готовит будущих библиотечных специалистов, таких дисциплин, как латинский язык, античная литература. Добавим, что заведующей кафедрой читается для студентов курс лекций «Библиотечное дело Великобритании» на английском языке. Очевидно, что такие предметы призваны повысить не только
уровень общей подготовки будущих библиотекарей, но и уровень их информационных возможностей. Как очевидно, впрочем, и то, что не столько спектр читаемых дисциплин, сколько сама атмосфера классического университета, с его огромным потенциалом традиций, культуры и информационных богатств составляет тот кладезь возможностей, которыми так важно научить пользоваться студентов.
Важным направлением работы кафедры является научно-исследовательская деятельность. Библиотечные секции, работу которых неизменно организует кафедра в рамках научных конференций различного уровня, проводимых университетом, всегда отличаются активным участием докладчиков, выступающих по широкому кругу вопросов библиотечного дела, книговедения, библиографоведения, культурного наследия.
Сотрудники кафедры принимали участие в осуществлении проекта «Культурный капитал» (2010-2011), были написаны статьи по библиотечной тематике для Энциклопедии Томской области.
В 2010 г. кафедра начинает разрабатывать собственные проекты и выигрывать гранты РГНФ в рамках Регионального конкурса «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном». Плодотворной в плане выявления и реализации собственных исследовательских интересов оказалась работа по реализации поддержанного РГНФ проекта «Библиотеки в пространстве культуры Томской области (XIX - начало XXI в.)» (20112012). По проблематике проекта было опубликовано 40 статей, подготовлена коллективная монография, проведена конференция «Школьные библиотеки в социокультурном пространстве Томской области». Грантом РГНФ был поддержан и следующий, логически связанный с первым, исследовательский проект кафедры «Сельские библиотеки Томской области в условиях модернизации современного российского общества: деятельность и перспективы» (2013-2014). Следует отметить территориальный масштаб изучаемого кафедрой библиотечного пространства (свыше 300 тыс. км2) - Томская область по площади больше, чем Польша и немногим меньше, чем Германия. Командировки, осуществленные в сельские районы области для сбора материала по теме гранта, не только обеспечили основательный источниковый базис проводимых изысканий, но и существенно обогатили личный опыт сотрудников кафедры, расширили их профессиональный кругозор.
Накопленный в процессе работы по этим грантам серьезный задел позволил исследовательскому коллективу кафедры включить в свои ряды британского коллегу и подать на конкурс разработанный в 2014 г. третий проект, на сей раз по проблематике изучения передового регионального и зарубежного опыта развития библиотек. К сожалению, сложившиеся экономические реалии не оставляют надежд на возможность получения в 2015 г. финансовой поддержки РГНФ.
Подчеркнем, что затронутая тема исследовательских проектов кафедры напрямую связана с проблемой подготовки библиотечных специалистов. Для коллектива кафедры важнейшим направлением работы наряду с учебной и практической деятельностью является создание условий, позволяющих будущим специалистам овладевать навыками научно-исследовательской работы. Курсовые работы студенты начинают писать с первого года обучения по
предложенным библиотековедческим темам общего характера. В дальнейшем, по мере погружения в учебный процесс, мероприятия научного характера, (семинары, конференции, круглые столы) многие студенты под влиянием научных руководителей начинают интересоваться научной работой кафедры.
Так, на начальном этапе реализации первого грантового проекта кафедрой библиотечно-информационной деятельности в рамках научной конференции «Интегративные исследования культуры» (2011) была организована секция «Библиотеки в культуре Томской области», в работе которой приняли участие студенты 1-4-х курсов. Доклады, прочитанные преподавателями кафедры, стали своего рода приглашением познакомиться с исследовательской проблематикой и творческой лабораторией кафедры. Одним из важных результатов работы секции стало утверждение наметившихся студенческих групп по изучению библиотечного пространства Томской области.
Тематика исследовательского проекта кафедры была широко представлена на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Этюды культуры» (2012, ТГУ). На этой конференции 2 секции из четырех были посвящены библиотечным вопросам; причем из 22 прозвучавших на них докладах 15 докладов, сделанных тринадцатью студентами и двумя соискателями, были подготовлены по теме кафедрального гранта. По итогам конференции 11 из этих докладов были опубликованы в научном журнале «Вестник Томского университета. Культурология и искусствоведение». Последующие конференции с участием студентов кафедры - как ежегодно проводимая в ТГУ студенческая конференция «Этюды культуры» (получившая в 2015 г. статус международной), так и другие научные конференции различных уровней - непременно включают в свои программы их доклады по проблемам истории и развития библиотек Томска и Томской области. В качестве примера сошлемся также на проходившую в мае 2014 г. в Томске Международную научно-практическую конференцию «Томск и Сибирь в цивилизационном пространстве Евразии»; на Молодежной секции прозвучало 10 докладов студентов кафедры библиотечно-информационной деятельности.
Кафедра целенаправленно поддерживает интенсивный режим студенческой публикационной активности, рассматривая процесс оформления результатов изысканий и подготовки статьи к печати как хорошую школу презентации результатов своего труда. Всего за десятилетие работы кафедра имеет 169 студенческих публикаций. На текущий момент - к марту 2015 г. сдана в печать 21 студенческая работа. За этот же период сотрудниками кафедры опубликовано 249 статей.
Успешному вовлечению студентов в проблематику осуществляемых кафедрой исследовательских проектов служит создаваемая в процессе работы атмосфера, характер которой отражен в формуле «Студент и преподаватель -коллеги». Сотрудничество поколений при этом рассматривается как один из основных принципов организации единого в своем осуществлении образовательного, воспитательного и научно-исследовательского процесса.
Необходимым элементом в подготовке гармонично развитой и профес -сионально ориентированной личности будущего специалиста является со-
циокультурная деятельность, в процессе которой появляются возможности для самореализации, творчества, повышения самооценки, расширения кругозора, укрепления нравственных позиций. Сотрудники и студенты кафедры активно участвуют в фестивалях книги, всероссийских и областных семинарах; в таких всероссийских мероприятиях как, Библионочь, Ночь в музее, Томский коллай-дер; конференциях различного уровня; телемостах с библиотеками России и Украины, проводимых областной библиотекой им. A.C. Пушкина и областной детско-юношеской библиотекой; проводят игровые мероприятия «В гостях у книжки» в детских садах, познавательные семинары «Продвинутое чтение» для учащихся старших классов школ города. В течение нескольких лет студенты кафедры организуют и проводят благотворительную акцию «Подари книгу», в ходе которой передают собранные книги сельским библиотекам области. Отметилась кафедра и участием своей студентки-волонтера на Универсиаде в Казани (2013) и Параолимпиаде 2014 г. в Сочи.
Кафедра выпустила 47 специалистов; в 2015 г. состоится первый выпуск бакалавров. Выпускники кафедры работают в основном в сфере библиотеч-но-информационной деятельности; география их трудоустройства весьма обширна - от Владивостока до Москвы. Почти половина выпускников успешно трудится в Томской областной библиотеке им. A.C. Пушкина, в муниципальных и вузовских библиотеках г. Томска.
Нельзя не отметить и имеющиеся проблемы. Весьма непросто обстоит дело с набором абитуриентов на специальность «Библиотечно-информационная деятельность». Очевидно, что гуманитарно ориентированные абитуриенты вполне ожидаемо, мечтая стать студентами классического университета, предпочтение отдают таким классическим же факультетам, как филологический, исторический, философский, юридический или широко популярный ныне факультет психологии.
При наборе в 10 человек на библиотечную специальность по первому приоритету, как правило, поступает меньше половины абитуриентов. Это всякий раз делает нас заложниками неудовлетворенных амбиций студентов, не прошедших по конкурсу на другие гуманитарные факультеты. Часть таких студентов в результате покидает кафедру, переводясь на обучение по другим направлениям подготовки. Справедливости ради заметим, что, многие студенты, изначально не связывавшие свои планы с получением библиотечной профессии, с началом обучения, напротив, открывают для себя новый, абсолютно не схожий со стереотипным облик специальности и с большим интересом постигают ее азы, чтобы затем уже мотивированно влиться в ряды специалистов библиотечно-информационной деятельности.
Следует признать, что при весьма высоких отраслевых показателях в пределах Сибирского федерального округа, отмечаемых в профессиональной литературе в отношении поступающих учиться библиотечной специальности в ТГУ как составляющих «самый сильный» контингент в регионе [6. С. 8788], мы ориентируемся в первую очередь на рейтинги уровня абитуриентов в самом университете, что побуждает рассматривать профориентационную работу кафедрального коллектива в качестве одной из приоритетных задач.
Есть все основания полагать, что подготовка библиотечных кадров в классическом университете может и должна содействовать повышению уровня и престижа библиотечной профессии. Само культурное простран-
ство университетского города предоставляет богатые возможности духов -ного роста и профессионального совершенствования для тех, кто избирает для себя непростую, но увлекательную сферу библиотечно-информа-ционной деятельности.
Литература
1. Фонотов Г.П. Библиотеки. Общество. Россия. Исследования социокультурной среды. М.: Либерея, 2002. 192 с.
2. Соколов А.В. Библиотечный авангард информационного обществ // Научные и технические библиотеки. 2012. № 2. С. 51-60.
3. Соляник А.А. Культуроцентрическая модель модернизации высшего библиотечно-информационного образования // Вюник Харювсько! державно! академи культур.: зб. наук. пр. Спецвипуск 40: Харгав: ХДАК, 2013. С. 31-41.
4. Яцееич Н.А. Библиотечное образование: пути трансформации // Научные и технические библиотеки. 2014. № 1. С. 42-45.
5. Филимонов М.Р. Книжная сокровищница Сибири. 2-е изд. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. 194 с.
6. Макеева О.В. Кто идет в библиотечную профессию? // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение . 2012. № 4 (8). С. 86-91.
Zheravina Olga A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/17/7
EDUCATION OF LIBRARY SPECIALISTS IN THE CLASSICAL UNIVERSITY: TEN YEARS' EXPERIENCE OF TSU
Key words: library education, Tomsk state university, chair of library and information activities of TSU.
Library education at classical university can be considered as the option enriching the practice of librarian's preparation which developed in our country. Training at university is based on the principles of scientific depth and universalism so important for modern information and library activities. Since 2002 librarian education starts at Tomsk State University, and in 2004 the chair of Library and Information Science (LIS) study opens here. The university, with its richest Scientific Library, has the unique educational and scientific environment for librarians training.
In 10 years of the development the chair passed a considerable way of formation; in recent years introduction of the State Educational Standard of the 3rd generation and transition to multilevel education were the defining processes. The staff of the chair teaches about forty disciplines, develops electronic courses in Moodle system. In the curriculum there are such subjects as Latin, Antique literature. The course «Librarianship of Great Britain» for students of chair is given in English by her head. Practices Students pass their Practices in the TSU Scientific Library, A.S. Pushkin Regional Library and in other libraries of the city.
The important area of chair's work is research activity. Since 2011 the chair wins RGNF grants. On the themes of chair's projects «Libraries in Space of Culture of the Tomsk Region (XIX - the beginning of the XXI centuries)» (2011-2012) and «Rural libraries of the Tomsk region in the conditions of modernization of modern Russian society: activity and prospects» (2013-2014) 70 articles are published, a collective monograph is prepared, a number of scientific conferences is carried out. The chair purposefully helps students to be trained in skills of research work, involving them on cathedral projects. In a decade the chair has 169 student's publications.
The chair has graduated 47 specialists; in 2015 the first graduation of bachelors will take place. Graduates of chair work generally in the sphere of library and information activities; the geography of their employment is very extensive - from Vladivostok to Moscow. Nearly a half of graduates successfully work in Tomsk Regional A.S. Pushkin Library, in municipal and university libraries of Tomsk.
There are every reason to believe that education of library specialists at classical university can and has to promote increase of level and prestige of library profession.
References
1. Fonotov G.P. Biblioteki. Obshchestvo. Rossiya. Issledovaniya sotsiokul'turnoy sredy [Libraries. Community. Russia. The studies of social and cultural environment]. Moscow: Libereya Publ., 2002. 192 p.
2. Sokolov A.V. Bibliotechnyy avangard informatsionnogo obshchestv [The library vanguard of the information society]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki - Scientific and Technical Libraries, 2012, no. 2, pp. 51-60.
3. Solyanik A.A. Culture-centric modernization model of higher library information education. Visnik Kharkivs'koi derzhavnoi akademii kul'tur - Journal of the Kharkiv State Academy of Culture, 2013, no. 40, pp. 31-41. (In Russian).
4. Yatsevich N.A. Library education: Transformation ways. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki -Scientific and Technical Libraries, 2014, no. 1, pp. 42-45. (In Russian).
5. Filimonov M.R. Knizhnaya sokrovishchnitsa Sibiri [The book treasure trove of Siberia]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 1988. 194 p.
6. Makeeva O.V. Who goes to the library profession? Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2012, no. 4 (8), pp. 86-91.