Научно-технические разработки
К. Ю. Толъский (Сибирский РЦ, г. Красноярск)
ПРОБЛЕМЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ОБЛАСТИ ГО И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»; Федерального закона от 30.12.2001 г. № 195—ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях», приказов МЧС России от 01.10.2004 г. № 458 «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ — региональном центре по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» от 06.08.2004 г. № 372 «Об утверждении положения о территориальном органе Министерства РФ по делам ГО, ЧС и Л ПСБ - органе, специально уполномоченном решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ», от 1.04.2005 г. № 281 «Об утверждении перечня должностных лиц центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» был организован контроль за состоянием защиты населения от ЧС и выполнением мероприятий ГО.
В течение полутора лет в Сибирском региональном центре данная работа постоянно совершенствовалась. Перед территориальными органами МЧС России была поставлена задача о создании отделов надзора и контроля. Приказами начальников ГУ МЧС России были назначены ответственные лица, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции, и наделенные правом составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако, специалистов на плановую проверку органов местного 1 самоуправления и организаций (при условии периодичности проверок не чаше 1 раза в 5 лет) недостаточно.
Организованная работа в ходе проверок была направлена в основном на предупреждение ЧС. Так за 8 месяцев 2006 года
было осуществлено 2953 проверки, по результатам которых выписано 1993 предписания, из которых 1063 исполнены в полном объеме.
По нарушениям составлено 298 протоколов на руководителей предприятий, организаций, учреждений. По 197 протоколам уже вынесены постановления судей, 101 протокол находится в производстве, привлечено к административной ответственности 31 юридических и 57 должностных лиц.
Размер административного наказания по выписанным протоколам составил 802 тысячи рублей.
Что же изменилось сегодня?
Приказом МЧС от 22.08.2006 г. отменен приказ от 01.04.2005 г. № 281, чем сужен круг должностных лиц до одного отдела государственного надзора в области зашиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Если на территории Сибирского региона только объектов второго класса опасности 425 (пункты 64—65 приказа МЧС от 28.02.03 г. № 105 «Об утверждении требований по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения»), а к этому числу необходимо прибавить и муниципальные образования и комплексные проверки органов исполнительной власти субъектов РФ, то на одно должностное лицо такого отдела в Сибирском региональном центре в среднем придется по 18—25 объектов (организаций) в год. Если еще учесть и вопросы повседневной деятельности: переписка, контроль за исполнением выписанных предписаний и протоколов, работа с судами, внезапные проверки, то вывод можно сделать один — с отведенными функциями надзора и контроля по вопросам зашиты населения и территорий от ЧС управление СРЦ не справится. Такие же проблемы существуют и в ГУ МЧС России по субъектам СФО. Где размещено более 10 000 ПОО и 4190 муниципальных образований.
Как же выполнить данные задачи, не
имея в штате СРЦ структурного подразделения, осуществляющего государственный надзор (речь идет об отделе, осуществляющем государственный надзор в области защиты населения и территорий от ЧС).
А где же структурное подразделение, осуществляющее государственный надзор в области гражданской обороны?
С выходом в свет приказов МЧС России N9 489, №490, №491 от 22.08.06 г. любой мировой судья вправе отказать в приеме в производство административного дела оформленного лицом, не являющимся сотрудником вышеназванного отдела. Значит, надо менять организационно-штатную структуру регионального центра, и, следовательно, до этого периода работа по осуществлению надзорной деятельности приостановится.
Считаю необходимым дополнительно расширить штат сотрудников территориальных органов управлений допущенных к осуществлению надзорной деятельности и уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, с выдачей им соответствующих документов (удостоверений), что не противоречит статье 28.3 части 4 КоАП (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. №199 - ФЗ).
С учетом реформирования МЧС предлагаем в организационно-штатной структуре СРЦ иметь два управления: (ГПН и Управление по осуществлению государственного надзора в области ГО, защиты населения от ЧС включая отдел ГИМС) в соответствии со схемой.
Проект
Организационно-штатная структура Сибирского РЦ МЧС России
Управление ГПН Управление надзорной деятельности в области ГО и защиты населения от ЧС
Отдел организации надзорной деятельности Отдел организационно-плановый
Отдел надзора за особо важными объектами Отдел надзора и контроля по ГО
Отдел административно-правовой деятельности и дознания Отдел надзора и контроля по защите населения от ЧС
Отдел ГИМС
Отдел государственной статистики и взаимодействия со страховыми организациями Отдел инспекции в области промышленной безопасности, энергонадзора и охраны труда
Научно-технические разработки