Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 2 (18)
УДК 027.6(571)
DOI 10.17223/22220836/18/12
Е.Б. Артемьева
БИБЛИОТЕКИ ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРСКО-ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА В 1990-е - ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ 2000-х гг.
В статье приведена краткая характеристика развития библиотек духовных учреждений - храмов, семинарий, медресе, дацанов Сибири и Дальнего Востока в 1990-х - первое десятилетие 2000-х гг. Исторический опыт убеждает, что если различные структуры духовных заведений, включая библиотеки, не замыкаются на религиозной сфере, а добиваются контакта с народом, то их деятельность способствует духовному возрождению общества.
Ключевые слова: библиотеки учреждений духовного ведомства, храмы, семинарии, медресе, дацаны, православная литература, исторические и нравственные ценности народов.
Восстановление духовных, исторических и нравственных ценностей народов является одной из задач библиотек. Особая роль в решении этого вопроса принадлежит библиотекам духовного ведомства, возрождение которых в России началось в конце XX в. С 1991 г. стали активно восстанавливаться старые и возводиться новые храмы, начали открываться воскресные школы и другие соответствующие учебные заведения. Русской православной церковью была поставлена задача духовного просвещения населения, которое, естественно, невозможно без духовно-назидательной литературы, а значит, без библиотек - хранилищ и трансляторов вековых знаний. Библиотеки как культурно-просветительские и информационные учреждения способствуют процессу возрождения, формируя соответствующие фонды и раскрывая их пользователям, воспитывают в людях нравственность, гуманность, понимание веры и религиозную веротерпимость.
Репертуар православной литературы в библиотеках церквей конца XX в. -это жития святых, поучения Святых Отцов Церкви, богослужебная литература (часослов, минеи, Триоди, требники, молитвословы и т.д.), акафисты, каноны, молитвы, а также их разъяснения и толкования Святыми Отцами, книги Библии (Псалтырь, Евангелие, Апостол, др.); книги учебно-назидательного характера: Закон Божий, катехизис, учебники церковно-славянского языка, которые используются при обучении детей и взрослых на уроках воскресной школы. К началу 2000-х гг. за счет появления многочисленных православных издательств количество документов в фондах библиотек заметно увеличилось.
Как указывают исследователи, фонды большинства православных библиотек насчитывают в среднем около 10 тыс. экз. Так, например, в библиотеках Новосибирского Вознесенского кафедрального собора, Новосибирского богословского института, Новосибирской духовной семинарии фонд именно такой в количественном выражении; в библиотеках ведутся каталоги и создаются электронные ресурсы. Имеется библиотека, ведется каталог в Бердском Преображенском кафедральном соборе. Начиная со второй половины 1990-х гг. фор-
мируются и православные электронные библиотеки, представленные на сайтах епархий. Большинство из них являются поливидовыми: они содержат текстовые документы, аудиозаписи, видеозаписи, фильмы, фотографии. Неотъемлемые атрибуты сайтов: новостные ленты, информирующие о последних событиях в православном мире; православные календари; форумы; полезные ссылки на сетевые ресурсы [1, 2, 3].
Возрождение храмов и монастырей породило кадровую проблему, потребовало организации духовных учебных заведений: были открыты семинарии, духовные училища и курсы псаломщиков; сформированы профильные факультеты и в светских вузах. Церковь решала задачу сделать доступным богословское и православное гуманитарное образование для всех, кто стремился вернуться к православной культуре, к православной вере, к духовным корням русского народа.
Во второй половине 1990-х гг. возродили свою деятельность и мусульманские библиотеки на территории Сибири, что было связано с открытием в областных и краевых центрах региона мечетей и медресе. Причинами организации работы мусульманских библиотек в основном являются: желание верующих ближе познакомиться с достижениями арабо-мусульманской культуры, возможность повышения уровня религиозного образования и проведение просветительской работы, прежде всего, среди представителей других конфессий. Основным ареалом распространения мусульманских библиотек является Западная Сибирь (Омск, Новосибирск, Тобольск). Это обстоятельство обусловлено как причинами исторического характера (Западная Сибирь - место компактного проживания мусульманского населения), так и особенностями распространения мусульманской книги в регионе. Основу большинства книжных фондов мусульманских библиотек составляют русскоязычные издания исламской тематики. В ситуации, когда русский язык оказывается важным инструментом межнационального общения, наличие русскоязычных книг приобретает огромную социальную значимость. Это обстоятельство позволяет говорить о межцивилизационной роли мусульманской книги и большом значении русского языка в мусульманском социуме.
Литература на арабском, равно как и на татарском, казахском и иных языках, присутствует в фондах рассматриваемых библиотек. Особых требований к отбору книг для библиотек не существует. Главное, чтобы их содержание соответствовало общепринятым исламским нормам и не имело серьезных расхождений с ортодоксальной мусульманской традицией. В XXI в. библиотеки являются центрами распространения мусульманской книги в Сибири и важнейшими проводниками мусульманской книжной культуры [9].
На территории региона получают развитие и буддийские библиотеки -в дацанах Бурятии, Иркутской области и др. Например, при Иволгинском дацане в Бурятии в 1991 г. был открыт Буддийский университет «Даши Чойнхорлин» - единственное учебное учреждение в России, деятельность которого направлена на углубленное изучение и преподавание буддийской философии. Университет является многопрофильным вузом, занимающимся подготовкой буддийских священнослужителей - лам, ученых-буддологов и востоковедов, лингвистов, специалистов по тибетскому и старомонголь-
Библиотеки духовного ведомства на территории Сибирско-Далъневосточного региона 95
скому языкам, врачей тибетской медицины, художников. В вузе действует библиотека, формируются электронные коллекции [10].
Таким образом, в регионе на рубеже XX-XXI вв. библиотеки различных конфессий начинают новый этап эволюции. Исторический опыт убеждает, что если различные структуры духовных учреждений, включая библиотеки, не замыкаются на религиозной сфере, а добиваются контакта с народом, то их деятельность способствует эволюции общества.
Литература
1. Минина С. Ю. Православные библиотеки и современность // Девятые Макушинские чтения. Новосибирск, 2012. С. 281-285.
2. Кузоро К. А. Православные электронные библиотеки: современное состояние и перспективы развития // Труды / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. Новосибирск, 2011. Вып. 1: Развитие электронной информационно-библиотечной среды. С. 88-93.
3. Фунтикова С. П. Православные библиотеки: прошлое и настоящее. М., 2002. С. 100-115.
4. Томская православная духовная семинария : офиц. сайт. URL: http://tompds.ru/ (дата обращения: 07.05.2012).
5. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ): офиц. сайт Московского Патриарха. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/80367.html (дата обращения: 28.05.2015).
6. Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви. 17-19 июля 2006 г. № 65 // Русская Православная Церковь. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/126436. html (дата обращения: 05.05.2012).
7. Хабаровская духовная семинария // Древо: открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/16086.html (дата обращения: 07.05.2012).
8. Хабаровская духовная семинария. URL: http://dvseminary.ru/ (дата обращения: 07.05.2012).
9. Данилов В. Л. Мусульманская книга в Сибири в конце XX - начале XXI в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Новосибирск, 2005. С. 19-21. URL: http://www.spsl.nsc.ru/webirbis/irbis64r_01 /cgi/cgiirbis_64.exe?Z21ID=&I21DBN=CATD&P21DBN=CATD&S21STN=1&S21REF=3&S21FM T=fullwebr&C21C0M=S&S21CNR=20&S21P01=0&S21P02=0&S21P03=M=&S21STR= (дата обращения: 31.05.2015).
10. Иволгинский дацан. URL: http://www.datsan.buryatia.ru/ (дата обращения: 25.06.2013).
Artemyeva Elena B. Head of the Department of research-methodological activity of SPSTL SB RAS, Ph. D. (doctor of pedagogical sciences) (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/22220836/18/12
RELIGIOUS DEPARTMENT LIBRARIES IN THE SIBERIAN-FAR EASTERN REGION IN 1990s - EARLY 2000s
Key words: religious department libraries, churches, seminaries, madrassas, datsans, Orthodox literature, peoples' historical and moral values.
Restoring peoples' spiritual, historical and moral values is a task of libraries. A special role in solving this problem belongs to religious department libraries, which revival began in the late XX century. In 1990s the old churches began actively restoring, new ones were built, Sunday schools and other relevant institutions were opened. The Russian Orthodox Church has been given the task of population religious education, which is impossible without ecclesiastical writing and edifying literature, hence, without libraries as storages and translators of secular knowledge. Libraries as cultural-educational and information institutions contribute to the process of regeneration forming relevant collections and uncovering their content for users, bringing people morality, humanity, faith understanding and religious tolerance. The article contains a brief description of the Orthodox church libraries (in Novosibirsk Region), seminaries, religious schools, faculties, where religious department staff is training (Tomsk, Vladivostok, Yakutsk, Khabarovsk, Yuzhno-Sakhalinsk), which revived their activities in Siberia and the Far East, as well as madrassas (Omsk, Novosibirsk, Tobolsk) and datsans (Republic of Buryatia) in 1990s - early 2000s. The historical experience shows, if various structures of
religious institutions, including libraries, are not confined to the religious sphere, but sought contact with the people, their activities contribute to the society spiritual development.
References
1. Minina S.Ju. Pravoslavnye biblioteki i sovremennost' // Devjatye Makushinskie chtenija. Novosibirsk, 2012. S. 281-285.
2. Kuzoro K.A. Pravoslavnye jelektronnye biblioteki: sovremennoe sostojanie i perspektivy raz-vitija // Trudy / Gos. publich. nauch.-tehn. b-ka Sib. otd-nija Ros. akad. nauk. Novosibirsk, 2011. Vyp. 1: Razvitie jelektronnoj informacionno-bibliotechnoj sredy. S. 88-93.
3. Funtikova S.P. Pravoslavnye biblioteki: proshloe i nastojashhee. M., 2002. S. 100-115.
4. Tomskaja pravoslavnaja duhovnaja seminarija : ofic. sajt. URL: http://tompds.ru/ (data obrash-henija: 07.05.2012).
5. Pravoslavnyj Svjato-Tihonovskij gumanitarnyj universitet (PSTGU): ofic. sajt Moskovskogo Patriarha. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/80367.html (data obrashhenija: 28.05.2015).
6. Zhurnaly zasedanij Svjashhennogo Sinoda Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. 17-19 ijulja 2006 g. № 65 // Russkaja Pravoslavnaja Cerkov'. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/126436.html (data obrashhenija: 05.05.2012).
7. Habarovskaja duhovnaja seminarija // Drevo: otkrytaja pravoslavnaja jenciklopedija. URL: http://drevo-info.ru/articles/16086.html (data obrashhenija: 07.05.2012).
8. Habarovskaja duhovnaja seminarija. URL: http://dvseminary.ru/ (data obrashhenija: 07.05.2012).
9. Danilov V.L. Musul'manskaja kniga v Sibiri v konce XX - nachale XXI v. : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Novosibirsk, 2005. S. 19-21.
10. Ivolginskij datsan. URL: http://www.datsan.buryatia.ru/ (data obrashhenija 25.06.2013).