Вестник Томского государственного университета. _Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)_
УДК 271.2+023
Б01 10.17223/22220836/17/14
К.А. Кузоро
УЧЕБНЫЙ КУРС «ПРАВОСЛАВНЫЕ БИБЛИОТЕКИ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЫ (ИЗ ОПЫТА ИНСТИТУТА ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)*
В статье раскрываются содержательные и методологические аспекты учебного курса «.Православные библиотеки». Основной принцип преподавания предмета -объединение знаний по организации библиотечного пространства со знанием и пониманием историко-культурной ценности православных библиотек, их роли в сохранении духовного наследия российского общества. Рассмотрены тематические разделы курса, образовательные технологии, проводимые в райках изучения предмета мероприятия, полученныерезультаты.
Ключевые слова: православные библиотеки, православие, библиотечное образование.
«Православные библиотеки» - так называется один из предметов, изучаемых студентами кафедры библиотечно-информационной деятельности Института искусств и культуры Томского государственного университета. История российской культуры и книжности не может быть изучена и представлена во всей полноте без выявления и учета роли православных библиотек. В научной литературе можно встретить следующее их определение: «тип негосударственных конфессиональных библиотек, учредителями которых являются учреждения Русской православной церкви (монастыри, храмы, учебные заведения, некоторые благотворительные организации и православные братства) или частные лица» [1. С. 6]. Иногда православные библиотеки называют церковными, что не совсем верно: в этом случае исключаются, например, библиотеки духовных семинарий и академий, Синодальная библиотека. Входящие в фонд православных библиотек документы «направлены на удовлетворение служебных (профессиональных) и личных потребностей священнослужителей, монахов и мирян» [1. С. 6].
Православные библиотеки всегда были значимой частью русской культуры, центром духовного и образовательного пространства. В настоящее время общественный интерес и стремление открывать библиотеки в храмах и монастырях порой встречаются с рядом вопросов: каким образом правильно организовать пространство библиотеки, сформировать ее фонд, создать справочно-поисковый аппарат. Также часто требуются дополнительные знания для работы с фондами литературы по религии в светских библиотеках. Поэтому и необходимы специалисты, способные дать компетентные ответы на все эти вопросы.
Ответом на потребность в квалифицированных специалистах стало включение в образовательные программы курса, посвященного православным библиотекам. Среди основоположников этого направления - Московский государственный университет культуры и искусств, в котором С.П. Фунтико-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса РГНФ, проект № 15-01-00148.
вой был разработан курс «Православная литература в фонде массовой библиотеки» (1997).
В дореволюционный период, несмотря на то, что состояние дел в православных библиотеках время от времени освещалось в периодической печати и отдельных публикациях, целостного осмысления этого явления не произошло. В советское время история православных библиотек (в основном средневековых) рассматривалась в контексте развития отечественной культуры такими учеными, как В.Е. Васильченко [2], С.П. Луппов [3], М.И. Слухов-ский [4], М.В. Кукушкина [5]. В настоящее время различным аспектам деятельности православных библиотек посвящены исследования И.В. Почин-ской [6], О.Н. Устьянцевой [7], Е.В. Крушельницкой [8], Н.В. Елизаровой [9], К.А. Кузоро [10] и др.
Студенты изучают этот предмет на втором курсе, когда уже получены базовые знания по отечественной истории, истории русской культуры, библиотековедению. Основной принцип преподавания курса - объединение знаний по организации библиотечного пространства со знанием и пониманием историко-культурной ценности православных библиотек, их роли в сохранении духовного наследия российского общества.
Изучение предмета начинается с общей характеристики православных библиотек. Раскрываются такие темы, как их понятие и виды; источники для их изучения; типо-видовая структура православной литературы; тематика, состав, принципы формирования и учет фондов; разработка справочно-поискового аппарата; применяемые в библиотеках таблицы классификации документов; правила составления библиографических записей; методы работы с читателями. Далее в хронологическом порядке излагаются основные вехи истории православных библиотек: возникновение монастырских и храмовых библиотек средневековой Руси (библиотек Киевского и Новгородского Софийских соборов, Кирилло-Белозерского монастыря, Спасо-Преобра-женского Соловецкого монастыря и др.); история библиотек московских государей; появление Синодальной библиотеки, библиотек духовных учебных заведений, епархиальных и благочиннических библиотек, библиотек православных братств, военно-церковных библиотек. Рассматривается трагическая судьба библиотек в советское время и их возрождение в начале 1990-х гг. За годы советской власти традиция создания православных библиотек во многом оказалась утраченной, поэтому важно изучать деятельность дореволюционных православных библиотек, перенимать их положительный опыт и обращаться к нему, открывая новые библиотеки.
В рамках курса изучаются такие темы, как сибирские православные библиотеки, старообрядческая книжная культура, издательская деятельность Русской православной церкви, православная периодическая печать, профессиональные и личностные требования к сотрудникам православных библиотек. Следует отметить, что на определенных жизненных этапах библиотекарями работали такие известные богословы, историки, духовные писатели, общественные деятели, как Максим Грек, Юрий Крижанич, Сильвестр (Медведев), A.B. Горский, Е.Е. Голубинский.
Отдельное внимание уделяется библиотекам Томской митрополии. Например, рассматриваются такие аспекты, как источники и способы пополне-
92
К.А. Кузоро
ния библиотечных фондов; имевшиеся в них ранее и имеющиеся сейчас книжные коллекции; деятельность духовенства по организации храмовых, епархиальных, приходских библиотек; организация выставок; культурно-просветительская работа с читателями.
Изучение православных библиотек дополняется экскурсиями в библиотеку Богородице-Алексиевского монастыря, Церковно-исторический музей при Томской духовной семинарии, Томский областной художественный музей (например, посещение экспозиций, посвященных древнерусскому искусству).
Со второй половины 1990-х гг. берет начало развитие православного сегмента Интернета: возникают первые интернет-страницы, создаются сайты, форумы. Появившиеся в начале 2000-х гг. православные электронные библиотеки сегодня стали весьма заметным явлением, поэтому в учебный курс включен посвященный им раздел, в котором рассматриваются виды, задачи, состав фондов, организация справочно-поискового аппарата, перспективы развития православных электронных библиотек. На практических занятиях студенты работают с православными электронными библиотеками, создают посвященные им тематические презентации.
Помимо занятий в университете студенты принимают участие в ежегодно проводящихся в Томске Днях славянской письменности и культуры памяти святых первоучителей Кирилла и Мефодия. Тематика студенческих докладов разнообразна: история библиотек духовных академий и семинарий, возникновение и развитие православной периодической печати в Сибири, история и современное состояние православных библиотек Томской митрополии и др. В 2013 г. на радио «Томский Благовест» автором данной статьи совместно со студентами была записана передача «Православные библиотеки Томска» [11].
Самостоятельная исследовательская работа, выступление на конференциях и радио способствуют формированию у студентов способности анализировать социально значимые явления и процессы, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способствуют воспитанию уважительного и бережного отношения к культурному наследию и традициям.
Таким образом, в настоящее время перед православными библиотеками стоит целый ряд задач - научить читателя ориентироваться в возросшем потоке религиозной литературы, с помощью новейших технологий содействовать просвещению и духовно-нравственному воспитанию читателей; несмотря на существующие проблемы, поддерживать и развивать лучшие традиции православных библиотек. Надеемся, что полученные студентами знания будут этому способствовать.
Литература
1. Фунтикова С.П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее. М.: Изд-во МГУКИ, 2002. 256 с.
2. Василъченко В.Е. Очерк истории библиотечного дела в России, Х1-ХУШ вв. М.: Гос-культпросветиздат, 1948. 157 с.
3. Луппое С.П. Книга в России в XVII веке. Л.: Наука, 1970. 224 с.
4. СлухоескийМ.И. Русская библиотека XVI-XVII вв. М.: Книга, 1973. 252 с.
5. Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. Л.: Наука, 1977. 222 с.
6. От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI-XVIII вв. / отв. ред. И.В. Починская. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1994. 149 с.
7. Устъянцева О.Н. Культурно-просветительская деятельность Русской православной церкви: организация библиотек в Томской епархии в конце XIX - начале XX вв. // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: материалы IV Всерос. науч. чтений. Кемерово, 2006. С. 145-148.
8. Крушелъницкая Е.В. Эволюция описания монастырских рукописных собраний // Библиотековедение. 2007. № 5. С. 62-66.
9. Елизарова Н.В. Из опыта работы библиотек епархиальных и приходских училищ Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв.) // Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы: сб. материалов науч. конф. Новосибирск, 2007. С. 129-136.
10. Кузоро К.А. Православные библиотеки в культурном и образовательном пространстве Томска (вторая половина XIX - начало XXI в.) // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. № 3. С. 80-87.
11. Земля Томская. Вып. № 1. Православные библиотеки Томска [Звукозапись] // Радио «Томский благовест»: официальный сайт. URL: http://radio-blagovest.ru/content/zemlya-tomskaya-1 (датаобращения: 16.10.2014).
Kuzoro Kristina A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/17/14
ACADEMIC COURSE «ORTHODOX LIBRARIES» IN THE EDUCATION OF SPECIALISTS IN LIBRARY SPHERE (FROM THE EXPERIENCE OF THE INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE IN TOMSK STATE UNIVERSITY)
Key words: Orthodox libraries, Orthodoxy, library education.
Orthodox libraries have always been an important part of Russian culture. At the moment the desire to open the library in the churches and monasteries often found with a number of questions: how to organize the space in library, form its foundation, to create a reference and search tools. Also often require additional knowledge to work with the funds of the literature on religion in secular libraries. Therefore, the necessary specialists, able to give competent answers to all these questions.
Response to the demand for qualified specialists is the inclusion in the curricula of education devoted Orthodox libraries.
Study of the subject begins with the general characteristics of the Orthodox libraries. Disclosed topics such as their concept and types; sources for their study; specific structure of the Orthodox literature; subject matter, composition, principles of accounting and funds; development of reference and search tools; used in libraries table classification of documents; rules for the preparation of bibliographic records; methods of work with readers. Next in chronological order sets out the main milestones in the history of the Orthodox libraries. The course examines topics such as the Siberian Orthodox libraries, Old Believers book culture, the publishing the Russian Orthodox Church, the Orthodox periodicals, professional and personal requirements for employees Orthodox libraries. Special attention is given to libraries Tomsk Metropolitanate.
Independent research, presentation at the conference promotes the formation of the students' ability to analyze socially significant phenomena and processes that contribute to the education of respect for the cultural heritage and traditions.
Thus, currently before the Orthodox libraries faced with some problems - how to teach the reader to navigate in the increased flow of religious literature, using the latest technology to promote education and spiritual and moral education of the readers; to develop the best traditions of the Orthodox libraries. We hope that the knowledge acquired by students will contribute to this.
References
1. Funtikova S.P. Pravoslavnye biblioteki: proshloe i nastoyashchee [Orthodox libraries: the past and present]. Moscow: MSUCA Publ., 2002. 256 p.
2. Vasil'chenko V.E. Ocherk istorii bibliotechnogo dela v Rossii, XI-XVIII vv. [A short history of li-brarianship in Russia in the 11th - 18th centuries]. Moscow: Goskul'tprosvetizdat Publ., 1948. 157 p.
3. Luppov S.P. Kniga vRossii vXVII veke [The book in Russia in the 17th century]. Leningrad: Nauka Publ., 1970. 224 p.
4. Slukhovskiy M.I. Russkaya biblioteka XVI-XVII vv. [The Russian Library in the 16th - 17th centuries]. Moscow: Kniga Publ., 1973. 252 p.
94
K.A. Kysopo
5. Kukushkina M.V. Monastyrskie biblioteki Russkogo Severa: Ocherki po istorii knizhnoy kul'tury XVI—XVII vekov [Monastic libraries of the Russian North: Essays on the history of book culture in the 16th - 17th centuries]. Leningrad: Nauka Publ., 1977. 222 p.
6. Pochinskaya I.V. (ed.) Ot Vyatki do Tobol'ska: tserkovno-monastyrskie biblioteki rossiyskoy provintsii XVI—XVIII vv. [From Vyatka to Tobolsk: church and monastery libraries in Russian province in the 16th - 18th centuries]. Ekaterinburg: Ural University Publ., 1994. 149 p.
7. Ustyantseva O.N. [Cultural and educational activities of the Russian Orthodox Church: the organization of libraries in Tomsk diocese in the late 19th - early 20th centuries]. Intellektual'nyy i industri-al'nyy potentsial regionov Rossii: materialy IV Vseros. nauch. chteniy [The intellectual and industrial potential of Russian regions: Proc. of the 4th All-Russian Scientific Readings]. Kemerovo, 2006, pp. 145-148. (In Russian).
8. Krushel'nitskaya E.V. Evolyutsiya opisaniya monastyrskikh rukopisnykh sobraniy [Evolution of the description of monastic manuscript collections]. Bibliotekovedenie, 2007, no. 5, pp. 62-66.
9. Elizarova N.V. [From the experience of libraries in diocesan and parochial schools in Western Siberia (the end of the 19th - early 20th centuries)]. Istoricheskie issledovaniya v Sibiri: problemy i per-spektivy: sb. materialov nauch. konf. [Historical studies in Siberia: problems and prospects. Proc. of the Scientific Conference]. Novosibirsk, 2007, pp. 129-136. (In Russian).
10. Kuzoro K.A. Pravoslavnye biblioteki v kul'turnom i obrazovatel'nom prostranstve Tomska (vtoraya polovina XIX - nachalo XXI v.) [Orthodox library in the cultural and educational space of Tomsk (the second half of the 19th - early 21st centuries)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2011, no. 3, pp. 80-87.
11. Zemlya Tomskaya. Vyp. № 1. Pravoslavnye biblioteki Tomska [The Tomsk Land. Iss. no. 1. Orthodox Libraries in Tomsk]. Available from: http://radio-blagovest.ru/content/zemlya-tomskaya-1. (Accessed: 16th October 2014).