16. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 339.
17. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 88. Д. 435.
18. Храмков Л.В. Советы депутатов трудящихся Поволжья в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Саратов : Изд-во СГУ, 1973.
19. Центр документации новейшей истории Волгоградской области (ЦДНИВО). Ф. 113. Оп. 12.
Д. 8.
20. ЦДНИВО. Ф. 113. Оп. 14. Д. 15.
Public policy on maternity and childhood protection in the period of the Great Patriotic War in 1941 - 1945 (based on the material of the Nizhny Volga region)
There are regarded the main areas of public policy on maternity and childhood protection in the Nizhniy Volga region. There are shown the peculiarities of food supply and medical care of children’s institutions of the region, organization of adoption, patronage and job placement of children, help to mothers ofmany children and single mothers.
Key words: maternity and childhood, children’s
institutions, homelessness, patronage and guardianship, welfare payments, flat payment.
А.В. ЛИПАТОВ (Волгоград)
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ СТАЛИНГРАДСКОЙ (ВОЛГОГРАДСКОЙ) ОБЛАСТИ В 1953 - 1964 гг.
Охарактеризована проблема обеспечения кадрами учреждений культуры Сталинградской (Волгоградской) области в период хрущевской оттепели. Выявлены основные направления повышения образовательного уровня и квалификации кадров, описаны пути комплектации штатов.
Ключевые слова: кадры учреждений культуры, культура, «оттепель».
1953 - 1964 годы вошли в историческую литературу как годы «оттепели». Они воспринимаются как переходные к общественно-
политической либерализации общественных отношений в связи с критикой Н.С. Хрущевым «культа личности» И.В. Сталина, а также как переломные в истории советского общества в связи с достижениями в науке, образовании, научно-техническом прогрессе, обустройстве условий жизни и духовном производстве. Помимо обеспечения дальнейшего мощного роста всех отраслей народного хозяйства и повышения материального благосостояния важнейшей задачей был рост культурного уровня советского народа. особое значение здесь приобрели такие социальные институты, как учреждения культуры, которые создавали определенную основу для развития духовной жизни, культурного роста и формирования личности советского человека в рамках существующей идеологии в СССР.
Дома культуры, библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха как доступные и самые массовые учреждения культуры в Советском государстве были вписаны в огромную идеологическую машину по коммунистическому воспитанию граждан, при этом они являлись одними из центров развития культуры и удовлетворения духовных потребностей людей. Главным субъектом системы культурного обслуживания и политического воспитания были ее непосредственные организаторы и участники - культработники, т.е. городские и сельские библиотекари, музейные работники, руководители различных кружков и групп художественной самодеятельности, организаторы клубной работы, методисты, лекторы. от качественного кадрового обеспечения напрямую зависела успешная деятельность учреждений культуры и реализация просветительской миссии.
однако огромные людские потери в Великую отечественную войну, бедность, разруха, низкий уровень жизни населения наложили негативный отпечаток как на количественный и качественный состав работников учреждений культуры, так и на развитие всех направлений деятельности организаций культуры. Первоочередная проблема заключалась в неукомплектованности штатных расписаний. Особенно остро она стояла в сельских учреждениях культуры. Это можно объяснить недостаточным финансированием и слабой материальнотехнической базой. Так, инспекцией Областного управления в октябре 1953 г. было установлено, что в Калачевском, Палласовском,
© Липатов А.В., 2012
Нехаевском, Среднеахтубинском районах области учреждения культуры были не благоустроены, не ремонтировались, зимой не отапливались, что создавало затруднения для проведения массово-политической и культурно-просветительской работы [3]. Нехватка кадров сказывалась на том, что в некоторых районах области не представлялось возможности открыть библиотеки, красные уголки, киноустановки в местах работы крупных МТС, которые участвовали в кампании по освоению целинных и залежных земель в Поволжье [13]. Городские учреждения культуры также были не до конца укомплектованы. Например, в справке о деятельности Областного краеведческого музея за 1956 г., которую предоставил директор А.И. Митрофанов в горком КПСС, указано, что музей, находившийся в подчинении Отдела культуры горисполкома, имел в своем штате всего 10 человек, 4 из которых были научными сотрудниками, хотя до войны штат состоял из 29 человек: «... в штате музея нет достаточного количества научных сотрудников, нет экскурсоводов, фотографа. приходится работать с большим напряжением» [16]. Данное обстоятельство сказывалось при реализации главной задачи работников музея, которая заключалась в активной собирательской работе, комплектовании фондов и коллекций музея [4, с. 19], что делало некоторые экспозиции отделов природы, истории дореволюционного прошлого и советского периода неполноценными и недостаточными для понимания и осмысления исторического прошлого. В отчете Областной библиотеки им. М. Горького указано, что на 1953 г. она имела в своем штате 33 человек, из них 19 человек непосредственно занимались выдачей литературы на абонементе, работой в читальном зале, оформлением поступающей литературы. Директор Областной библиотеки М.А. Крупен-ко указывала на то, что штат не соответствует объему работы с населением при средней посещаемости в день 307 человек на абонементе [5].
Для того чтобы восполнить количественную нехватку культработников и залатать дыры в кадровом обеспечении учреждений культуры, власти стали принимать активные меры по устранению этих недостатков. Во-первых, состав учреждений культуры пополнялся за счет прибывших из других областей и крупных городов РСФСР специали-
стов, окончивших средние, среднеспециальные и высшие учебные заведения страны. С сентября 1954 г. по апрель 1955 г. в учреждения культуры направлен по распределению Министерства культуры РСФСР и Министерства просвещения 201 человек, большинство из которых были выпускниками педагогических и музыкальных училищ [14]. Во-вторых, массово на работу в учреждения культуры (особенно это проявилось в области) стали принимать вчерашних выпускников средних общеобразовательных школ. Например, в Михайловском районе области заведующим Катасоновским сельским клубом работал Н. Ставропольцев, выпускник местной сельской школы, который смог организовать вокруг себя актив из числа сельской интеллигенции и колхозников, с помощью которого был создан хоровой коллектив из 30 человек, успешно выступивший на областном смотре художественной самодеятельности в 1955 г. (Там же).
В целях увеличения кадрового потенциала учреждений культуры Министерство культуры РСФСР выпустило приказ № 441 «О привлечении лиц, окончивших средние школы в 1955 г. для работы в учреждениях культуры» от 20 июня 1955 г., в связи с чем местное Облуправление культурой установило план по привлечению выпускников школ для работы в сельских учреждениях культуры в каждый район области. Предполагалось также пересмотреть состав культработников учреждений культуры и замену библиотечных и клубных работников, не отвечающих предъявленным требованиям, выпускниками школ [15]. Круг компетенций и профессиональных навыков культработников был очерчен на Областном совещании начальников районных отделов культуры в 1953 г.: культработник должен был «хорошо вооружен марксистко-ленинской теорией, иметь широкий кругозор, хорошо владеть навыками агитационно-пропагандистской и культурно-просветительской работы» [2].
Однако молодежь не сильно задерживалась на местах, многие уезжали в города для учебы, участвовали в сельскохозяйственной кампании по распашке целинных и залежных земель, вербовались в крупные промышленные города. Выпускники педагогических училищ, музыкальных школ и культурнопросветительских школ, приехавшие для работы в область по распределению Министерства культуры РСФСР, покидали свои
места из-за необеспеченности жильем, большого круга обязанностей и зачастую большой удаленности от райцентров и городов. В связи с этим при постоянной нехватке кадров проявлялась еще одна проблема - текучка кадров. Для ее предотвращения местные власти приняли ряд мер, направленных на закрепление молодых специалистов на рабочих местах. Так, приказ № 28 по Облуправ-лению культуры «О состоянии и работе с кадрами молодых специалистов в учреждениях культуры Сталинградской области» от 22 марта 1956 г. обязывал молодых специалистов, прибывших в область по распределению, проработать на производстве не менее 3 лет; категорически запрещалось использовать новые кадры в управленческом аппарате, производить должностные перемещения, не связанные со специальностью. Заведующим отделами культуры исполкомов райсоветов поручалось принять все необходимые меры для того, чтобы создать социальнобытовые условия для профессионального и творческого роста специалистов [7].
Несмотря на все трудности, местные власти предоставляли возможность молодым людям, желающим работать в учреждениях культуры, получать образование по заочной форме. По собственному заявлению вчерашние выпускники школ могли обучаться заочно в культурно-просветительской школе г. Ростова-на-Дону и библиотечном техникуме г. Саратова, что позволяло получить среднее специальное образование без отрыва от работы [1]. После обучения им присваивалась квалификация «Организатор и методист клубной работы» или же специальность «Библиотечное дело». На всех обучающихся по этой форме распространялись льготы, равные льготам учителей-заочников, т.е. предоставлялся отпуск на 30 календарных дней с сохранением заработной платы [6].
Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1950-х гг., решения хх съезда КПСС в области культуры позволили открыть в г. Сталинграде Областную культурно-просветительную школу. В области до этого существовала культпросветшко-ла в г. Урюпинске с 1949 г., однако из-за отдаленности, слабой материально-технической базы и малой численности педагогического коллектива она была ликвидирована, а ее учащиеся переведены в г. Сталинград. 1 сентября 1957 г. стала функционировать Областная культурно-просветительская школа. Ее
основными целями были подготовка специалистов для учреждений культуры, формирование компетентных кадров за счет, прежде всего, местных выпускников средних общеобразовательных учреждений города и области [11]. Однако открытая Областная культ-просветшкола имела ряд существенных проблем: неукомплектованность педагогиче-
скими кадрами, отсутствие какой-либо методической работы с преподавателями, в учебных кабинетах отсутствовали наглядные пособия и необходимая учебная литература (Там же).
Если в 1953 - 1956 гг. основной задачей было залатать дыры в кадровом обеспечении за счет увеличения количественного состава работников учреждений культуры, то после XX съезда КПСС, который оказал глубокое влияние на все стороны социального развития советского общества, важнейшей задачей в области культурной политики стал вопрос о задержании культработников на местах и повышении их квалификации, определявшейся наличием образования. Распространенными формами повышения образовательного уровня и квалификации культработников, их творческих способностей и методики проведения культурно-просветительской работы были курсы, семинары. Так, с 5 марта по 5 апреля 1957 г. в г. Сталинграде прошли курсы для художественных руководителей районных Домов культуры с контингентом в 20 человек. При этом учебные расходы, в которые входили оплата дополнительных часов для преподавателей актерского мастерства, стипендия слушателям в размере 180 руб. и оплата съемных квартир в сумме 25 руб., возлагались на ведущую организацию - Областной Дом народного творчества [9]. В результате слушатели имели возможность ознакомиться с практической работой театров города, а куратору курсов артисту Областного драмтеатра им. М. Горького A.A. Высоцкому была вынесена благодарность [10]. Для повышения уровня библиотечного дела в области и в связи с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении библиотечного дела в стране» Облуправление культурой организовало для заведующих сельских библиотек месячные курсы с 25 января 1960 г. Ответственность за подготовку и своевременные выплаты для стипендий, оплаты проезда и съемных квартир возлагалась на Отдел культпросветработы Облуправления куль-
туры [8]. В связи с решениями XXI съезда КПСС и Постановлением ВС РСФСР «О состоянии и мерах по улучшению культурного обслуживания сельского населения РСФСР» в г Волгограде в 1961 г. прошел целый комплекс мероприятий, направленных на повышение деловой квалификации кадров учреждений культуры: месячные курсы для клубных и библиотечных работников; двухнедельные семинары для руководителей драматических кружков и руководителей агитбригад [12].
Таким образом, видно, что проблема кадрового обеспечения учреждений культуры в период «оттепели» оказалась наиболее острой. Это было обусловлено, с одной стороны, недостаточным финансированием развития материально-технической базы культурных организаций, а с другой - слабым обеспечением приемлемых социально-бытовых условий для жизни культработников. Однако государство пыталось улучшить состояние кадров через привлечение к работе сначала выпускников школ, а позже молодых специалистов, постоянно заботясь о повышении уровня их подготовки и квалификации. Тем не менее проблема подбора, расстановки и воспитания кадров сохранялась на протяжении всего исследуемого периода.
Литература
1. Директивное письмо к приказу Министерства культуры РСФСР за №4 «Об организации заочного обучения работников культурно- просветительных учреждений» от 17 января 1956 г. // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 1. Д. 81. Л. 88.
2. Доклад на областном совещании начальников районных Отделов культуры в ноябре 1953 г. // ГАВО. Ф. Р- 6531. Оп.1. Д. 11. Л. 43.
3. Из приказа № 95 по Сталинградскому областному управлению культуры «О состоянии культурно-просветительских учреждений области» от 8 октября 1953 // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 1. Д. 6. Л. 82.
4. Комисарова Е.В. Становление Волгоградского областного краеведческого музея и особенности формирования его собрания // Музей и общество на пороге XXI в. : материалы науч.-практ. конф. Волгоград, 2000.
5. Отчет о работе Сталинградской областной библиотеки им. М. Горького за 1953 г. // ГАВО. Ф. Р-6244. Оп 1. Д. 22. Л. 2-3.
6. Постановление Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 30 августа 1954 № 1836 // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 1. Д. 81. Л. 89.
7. Приказ по Управлению культуры №28 «О состоянии и работе с кадрами молодых специалистов в учреждениях культуры Сталинградской области» от 22 марта 1956 г. // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 1. Д. 78. Л. 140.
8. Приказ №6 «О проведении месячных курсов для заведующих сельских библиотек» от 12 января 1960 г. // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 2. Д. 56. Л. 7.
9. Приказ №28 по областному Управлению культуры «Об организации курсов повышения квалификации руководителей театральных коллективов районных домов культуры» от 18 февраля 1957 // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 1. Д. 102. Л. 48.
10. Приказ №56 по областному Управлению культуры от 11 апреля 1956 г. // ГАВО. Ф. Р - 6531. Оп. 1. Д. 102. Л. 115.
11. Приказ №78 «О состоянии учебновоспитательной работы в Областной культурнопросветительной школе» от 10 мая 1958 г. // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 2. 8. Л. 134.
12. Справка в Главное управление культурнопросветительных учреждений Министерства культуры РСФСР от 24 августа 1961 г. // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 2. Д. 78.
13. Справка о мероприятиях учреждений культуры по выполнению Постановления Сентябрьского Пленума ЦК КПСС «О мерах развития сельского хозяйства» // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 1. Д. 15. Л. 109.
14. Справка о работе с кадрами Управления культуры исполкома Сталинградского Облсове-та за период с октября 1954 г. по апрель 1955 г. // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 1. Д. 52. Л. 6.
15. Справка о ходе выполнения приказа № 441 от 24 июня 1955 г. по Министерству культуры РСФСР «О привлечении лиц, окончивших средние школы в 1955 г., для работы в учреждениях культуры» от 20 июня 1955 г. // ГАВО. Ф. Р-6531. Оп. 1. Д. 55. Л. 290.
16. Справка Областного краеведческого музея за 1956 г. // ЦДНИВО. Ф. 71. Оп. 25. Д. 37. Л. 228, 228 об.
Staffing of institutions of culture of the Stalingrad (Volgograd) region in 1953 -1964
There is characterized the staffing issue of culture institutions of the Stalingrad (Volgograd) region in the period of the Khrushchev thaw. There are revealed the main areas of educational level increase and qualification of staff, described the ways of staffing.
Key words: staff of culture institutions, culture, "thaw".