Научная статья на тему 'Новгородская духовная семинария: 1740-1918 гг. (к 270-летию со дня основания)'

Новгородская духовная семинария: 1740-1918 гг. (к 270-летию со дня основания) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
854
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / ИСТОРИЯ НОВГОРОДСКОЙ ЕПАРХИИ / HISTORY OF NOVGOROD'S EPARCHY / NOVGOROD THEOLOGICAL SEMINARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева И. Л., Салоников Н. В.

Рассмотрена история Новгородской духовной семинарии от возникновения до закрытия в 1918 г. Особое внимание уделено истории семинарии в XVIII в., дана оценка значения и роли этого учебного заведения, названы имена наиболее выдающихся церковных деятелей, управлявших семинарией, ее преподавателей и выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новгородская духовная семинария: 1740-1918 гг. (к 270-летию со дня основания)»

УДК 37

НОВГОРОДСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ: 1740-1918 гг. (К 270-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ)

И.Л.Григорьева, Н.В.Салоников

Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]

Рассмотрена история Новгородской духовной семинарии от возникновения до закрытия в 1918 г. Особое внимание уделено истории семинарии в XVIII в., дана оценка значения и роли этого учебного заведения, названы имена наиболее выдающихся церковных деятелей, управлявших семинарией, ее преподавателей и выпускников.

Ключевые слова: Новгородская духовная семинария, история Новгородской епархии

The article considers history of Novgorod theological seminary from the origin to the closing in 1918, especially its formation during the initial period of its existing in the XVIIIth century. The characteristic of significance and role of this school is given. The names of outstanding ecclesiastics, who managed the seminary, its professors and graduates are mentioned.

Keywords: Novgorod theological seminary, History of Novgorod's Eparchy

В этом году исполняется 270 лет со дня основания Новгородской духовной семинарии, сыгравшей важную роль в истории русской культуры и просвещения. Однако до сих пор детального и полного исследования истории этого учебного заведения не осуществлено. В работах дореволюционных авторов В.А.Смирнова и Г.И.Светлова [1], специально посвященных истории семинарии, содержится большой материал, но ссылки на использованные авторами исторические источники отсутствуют. Поэтому приведенные ими факты требуют верификации с помощью архивных данных. Современные ученые-историки, изучающие историю семинарии, сталкиваются с серьезными трудностями, поскольку архив семинарии как единое целое не сохранился. Часть документов, по-видимому, утрачена, а сохранившиеся материалы, рассредоточенные по различным архивохранилищам страны, не обладают достаточной репрезентативностью для целостной реконструкции истории этого учебного заведения. Исследователи вынуждены заниматься изучением либо отдельных периодов истории семинарии, либо ее отдельных тем и сюжетов. Наиболее изучены история библиотеки [2], учебная деятельность и состав учащихся в XVIII

в. [3], рукописные учебники и курсы [4], история закрытия семинарии [5]. Недавно изданная книга краеведа Л.А.Секретарь представляет собой лишь биографические материалы для изучения семинарской истории [6].

Новгородская духовная семинария (ДС) была открыта в 1740 г. в соответствии с Указом императрицы Анны Иоанновны от 1738 г. [7]. Указ предусматривал преобразование в семинарии уже существовавших епархиальных школ, которых в 1741 г. насчитывалось семнадцать. Восемь из них имели полный курс обучения, включая классы философии и богословия. Кроме Новгорода такие семинарии имелись в Харькове, Смоленске, Пскове, Казани, Петербурге, Троице-Сергиевой Лавре и Твери [8].

Основатель семинарии архиепископ Новгородский Амвросий (Юшкевич) (1740 — 1745), окончивший Киевскую духовную академию (КДА), планировал создать в Новгороде точный слепок своей alma mater. Об этом свидетельствует «Штат о содержании Новгородского Архиерейского Дома», в котором содержится особый раздел «О семинарии». Документ, составленный в Св. Синоде, видимо, при участии самого Амвросия, утвержденный Указом императрицы Анны Иоанновны от 24 мая 1740 г., гласит: «...определяется ныне при Новгородском Архиерейском доме Семинария для обучения Латинского, Ел-лино-Греческого, и аще возможно, и Еврейского языков, начав от Грамматики даже до Риторики, Философии и Теологии.» [9]. Указом от 30 октября 1740

г. преосвященный Амвросий определил открыть семинарию в ближайшем к Новгороду Антониевом монастыре. Согласно штату, деятельность Новгородской ДС была с самого начала подробно регламентирована и обеспечена в материальном отношении. На ее содержание было ассигновано 7859 рублей 37 копеек в год, что намного превосходило денежное содержание других семинарий [10].

12 апреля 1741 г. преосвященный Амвросий обратился с донесением к Анне Леопольдовне, регентше при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, докладывая о своем намерении избрать для строительства «не уже семинарии, но большой Академии по примеру школ Киевских... монастырь Антония Римлянина», где «надлежит быть по штату 10-ти школам, також и библиотеке каменной для содержания книг, а для лучшего порядка и смотрения оной Академии имеет определен быть. архимандрит и ректор... по примеру Киевской и Московской Академий» [11]. Владыка также просил «по примеру Киевской, Харьковской и прочих иностранных утвердить оную академию грамотою». На донесение Анной Леопольдовной была наложена резолюция: «на употребление монастыря Антония Римлянина для жития учителей и учеников позволяется, такоже и строение каменной новой Академии опробуется» [12]. Таким образом, наименование Новгородской ДС «академией» получило Высочайшую апробацию.

Ее учебный план имел ту же структуру, что и в КДА [13]. В первом классе — фаре, или аналогии, давались элементарные сведения о латыни, изучался также церковнославянский язык. Далее следовали три грамматических класса: infima classis (нижний класс)

— инфима; media classis grammatices (средний класс)

— грамматика; suprema classis (высший класс) — синтаксима. Основу учебного процесса в этих классах составляло изучение латыни по учебнику «De Institutione Grammatica Libri Tres» Эммануила Альва-ра (1526 — 1582), учителя грамматики в коллегии Игнатия Лойолы в Лиссабоне. Большую роль в учебном процессе играло чтение античных классиков. В старших классах изучались пиитика, риторика, философия, основанная на учении Аристотеля в интерпретации схоластов, и богословие, в преподавании которого главную роль играли труды Фомы Аквинского.

Кроме Альвара никаких печатных учебных пособий (по пиитике, риторике, философии и богословию) в соответствии с традицией, принятой на Западе, а также в КДА, не существовало. Каждый преподаватель составлял собственный рукописный учебник на основе полученных им самим знаний в подобном же учебном заведении. Рукописные учебники, созданные преподавателями Новгородской ДС, хранятся ныне в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки [14]. Среди них — учебники Иосифа (Ямницкого) по риторике, диалектике, философии и богословию. Попутно отметим, что в соответствии с традициями КДА учебники по философии делились на три части — философию «умственную», или Логику, философию «естественную», или Физику, и философию «божественную», или Метафизику.

Учебный план с течением времени видоизменялся. Из отдельных дисциплин «свободных искусств» постепенно выделялись новые учебные предметы. Так, в 1769 — 1770 гг. учитель класса риторики прочитал в этом классе универсальную историю Людовика Голь-берга [15], положив, таким образом, начало преподаванию истории. На основе «естественной» философии по мере развития науки в учебных планах духовных семинарий появился ряд новых учебных дисциплин:

география, астрономия, физика, медицина, агрономия и т. д. Правда, первые печатные учебные пособия по некоторым из этих предметов (физике, механике и т.

д.) появились в духовных семинариях не раньше 80-х годов XVIII в. (В XIX в. в семинарии появятся физический и минералогический кабинеты.)

Реализация киевского учебного плана в Новгородской ДС заняла несколько лет. В 1740 г. были открыты четыре класса, в которые согласно уровню их подготовки были определены 271 ученик архиерейской школы: в аналогию — 83, инфиму — 67, грамматику — 89 и синтаксиму — 32 человека [16]. Уровень обучения в семинарии был достаточно высоким. Об этом свидетельствует открытие в 1741 г. класса пиитики, в который были переведены 19 учеников из син-таксимы, а в 1742 — класса риторики, в который поступило 17 учеников из пиитики [17]. При Новгородском архиепископе Стефане (Калиновском) в 1746 г. открылся класс философии, преподавателем в котором стал префект семинарии Иосиф (Ямницкий). В новый класс были переведены 25 семинаристов из класса риторики [18]. Класс богословия был открыт в сентябре 1748 г. после того как Иосиф (Ямницкий) прочитал курс философии и приступил к богословию. Однако 30 декабря 1748 г. этот преподаватель умер, и ученики богословия были вынуждены возвратиться в философский класс. Окончательное открытие класса богословия состоялось в сентябре 1750 г. Богословие начал преподавать Иоасаф (Миткевич). В том же году открылся и еврейский класс, преподавателем которого был назначен Иерофей (Кремянский).

14 июля 1754 г. состоялся первый выпуск 28 семинаристов, окончивших полный курс семинарии. Первыми преподавателями из учеников семинарии стали Иван Грязовицкий и Стефан (Лаговский), которые уже в 1744 г. были определены учителями, соответственно, в классы грамматики и инфимы [19]. В 1754 г. Стефан (Лаговский) был уже учителем пиитики (позднее он преподавал философию и древнееврейский язык). С 1755 г. эту должность занимал также воспитанник семинарии Тимофей Савельев (Соколовский) — знаменитый впоследствии святитель Тихон Задонский. Став префектом семинарии, он преподавал философию. Среди преподавателей низших классов были Михаил Оштинский, Андроник Акац-кий и Иван Оранский, которые еще будучи студентами философского класса поочередно преподавали в классе инфимы с 1746 по 1755 гг.

В 1748 г. В.К.Тредиаковский отобрал для обучения в Академическом университете Петербургской Академии наук ряд семинаристов: Михаила Софроно-ва, Игнатия Терентьева, Филиппа Яремского, Иосифа Полидорского, Георгия Павинского, Назара Герасимова, Ивана Братковского и др. Большинство из них проявило способности к языкам и математике. И. Терентьев и Н. Герасимов преподавали в Академической гимназии. И.Е.Братковский, И.Д.Полидорский, Г.А.Павинский служили в Географическом департаменте. Ученик Л.Эйлера Михаил Софронов стал 12-м действительным членом Петербургской Академии наук из числа россиян, а Ф.Я.Яремский, один из четырех первых магистров философии, получивших эту сте-

пень в России, был переведен в Московский университет и вошел в состав немногочисленного российского национального ядра его профессорской коллегии [20].

В 1765 г. Екатерина II повелела отправить десять семинаристов, окончивших курс риторики, в Англию для обучения в университетах с целью подготовки профессоров для богословского факультета, который планировалось открыть в Московском университете. Из Новгородской ДС были отобраны учитель класса пиитики Мина Исаев и два семинариста

— Егор Андреевский и Василий Антонский. Отъезд состоялся в июне 1766 г., но не в Англию, а в Геттинген, Лейден и Мангейм. Егор Андреевский после семилетнего обучения в Геттингене вернулся магистром словесности и был назначен учителем философии в родной семинарии. Василий Антонский стал учителем греческого языка в Московской академии. Мина Исаев, защитивший диссертацию по медицине, умер в Мангейме. Он был одним из первых русских врачей, специалистов в области акушерства. Его богатая библиотека, содержавшая книги медицинской тематики, была привезена из Германии и передана в библиотеку Новгородской ДС [21].

Хорошо понимая, что уровень учебного заведения определяется его библиотекой, владыка Амвросий приложил особые усилия к организации семинарской библиотеки. Согласно Штату 1740 г. на комплектование библиотеки выделялось по 300 рублей в год, чего не имела ни одна семинария [22]. Кроме того, Амвросий передал Новгородской ДС книжное собрание Новгородского архиерейского дома, включавшее библиотеку Новгородской школы Лихудов и ставшее основой семинарской библиотеки, возникновение которой следует поэтому датировать 1706 г. Он также получил разрешение императрицы Елизаветы Петровны на передачу семинарии библиотеки Феофана (Прокоповича), для которой планировал выстроить каменное здание. В 40-х — 60-х гг.

XVIII в. библиотека Новгородской ДС являлась едва ли не крупнейшей среди учебных заведений России.

В 1788 г. высшие классы Новгородской ДС по инициативе митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) были на одиннадцать лет переведены в Санкт-Петербург, чтобы поднять уровень другого учебного заведения - Александ-ро-Невской семинарии, преобразованной вскоре после этого в Петербургскую духовную академию. Ее первым ректором стал выпускник Новгородской ДС, будущий архиепископ Ярославский и Ростовский Антоний (Знаменский). В 1799 г. по указу императора Павла I архиепископом Санкт-Петербургским, Эстлянд-ским и Выборгским был назначен Амвросий (Подобе-дов), а Гавриил остался лишь в сане архиепископа Новгородского. В 1801 г. Амвросий стал митрополитом Новгородским и Олонецким. При нем Новгородская духовная семинария была восстановлена в прежнем составе: вслед за классами риторики и философии в 1801 г. открылся класс богословия. Появились также немецкий, французский, исторический, географический, математический и медицинский классы [23].

В XIX в. Новгородская ДС имела мало принципиальных отличий от других духовных семинарий стра-

ны. Однако и тогда она обладала уникальными традициями и замечательной по богатству библиотекой. В

XIX — XX вв. в историю семинарии вошли имена многих ученых, представляющих церковную и светскую науку: Амвросия (Подобедова), Евгения (Болховитинова), Амвросия (Орнатского), Макария (Миролюбо-ва), А.А.Бронзова, А.И., И.И. и В.И.Бриллиантовых, Н.Г.Богословского, М.А.Новинского, Е.В.Барсова,

В.И.Модестова, М.И.Владиславлева, Н.Г.Порфиридова и др.

Двухэтажное каменное здание библиотеки, выстроенное в 1759 — 1780-х гг. в стиле барокко, доныне хорошо сохранило свои первоначальные формы. Старые учебные корпуса, построенные при архиепископе Амвросии, были разобраны в 1880-е годы, а на их месте А.И.Борщовым был возведен трехэтажный семинарский корпус [24], освящение которого состоялось 11 октября 1890 г. В его архитектуре были использованы ренессансные мотивы и элементы древнерусского зодчества.

Здесь, в обширном актовом зале, 30 октября 1890 г. состоялись торжества, посвященные 150-летию учебного заведения, возглавленные епископом Старорусским Владимиром (Богоявленским). На юбилейном акте выступили митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский), ректор семинарии протоиерей Е.И.Мегорский, преподаватели и выпускники семинарии. Все они подчеркивали значение семинарии как одного из старейших учебных заведений России, ее роль в воспитании и образовании «множества умных и честных тружеников» для церковной и государственной деятельности [25].

В течение всего дореволюционного периода Новгородская епархия была одной из самых обширных по территории и первой по числу храмов и часовен. Не случайно в XIX — начале XX вв. с Новгородской ДС оказались связаны имена авторитетных церковных деятелей и выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. В их числе — архимандрит Юрьева монастыря Фотий (Спасский), а также ряд новомучеников и исповедников Российских: митрополит Московский и Киевский Владимир (Богоявленский), епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), архиепископ Воронежский и Задонский Тихон (Ни-каноров), архиепископ Петроградский Иосиф (Петровых). В эпоху революционных бурь и потрясений судьбами Новгородской епархии и ДС ведали митрополит Арсений (Стадницкий) и епископ Алексий (Симанский), будущий патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

30 сентября 1918 г. Новгородский губернский отдел народного образования принял решение о закрытии Новгородской ДС, а с 1 октября 1919 г. на ее базе открылся Новгородский институт народного образования, в распоряжении которого оказалась фундаментальная библиотека семинарии [26].

Работа выполнена в рамках проекта РГНФ №10-01-26114а/В.

1. Смирнов В. А. История Новгородской духовной семинарии // Новгородские епархиальные ведомости. 1894.

№№ 2, 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17, 18, 20, 24; 1895. №№ 3, 5, 11,

22, 24; Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. СПб., 1917. Вып.1. 408 с.

2. См.: Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Источники для изучения библиотеки Новгородской духовной семинарии // Книга в России XI — XX вв.: Сб. науч. тр. Вып.21. СПб., 2004. С.212-224; Они же. История библиотеки Новгородской духовной семинарии: 1706 — 1925 гг. // Вестник НовГУ. Сер.: Педагогика. Психология. 2009. №53. С.16-19; Они же. Библиотека архиепископа Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского) // Лихудовские чтения: Мат. науч. конф. «Вторые Лихудовские чтения». В.Новгород, 24-26 мая 2004 г. / Отв. ред. В.Л.Янин, Б.Л.Фонкич.

B.Новгород, 2009. С.167-191; Пичугин П.В. Материалы РГАДА о библиотеке Новгородской духовной семинарии // Там же. С.120-124; Салоников Н.В. Круг чтения новгородских семинаристов первой четверти XIX в. // Там же.

C.162-166.

3. Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Новгородская духовная семинария в 40—60-х годах XVIII века (К 260-летию со дня основания) // Вестник НовГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2000. №16. С.3-8; Они же. Новгородская «академия»: К истории учебных заведений Новгорода XVIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып.11(21). СПб., 2008. С. 185-218; Они же. История Новгородской духовной семинарии в XVIII в. // Новгородика-2008. Вечевая республика в истории России: Мат. междунар. науч.-практ. конф. 21-23 сент. 2008 г. / Сост. Д.Б.Терешкина и др.

B.Новгород, 2009. Ч.1. С.298-307; Григорьева И.Л. Схоластическая традиция в Новгороде XVIII в. (к вопросу о Новгородской «академии») // Санкт-Петербургский университет в XVIII — XX вв.: европейские традиции и российский контекст: Тр. междунар. науч. конф. 23-25 июня 2009 г. / Отв. ред. А.Ю.Дворниченко, И.Л.Тихонов. СПб., 2009.

C. 11-21; Пантелеева А.А. Успеваемость новгородских се-

минаристов по ведомостям 1741 — 1742 годов // Тез. докл. XII науч. конф. преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ. В.Новгород, 2005. С.12-14; Она же. Новгородская духовная семинария в XVIII веке по материалам ГИАНО // Документальное наследие Новгорода и Новгородской земли: Мат. науч. конф. В.Новгород, 2005. С.3-7; Она же. Открытие Новгородской духовной семинарии // Мат. Первой науч.-практ. конф. молодых ученых-гуманитариев.

B.Новгород, 2006. С.79-83; Она же. Новгородская духовная семинария в XVIII в. // София. 2007. №2. С.7-10.

4. Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Западноевропейская традиция рукописных учебников в Новгороде XVIII века // Страницы Российской истории: Межвуз. сб. к 60-летию со дня рождения проф. Г.А.Тишкина / Под ред. А.О.Бороноева, Е.Р.Ольховского. М., 2001. С.63-75; Они же. Учебная литература из фонда рукописей Новгородской духовной семинарии // Вестник НовГУ. Сер.: Гуманитарные науки. 2006. №36. С.23-27; Суториус К.В. Лекции по философии и богословию, прочитанные в первой половине XVIII века в православных учебных заведениях России // Verbum. Вып.8: Mediaevalia: идеи и образы средневековой культуры. СПб., 2005. С.150-164; Он же. Рукописи с богословскими лекциями Иосифа (Волчан-ского) из библиотеки Новгородской духовной семинарии // Лихудовские чтения. С.125-138.

5. Григорьева И.Л., Петров Е.А. Новгородская духовная семинария в 1918 году и судьбы народного просвещения // Вестник НовГУ. Сер.: История. Филология. 2008. №47.

C.11-14; Петров Е.А. От духовной семинарии к пединституту (по материалам ГАНО) // Известия РГПУ им.

А.И.Герцена. 2008. №37(80): Аспирантские тетради.

С.483-487.

6. Секретарь Л.А. Новгородская духовная семинария. Наставники и ученики. В.Новгород, 2010. 211 с.

7. Полный свод законов (далее ПСЗ). Т.10. (1737 — 1739). СПб., 1830. С.619-623.

8. Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. СПб., 2001. С.169 и др. (Первое издание — Казань, 1881).

9. ПСЗ. Т.44. Ч.2. Книга штатов. СПб., 1830. С.6.

10. Знаменский П.В. Указ. соч. С.168-169.

11. Светлов Г.И. Указ. соч. С.82.

12. Там же.

13. См.: Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Новгородская ду-

ховная семинария и традиции Киево-Могилянской академии (К вопросу о характере межцивилизационных контактов) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат. науч. конф., 11-13 нояб. 1998 г. / Сост.

B.Ф.Андреев. Новгород, 1998. С.103-106.

14. Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Учебная литература из фонда рукописей Новгородской духовной семинарии.

C.23-27.

15. Светлов Г.И. Указ. соч. С. 113.

16. См.: Ведомость Новгородского архиерейского дому о школах и бывших в 1740 году учениках // Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1908. Т.20. Стб. 683-724.

17. Пантелеева А.А. Новгородская духовная семинария в XVIII веке. С.7.

18. Там же. С.8.

19. Отдел письменных источников Новгородского государственного музея-заповедника. КП 30056-94/11234. Л.148-

148 об.; 225-226 об.

20. См.: Кулябко Е.С. М.В.Ломоносов и учебная деятельность Петербургской Академии Наук. М.; Л., 1962.

C.130-207; Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII в. — 1917 г. М., 1994. С.12, 15.

21. Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Традиции западноевропейской медицины и учебные заведения Новгорода XVIII

в. // Страницы истории: Сб. науч. ст., посв. 65-летию со дня рождения проф. Г.А.Тишкина / Отв. ред. Р.Ш.Ганелин. СПб., 2008. С. 133-151.

22. ПСЗ. Т.44. Ч.2. Книга штатов. СПб., 1830. С.9.

23. Светлов Г.И. Указ. соч. С.317.

24. Секретарь Л.А. Дома, события, люди. (Новгород. XVIII

— начало XX вв.). Новгород, 1999. С.291.

25. 150-летие Новгородской духовной семинарии. 1740-1890

г.: Юбилейный сб. / Сост. П.Н.Спасский. Новгород, 1891.

149 с.

26. Григорьева И.Л., Петров Е.А. Указ. соч. С.13-14.

Bibliography (Translitirated)

1. Smirnov V.A. Istorija Novgorodskoj duhovnoj seminarii // Novgorodskie eparhial'nye vedomosti. 1894. №№2, 4, 5, 7,

9, 13, 15, 17, 18, 20, 24; 1895. №№ 3, 5, 11, 22, 24; Svetlov G.I. Kratkij ocherk istorii Novgorod-skoj duhovnoj seminarii. SPb., 1917. Vyp.1.

2. Sm.: Grigor'eva I.L., Salonikov N.V. Istochniki dlja izu-chenija biblioteki Novgorodskoj duhovnoj seminarii // Kniga v Rossii XI — XX vv.: Sb. nauch. tr. SPb., 2004. Vyp.21. S.212-224; Oni zhe. Istorija biblioteki Novgorodskoj duhovnoj seminarii: 1706 — 1925 gg. // Vestnik NovGU. Ser.: Pedagogika. Psihologija. 2009. №53. S.16-19; Oni zhe. Biblioteka arhiepiskopa Jaroslavskogo i Rostovskogo Antonija (Znamenskogo) // Lihudovskie chtenija: Mat. nauch. konf. «Vtorye Lihudovskie chtenija». V.Novgorod, 24-26 maja 2004 g. / Otv. red. V.L.Janin, B.L.Fonkich. V.Novgorod, 2009. S.167-191; Pichugin P.V. Materialy RGADA o biblioteke Novgorodskoj duhovnoj seminarii // Tam zhe. S.120-124; Sa-lonikov N.V. Krug chtenija novgorodskih seminaristov pervoj chetverti XIX v. // Tam zhe. S.162-166.

3. Grigor'eva I.L., Salonikov N.V. Novgorodskaja duhovnaja seminarija v 40—60-h godah XVIII veka (K 260-letiju so dnja osnovanija) // Vestnik NovGU. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2000. №16. S.3-8; Oni zhe. Novgorodskaja «akademija»: K istorii uchebnyh zavedenij Novgoroda XVIII v. // Novgorodskij istoricheskij sbornik. SPb., 2008. Vyp.11(21). S.185-218; Oni zhe. Istorija Novgorodskoj duhovnoj seminarii v XVIII v. // Novgorodika-2008. Vechevaja respublika v istorii Rossii: Mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 21-23 sent. 2008 g. / Sost.

D.B.Tereshkina i dr. V.Novgorod, 2009. Ch.1. S.298-307; Grigor'eva I.L. Sholasticheskaja tradicija v Novgorode XVIII v. (k voprosu o Novgorodskoj «akademii») // Sankt-Peterburgskij universitet v XVIII —XX vv.: evropejskie tradicii i rossijskij kontekst: Tr. mezhdunar. nauch. konf. 23-25 ijunja 2009 g. / Otv. red. A.Ju.Dvornichenko, I.L.Tihonov. SPb., 2009. S.11-21; Panteleeva A.A. Uspevaemost' novgorodskih seminaristov po vedomostjam 1741 — 1742 godov // Tez. dokl. XII nauch.

konf. prepodavatelej, aspirantov i studentov NovGU. V.Novgorod, 2005. S. 12-14; Ona zhe. Novgorodskaja duhov-naja seminarija v XVIII veke po materialam GIANO // Do-kumental'noe nasledie Novgoroda i Novgorodskoj zemli: Mat. nauch. konf. V.Novgorod, 2005. S.3-7; Ona zhe. Otkrytie Novgorodskoj duhovnoj seminarii // Mat. Pervoj nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh-gumanitariev. V.Novgorod, 2006. S.79-83; Ona zhe. Novgorodskaja duhovnaja seminarija v XVIII v. // Sofija. 2007. №2. S.7-10.

4. Grigor'eva I.L., Salonikov N.V. Zapadnoevropejskaja tradicija rukopisnyh uchebnikov v Novgorode XVIII veka // Stranicy Rossijskoj istorii: Mezhvuz. sb. k 60-letiju so dnja rozhdenija prof. G.A.Tishkina / Pod red. A.O.Boronoeva,

E.R.Ol'hovskogo. M., 2001. S.63-75; Oni zhe. Uchebnaja literatura iz fonda rukopisej Novgorod-skoj duhovnoj seminarii // Vestnik NovGU. Ser.: Gumanitarnye nauki. 2006. №36. S.23-27; Sutorius K.V. Lekcii po filosofii i bogosloviju, pro-chitannye v pervoj polovine XVIII veka v pravoslavnyh uchebnyh zavedenijah Rossii // Verbum. SPb., 2005. Vyp.8: Mediaevalia: idei i obrazy srednevekovoj kul'tury. S.150-164; On zhe. Rukopisi s bogoslovskimi lekcijami Iosifa (Volchan-skogo) iz biblioteki Novgorodskoj duhovnoj seminarii // Li-hudovskie chtenija. S.125-138.

5. Grigor'eva I.L., Petrov E.A. Novgorodskaja duhovnaja se-minarija v 1918 godu i sud'by narodnogo prosvewenija // Vestnik NovGU. Ser.: Istorija. Filologija. 2008. №47. S.11-14; Petrov E.A. Ot duhovnoj seminarii k pedinstitutu (po ma-terialam GANO) // Izvestija RGPU im. A.I.Gercena. №37(80): Aspirantskie tetradi: Nauchnyj zhurnal. SPb., 2008. S.483-487.

6. Sekretar' L.A. Novgorodskaja duhovnaja seminarija. Na-stavniki i ucheniki. V.Novgorod, 2010.

7. Polnyj svod zakonov (dalee PSZ). T.10. (1737 — 1739). SPb., 1830. S.619-623.

8. Znamenskij P.V. Duhovnye shkoly v Rossii do reformy 1808 g. SPb., 2001. S.169 i dr. (Pervoe izdanie — Kazan', 1881).

9. PSZ. T.44. Ch.2. Kniga shtatov. SPb., 1830. S.6.

10. Znamenskij P.V. Ukaz. soch. S.168-169.

11. Svetlov G.I. Ukaz. soch. S.82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Tam zhe.

13. Sm.: Grigor'eva I.L., Salonikov N.V. Novgorodskaja duhovnaja seminarija i tradicii Kievo-Mogiljanskoj akademii (K voprosu o haraktere mezhcivilizacionnyh kontaktov) // Proshloe Novgoroda i Novgorodskoj zemli: Mat. nauch. konf., 11-13 nojab. 1998 g. / Sost. V.F.Andreev. Novgorod, 1998. S.103-106.

14. Grigor'eva I.L., Salonikov N.V. Uchebnaja literatura iz fonda rukopisej Novgorodskoj duhovnoj seminarii. S.23-27.

15. Svetlov G.I. Ukaz. soch. S.113.

16. Sm.: Vedomost' Novgorodskogo arhierejskogo domu o shko-lah i byvshih v 1740 godu uchenikah // Opisanie do-kumentov i del, hranjawihsja v arhive Svjatejshego Pravi-tel'stvujuwego Sinoda. SPb., 1908. T.20. Stb. 683-724.

17. Panteleeva A.A. Novgorodskaja duhovnaja seminarija v XVIII veke. S.7.

18. Tam zhe. S.8.

19. Otdel pis'mennyh istochnikov Novgorodskogo gosudar-stvennogo muzeja-zapovednika. KP 30056-94/11234. L.148-148 ob.; 225-226 ob.

20. Sm.: Kuljabko E.S. M.V.Lomonosov i uchebnaja dejatel'-nost' Peterburgskoj Akademii Nauk. M.; L., 1962. S.130-207; Ivanov A.E. Uchenye stepeni v Rossijskoj imperii. XVIII v.

— 1917 g. M., 1994. S.12, 15.

21. Grigor'eva I.L., Salonikov N.V. Tradicii zapadnoevropejskoj mediciny i uchebnye zavedenija Novgoroda XVIII v. // Stranicy istorii: Sb. nauch. st., posv. 65-letiju so dnja rozhdenija prof. G.A.Tishkina / Otv. red. R.Sh.Ganelin. SPb., 2008. S.133-151.

22. PSZ. T.44. Ch.2. Kniga shtatov. SPb., 1830. S.9.

23. Svetlov G.I. Ukaz. soch. S.317.

24. Sekretar' L.A. Doma, sobytija, ljudi. (Novgorod. XVIII — nachalo XX vv.). Novgorod, 1999. S.291.

25. 150-letie Novgorodskoj duhovnoj seminarii. 1740-1890 g.: Jubilejnyj sb. / Sost. P.N.Spasskij. Novgorod, 1891. 149 s.

26. Grigor'eva I.L., Petrov E.A. Ukaz. soch. S.13-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.