Научная статья на тему 'Подготовка библиотечных кадров в 60 70-е гг. Xx В. (на примере Волгоградской области)'

Подготовка библиотечных кадров в 60 70-е гг. Xx В. (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / PERSONNEL / LIBRARY WORK / THE VOLGOGRAD REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лихоманова Елена Викторовна

Описываются кадровые проблемы библиотечной отрасли Волгоградской области и пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Library staff training in the 1960-1970s (by the example of the Volgograd region)

There are considered the staff issues of the library sector of the Volgograd region and covered the ways of solving them.

Текст научной работы на тему «Подготовка библиотечных кадров в 60 70-е гг. Xx В. (на примере Волгоградской области)»

Е.В. ЛИХОМАНОВА (Волгоград)

подготовка БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В 60 - 70-е гг. XX в.

(на примере Волгоградской области)

Описываются кадровые проблемы библиотечной отрасли Волгоградской области и пути их решения

Ключевые слова: кадры, библиотечное дело, Волгоградская область.

В начале XXI в. в библиотеках г. Волгограда и области происходит «старение» кадров. Престиж библиотечной профессии падает, закрываются библиотеки. На наших глазах разрушается система, которую наши предшественники выстраивали долгие годы, добившись престижа и уважения к библиотечной профессии, поставив подготовку библиотечных кадров на высочайший уровень. Рассмотрим кадровые проблемы и способы их решения на примере Волгоградской области.

В 1957 г. в г. Волгограде было открыто культпросветучилище, которое готовило библиотечных работников. В 1964 г. на специальность «Библиотекарь средней квалификации» было подано 6 заявлений на одно место [4]. Из всех обучавшихся в училище 80% составили жители сельской местности. В 1967 г. на одно место было 3-4 чел. [2]. В 60-е годы XX в. существовала большая нехватка библиотечных кадров по области. Библиотечные работники не везде соответствовали назначению. Часто в школьных библиотеках работали учителя, которые ожидали своих часов и совсем не были заинтересованы в библиотечной деятельности [5]. Плохо была поставлена работа по воспитанию и подбору библиотечных кадров, 50% работников не имели специального образования, допускалась большая сменяемость кадров (Там же. Ед. хр. 4. Л. 74). Например, в 1960 г. в Октябрьском районе во всех библиотеках работали 19 чел., из которых 1 был с высшим образованием, 9 - со средним специальным библиотечным образованием, 8 - со средним общим и 1 - с семилетним. Из 9 библиотечных работников, не имеющих специального библиотечного образования, заочно в библиотечных техникумах учились 4 чел. (Там же. Ед. хр. 68. л. 24). Если в городе охотно оставались работать в библиотеках, то область испытывала трудности с кадрами. Так, в 1960 г. сложилась следующая ситуация. Для работы в библиотеках

требовались сотрудники, но фактическое прибытие не удовлетворяло потребности администрации. Область для работы в районах запросила 20 специалистов со средним специальным и 4 специалиста с высшим библиотечным образованием, но фактически прибыло 18 чел. со средним специальным и 2 чел. -с высшим. Не было стабильности и среди тех сотрудников, которые уже работали в библиотеках. Только в 1960 г. уволились 4 заведующих районными библиотеками; 5 заведующих детскими библиотеками; 2 заведующих городскими библиотеками; 89 заведующих сельскими библиотеками; 29 библиотекарей. И только 15 из них были уволены потому, что не справлялись со своими обязанностями, остальные ушли по собственному желанию [4. Ед. хр. 67. Л. 109].

К 1968 г. положение в школьных библиотеках немного наладилось. В библиотеках средних и восьмилетних школ работали 793 библиотекаря, в том числе на одной и полутора ставках - 359 чел., на полставке - 169, получали доплату - 111 чел. Работали на общественных началах 154 учителя. Из 793 библиотекарей 98 имели высшее и среднее специальное образование, 120 - высшее педагогическое, 106 - неоконченное высшее, 270 -среднее педагогическое, 180 - общее среднее образование, 19 - среднее [6].

Бюро обкома КПСС дало рекомендации районным и городским отделам культуры укрепить библиотеки квалифицированными кадрами, не допускать приема на работу в библиотеки лиц, не отвечающих квалификационным требованиям [6. Оп. 60. Д. 199. Л. 158]. В связи с этим Волгоградское культ-просветучилище увеличило прием абитуриентов. В целях обеспечения преимущественного приема сельской молодежи выдавались рекомендации-направления. Эти направления давали право на первоочередное внеконкурсное зачисление. Однако сельская молодежь сдавала вступительные экзамены отлично, поэтому не было необходимости в применении льгот [4. Л. 50] (см. табл. 1).

За 5 лет было принято 240 чел., из них по разным причинам училище не окончили 80, специальность «Библиотекарь средней квалификации» получили 160 чел. (Там же. Ед. хр. 172. Л. 177). Горисполком Волгоградской области в 1968-1970 гг. предусмотрел открыть в городе 10 городских, 7 детских и 4 юношеских библиотеки с выделением для них 86 штатных единиц с соответствующим фондом за-

© Лихоманова Е.В., 2012

Библиотекари-выпускники

Таблица 1

Отделение Показатели по годам, чел.

1965-й 1966-й 1967-й 1968-й 1969-й 1970-й

прием выпуск прием выпуск прием выпуск прием выпуск прием выпуск прием выпуск

Дневное 30 24 30 - 60 28 60 56 30 28 30 24

Заочное 60 50 30 48 60 54 30 24 60 50 30 26

Всего 90 74 60 48 120 82 90 80 90 78 60 50

работной платы, выделить для существующих библиотек и их филиалов 88 штатных единиц с соответствующим фондом заработной платы [1]. Как мы видим, у библиотек города была большая потребность в профессиональных сотрудниках. Проблема начала решаться только в 1975 г. Начиная с 1975 г. культ-просветучилищу было рекомендовано довести ежегодный прием учащихся на библиотечное отделение до 60 чел., увеличив его на 30 чел. Требовалось также повысить уровень и качество профессиональной подготовки библиотечных работников. Руководителям предприятий колхозов и совхозов было дано указание обеспечивать жильем выпускников училища наравне со специалистами других отраслей народного хозяйства [6. Оп. 92. Д. 40. Л. 6].

Развитие кадрового потенциала советских библиотек было самой важной задачей очередного этапа развития отрасли. Не только Волгоградская область испытывала недостаток в высококвалифицированных кадрах, это была проблема в масштабе всей страны. 22 июля 1975 г. состоялось заседание коллегии Министерства культуры СССР, посвященное вопросу улучшения подготовки кадров библиотечных работников высшей квалификации. Только 10,9% работников библиотек в стране имели высшее библиотечное образование [7]. Это очень низкий процент в соотношении с другими специалистами. Не случайно в 19601970-е гг. новые библиотечные факультеты от-

крывались при высших учебных заведениях в разных городах страны. После 1975 г. в высшие учебные заведения стали принимать большее количество абитуриентов из разных городов. Библиотекари, которые имели среднее специальное образование, поступали на заочное отделение библиотечных вузов. К 1979 г. в библиотеках Волгоградской области специалистов было намного больше, чем в 1960 г. (табл. 2).

Из таблицы видно, что уровень образования библиотечных работников вырос. Конечно, было еще мало сотрудников с высшим библиотечным образованием, но со средним библиотечным - большинство. Соответственно выросло качество работы. Это отразилось на обслуживании читателей и количественных показателях. По области в целом кадровый вопрос решался положительно. В конце 1970-х гг. в Волгоградской области в библиотеках всех ведомств работало 2812 чел., в том числе в госсети - 1538 чел.; профсоюзных библиотеках - 264 чел., колхозных - 16, учебных - 298, школьных - 400, технических - 296 чел. В библиотеках госсети работало 60,8% специалистов с высшим и средним специальным образованием, в профсоюзных - 45,4, в технических - 66,8%. По стажу работы свыше 5 лет в библиотеках госсети работало 59,8% сотрудников, в профсоюзных - 54,5, в технических -74,3% [6. Оп. 92. Д. 53. Л. 10]. Для поддержки уровня образования библиотекарей в обла-

Таблица 2

ые работники

Год Всего, чел. Образование

высшее библиотечное высшее небиблиотечное среднее библиотечное среднее небиблиотечное прочие

1961-й 1132 95 39 446 471 81

1962-й 1061 103 40 441 449 28

1963-й 987 107 38 394 445 3

1968-й 1175 152 46 581 375 21

1969-й 1294 159 63 652 366 54

1970-й 1378 161 80 654 454 29

1976-й 1721 218 120 841 534 8

1978-й 1883 231 156 994 496 6

сти были разработаны мероприятия по повышению квалификации.

Повышение квалификации библиотечных кадров, расширение их кругозора, совершенствование профессионального мастерства - одна из главных задач методического руководства библиотеками, обязательная предпосылка улучшения библиотечного дела в Волгоградской области. Работа по повышению квалификации неразрывно связана с подготовкой начинающих библиотекарей и переподготовкой работающих.

20 января 1960 г. состоялось собрание работников библиотек, на котором рассматривался вопрос о повышении квалификации. В своем выступлении заведующий филиалом №5 говорил: «У нас проводятся семинары, но очень редко <...> без учета специализации. Нужно создать межведомственный совет, который бы координировал работу семинаров и курсов по повышению квалификации» [5].

2 февраля 1960 г. бюро обкома КПСС постановило укрепить библиотеки квалифицированными кадрами; создать при районных и городских отделах культуры квалифицированные комиссии по определению соответствия кадров библиотечной работе; не допускать в дальнейшем приема на работу в библиотеки лиц, не отвечающих квалификационным требованиям. С целью повышения деловой квалификации работников библиотек следовало провести совещание-семинар, посвященный улучшению библиотечного дела, организации обслуживания сельского населения книгой, работе библиотек в помощь техническому прогрессу; разработать межрайонные семинары заведующих сельскими библиотеками в Сталинграде, Камышине, Урюпинске, Михайлов-ке, Елани; организовать месячные курсы для работников абонемента районных библиотек и заведующих передвижным фондом и для начинающих сельских библиотекарей; провести конференцию работников библиотек «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в области». В течение всего года необходимо было также не реже одного раза в квартал проводить 3-5-дневные семинары заведующих сельскими библиотеками; для работников библиотек г. Сталинграда установить день учебы библиотекаря; повысить качество семинарских занятий и установить контроль за учебой каждого библиотекаря [6. Оп. 60. Д. 199. Л. 158-159]. Этот документ можно считать точкой отсчета в дальнейшей работе в сфере повышения квалификации библиотечных работников Волгоградской области. Уже

к 1964 г. сложилась прочная система в проведении мероприятий по повышению квалификации. Так, в 1964 г. семинарскими занятиями было охвачено 436 библиотекарей. Совместно с областным методическим отделом были проведены курсы по переподготовке сельских библиотечных работников. Было охвачено 20 человек. Проведено 4 занятия в школе передового опыта. На занятиях присутствовало 20 чел. Было проведено 3 областных совещания и 8 зональных семинаров [4. Л. 1-2].

В течение 1966 г. было проведено 4 областных и 5 межрайонных семинаров библиотечных работников. С обменом опытом выступили 17 библиотекарей. В октябре был проведен трехдневный практикум для работников районных библиотек. В ноябре был проведен семинар для заведующих библиотеками. В семинаре приняли участие 70 специалистов (Там же. Ед. хр. 178. Л. 38). В 1971 г. областная библиотека им. М. Горького провела областную междуведомственную конференцию «Библиотека и политическое самообразование», областной семинар «Комплектование книжного фонда», межрайонный семинар «Задачи расширения и использования межбиблиотечного абонемента», два практикума в отделе обработки по вопросам организации каталогов и др. В течение года этими мероприятиями было охвачено 848 специалистов [3]. В 1973 г. была проведена областная междуведомственная научно-практическая конференция библиотечных работников по теме «Библиотека и информация». В 1975 г. была проведена научно-практическая конференция «Библиография и читатель» [6. Оп. 92. Д. 53. Л. 3].

В нашей стране в данный период сложилась стройная система повышения квалификации библиотечных работников, которая охватывала почти всех штатных работников, независимо от стажа, квалификации и ранга. Именно в 60-е гг. XX в. шло интенсивное решение кадрового вопроса в области библиотечного дела в стране в целом и в Волгоградской области в частности. В 70-е гг. XX в. была выработана стабильная система в подготовке и повышении квалификации библиотечных работников. Подготовка библиотечных кадров включала формирование широкого общественнополитического кругозора специалистов; всестороннюю общенаучную подготовку по обширному кругу дисциплин; вооружение глубокими теоретическими и практическими знаниями по библиотековедению и библиографии и привитие навыков систематического изучения книг. При этом в рамках институтов куль-

туры общенаучная и профессиональная подготовка дифференцировалась применительно к особенностям работы библиотек различных видов - массовых, детских, технических и др. Эта система работала почти до середины 90-х гг. XX в.

Литература

1. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 71. Оп. 4. Д. 367. Л. 168.

2. ГАВО. Ф. 2115. Оп. 6. Д. 2274. Л. 5-7.

3. ГАВО. Ф. 6244. Оп. 1. Ед.хр. 129. Л. 32.

4. ГАВО. Ф. 6531. Оп. 2. Ед. хр. 133.

5. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 71. Оп. 34. Ед. хр. 38.

6. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 76. Д. 23. Л. 23.

7. Чайковская Е. На коллегии Министерства культуры СССР// Сов. библиотековедение. 1976. №1. С. 105-106.

Library staff training in the 1960-1970s (by the example of the Volgograd region)

There are considered the staff issues of the library sector of the Volgograd region and covered the ways of solving them.

Key words: personnel, library work, the Volgograd region.

Ю.М. ЛОПАНЦЕВ (Волгоград)

СТАНОВЛЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ

духовных училищ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассматриваются становление и назначение ду-ховныхучилищ в системе образования Русской Православной Церкви, основные проблемы организации подготовки в них церковно- и священнослужителей, анализируются перспективы дальнейшего изменения статуса и назначения духовных училищ.

Ключевые слова: система духовного образования РПЦ, кадровый кризис в Церкви, духовное училище, духовная семинария, образовательные стандарты и программы, Болонский процесс.

В конце 1980-х гг. в связи с открытием более 3 тыс. новых приходов Русская Православная Церковь ощутила острую нехватку

священно- и церковнослужителей. Имевшиеся в ее распоряжении духовные учебные заведения - 2 академии и 3 семинарии - оказались неспособными разрешить данную проблему. Учитывая это обстоятельство, юбилейный Поместный собор 1988 г. принял решение о необходимости реформирования и развития всей системы духовного образования, что предполагало открытие не только новых духовных академий и семинарий, но и духовных училищ - учебных заведений нового типа. Последние, по замыслу руководства церкви, должны были готовить церковнослужителей, т.е. псаломщиков, регентов, певчих, иконописцев и других специалистов, непосредственно или опосредованно принимающих участие в богослужебной практике. Подготовка священников, как и ранее, возлагалась на духовные семинарии.

Выполнение данного решения Поместного собора началось незамедлительно. Уже в 1988 г. были открыты три новые духовные семинарии (Киевская, Минская, Тобольская) и пять духовных училищ (Смоленское, Кишиневское, Новосибирское, Ставропольское, Черниговское). Руководство Церкви, однако, очень скоро осознало, что и новые духовные семинарии не могут быстро подготовить необходимое количество священников, поэтому кадровая проблема оказалась в центре внимания и Поместного собора 1990 г., признавшего необходимым «увеличение числа семинарий, открытие духовных училищ в каждой епархии» [3]. Поскольку все епархии испытывали острую нужду в кадрах, было принято решение осуществлять подготовку в духовных училищах не только церковнослужителей, но и священников. При этом подготовка священнослужителей первоначально осуществлялась по сокращенным программам в течение двух лет.

Количество открываемых духовных училищ быстро возрастало. Так, к Архиерейскому собору 1994 г. Церковь имела уже 28 училищ (Там же. 2004. № 10. С. 78), на конец 2000 г. -40 (Там же. 2001. № 1. С. 25), в 2001 г. - 45 (Там же. 2002. № 1. С. 32], в 2003 г. - 47 (Там же. 2004. № 2. С. 12). В последующие годы число духовных училищ стало сокращаться: в 2004 г. их осталось 39 (Там же. 2005. № 1. С. 41), а на конец 2011 г. Церковь располагала 36 духовными училищами [5, с. 213-214]. Сокращение числа духовных училищ было обусловлено начавшимся уже в 1990 г. процессом их преобра-

© Лопанцев Ю.М., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.