Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1 (17)
УДК 027.52 (571.16)
DOI 10.17223/22220836/17/20
Е.А. Масяйкина
УЧЕБНЫЙ КУРС «БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ» КАК РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
В статье показано значение библиотечно-информационного образования и, в частности, факультативного учебного курса «Библиотечное дело Томской области» для социокультурного развития сельской местности. Выявлены цели и задачи курса, обозначены общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые специалисту для организации работы современной сельской библиотеки. Представлена структура курса, охарактеризованы его содержательные аспекты, показана источ-никовая база, рассмотрены формы и методы обучения.
Ключевые слова: сельские библиотеки, Томская область, библиотечно-информационное образование, факультативныеучебные курсы, компетенции.
Современная публичная библиотека является важным участником социально-культурной деятельности региона, предоставляя доступ к знаниям и информации всем членам местного сообщества, содействуя удовлетворению потребностей в области образования, профессиональной деятельности, досуга и развития личности [1]. Библиотека вносит важный вклад в повседневную жизнь и социально-экономическое развитие местного сообщества, способствует своими средствами всестороннему развитию своего города или сельского поселения с их уникальными особенностями и местной спецификой. Ей принадлежит ведущая роль в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности [2].
Важнейшую роль в социальной и культурной жизни региона выполняют сельские библиотеки, участвующие в формировании культурно-исторического сознания местного сообщества, организующие содержательный досуг граждан, способствующие развитию их творческих способностей, приобщающие население к культурному наследию. Таким образом, библиотечная сфера Томской области нуждается в специалистах, владеющих комплексом знаний и практических навыков в области организации деятельности современной сельской библиотеки. Для реализации данной задачи в образовательную программу студентов кафедры библиотечно-информационной деятельности включен факультативный курс «Библиотечное дело Томской области», предполагающий как теоретическую, так и практическую подготовку библиотекарей современной формации. Курс направлен на формирование у студентов как целостного представления о современном состоянии сферы культуры в Томской области, так и понятия об особенностях деятельности библиотек различных типов и видов, в частности муниципальных сельских библиотек. В процессе освоения курса предполагается изучение внешней для сельской библиотеки социокультурной среды, влияющей на реализацию базовых направлений деятельности библиотеки и на формирование информа-
ционных потребностей читателей, а также рассмотрение практического опыта деятельности библиотек районов Томской области.
Современная система высшего профессионального образования предполагает формирование у студентов в процессе обучения различных общекультурных и профессиональных компетенций, представляющих собой «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом» [3]. В результате освоения данного курса студенты овладевают такими общекультурными компетенциями, как стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации и мастерства в профессии, а также осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие сформированной мотивации к выполнению профессиональных и должностных обязанностей. Также важной компетенцией является способность анализировать социально значимые проблемы, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности. Базовыми профессиональными компетенциями, формируемыми в процессе изучения курса, являются способность к изучению и анализу деятельности сельской библиотеки, владение методами количественной и качественной оценки работы учреждения, готовность к выявлению и изучению информационных потребностей читателей современной сельской библиотеки. В результате освоения данного учебного курса студент должен знать историю, современное состояние и перспективы развития деятельности библиотек на территории Томской области.
Важнейшим требованием является знание основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере культуры. К ним относятся, в частности, Закон о библиотечном деле [4], Закон о реализации государственной политики в сфере культуры и искусства в Томской области [5], Закон о библиотечном деле и обязательном экземпляре в Томской области [6]. Также в процессе обучения студенты знакомятся с разнообразной источниковой базой. В частности, это статистические издания «Города и районы Томской области» [7], «Культурно-просветительные учреждения Томской области» [8], «Основные показатели муниципальных образований Томской области» [9], «Районы Томской области» [10], статистический ежегодник «Томская область» [11] и др. Также студенты изучают систему библиотечной аналитики, представленную аналитическими справками и отчетами о деятельности сельских библиотек [12]. Основным требованием, предъявляемым обществом к современному образованию, является способность и готовность молодого специалиста применять полученные знания на практике, реали-зовывать их в деятельности сельской библиотеки, владеть современными методами сбора, анализа и интерпретации данных, а также уметь осуществлять научно-исследовательскую деятельность.
Учебный курс состоит из двух крупных разделов. Первый раздел носит название «Общая характеристика Томской области» и рассматривает регион в качестве внешней среды для организации деятельности сельских библиотек. Предлагается к изучению материал по истории создания области, современному административно-территориальному делению, актуальному состоянию экономики, промышленности, образования, культуры. Также в данный раздел включается информация об организации библиотечного дела в Томской области: харак-
120
Е.А. Масяйкина
теризуется библиотечная сеть области в целом, рассматривается областное законодательство в сфере библиотечного дела, показывается роль Томской областной универсальной научной библиотеки им. A.C. Пушкина в методическом руководстве муниципальными общедоступными библиотеками. Второй раздел называется «Сельские библиотеки Томской области» и включает общую характеристику социально-экономического положения и сферы культуры районов области; рассматривается организация библиотечной сети в сельской местности; характеризуется практическая деятельность центральных районных и детских библиотек, а также библиотек-филиалов.
Изучение материалов курса происходит как с использованием традиционных образовательных технологий, включающих лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, так и включает элементы современной учебной деятельности: занятия в форме мини-конференций, подготовка презентаций на заданную тему, работа в малых группах. Немаловажную роль в процессе обучения играет организация самостоятельной работы студентов: знакомство и анализ источниковой базы, написание и представление рефератов, докладов, сообщений, курсовых работ. Завершается данный курс представлением итоговой работы, всесторонне характеризующей деятельность сельских библиотек одного из районов Томской области, включающей как элементы анализа результатов работы библиотеки, так и список литературы. Оценивается данная работа по системе «зачтено - не зачтено».
Таким образом, в результате изучения курса «Библиотечное дело Томской области» студенты кафедры библиотечно-информационной деятельности приобретают навыки организации, методического мониторинга, анализа, принятия управленческих решений и планирования деятельности муниципальных сельских библиотек.
Литература
1. Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Международная федерация библиотечных ассоциаций, Российская библиотечная ассоциация. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. 112 с.
2. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конференцией РБА 22 мая 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rba.ru/content/about/ doc/mod_publ.php (датаобращения: 09.12.2014).
3. Компетенция // Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/967982 (дата обращения: 01.12.2014).
4. ФЗ «О библиотечном деле» от 23 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rba.ru/content/activities/address/law/fedzak/78.pdf (дата обращения: 09.12.2014).
5. О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства в Томской области: закон [Электронный ресурс]. URL: http://depculture.tomsk.gov.ru/ru/documents/oblast/ (дата обращения: 09.12.2014).
6. О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области: закон: принят Государственной Думой Томской области: решение от 9 октября 1997 г. № 573 [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.tsu.ru/index_about.php?id=459 (дата обращения: 15.12.2014).
7. Города и районы Томской области (2005-2008): стат. сб. Томск, 2009. 130 с.
8. Культурно-просветительные учреждения Томской области (2002-2008): стат. сб. Томск, 2009. 25 с.
9. Основные показатели муниципальных образований Томской области: стат. сб. Томск, 2009. 258 с.
10. Районы Томской области (2002-2008): стат. сб. Томск, 2009. 290 с.
11. Томская область: стат. ежегодник (2006-2008). Томск, 2009. 52 с.
12. Муниципальные библиотеки Томской области [Электронный ресурс] // Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина: официальный сайт. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/page/23/ (дата обращения: 15.12.2014).
Masyaykina Eugenia A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: eamasyai-kina@rambler.ru. DOI 10.17223/22220836/17/20
TRAINING COURSE «LIBRARIANSHIP OF TOMSK REGION» AS A REGIONAL COMPONENT IN THE EDUCATION OF LIBRARY STAFF
Key words: rural libraries, Tomsk region, Library and Information Education, elective training courses, competence.
The modern public library is an important participant in the socio-cultural activities of the region. It provides access to knowledge and information to the all members of the local community; it helps to meet the needs in the fields of education, professional activities, leisure and personal development. Rural libraries play an important role in social and cultural life of the region, they are involved in the formation of cultural and historical awareness of the local community, and they organize a meaningful leisure of citizens, contributing to the development of their creative abilities, attaching people to the cultural heritage. Library sphere of Tomsk Oblast needs for specialists possessing theoretical and practical skills in the field of modern rural library activity. To implement this task elective course «Library Studies of Tomsk Oblast» was included in the educational program of Library and Information Work Chair. This course involves both theoretical and practical training of modern librarians. Course focuses on developing students either holistic view of the current state of the sphere of culture in Tomsk Oblast, or concepts about the features of library activities of different types and species, in particular -of municipal rural libraries. In the process of mastering the course it is planned to study the socio-cultural environment that is external to the rural library, but will affect the implementation of the basic activities of library and information needs of the formation of readers, as well as consideration of the particular experience of the libraries of various areas of Tomsk Oblast. The most important requirement is knowledge of basic legal documents regulating the activities in the field of culture. Also in the learning process, students are introduced to a variety of source base: statistical materials, organizational, planning, reporting and analytical documents of rural libraries of Tomsk Oblast, publications of regional periodicals. The study of the course occurs either using traditional educational technologies, including lectures, seminars, practical and laboratory classes, or incorporates elements of modern educational activities: classes in the form of mini-conferences, making presentations on a given topic, work in small groups. Thus, as a result of the study course «Library Studies of Tomsk Oblast» students of the chair of library and information work acquire skills like organizational, methodical monitoring, analytical, making management decisions, and planning of activities in municipal rural libraries.
References
1. Rukovodstvo IFLA / YuNESKO po razvitiyu sluzhbyi publichnyih bibliotek / Mezhdunarodnaya federatsiya bibliotechnyih assotsiatsiy, Rossiyskaya bibliotechnaya assotsiatsiya. SPB.: Izd-vo Ros. nats. b-ki, 2002. 112 p.
2. Modelnyiy standart deyatelnosti publichnoy biblioteki: prinyat Konferentsiey RBA 22 maya 2008 g. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/mod_publ.php (data obra-scheniya: 09.12.2014).
3. Kompetentsiya // Tolkovyiy slovar russkogo yazyika / pod red. D. N. Ushakova [Elektronnyiy resurs]. - URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/967982 (data obrascheniya: 01.12.2014.
4. O bibliotechnom dele : federalnyiy zakon RF : prinyat 23 noyabrya 1994 g. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.rba.ru/content/activities/address/law/fedzak/78.pdf (data obrascheniya: 09.12.2014).
5. O realizatsii gosudarstvennoy politiki v sfere kulturyi i iskusstva v Tomskoy oblasti: zakon [Elektronnyiy resurs]. URL: http://depculture.tomsk.gov.ru/ru/documents/oblast/ (data obrascheniya: 09.12.2014).
6. O bibliotechnom dele i obyazatelnom ekzemplyare dokumentov v Tomskoy oblasti: zakon: prinyat Gosudarstvennoy Dumoy Tomskoy oblasti : reshenie ot 9 oktyabrya 1997 g. # 573. [Elektronnyiy resurs]. URL: http://www.lib.tsu.ru/index_about.php?id=459 (data obrascheniya: 15.12.2014).
7. Goroda i rayonyi Tomskoy oblasti (2005- 2008) : stat. sb. Tomsk, 2009. 130 p.
8. Kulturno-prosvetitelnyie uchrezhdeniya Tomskoy oblasti (2002-2008): stat. sb. Tomsk, 2009. 25 p.
9. Osnovnyie pokazateli munitsipalnyih obrazovaniy Tomskoy oblasti: stat. sb. Tomsk, 2009. 258 p.
10. Rayonyi Tomskoy oblasti (2002-2008): stat. sb. Tomsk, 2009. 290 p.