_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
иудаистские и баптистские, реформаторские и православные храмы. Климат и близость Балтийского моря послужили развитию оздоровительному туризму: область известна своими санаториями. Эти же факторы поспособствовали распространению сельского туризма, достаточно перспективного в настоящее время. Высокий интерес вызывают особо охраняемые природные территории: национальный парк «Куршская коса», заказник «Балтийская (Вислинская) коса», ботанический сад « Ботанический сад Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта».
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 02 августа 2012 года № 583, развитие сферы туризма и отдыха - один из базовых приоритетов новой модели экономики Калининградской области [1]. Цель данной Стратегии - повышение эффективности и конкурентоспособности экономики региона за счет развития туристической сферы. Основным инструментом развития туристической сферы в Калининградской области является государственная программа Калининградской области «Туризм», утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года № 993. На достижение поставленных задач Программы направлена реализация комплекса мероприятий по продвижению и формированию туристического продукта; по поддержке субъектов предпринимательской деятельности; по созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров в Калининградской области; по благоустройству территорий и объектов, имеющих туристическую привлекательность; по предоставлению субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств по созданию условий для отдыха и рекреации и на содержание морских пляжей в границах муниципальных образований [1]. За последний год было уделено большое внимание информированию и продвижению региона, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Выделялись субсидии для поддержки предпринимательской деятельности, способствующей развитию туризма в области. Также были реализованы инфраструктурные проекты в сфере туризма. Особое внимание этому вопросу уделено в связи с подготовкой проведения на территории региона игр чемпионата мира по футболу 2018 года.
Калининград является постоянным организатором и участником различных международных, специализированных выставок, ярмарок, фестивалей, проводимых как на территории Калининграда, так и в других городах региона.
Бесспорно, Калининградская область является уникальной, интересной с одной стороны, как для познавательного, так и пляжного и санаторного отдыха, а с другой как площадка для построения деловых и международных отношений.
Список использованной литературы: 1. http://www.russiatourism.ru/regions
© Вильде Е.А., Рылова Н.А., Художникова Д.В., 2017 г.
УДК 338.45
Гирич Вера Николаевна,
магистрант 1 курса кафедры экономики предприятия, Алексахина Людмила Викторовна, доцент кафедры экономики предприятия, ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», г. Керчь, РФ
E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация
Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
предприятия заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. Успех работы организации обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.
Ключевые слова
Трудовые ресурсы, персонал предприятия, производительность труда, трудоемкость, прибыль, организация производства, рентабельность персонала.
Руководству организации важно располагать в определенное время, на соответствующих рабочих местах, в нужном количестве и требуемой квалификации таким персоналом, который бы обеспечил решение производственных задач. При этом планирование персонала должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.
Изучению трудовых ресурсов, проблем управления ими посвящены работы таких зарубежных авторов, как Ф. Тейлор, Л. Гилберт, М. Мескон, М. Портер, М. Альберт, А. Маслоу, Ф. Хедоури, А. Файоль, П. Друкер, Хендерсон.
Планирование может быть качественным и количественным. Современные службы персонала должны уметь прогнозировать не только численность персонала, но и его квалификацию. [1, с. 141]
Планирование трудовых ресурсов организации представляет собой процесс применения процедур планирования с целью комплектации штатов и персонала. Другими словами, планирование есть разработка плана удовлетворения будущих качественных и количественных потребностей организации в людских ресурсах.
Планирование потребности в персонале - часть общего процесса организационного планирования. В конечном итоге успешное кадровое планирование основывается на знании ответов на следующие вопросы: сколько работников, какой квалификации, когда и где потребуется; каким образом можно привлечь нужный и сократить или оптимизировать излишний персонал; как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями, умениями и внутренней мотивацией; каким образом обеспечить условия для развития персонала; каких затрат потребуют запланированные мероприятия. [3, с. 193]
Количественная оценка потребностей в персонале, призванная ответить на вопрос о количестве работников необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, основывается на анализе предполагаемой организационной структуры, требований технологии производства, маркетингового плана, а также на прогнозе изменения количественных характеристик персонала.
Качественная оценка потребностей в персонале представляет собой попытка ответить на вопрос связанный с определением уровня квалификации необходимого персонала. Это более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным количественной оценке, учитываются ценностные ориентации, уровень культуры и образования, профессиональные навыки и умения того персонала, который необходим организации. [4, с. 203]
Современные организации используют для планирования потребностей в человеческих ресурсах различные методы от весьма простых до крайне сложных. Наиболее простой метод - это экстраполяция -достаточно часто применяемая в практике планирования. Суть этого метода заключается в переносе существующей в организации ситуации на планируемый период с учетом коэффициентов, учитывающих изменение производственных показателей. При всей привлекательности метода очевидна его ограниченность, он вполне подходит для планирования потребности в персонале на короткий период времени для организаций с достаточно стабильной структурой, работающих в мало изменяющейся внешней среде.
Многие организации применяют в реальной практике метод скорректированной экстраполяции. Он учитывает изменения соотношения факторов, определяющих потребность в персонале, производительность труда, изменения цен, изменения на местном рынке рабочей силы.
Некоторые организации используют метод экспертных оценок, который основан на мнении экспертов,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
как правило, руководителей структурных подразделений или организаций.
Опыт и интуиция экспертов дает возможность использовать достаточно популярный способ планирования, связанного с прогнозированием, которое более или менее надежно подсказывает, что в будущем при известных условиях необходимо предпринять организации, как надо действовать, чтобы получить желаемые результаты.
При проведении кадрового планирования необходимо собрать базу данных, осуществить их передачу, внести в компьютер. Эту задачу можно решить только с помощью кадровой информационной системы. В современных организациях используют различные компьютерные модели для перспективного планирования человеческих ресурсов.
На основе информации, предоставленной линейными менеджерами, специалисты по человеческим ресурсам строят компьютерный прогноз потребности в персонале. Использование компьютерных моделей позволяет применять различные методы прогнозирования, что повышает точность прогноза. Сложность применения этого метода заключается в трудности получения достоверной прогнозной информации о предстоящих изменениях как внутри организации, так и внешней среды.
Планирование трудовых ресурсов - традиционно подразумевает процесс определения того когда, где, сколько, какого качества (квалификации) и по какой иене потребуется организации сотрудников для реализации ее задач.[4, с. 115]
Разработка собственно стратегии управления персоналом сходна с разработкой стратегии развития организации и состоит в определении курса действий, времени его реализации, показателей оценки прогресса и выработки планов организационно-технических мероприятий по реализации этого курса действий. Стратегия определяет общее направление работы, фокус для реализации планов организационно-технических мероприятий. [7, с. 128]
Так же как и при разработке, бизнес стратегии при формулировании стратегии управления персоналом используются два подхода: "снизу-вверх" и "сверху-вниз". Современные компании используют оба метода, имеющих свои недостатки и дополняющих друг друга. При использовании подхода "сверху-вниз" высшее руководство определяет общую стратегию управления персоналом для всей организации, которая впоследствии разбивается на стратегии и планы для каждого из ее подразделений. За счет участия высшего руководства обеспечивается высокое качество оценки внешней среды и определения тенденций в ее динамике, связь со стратегией развития организации, определение приоритетов, актуальных для всей организации. Стратегия и планы управления персоналом, разработанные высшим руководством, определяют основные направления формирования стратегии и планов для следующего уровня руководства и т.д. При таком подходе центральной является проблема мотивации руководителей низовых подразделений и их подчиненных на реализацию "чужих" для них планов.
Эта проблема является значительно менее актуальной при планировании "снизу-вверх", когда каждое подразделение разрабатывает собственную стратегию и планы организационно-технических мероприятий, которые впоследствии интегрируются в единый план организации. Недостатками этого подхода являются недостаточная компетентность низовых подразделений в оценке динамики внешней среды, понимании общей стратегии развития организации, ее приоритетов и возможностей, а также согласовании планов различных подразделений между собой. Как правило, руководство организации разрабатывает и направляет в подразделения стратегию управления персоналом на долгосрочный период (3-5 лет), на основании которой разрабатываются планы организационно-технических мероприятий для каждого из подразделений на более короткие периоды (1-2 года), которые впоследствии утверждаются руководством. Часто для проведения анализа динамики внешней среды и формулирования стратегии управления персоналом создаются временные группы из сотрудников организации различных уровней (с привлечением и без привлечения внешних консультантов), что позволяет обеспечить соединение взглядов "сверху" и "снизу" на организацию и ее персонал.[2, с. 378]
Таким образом, правильное планирование трудовых ресурсов организации способствует достижению целей, стоящих перед организацией. Планирование трудовых ресурсов связано с изучением рынка труда, аттестацией рабочих мест, совершенствованием методов стимулирования труда, повышением квалификации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
сотрудников, а также формированием корпоративного сознания. Список использованной литературы:
1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2012. - 328 с.
2. Базарова Т. Ю. Управление персоналом. М.ЮНИТИ, 2013. - 560 с.
3. Блинов А. О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом: Учеб. пос. М.: ГЕЛАН, 2010. - 229 с.
4. Демчук О. В., Сушко, Н. А. Экономика рыбного хозяйства: Учебное пособие - Симферополь: ДИАЙПИ 2013. - 311 с.
5. Райцкий К. А. Экономика предприятия. Учебник для вузов - 3-е издание. М.: - Издательско-торговая корпорация «Даньков и К», 2012. - 312 с.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: М.: ООО «Новое знание», 2014. - 272 с.
7. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А. Я. М.: Инфра-М, 2009. - 248 с.
© Гирич В. Н., Алексахина Л.В., 2017
УДК 33
Глазова Марина Викторовна,
канд. экон. наук, заместитель генерального директора по экономике и финансам-казначей, ООО «ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕТИ», Москва, РФ
КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Аннотация
Принятие решений является фундаментальным аспектом деятельности менеджеров. Различия в социализации менеджеров и бизнес-среде, с которой они сталкиваются, могут влиять как их процессы разработки решений, так и на выбор, который они делают. В статье приводится анализ качественного и количественного подходов к разработке управленческих решений.
Ключевые слова
Принятие решений, менеджер, качественный подход, количественный подход.
Один из ведущих мировых авторов учебников по менеджменту С.П. Роббинс описал принятие решений как «сущность работы менеджера» и «один из важнейших элементов функционирования организации» [4]. Лауреат Нобелевской премии Г.А. Саймон даже утверждает, что процесс принятия решений является синонимом управления [3]. Многие виды компьютерных информационных систем были разработаны для поддержки принятия решений.
Менеджеры по всему миру должны постоянно принимать решения, которые существенно влияют на их организации. Существование различных подходов к разработке и принятию управленческих решений было признано десятилетия назад. А.Дж. Роу и Дж. Д. Боулгарайдс утверждают, что: «зная стиль принятия решений менеджера, можно предсказать, как он будет реагировать на различные ситуации» [1].
Это знание также имеет важное значение для понимания того, насколько и каким образом менеджер может использовать автоматизированные системы поддержки принятия решений. В связи с увеличением частоты и значимости международного взаимодействия предпринимательских структур возрастает потребность в том, чтобы знать, как менеджеры принимают решения в разных частях мира, и как программные приложения могут поддерживать их деятельность в области принятия решений.
В.Н. Данн утверждает, что практически все организационные проблемы являются взаимозависимыми,